Уже на протяжении двух лет наша компания TopS предлагает полный спектр решений и услуг по ЭК. Наблюдая становление российского рынка ЭК и ЭБ, мы можем достаточно уверенно сказать, что он сильно отличается от западного. В чем же состоит это отличие? Прежде чем попытаться ответить, коротко определим западные концепции развития ЭК и ЭБ.
Рис. 1 |
Любой бизнес (в первую очередь мы будем говорить о торговых и производственных процессах) как таковой состоит из двух компонентов — внутреннего ядра бизнес-процесса и оболочки, контактирующей с внешним миром (рис. 1). В ядро включена вся внутренняя бизнес-логика. В центре внимания западных концепций развития крупного корпоративного бизнеса сейчас находятся так называемые ERP-системы (Enterprise Resource Planning). Считается, что ERP-системы являются наиболее полнофункциональными для успешного и устойчивого развития бизнес-процесса в производственных, торговых, транспортных и других компаниях.
Другая тенденция в развитии западной управленческой мысли касалась вопросов необходимости документального оформления как бизнес-процессов, происходящих внутри компании, так и внешних связей, складывающихся вокруг любого бизнеса. Проявление внутренней бизнес-логики компании (управленческого «потока работ») оформлялось в виде неких документов, т. е. происходило в направлении так называемых EDMS-систем (Enterprise Document Management System) и систем документооборота. Эти же системы использовали и для документального оформления внешних связей компании, развертывая единые интегрированные системы внешнего и внутреннего документооборота.
Создание единого интегрированного ядра из ERP- и EDMS-систем всегда рассматривалось как важная тактическая задача развития корпорации. Вокруг такого ядра строилась оболочка — несколько систем контактов с внешним миром: системы маркетинга, сервисные службы, системы собственно коммерческие — сбыт и снабжение (рис. 1). С помощью изменений внешней оболочки происходит «подстраивание» бизнеса к изменениям внешних условий его существования. Поэтому системы, составляющие эту оболочку, строились таким образом, чтобы можно было легко их перестраивать и видоизменять в зависимости от новых условий, складывающихся для бизнеса, или от локальных и региональных особенностей, возникающих при расширении компании.
Электронная коммерция возникла именно как технология для поддержания внешних бизнес-контактов. Заметим, что на Западе ЭК существует уже третий десяток лет в виде EDI (Electronic Data Interchange)-систем. Через EDI-системы осуществлялось взаимодействие между отделами сбыта и снабжения крупных корпораций, т. е. исторически электронная коммерция в виде EDI возникла и развивалась на Западе как система класса «бизнес — бизнес» (В2В, business-to-business). В то время самого понятия «бизнес — потребитель» (B2C, business-to-consumer) не было вовсе, и ситуация эта сохранялась вплоть до появления и широкого распространения Интернета в середине 90-х годов. Для максимальной эффективности В2В-взаимодействия EDI-системы напрямую интегрировались в ERP-системы, являясь как бы их продолжением (рис. 1). То есть с помощью EDI корпорации взаимодействовали напрямую, минуя промежуточные оболочки, что уменьшало в несколько раз стоимость торговых трансакций.
Нельзя забывать, что EDI-система хорошо работала еще до начала широкого использования Интернет-технологий. Работала хорошо потому, что все вышеперечисленное — ERP, EDMS, EDI — суть не технологии, а методологии. В этом и заключается главная особенность западного бизнеса — в его основе лежат методологии, а не технологии. Во все времена — и раньше, и теперь — технологии меняются существенно быстрее методологий. Например, приходом UNIX-систем на смену мэйнфреймам был вызван процесс переноса ERP-, EDMS- и EDI-систем с мэйнфреймов на UNIX, а затем, после широкого распространения NT, начался переход и на нее. При этом собственно методологии ERP, EDMS и EDI изменились весьма незначительно.
Рис. 2 |
Интернет сначала тоже не поколебал методологических основ западного бизнеса, хотя и заставил серьезно пересмотреть технологические концепции ведения как внутренних, так и внешних бизнес-процессов. В первую очередь это отразилось на внешних оболочках бизнеса.
- Уже существующие EDI-системы ЭК начали применять Интернет-технологии, и большинство EDI-систем стали предлагать более простые в использовании и, главное, более дешевые варианты Web-интерфейсов. На смену традиционным EDI-стандартам, ориентированным на технологии предыдущего поколения, пришли стандарты, использующие Интернет-технологии, в первую очередь — стандарт EDIINT (EDI «через» INTernet) (рис. 2).
- Системы управления документами (EDMS-системы) и системы поддержки документооборота начали обрастать так называемыми интранет-оболочками, в которых стали широко использоваться дружественность и гибкость Web-интерфейсов. Оболочки маркетинга и сервиса трансформировались в экстранет-системы, которые также состыковывались с корпоративными EDMS-системами. Дальнейшее развитие интранет- и экстранет-систем привело к появлению корпоративных порталов, в которых корпорации пытаются интегрировать все внешние и внутренние потоки неструктурированной информации и отображения бизнес-процессов в документах (рис. 2).
- При всех этих трансформациях ERP-ядро методологически практически не изменилось, хотя Web-интерфейсы к нему появились и будут появляться в дальнейшем. Но главные изменения происходят с той частью «старой оболочки» бизнеса, которая была связана с системами сбыта и снабжения корпорации (рис. 1). Системы снабжения трансформировались в различного рода В2В-системы, развертывающиеся в первую очередь на базе supply chain методологии, а системы сбыта трансформировались в В2С-системы самых различных форм и видов (рис. 2).
Суммируя сказанное о путях развития западных бизнес-концепций, в том числе и современных концепций ЭК и ЭБ, можно сказать, что в их основе лежит принцип методологической преемственности, наследуемости. Каждый новый этап развития бизнеса на Западе стремится максимально полно сохранить уже сложившийся методологический базис, а изменения происходят в первую очередь за счет новых технологий.
Именно с точки зрения методологической преемственности Россия принципиально отличается от Запада. В нашей стране не просто отсутствует преемственность (из-за отсутствия бизнеса как такового), но, самое главное, у нас наблюдается глубокий разрыв между методологиями и технологиями. В данном случае имеется в виду, что технологически мы движемся семимильными шагами, — эпоху мэйнфреймов наш только-только зарождающийся бизнес просто перескочил, UNIX-системы используются, но значительно меньше, чем на Западе, а подавляющая масса платформ — это NT («дешево и сердито»). Но в то же время методологии ERP и EDMS внедрены в России лишь в единичных случаях, а методология EDI вообще не применяется.
Образно говоря, российский бизнес базируется не на концепции упорядоченной структуры, выстроенной как методологически, так и технологически, а на концепции «аморфного» состояния — когда ближний порядок (управление самого нижнего звена) вроде просматривается, а вот дальний (методологически взвешенное стратегическое и тактическое управление) уже отсутствует. И чем крупнее корпорация, тем сильнее в ней проявляется влияние аморфного хаоса в самых разных точках бизнес-процесса. Типичное проявление этого управленческого хаоса — тот широко известный факт, что в России главный начальник — это всегда «стрелочник» (с которым, собственно, и нужно налаживать приватные отношения).
Рис. 3 |
Негативным следствием отсутствия реальной интегрированности «Web-представительств» с бизнес-ядром компаний становится невозможность состыковать между собой подобного рода аморфные системы, т. е. построить supply chain В2В-системы. Именно поэтому все те системы, которые развертываются в России, представляют собой системы класса В2С. Этот неожиданный вывод тут же будет оспорен множеством оппонентов, которые продемонстрируют нам массу проспектов разного рода студий Web-дизайна, заявляющих, что ими успешно созданы многочисленные Web-представительства и системы ЭК класса В2В. Однако если внимательно рассмотреть, что же именно создано этими компаниями, оказывается, что все эти системы — просто ЭК-системы класса В2С, где в качестве потребителя (consumer) выступают организации (дилеры, реселлеры или оптовые покупатели головной компании — владельца ЭК-системы). То есть это системы, функционально поддерживающие торговый процесс между организациями. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы назвать их полнофункциональными системами класса В2В в том смысле, как это принято понимать на Западе. Настоящие системы В2В должны обеспечивать поддержку supply chain методологии. Подобного рода систем в России пока еще нет по причине, подчеркнем еще раз, отсутствия методологической преемственности.
Так что же делать «несчастным» российским корпорациям, собирающимся внедрять методы ЭК и ЭБ? Каким образом простые В2С-системы трансформировать в полнофункциональные supply chain В2С-системы? На наш взгляд, главная задача для российских компаний — структурирование своего бизнес-процесса, привнесение в него методологической цельности.
К сожалению, в решении этой задачи никакие студии Web-дизайна помочь не смогут. Среди сотрудников Web-студий нет профессиональных консультантов по финансовым и бухгалтерским вопросам, по логистике и ведению складского хозяйства компании, по учетно-торговым схемам и кассовому обслуживанию. Но ведь именно эти и еще многие другие вопросы бизнеса (а не дизайна!) приходится решать компаниям, развертывающим системы ЭК и ЭБ.
Суммируя все сказанное, можно сделать два вывода: 1) построить полнофункциональные системы ЭК и ЭБ как в России, так и на Западе можно, только обратившись к профессионалам-консультантам по внедрению ERP-, EDMS-, EDI-методологий; 2) в России профессионалы такого рода есть, но только не стоит пытаться найти их в студиях Web-дизайна.
Об авторе
Леонид Новомлинский — руководитель отдела электронной коммерции компании TopS, е-mail: LeonidN@tops-msk.com, www.tops.ru, www.ipassage.ru