Причин, по которым при автоматизации руки до систем управления техническим обслуживанием и ремонтом доходят в последнюю очередь, Артем Мясников, директор центра отраслевых и бизнес-решений компании RedSys, называет несколько, в том числе и порой философское отношение бизнес-руководства к поломкам («старое все равно сломается, а новое на гарантии производителя»). Кроме того, когда денег у предприятия много, оно может не задумываться о стоимости ремонта техники, поскольку эта стоимость формально составляет малую часть общих затрат; когда же денег мало, раздумья имеют чисто теоретический характер — внедрять систему все равно не на что.
В немалой степени двигателем перемен, в том числе в области информатизации, в нашей стране являются требования регуляторов, а они, по крайней мере пока, проявляют весьма сдержанный интерес к этому аспекту сферы техобслуживания.
Впрочем, как полагает Мясников, времена меняются. Бизнес-руководство начинает понимать, что в полную стоимость внепланового ремонта оборудования входит и недополученная за время простоя прибыль. И для наведения порядка в этой области недостаточно пресловутой «таблички в Excel», с которой начинается у нас любая информатизация. Необходима полноценная система, интегрированная не только с АСУ ТП, но и со средствами аналитики, с системами складского, производственного и бухгалтерского учета, документооборота, управления персоналом.
Что касается методологии, то в RedSys придерживаются мнения, что дорогое, критическое для бизнеса оборудование надо обслуживать заблаговременно, не допуская его поломки и соответственно простоя. Дешевое и вспомогательное — по факту выхода из строя. А то, на которое распространяются регламенты (например, на атомных станциях), — в соответствии с этими регламентами.
Начинать думать о внедрении системы ТОиР, полагают в RedSys, надо задолго до того, как «загромыхает», поскольку обычно внедрение системы занимает три года. Первый год уходит на пилотный проект, второй — на тиражирование системы в масштабах предприятия, третий — на создание дополнительного функционала.
Окупается такой проект тоже в среднем за три года. Но, как отметил Мясников, есть и особые случаи. Например, внедрение системы для обслуживания здания порой позволяет настолько сэкономить на коммунальных услугах (становится понятно, где утечки, не воруют ли ресурсы соседи посредством «врезок» и т. д.), что проект окупается и вовсе за месяц.