На организованной сообществом ИТ-директоров Global CIO конференции «Управление трансформацией» речь шла о том, какую роль в процессах цифровых преобразований играет корпоративная архитектура.
По мнению Александра Егорова, генерального директора компании «Рексофт», сегодня те, кто работает в области архитектуры, получают уникальный шанс проявить себя. Дело в том, что для организаций, вступивших на путь трансформации, одной из наиболее существенных проблем оказывается качественный разрыв между стратегией — тем, как топ-менеджеры видят задачи и перспективы, и операционным уровнем. «Есть предположение, что этот разрыв может заполнить уровень архитектуры, который обеспечивает комплексный взгляд на то, что происходит в компании», — заметил Егоров. По его наблюдениям, компоненты архитектурного подходы есть практически у всех, но необходимы усилия, чтобы привести эти разрозненные части в единую систему.
Илья Кравчук, управляющий партнер компании «Решения», которая специализируется на консалтинге в области корпоративной архитектуры, считает, что, помимо разрыва между стратегией и операционной деятельностью, архитектурное мышление помогает преодолеть еще два критичных для цифровой трансформации разрыва — между необходимостью поддерживать базовые ценности организации и инновациями и разрыв в коммуникациях между СЕО и CIO. За последние пять лет задачи корпоративного архитектора под действием цифровых тенденций и соответствующего усложнения бизнеса существенно поменялись, заметил консультант компании Forrester Анри Пейре. При всем многообразии технологий и их очевидном влиянии на цифровой бизнес архитектор должен ставить во главу угла эффективность последнего, а не технологические возможности, формировать баланс между непрерывностью инноваций и необходимостью избегать рисков, задавать разные цели для разных типов систем, на которые опирается цифровая трансформация, и добиваться с помощью архитектурных практик как максимальной ценности для клиента, так и самого высокого уровня операционной деятельности, пояснил Пейре.
Надо отметить, что архитектурный подход пропагандируется давно, но умами ИТ-менеджеров овладевает медленно. Так сложилось, что именно они, несмотря на декларируемую бизнес-ориентацию корпоративной архитектуры, являются основными проводниками архитектурных идей в компаниях. Судя по заполненности залов мероприятий, посвященных этой теме, интерес к ней в последнее время заметно растет. Однако складывается впечатление, что это в большей степени интерес к техническим деталям, чем к возможности реализовать комплексный взгляд на состояние дел в организации и на способы их изменения.