Компания Merlion начинала как дистрибьютор продукции для сборщиков и конечных покупателей, а в последние годы взяла курс на развитие дистрибуции с добавленной стоимостью (Value Added Distribution, VAD); это направление к настоящему времени дает около трети бизнеса компании. Для ускорения его развития Merlion купила или вступила в стратегический альянс с восемью компаниями, начиная с приобретения Verysell Distribution в июле 2011 года и кончая покупки «Рентсофта» и Velvica в июле 2017-го. Примечательно, что «Рентсофт» и Velvica не классические ИТ-компании, продающие товары или лицензии. Первая — дистрибьютор облачных сервисов, вторая — разработчик технологической платформы для дистрибуции облачных сервисов.
Очередным этапом развития VAD стал Merlion IT Solutions Summit, первое мероприятие компании, организованное для партнеров направления VAD. Саммит собрал почти 900 человек — ведущих специалистов и руководителей российских и зарубежных ИТ-компаний, крупных промышленных, торговых и сервисных компаний, а также компаний-клиентов.
Речь на мероприятии в основном шла о различных аспектах цифровой трансформации бизнеса и особенностях цифрового трансформирования в России. Такой тематике в той или иной мере были посвящены и выступления пленарных спикеров — представителей IBM, HPE, Dell EMC, Microsoft, а также немалая часть докладов производителей, в которых освещались проблемы перехода в облака, обеспечения доступности данных, вопросы создания и эксплуатации инфраструктуры ЦОД. Среди других популярных у посетителей тем организаторы отметили Интернет вещей, умный город, вопросы безопасности. Председатель совета директоров Merlion Алексей Абрамов особо подчеркнул, что его компания готова помочь партнерам в работе со всеми представленными на саммите продуктами и решениями.
Общее представление о состоянии ИТ-рынка — мирового и российского — и их перспективах призваны были дать аналитики. Каждый сделал это по-своему. Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC в России и СНГ, проиллюстрировала ситуацию на примере динамики продаж серверов и роста популярности облаков, неотъемлемой части цифровой трансформации. По данным IDC, с 2002 года мировой рынок серверов радикально изменился: доля устройств в корпусах типа «башня» (основной некогда тип серверов, особенно в небольших компаниях) упала с 22 до 5%, «больших систем» — с 50 до 10%. Зато вырос удельный вес серверов в стоечном исполнении, популярных в дата-центрах, — с 28 до 60%. В дальнейшем, как полагают в IDC, тенденция к переходу в облака сохранится: в 2016 году на традиционные (необлачные) технологии тратилось почти две трети бюджетов, в 2020 году на них придется лишь около половины ИТ-бюджетов. Россия, по оценке IDC, существенно отстает: в 2021 году облачные сервисы составят лишь 12%, но можно сказать, что они быстро растут на фоне стагнации серверного рынка в целом.
Виктор Иванов, региональный директор Context по России и странам Балтики, на примере швейцарской компании Also заверил слушателей, что партнерам второго уровня «не надо бояться дистрибьютора с облаком» — облачная платформа не ломает канал продаж, а добавляет ему возможностей. Консолидация дистрибьюторов — тоже вполне европейский процесс, причем фокус при объединениях делается именно на создание добавленной стоимости. Российский рынок, по оценке аналитиков Context, растет, хотя, конечно, и не без провальных кварталов. Но в целом все неплохо — срок прихода новых продуктов в нашу страну сократился, рынок обелился и вообще «Россия — единственный нерегулируемый рынок в мире, где у Google есть конкурент».
Президент европейской консалтинговой компании DT-Global Business Consulting Даниэль Торнили, обозревая состояние ИТ-бизнеса в России, обошелся без цифр и упоминания технологий. По его мнению, у нас на фоне мировой ситуации все неплохо. Были тяжелыми 2014–2016 годы? Так до этого продажи росли темпами, которые иным странам и не снились, да и сейчас восстанавливаются довольно бодро. И если стоимость нефти будет держаться на текущем уровне, что весьма вероятно, то прогноз Торнили относительно развития нашего рынка весьма благоприятен. И западные компании, видя это, снова готовы инвестировать в нашу страну.