Введение

Инвестиционная компания «Русские фонды» совместно с компанией Orion Capital Advisors Ltd. покупают Rambler, iXBT Hardware и торгуются с Полит.Ру. Цифры фигурируют какие-то фантастические — 20—30 млн. долл. Порт.Ру анонсирует Торговую Систему и обещает вложить в ее рекламу 2 млн. долл. Рекламное агентство IMHO начинает на НТВ рекламную кампанию стоимостью 750 тыс. долл.

Общественность слегка взбудоражена — всем хочется денег...

Кто же имеет шанс заинтересовать инвестора и чем грозит его приход владельцам ресурсов? Попробую поделиться с вами, уважаемые читатели, своими знаниями, опытом общения с инвесторами, непосредственными наблюдениями.

Не вызывает сомнений, что у русского Интернета нет своего особенного пути — это тот же путь, что и у Интернета западного, только с некоторыми маленькими деталями, которые, как обычно, могут все испортить.

Что может все испортить?

Недооценка владельцами Web-ресурсов уровня риска своих проектов и, следовательно, завышение их текущей стоимости. Надо, товарищи, все-таки быть реалистами. Разделите собственные цифры на 5, а может быть, и на 10. Иначе над вами же и посмеются, инвестор будет разочарован и растает в дымке...

Тут нужно сделать маленькое отступление. Большинство владельцев ресурсов рассуждают так: да, цену я завысил, но рынок-то растет — завтра все должно стать еще дороже. В принципе рассуждение правильное, но оно совершенно необязательно реализуется именно на вашем проекте. Вырасти может стоимость другого Web-проекта, например того, в который ваш потенциальный инвестор сделал вложения раньше и сейчас готовит его для перепродажи, или просто более грамотно управляемого проекта. Необходимо уметь договариваться с инвестором, идти на уступки, причем порой весьма значительные. И никогда не забывать, что легко продать один или два имеющихся на рынке Интернет-магазина, а другие два-три — можно, но сложно. А то получится как всегда — за предлагаемую буржуями сумму не продамся, лучше себе оставлю. Ну-ну...

Недостаточная степень прозрачности всех материальных и финансовых потоков для инвестора. Действующие в России стандарты раскрытия информации о компаниях, устанавливаемые Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, сходны с западными стандартами, однако они касаются лишь акционерных компаний (и довольно часто не соблюдаются). Российские стандарты бухучета до сих пор значительно отличаются от западных.

На мой взгляд, можно сделать следующее: купить (естественно, не на Митинском рынке) относительно недорогую программу автоматизации бухгалтерской документации с выдачей отчетов в стандарте GAAP (http://www.gaap.ru/soft/manuals.htm). Речь же не идет о Baan Series или SAP R/3...

Отсутствие грамотного бизнес-плана да и стратегии развития Web-ресурса вообще. Этот пункт является следствием непрозрачности финансовых потоков.

Неугомонный инвестор может грешным делом поинтересоваться сроком возврата инвестиций, будущим, уготованным данному Web-ресурсу, планом его развития, ожидаемыми доходами и пр. Надо позволить человеку (вариант: фонду) с деньгами получить максимум информации. Как в самом приближенном виде может выглядеть бизнес-план, посмотрите на сайте Фонда «Евразия» (http://www.eurasia.msk.ru/Applying.htm).

Отсутствие авторитетного аудита по таким параметрам, как количество посетителей и посещений, что характерно для большинства сайтов. Сведущие инвесторы ориентируются не на статистику Web-сайта в Rambler Top100 или InfoАrt, а на отчеты КОМКОН-2 (http://www.comcon-2.com) и Gallup Media (http://www.gallup.ru). Тем, у кого есть данные столь солидных компаний, можно считать, повезло. Они недешевы, эти отчеты, но игра стоит свеч.

Западный подход подразумевает наличие особого заключения компаний по исследованию рынка, в частности КОМКОН-2, сделанного для конкретного Web-ресурса. Подобное заключение содержит доскональный портрет посетителей, суммарную оценку аудитории и многое другое. Все это ужасно интересует инвестора, а ему подсовывают прогноз увеличения посещаемости, рассчитанный на «доморощенных» данных. Такая ситуация приводит к весьма прохладному отношению серьезных инвесторов к российским ресурсам, статистика посещений которых раздута неимоверно.

Вот пример. Сайты, называющие себя электронными СМИ в Сети или ежедневными электронными газетами (всякое сходство с уважаемой мною Газетой.Ру прошу считать случайным и ненамеренным), появляются сейчас чуть ли не ежедневно. И практически сразу становятся лидерами рейтингов. А лидерство предполагает большой наплыв рекламодателей, купание в деньгах и лучах славы. В чем же фокус-покус, неужели все так просто? Я полагаю, что дело тут в «особой маркетинговой политике» этих е-СМИ. И только отчеты КОМКОН-2 (и других профессиональных исследователей рынка), говорящие о мизерной аудитории таких сайтов, заставляют о чем-то догадываться... Естественно, это может оттолкнуть потенциального инвестора.

Ограниченные возможности расширения проекта. Любой инвестор, вкладывая деньги в проект, рассчитывает на качественно иной уровень «интернетизации» российского общества, на другой масштаб. Мысленно он ориентируется на мировой уровень развития Интернета.

Способен ли заинтересовавший инвестора Web-проект обслужить в десятки, сотни, тысячи раз больше посетителей, может ли е-магазин существенно расширить ассортимент предлагаемой продукции, а каталог — переварить мириады новых записей? Или Web-сайт будет безбожно «виснуть», обрабатывать запросы часами, выдавать бесконечные ошибки? Вопросы серьезные, и если их не решить, то может возникнуть необходимость полной перестройки всей структуры Web-ресурса, что, конечно, связано со значительными затратами. Зачем инвестору идти на это?

Ограниченная самостоятельность Web-проекта. Рост рынка (в зависимости от общемировых тенденций) и развитие Web-проекта (в зависимости от денег инвестора) подразумевают подбор и постоянное расширение профессиональной команды, создание материальной базы, увеличение скорости доступа в Сеть. Инвестору нужны гарантии в том, что Web-проект сможет работать и развиваться не только с имеющейся сейчас группой энтузиастов.

Его умилят ваши рассказы о почти бесплатном доступе в Интернет, полученном у маленького провайдера, о студенте, работающем системным администратором, и другие приятные бытовые мелочи.

Для вас будут большой неожиданностью требования инвестора:
  • подписать трехлетний контракт о постоянной работе над развитием Web-проекта, который рассматривается вами как хобби;
  • вместо условно-бесплатного провайдера выбрать самого дорогого;
  • заменить подрабатывающих в вашем проекте друзей, соседей, подруг и студентов на подобранную им группу неулыбчивых людей в пиджаках;
  • и наконец, уступить право принятия всех решений человеку с фамилией «Топменеджер».

Пренебрежение этими деталями может испортить отношения с инвесторами навсегда.

Инвесторы — кто они?

Сейчас на рынке реально присутствуют три основных типа инвесторов.

Венчурные капиталисты. Они одержимы одной очень правильной идеей: вложить немного денег (а по их меркам «немного» соответствует диапазону от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов) в развитие ряда перспективных Интернет-проектов, сгруппировав затем эти проекты под одной крышей в некий холдинг. И далее либо вывести объединенную компанию на западный рынок акций через первоначальное открытое размещение (так называемое IPO — initial public offering) на фондовом рынке, в чем они, несомненно, профессионалы, либо перепродать этот холдинг одному из множества инвестиционных фондов. И в том и в другом случаях венчурные капиталисты получают намного больше, чем вкладывают в развитие проектов и в подготовку выпуска акций. Мне известны два венчурных капиталиста, активно действующие на нашем рынке, — уже упоминавшиеся выше «Русские фонды» (http://www.rusfund.ru) и VR Group. Обе компании располагают на претворение своего верного замысла в жизнь примерно одинаковыми суммами, которые составляют около 20—30 млн. долл.

Можно рассчитывать также на внимание со стороны венчурных и «учредительских» фондов, созданных ведущими аудиторскими компаниями PricewaterhouseCoopers (http://www.pwcmoneytree.com/) и Arthur Andersen (фонд Arthur Andersen Ventures http://cnnfn.com/2000/01/24/smbusiness/andersen/)

. Существует еще некоторое количество игроков, которые пока присматриваются и не афишируют свои замыслы.

Почему я уверен, что вероятность прихода венчурных капиталистов очень высока? Потому что наличествуют все звенья описанной цепи. Привлекательные Web-ресурсы, деньги венчурных капиталистов, инвестиционные фонды, специализирующиеся на венчурном финансировании (таких фондов множество, например IBM Global Financing http://www.financing.ibm.com/), механизмы подготовки и размещения акций на рынке ценных бумаг, разогретый западный рынок Интернет-акций и пр.

«Олигархи». ЮКОС вложил средства в Газету.Ру и Сибирскую Интернет-Компанию (http://www.infoport.ru/). Группа Медиа-Мост приобрела права на основные сайты и ресурсы фирмы Netskate, создав Интернет-компанию «Мемонет» (http://www.memonet.ru/). Тенденция налицо, интеграционные и инвестиционные процессы будут развиваться, поскольку есть еще «олигархи» на русской земле, не имеющие своих Интернет-компаний.

«Русские» американцы, израильтяне и т.д. Граждане Страны Советов, уехавшие на ПМЖ или на работу в США, Израиль, Великобританию, ФРГ, глубоко впитали в себя дух настоящего Интернет-бизнеса. Некоторые даже заработали на быстрорастущем рынке акций западных виртуальных компаний и решили использовать свой опыт в России, направив сюда немного денег. Обладая беспроигрышным набором ноу-хау и технологий, эти инвесторы способны (в сотрудничестве с дружественной им отечественной командой) создать, «раскрутить» и успешно продать Web-ресурс прямому инвестору и у нас, и на Западе. Такие случаи уже бывали на нашем рынке, но в силу неподтвержденности ряда параметров прошедших сделок я воздержусь от упоминания конкретных имен. Инвесторов подобного типа можно поискать среди русских программистов и образованных ими фирм в США (в Сиэтле, Бостоне и «Силиконовой долине»), среди разного рода консультантов в Великобритании (особенно в Лондоне), а также среди высокотехнологических компаний, принадлежащих «русским» немцам и израильтянам.

Какие Web-ресурсы интересны инвесторам

1. В первую очередь — лидеры русского Интернета. Их аудитория исследована и измерена независимыми авторитетными компаниями. Эти сайты являются самыми посещаемыми, они интересны любой группе посетителей. Речь идет о классических с точки зрения инвестиционной привлекательности Web-ресурсах: порталах, каталогах, поисковых системах, финансовых и новостных сайтах, некоторых электронных магазинах. К таким ресурсам я отношу Rambler, RamblerTop100, Yandex, Infoart, Stars, ГазетуРу, АПОРТ, АнекдотыРу, магазин «оЗон» и др.

2. Узкоспециализированные сайты, или вертикальные порталы. Это Web-ресурсы, объединяющие сетевые сообщества, аудитории по интересам в какой-либо узкой области.

Они занимают большую и устойчивую долю рынка в своих специфических сферах знаний и услуг, однако не всегда отличаются высокой посещаемостью. Мне, например, известен случай неподдельного интереса инвестора к ресурсу, объединяющему любителей сноубордов (http://www.onboard.ru/). Реклама на таких сайтах и сейчас, и в дальнейшем будет весьма эффективной и востребованной. К подобным ресурсам можно отнести «Автомобили в России» (http://www.auto.ru/), ПрайсРу (http://www.price.ru/), iXBT (http://ixbt.stack.net/), emoney.ru, Job.ru и др.

3. Новые перспективные Интернет-проекты. Эти проекты относятся по классификации ко всем вышеуказанным ресурсам, но не имеют ни аудитории, ни рынка. В то же время они демонстрируют динамику роста, обладают четкой и грамотной концепцией развития, коммерческой идеей. У них есть слаженная команда, и им удалось свести к минимуму те отрицательные черты, которые описаны в первой части статьи. На Западе к таким компаниям приковано пристальное внимание, для их поддержки и развития создаются многомиллионные фонды. Придя в любую из них, инвестор имеет очень большие шансы в обозримый срок (от 6 до 12 месяцев) получить компанию-лидера. Российский рынок сейчас таков, что много (по западным меркам) вкладывать в перспективную компанию не надо, а вот доход будет достойным. С развитием данного направления на рынке очень скоро начнет ощущаться нехватка профессиональных менеджеров, дефицит свежих идей. Я намеренно не стану называть конкретные компании, поскольку на этом месте может сегодня или завтра оказаться почти каждый новый Интернет-проект.

Зачем искать ума у немцев, 
Французов, прочих иноземцев, 
Советников заморских звать, 
Ведь может собственных Платонов, 
И быстрых разумом Невтонов 
Российская земля рождать... 
              М.В.Ломоносов

Ну что, попробуем?

Об авторе

Александр Бурмистров вице-президент информационного агентства «Финмаркет».


Стандартная процедура оценки проектов состоит в следующем: а) рассчитываются будущие доходы от проекта, т. е. определяется будущая стоимость проекта (future value; б) будущая стоимость дисконтируется по определенной ставке и, таким образом, приводится к текущей (сегодняшней) стоимости (present value).

Специфика венчурных проектов в том, что их будущие доходы гораздо менее определенны, чем будущие доходы обычных проектов. Будущая стоимость венчурного проекта оценивается с большей вариацией (размахом от min — пессимистичной оценки до max — оптимистичной оценки). При одинаковой средней будущей стоимости проектов и одинаковой ставке дисконтирования, текущая стоимость в итоге у них будет разная: к венчурным проектам применяется специальная скидка с текущей стоимости, эта скидка и есть плата за риск. Чем выше риск проекта, тем больше скидка. Именно скидка с текущей стоимости — основной предмет для дискуссии между владельцем венчурного проекта и инвестором. Подробнее см. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. Перевод с англ. М.: 1993. С. 347—350.


А был ли мальчик? или Рунет Интернет

Нам представляется, что популярное в последнее время утверждение о том, что фондовый бум в Интернет-бизнесе в Америке вызван спекулятивными причинами, не соответствует действительности. Мы считаем, что судьбы Интернет-бизнеса в Америке и в России совершенно разные, и потому не видим захватывающих перспектив роста Интернет-экономики в России.

Утверждение о том, что американская экономика велика и сильна, достаточно тривиально, но мы все-таки приведем несколько цифр за 1998 г., иллюстрирующих ее масштабы. Валовый внутренний продукт — более 34 трлн. долл., потребительские расходы населения — более 17 трлн. долл., валовые внутренние инвестиции — более 5 трлн. долл. *

Огромная экономика США с интересом восприняла Интернет как новую среду бизнеса. Эта среда и всеобъемлюща, и эффективна, и удобна. Начинающие «с нуля» инновационные компании (startups) создают технологии, которые в последующем будут востребованы «большой» (офлайновой, как говорят у нас) экономикой. Цены акций компаний типа Amazon.com кажутся сегодня немыслимыми, но это только на первый взгляд. Когда степень интернетизации торговли, изготовления на заказ, информационного и финансового обслуживания и т. п. возрастет, тогда цены Интернет-акций не будут выглядеть столь дико. Дело сегодняшних первопроходцев — опробовать Интернет для бизнеса, застолбить важнейшие достижения и открытия, завершить «маленькую» революцию в сознании потребителей. Цена риска ведения беспрецедентного бизнеса — бизнеса, которого еще никто никогда не делал, и есть «вздутая» цена акций этих первопроходцев.

Весьма убедительным в этом отношении является пример «рекламно-ориентированных» Интернет-компаний (таких, как YAHOO! и Playboy.com). Как только «большой» рекламный рынок обратил внимание на рекламу в Интернете, оборот и соответственно капитализация этих компаний резко пошли вверх. Сейчас ожидается следующий виток интернетизации «большого» бизнеса — значит, опять будет расти спрос на рекламу в Сети, будут расти и рекламные Интернет-акции.

Наш неутешительный тезис, высказанный в начале заметки по поводу судьбы Интернет-бизнеса в России, основывается на невеселых цифрах, характеризующих отечественную экономику. Валовый внутренний продукт — 325 млрд. долл.**, потребительские расходы населения — 177 млрд. долл., валовые внутренние инвестиции — 50 млрд. долл.***

Масштабы Интернет-экономики в первую очередь соразмерны масштабам «большой» экономики и лишь во вторую зависят от потенциальных размеров рынка и объемов продаж, поэтому перспективы российского Интернета нельзя оценить, экстраполируя на Россию бум, происходящий в Штатах. Следовательно, странно ожидать появления существенных денег в экономике российского Интернета, а построить качественный Интернет-бизнес «на коленке», без значительных долгосрочных инвестиций, к сожалению, невозможно.

Антон Рущаков — Фонд FIAR (Foundation for International Accounting in Russia). E-mail: arouschakov@consulting.ru.
Микаэл ГорскийCONSULTING.RU. E-mail: mgorsky@consulting.ru.

* Economic Report of the President, 1999 (www.gpo.ucop. edu/catalog/erp99. html).
**www.users.globalnet.co.uk/~chegeo/.
***www.finmarket.ru/economic/vvp.htm