— Когда сервер Travel-Net появился в Сети и как он развивался до настоящего момента?
— Сервер Travel-Net начал свою работу 17 июня 1999 г. Поясню, что этому предшествовало. В августе 1998 г. к нам обратилась фирма «Дами», наш партнер. На протяжении нескольких лет эта компания периодически издавала «Каталог мировых событий» — красочную иллюстрированную книгу для турфирм и их клиентов. Однако затраты на это издание стали возрастать. Появилась договоренность, что «Демос-Интернет» оформит подобный каталог в Интернете. Нашу идею поддержал ГКФТ РФ (Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму — ныне Минспорта РФ), а сервер www.gkft.ru, созданный «Демос-Интернетом», стал одним из основных участников проекта Travel-Net. Мы разместили ссылки на серверы под общей маркой и использовали партнерские программы (обмен ссылками между ресурсами). Таким образом мы обеспечили посетителя несколькими гарантированными ссылками, избавив его от необходимости традиционного просмотра десятков различных серверов, посвященных туризму.
Задачей-максимум для нового ресурса, названного тогда «Российская туристическая сеть», стала модель деятельности портала www.expedia.msn. com (продвигаемого Microsoft). Там развивалась интересная с нашей точки зрения идея: посетителю, желающему поехать в круиз, предоставлялся список предложений от наиболее крупных туристических компаний с возможностью «набирать» тур, т. е. заказывать отдельно гостиницу, авиабилеты, трансфер и пр. Фирмы, представленные в портале, платили за продвижение под маркой Expedia. На сервере, созданном «Демос-Интернетом», тоже был оформлен каталог ссылок на проверенные туристические ресурсы. Однако, учитывая особенности российского рынка туристических услуг, мы пришли к необходимости создать каталог туров, который позволял бы посетителям заказывать уже готовые турпакеты. Сложнее всего оказалось прийти с турфирмами к единому мнению о том, каковы должны быть форматы представления туров. Интересно, что в США и Европе туристические серверы стали плавно переходить к схеме торговли турпакетами, хорошо известной на несетевом рынке (на сайте Expedia. msn недавно возник такой раздел.
Оформлять собственный раздел с расписаниями мы, подобно Expedia, не стали, поскольку это довольно дорого. Эффективнее создать ссылки на сайты компаний, дающих информацию об авиарейсах и движении поездов («Сирена», «Экспресс-2»). Изначальная идея «Каталога мировых событий» реализовалась в виде раздела на сайте, за которым в офлайне стоит сложная система администрирования, налаженная «Демосом» в офисе «Дами». Пожалуй, нам первыми в российской части Интернета удалось формализовать понятие тура, создать рубрикаторы и классификатор по странам. С июня 1999 г. сервер начал обретать известность уже с новым названием Travel-Net, которое проще запоминалось и потому было более успешно в маркетинговом плане. Имя www.rtn.ru осталось как синонимичный URL.
— Почему «Демос-Интернет» решил создавать туристический сервер?
— Хорошим стимулом для нас стало предложение о сотрудничестве, последовавшее со стороны фирмы «Дами»: их мысли относительно собственного Интернет-проекта сыграли роль отправной точки для развития нашей идеи туристического сервера. Если же смотреть в развернутой перспективе, то серьезным мотивом является то, что, по оценкам специалистов, через пять лет половина продаж в глобальном Интернете будет приходиться на туристическую отрасль. Сейчас в государствах, чей бюджет складывается в основном из доходов от туристического бизнеса, выделяются колоссальные средства на рекламу своих объектов размещения за рубежом. Ожидается, что объем вложений в PR-кампании на туристических ресурсах Интернета будет измеряться десятками миллионов долларов. И ясно, что выполнить миссию эффективных рекламных площадок смогут лишь крупные ресурсы, обладающие признанной торговой маркой, качественным контентом и сервисом.
— Каков был объем расходов на первой стадии проекта Travel-Net?
— Одни только расходы на техническую поддержку можно оценить в 40 тыс. долл., и это не весь объем расходов по проекту.
— Когда, на ваш взгляд, проект начнет приносить прибыль?
— Планируем, что в 2000 г. начнут окупаться затраты на текущую поддержку сервера.
— Собираетесь ли вы предложить новые услуги пользователям сервера Travel-Net?
— В первую очередь мы заинтересованы предоставить возможность мелким турагентствам экономить время при работе с базой данных. С этой целью будет предложена платная услуга сортировки запрошенной информации. Однако сейчас нас больше интересует рынок российских туроператоров. Уже существует договоренность с несколькими крупными турфирмами об участии в новой программе в рамках проекта Travel-Net. Мы планируем создание объединенных баз данных по предложениям туроператоров с возможностью бронирования через их системы. По сути, продукты крупных турфирм, осуществляющих традиционно только оптовые продажи, будут представлены конечному потребителю в удобной для него упаковке. Необходимо отметить, что вместе с тем мы стремимся предвосхитить развитие в России тенденции, когда с индивидуальными клиентами работает не агентство, а конкретный агент. Предполагается, что продавец, работающий независимо от агентства или как его торговый представитель, просматривая данные от туроператора, сможет формировать туры в соответствии с индивидуальными требованиями и запросами своих клиентов. Здесь мы не просто хотим уловить модное веяние с Запада («свой врач, адвокат, агент...»), но надеемся добиться в туристической среде действительно индивидуального подхода к каждому клиенту.
Я слегка приоткрою причину нашего повышенного интереса к туроператорам. Дело в том, что пока западным крупным магнатам туристической отрасли путь на российский рынок закрыт. Однако проникнуть к российскому потребителю туруслуг через Интернет довольно просто. На сегодняшний день круг пользовательской аудитории в России невелик, но и немногие потребители Интернет-услуг не всегда могут воспользоваться западными платежными механизмами. В случае благоприятного для западных туроператоров развития событий в России, они, начав демпинговать, сумеют завладеть местным туристическим рынком. Для российского потребителя это неплохо, поскольку при подобном ходе событий наконец снизятся цены на туристические услуги. Но крупным российским турфирмам, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, необходимо активнее пробиваться к индивидуальному пользователю, и этому будет способствовать предоставление услуг потребителям без посреднических наценок. Помогая туроператорам осуществлять связь с конечными потребителями через Travel-Net, мы надеемся удержать хорошие позиции на рынке туризма в Интернете.
Еще в момент создания сайта нашей целью было дать максимум информации на тему туризма, обеспечить удобство и полезность для посетителей, т. е. стать в определенном смысле незаменимыми в Сети. Понятно, что в будущем среди информационных турсайтов лидировать станут ресурсы, близкие к порталам или развивающие портальные функции. В данном случае понятие «портал» употребляется довольно условно. Однако в свое время более адекватное название «хаб» не привилось, и теперь мы склонны определять Travel-Net как «тематический портал». Следуя предметной направленности, подобный сайт сохраняет, однако, свойственную порталу универсальность по таким признакам, как многопрофильность его сервисов, полнота и качественность контента, возможность предоставления сразу нескольких ресурсов. Практика показывает, что единичная страница турфирмы в Интернете, как правило, работает не слишком эффективно. И в данном случае туристический портал становится основной онлайновой рекламной площадкой для агентств.
— Из чего будет формироваться главная статья доходов Travel-Net в перспективе?
— Безусловно, важнейшим источником доходов будет использование сервера в качестве рекламной площадки. С апреля мы начнем взимать плату за размещение ссылок. По предварительным прогнозам, 30% зарегистрированных в базе данных сервера фирм (это около 200 туристических агентств) собираются воспользоваться платной услугой регистрации. Возможно, что платных потребителей данной услуги будет и больше, так как уже сегодня для 50—60% фирм выгодно размещать информацию в каталогах сервера. Однако, несмотря на наличие у нас ряда позитивных идей, маркетинговая политика пока недостаточно проработана. А именно профессиональный, грамотный менеджмент будет определять доходность Интернет-предприятия.
— Планирует ли Travel-Net занять первую позицию в рейтинге Rambler?
— Нам, как, пожалуй, и большинству владельцев и руководителей крупных Интернет-ресурсов, уже понятно, что рейтинг и доходы — вещи, порой не связанные между собой... Поэтому лидирующая позиция в Rambler — задача второго плана, которая решится естественным образом после выполнения комплекса маркетинговых мероприятий: улучшения качества услуг, реализации эффективных методов рекламы и т. п.
— Будет ли на Travel-Net вводиться онлайновая система заказа?
— Об онлайновых заказах на туристических серверах, которые, подобно нашему ресурсу, рассчитаны на конечного потребителя, говорить еще рано. Даже практика взаимоотношений с корпоративными клиентами пока не подтвердила эффективности оплаты турпродуктов в режиме онлайн. Например, схема расчетов посредством системы депозитов, когда турагентства вынуждены держать деньги на депозитном счете, практикуемая туроператором Neva (www.nevaspb.ru), показала, что гораздо проще оплачивать услуги туроператора переводом денег через Сбербанк.
— Когда, на ваш взгляд, российские туристические серверы начнут приносить прибыль?
— Объем продаж у некоторых проектов 8—10 тыс. долл. в месяц. Однако в целом они до сих пор убыточны. По итогам летнего сезона можно будет судить, кто победитель, а кто проигравший. Несколько проектов сейчас претендуют на роль порталов, реальных игроков среди них — два-три ресурса. Выделяются Travel.ru, «100 дорог», Travel-Net, «Сеть магазинов горящих путевок». Примером наиболее грамотного развития является портал «Кирилл и Мефодий», при том что очень многие технологические приемы и модели предоставления услуг на данном сайте со всей очевидностью используют опыт Travel-Net. Ресурс появился в ноябре 1999 г., и его создателям за три-четыре месяца удалось достичь первой позиции в рейтинге Rambler среди серверов, посвященных теме путешествий. Недавно они заявили, что будут взимать плату за размещение ссылок. Не думаю, что прочие проекты смогут выбиться в лидеры. Рынок «электронного туризма», как, впрочем, и весь формирующийся рынок электронной коммерции, требует от Интернет-проектов наращивания технологической и финансовой базы. Не всем это под силу. И очень важным фактором успешности сетевого предприятия является грамотная работа команды (а не одиночек-любителей) и профессиональный маркетинг.
— Спасибо за содержательную беседу.