Блокчейн стремительно врывается в российскую действительность. От первого знакомства с этой технологией до запуска пилотных проектов прошло не более года, а Петербургский международный экономический форум показал, что интерес к ней проявляют чиновники самого высокого ранга.
В панельной сессии «Блокчейн — рождение новой экономики» приняли живое участие такие чиновники, как первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров и заместитель председателя Центробанка Ольга Скоробогатова. Модератором сессии выступил Сергей Горьков, председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». То ли статус выступающих сыграл решающую роль, то ли сама тема оказались очень интересной, но свободных мест в зале почти не было.
Блокчейн может быть внедрен в совершенно различных сферах — в банковской сфере, производстве, госсекторе, торговле. Скорее всего, во всех, где есть масса транзакций.
Готовность продемонстрирована на самом высоком уровне, хотя саму технологию блокчейна в мире чаще изучают, чем используют на практике. «В прошлом году было много экспериментов, а в этом некоторые из них начинают переходить в реальность», — рассказал основатель Ethereum Виталик Бутерин, которому модератор предоставил первое слово.
По словам Горькова, компания Бутерина настолько быстро взлетела, что уже обогнала по капитализации Twitter. Ethereum, платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна, появилась в середине 2015 года и уже заинтересовала крупнейшие мировые банки и компании.
Одно из первых внедрений блокчейна осуществлено в Грузии, где технологию использует Агентство гражданского реестра минюста для регистрации прав на земельные участки. Об этом упомянуло несколько спикеров сессии. Изучать грузинский опыт предложил Шувалов.
Однако намного чаще говорили о том, как мир и общество могут измениться благодаря блокчейну и каких проблем можно было избежать в прошлом, если бы эта технология уже применялась.
«На Гаити после крупного землетрясения в 2010 году оказалось разрушено здание, в котором находился реестр прав на недвижимость. На острове до сих пор не могут восстановить этот реестр. Если бы использовалась технология блокчейна, то все данные можно было собрать по кусочкам без потерь», — говорит Валерий Вавилов, глава компании The BitFury Group.
Александр Иванов, генеральный директор компании Waves Platform, сравнил запуск блокчейна с появлением Интернета. По его словам, осознание перспектив блокчейна позволит получить огромное преимущество.
Готовность различных структур к таким грандиозным изменениям представил Кириакос Коккинос, исполнительный директор IBM Europe. Согласно опросу, проведенному IBM в 3 тыс. организаций из разных стран, 8% запустили пилотный проект, 25% изучают возможности внедрения в ближайшие 12 месяцев. Среди тех организаций, которые уже внедряют или планируют внедрить блокчейн в ближайшее время, 33% представляют финансовый сектор, 29% — правительственные структуры, 27% — здравоохранение.
Скоробогатова на вопрос о возможности появления «битрубля» ответила кратко: «До создания криптовалюты точно дойдем, но позже. Все регуляторы пришли к мнению, что такая валюта нужна, но думают, как это сделать».
«Если революция неизбежна, то ее нужно возглавить. Мы, как регулятор, готовы к этому. Проектов в российском банковском секторе уже много. Если в мире о готовности внедрять блокчейн заявили 77% банков, то у нас — все. Юридические вопросы сложно решать, но посредством пилотных проектов мы с ними справимся», — пообещала Скоробогатова.