В развитии большинства технологий бывает такой этап, когда возможным кажется всё. В качестве примеров можно привести персональные компьютеры в начале 1980-х, Интернет в конце 1990-х и мобильные приложения в начале нынешнего десятилетия.
Но проходит какое-то время и ставит все на свои места.
Интернет вещей выглядит весьма многообещающе. Согласно прогнозам, миллиарды подключенных устройств помогут людям решать у себя дома и в деловой среде самый широкий спектр задач. Но вместе с этим начинают проявляться и разного рода недоработки. Какие бы радужные перспективы ни сулила технология, у нее помимо достоинств практически всегда имеются и недостатки. Вот лишь самые очевидные из них.
Плохие данные
Системы Интернета вещей хороши настолько, насколько хороши собираемые ими данные, а они порой оставляют желать лучшего.
По оценкам General Electric, до 40% сведений, собранных с датчиков Интернета вещей, могут к моменту попадания в облако уже оказаться неверными, избыточными или бесполезными. Это усложняет процесс сбора и обработки данных.
Работа в жестких условиях повышает вероятность того, что датчик сгенерирует ошибочную информацию: опасность представляют перемена погоды, вандализм, вредители и еще многие другие факторы. Чтобы такого не произошло, предприятиям приходится калибровать свои датчики, устанавливать резервные узлы или использовать устройства для контроля (например, камеры).
Все эти проблемы можно решить с помощью средств искусственного интеллекта, анализируя полученные с датчиков показатели и приходя к правильным выводам. Врачи, например, смогут следить за состоянием пациента с помощью носимых устройств, которые измеряют параметры жизненной активности и сравнивают их друг с другом. Одновременно отфильтровываются ненужные показатели — скажем, 1000 последовательных сообщений о том, что за последние пять минут никаких нештатных изменений в функционировании трубопровода не наблюдалось. Решение таких задач должны взять на себя вычислительные средства, находящиеся на границе сети.
Небезопасные устройства
Многие домашние устройства Интернета вещей поставляются с брешами в системе безопасности, и, даже если сейчас об этих брешах никто не знает, в конечном итоге они все равно обнаруживаются.
Компания Hangzhou Xiongmai Technology уже успела прочувствовать такие проблемы на собственном опыте. В прошлом году ее устройства цифровой видеозаписи и подключенные камеры оказались затянуты в зомби-сеть Mirai, поразившую значительную часть Интернета. Слабые пароли, установленные по умолчанию, открыли двери атакующим. Годом ранее компания прекратила поставки устройств со слабыми паролями, но заставить уже имеющихся пользователей установить новую прошивку и поменять пароль вручную ей так и не удалось.
Стремительная смена технологий
Интернет вещей по-прежнему остается движущейся целью, он очень изменчив. Это затрудняет выбор технологий, поскольку в долгосрочной перспективе из их числа, скорее всего, выживут далеко не все.
Некоторые спецификации, появившиеся всего несколько лет назад (например, IoTivity и AllJoyn) уже объединяются друг с другом. Если поставщики обеспечат совместимость старого оборудования с новым, то уменьшение числа существующих стандартов, наверное, следует расценивать как позитивный фактор, однако такая консолидация может таить в себе и немало сюрпризов.
Помимо всего прочего, этот вопрос поднимается в связи с развитием территориально распределенных сетей ограниченного радиуса действия. Сегодня выбор здесь достаточно широк, но аналитики опасаются, что в долгосрочной перспективе его окажется недостаточно. Сотовые вышки не будут демонтировать до тех пор, пока не придет время менять использующие их устройства, но сеть, завершающая свой жизненный цикл, расширяться не будет. Поэтому сегодня делать выбор нужно очень осмотрительно.
Неготовность обслуживающего персонала
Подключение к сети множества машин, всеобщую автоматизацию и более глубокое проникновение в суть бизнеса, конечно, можно только приветствовать, но сам по себе Интернет вещей не работает.
Находясь на границе между вычислительными системами и физической инфраструктурой — станками, кондиционерами и т. д., Интернет вещей заставляет сотрудников ИТ-службы вступать во взаимодействие с обслуживающим персоналом, с которым они, вполне возможно, даже не знакомы. Прошлогодний опрос Technalysis показал, что операционные подразделения вовлекаются в проекты Интернета вещей даже чаще, чем ИТ-служба.
Опрос, проведенный в прошлом году Strategy Analytics, показал, что извлечь из Интернета вещей максимум можно лишь при активном участии всех подразделений. Торопливость здесь вредна, она повлечет за собой много путаницы, которая может даже свести на нет всю пользу. Больше половины (51%) участников опроса Strategy Analytics вовсе не уверены в том, что проекты Интернета вещей вообще когда-нибудь окупятся.
IHS: в ближайшие десять лет устройства Интернета вещей распространятся повсеместно
Как прогнозируют аналитики IHS Markit, количество устройств Интернета вещей, зажигающих «искру разума» в умных городах, в ближайшие десять лет вырастет в шесть раз.
Ожидается, что уже в нынешнем году поставки датчиков, регистрирующих пешеходов и оценивающих загруженность дорог, а также измеряющих уровень загрязнения воды и воздуха, достигнут 202 млн а к 2026 году — 1,4 млрд единиц.
«Рынок умных городов, несмотря на свое нынешнее фрагментированное состояние, открывает отличные возможности для всех игроков», — уверен автор отчета, старший аналитик IHS Markit Пабло Томази.
Под фрагментированностью Томази понимает широкий спектр различных проектов, разрабатываемых во всем мире, а также разнообразие технологий, предлагаемых городских сервисов и игроков, действующих в отдельных рыночных сегментах.
В прогнозе IHS Markit учитываются датчики, камеры, узлы, радиооборудование и другие компоненты, необходимые для сбора данных. Они выпускаются поставщиками сетевых технологий и производителями, которые разрабатывают как оборудование, так и выполняющееся на нем программное обеспечение. Не называя конкретных лидеров, Томази в своем прогнозе предположил, что процесс вытеснения слабых игроков будет долгим, а на рынке будут сосуществовать множество различных технологий, рассчитанных на разные сценарии использования.
«Умные города — дело далекой перспективы, а все, кто вовлечены в этот процесс, нацелены на долгосрочные результаты, — добавил Томази. — Чем сильнее инициативы умных городов затрагивают фундаментальные проблемы, тем вероятнее включение этих инициатив в повестку дня госструктур и коммерческих предприятий».
— Мэтт Хэмблен, Computerworld, США