Крупнейшие российские операторы связи вновь подвергли критике отдельные положения антитеррористического закона 374-ФЗ, согласно которым им вменяется в обязанность хранить содержание голосовых вызовов, сообщений и интернет-трафик клиентов до шести месяцев. В ходе публичной дискуссии «Обеспечение конфиденциальности данных абонентов: российский и международный опыт» представители «ВымпелКома», «МегаФона» и МТС отметили, что ни в одной стране мира подобные требования еще не реализовывались, и российские законодатели вынуждают десятки тысяч отечественных компаний принять, по сути, беспрецедентные меры, эффективность которых еще не доказана на практике.
Как сообщил директор по связям с государственными органами «МегаФона» Дмитрий Петров, в ряде стран мира (Австралия, Великобритания, Германия и др.) действительно установлены законодательные нормы, согласно которым телекоммуникационные компании сохраняют на некоторый срок данные, фиксирующие факт соединения между абонентами, но нигде в мире нет требований хранить записи их разговоров. Поэтому у российских компаний просто нет возможности опереться на международный опыт.
Директор департамента управления регуляторными рисками МТС Андрей Рего заявил, что для выполнения требований этого закона оператору придется в тысячу раз увеличить объем своих информационных хранилищ, что является неподъемной задачей.
Руководитель по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти «ВымпелКома» Виталий Недыхалов также считает, что выполнить требования «закона Яровой» в установленном объеме и в заданные сроки практически не возможно ни в техническом плане, ни с финансовой точки зрения.
По мнению многих экспертов, выполнить требования «закона Яровой» в современном виде к установленной дате представители российской отрасли телекоммуникаций попросту не смогут
|
Позицию операторов поддержал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Он отметил, что, когда парламентарии принимали 374-ФЗ, мнение представителей отрасли было проигнорировано, и, если теперь не организовать продуктивный разговор между законодателями, регулятором и экспертным сообществом, принятый закон не обеспечит выполнения той задачи, ради которой он принимался, — защиты людей от террористической угрозы.
Представители телекоммуникационных компаний поддержали инициативу Института исследования Интернета, состоящую в том, чтобы сначала запустить в России пилотный проект, который позволил бы точно оценить масштабы предстоящих затрат, выработать унифицированные технические решения для реализации требований закона, а затем соответствующим образом скорректировать сами требования и сроки их выполнения.
Однако уже сейчас, до выполнения пилотного проекта, эксперты убеждены, что эти требования придется значительно урезать. В частности, предлагается сократить период обязательного хранения данных, а также отказаться от архивирования трафика передачи данных, содержимого телепередач и контента, который генерируется трансграничными интернет-сервисами.
По мнению экспертов, перед выполнением пилотного проекта нужно совместно с регулятором выработать техническое задание на него. На это может уйти полгода. Еще полгода эксперты отводят на реализацию самого пилота. Потом понадобится время на выработку предложений по коррекции закона и их утверждение властями. А пока даже неясно, кто будет финансировать пилотный проект, на запуске которого настаивают операторы, — государство или бизнес.
Участники дискуссии утверждают, что выполнить требования «закона Яровой» в современном виде к установленной дате 1 июля 2018 года представители российской отрасли телекоммуникаций попросту не смогут, и его вступление в силу необходимо как минимум отложить.