Как мы и обещали в первом номере этого года, второй номер продолжает тему серверов баз данных. Если говорить честно, то тема эта бесконечна. То, что мы печатаем, - это только верхушка айсберга. Более глубокий уровень технологий либо представляет собой know-how компаний, либо неизбежно перегружен массой технических деталей, не всегда доступных и/или интересных широкому кругу читателей. Мы стремимся найти разумный компромисс, удовлетворяющий как специалистов сугубо в этой области (ах, как мало их осталось в России), так и людей, для которых сервер баз данных представляет полезный (иногда слишком дорогой) инструмент для достижения своих бизнес-целей.
Итак, снова серверы баз данных. Почему нельзя довольствоваться теми продуктами и информацией о них, что были доступны год-два назад? Основной ответ состоит в том, что мы живем в эпоху быстрой эволюции (к счастью, не революции!) информационных технологий. Если два года назад Internet в основном служил средством общения академических специалистов, то сегодня это один из существенных факторов бизнеса. Если два года назад заклинание Data Warehouse мало на кого производило впечатление, то сегодня практически все руководители корпораций осознают потребность в интегрированных и согласованных складах данных. Если два года назад казалось, что универсальность классической реляционной модели данных является панацеей от всех бед, то сегодня понятна потребность в расширяемости как самой модели, так и в технических средствах, поддерживающих эту расширяемость.
Конечно, все это осознают и поставщики серверов баз данных. Они были обязаны (так устроен бизнес) найти или, по крайней мере, попытаться найти достойный ответ на требования своих актуальных и потенциальных пользователей. Не будем здесь обсуждать, кому и насколько полно удалось решить эту задачу. Главное в том, что ведущие производители СУБД вышли на новый виток спирали (если говорить более красиво, перешли к выпуску продуктов нового поколения). Кто знает, что будет в следующем году?! Но сейчас нам и нашим авторам есть о чем говорить.
Мы можем говорить и говорим о средствах сопряжения баз данных с технологией Web. Мы можем говорить и говорим о новом уровне возможностей серверов реляционных баз данных, позволяющих использовать их как основу складов данных. Мы можем говорить и говорим об эволюционном и не вызывающем возражений даже со стороны истинных пуристов расширении реляционной модели данных, реализация которого позволяет пользователям самим увеличивать возможности сервера баз данных без снижения его эффективности.
Почему это не революция, а эволюция? Потому что не ломаются, а расширяются консервативные представления. Потому что не ломается традиционная парадигма. Потому что пользователи нового поколения серверных продуктов управления базами данных не должны начинать свою профессиональную жизнь сначала.
Все сказанное выше не означает, что редакция журнала не приветствует появление коммерческих и экспериментальных проектов, выходящих за рамки реляционной модели данных. Если бы много лет назад Майкл Стоунбрейкер не начал в университете Беркли эксперименты по расширению традиционных представлений о реляционной модели, не было бы сегодняшних объектно-реляционных систем. Если бы компания IBM около 15 лет тому назад не решилась на абсолютно некоммерческий проект Starburst, в сегодняшних версиях DB2 не присутствовали бы настолько развитые оптимизаторы запросов. Так устроен мир исследований. 90% работы обычно идет на выброс (на при этом другие исследователи получают ценную информацию о заведомо ложных направлениях), но зато оставшиеся 10% двигают человечество вперед. Для этого стоит работать.
А кроме того, все это очень интересно.
С уважением, С. Кузнецов