Рынок видеонаблюдения — это весьма привлекательный рынок. По оценке ReportsnReports, его объем в 2016 году составил свыше 30 млрд долл., а к 2022 -му превысит 75 млрд. Наиболее быстрорастущим сегментом является IP-видеонаблюдение, а потому конкуренция здесь обостряется. Стремясь захватить как можно большую долю рынка, китайский производитель Hikvision снижает цены, и многие его конкуренты вынуждены последовать такому примеру.
Шведской компании Axis благодаря широкому ассортименту и качеству продукции пока удается успешно держаться в этой ценовой войне, хотя и приходится отвечать на постоянные претензии заказчиков относительно высокой стоимости продукции. Говоря о принципах деятельности компании, Алексею Майорову, директору по продажам Axis в России, в ходе недавней партнерской конференции Axis в Москве пришлось в очередной раз объяснять, что цена определяется затратами и характеристиками продукции. Более качественное и более дорогое решение лучше справляется с поставленными задачами и оказывается даже дешевле по совокупной стоимости владения, так как проще в обслуживании, реже выходит из строя и т. п.
Согласно только что опубликованным данным, в третьем квартале компания показала рекордный объем продаж — 2,3 млрд шведских крон (примерно 275 млн долл.). За первые девять месяцев текущего года продажи выросли на 20%, а чистая прибыль превысила 70 млн долл. Значительную часть получаемой прибыли — 17% — компания вкладывает в исследования и разработки. Одних только камер видеонаблюдения в ее линейке насчитывается уже 273 модели, а ассортимент аксессуаров к ним превысил полтысячи. К тому же компания постоянно расширяет ассортимент устройств для физической защиты. Одна из новинок — сетевой радар D2050-VE; его интеграция с поворотными камерами упрощает ведение объекта.
Алексей Майоров: «Как гласит шведская пословица, не ошибается тот, кто спит. Мы готовы признавать свои ошибки и оперативно устранять их» |
Поставляемые в Россию камеры производятся в Швеции, Венгрии и Чехии. А в прошлом году была открыта линия по сборке камер в Твери, там выпускается уже более 20 различных моделей. Как подчеркивает Майоров, под маркой Axis всегда продаются камеры Axis, а не OEM-продукты. Между тем некоторые весьма известные производители поставляют под своей маркой устройства, которые не были ими разработаны. Помимо прочего это несет дополнительные риски для кибербезопасности, поскольку на необходимых мерах и функциях могли сэкономить.
Кибербезопасность стала центральной темой партнерской конференции. После инициированных ботнетом Mirai нашумевших DDoS-атак, в которых существенную долю «зомбированных» устройств составляли камеры видеонаблюдения, специалисты не могли не обратить пристального внимания на эту проблему. Конечно, ответственность в данном случае несут во многом сами пользователи, поскольку они не затруднились поменять заданные по умолчанию пары «имя/пароль». Впрочем, некоторые вендоры использовали прошитые пароли для целей обслуживания, и эти пароли стали известны злоумышленникам.
Axis заявляет о своей максимальной открытости в вопросах кибербезопасности при обнаружении уязвимости. Так, летом прошлого года была выявлена критическая уязвимость в программном обеспечении камер Axis, позволявшая получить права администратора без аутентификации, если камера была подключена к Интернету. Поскольку количество затронутых камер Axis было немалым, понадобилось пять недель на устранение уязвимости и подготовку прошивок для всех моделей пострадавших камер (более 200 моделей). После этого компания проинформировала партнеров о необходимых действиях и обнародовала информацию.
Кибератака на систему видеонаблюдения может привести к подрыву физической защиты объекта, поэтому в Axis уделяют повышенное внимание вопросам кибербезопасности. Компания еще несколько лет назад выпустила руководство по усиления защиты Axis Hardening Guide, и оно постоянно обновляется. В систему управления Axis Camera Management добавлено управление сертификатами, чтобы доступ к камере мог получить только обладатель сертификата из доверенного источника. В ближайшие версии своих прошивок для камер Axis собирается внести ряд изменений для укрепления их защищенности: ввести ограничение на минимальную длину пароля, блокировать доступ к камере при массовых попытках входа, ввести проверку обновлений прошивок на подлинность и др.
В этом году компания объявила о смене фокуса своей стратегии с продуктов на решения. Ключевыми отраслевыми сегментами являются розничная торговля, транспорт и промышленность.