Платежеспособный спрос на услуги электронной торговли в данный момент весьма низок. Спрос будет расти, если Интернет-магазины предложат действительно более качественное обслуживание по сравнению с традиционной торговлей — привлекательные цены, дополнительные услуги, надежную систему оплаты покупок, быструю и недорогую систему доставки товаров. Большую роль в привлечении покупателей должны сыграть различные маркетинговые и рекламные мероприятия.
Тезис о дешевизне электронной сделки отнюдь не бесспорен, особенно в российских условиях. Цены в Интернет-магазинах достаточно часто бывают выше, а иногда и гораздо выше, чем в обычных магазинах (в цену Интернет-магазина включены затраты на оплату и доставку товара).
Тут мы подходим к такой категории, как денежная оценка собственного времени покупателем. Каждый человек сам для себя решает, что лучше — переплатить 5 долл. за онлайновую покупку или посетить обычный магазин, потратив на это 1—2 часа свободного времени. Важно учитывать и такой психологический фактор, как соотношение собственно цены товара и издержек на совершение сделки. Человек, переплативший 5 долл. за товар ценой в 100 долл., отнесется к таким затратам гораздо спокойнее, чем тот, кто купил недорогой товар. И наконец, зачастую покупатель просто не может измерить альтернативную стоимость свободного времени.
Экономика нашей страны продолжает оставаться дефицитной по деньгам. Экономика США является дефицитной по времени. «Время — деньги» — это пока не про нас. И хотя ситуация меняется (мы идем по тому же пути), до такой высокой оценки собственного времени, как в развитых странах, нам еще очень далеко. Как только мы начнем ценить собственное время, у нас появятся деньги, тогда и Интернет-коммерция получит серьезный импульс к развитию.
Уровень доходов населения в России довольно низок, особенно на периферии. Нельзя напрямую оценивать рынок Интернет-коммерции, используя данные о численности пользователей Сети. Качественный состав этих пользователей также крайне важен. В результате от общего числа в 1,6—2 млн. (по различным оценкам) остается несколько десятков тысяч человек, у которых действительно нет объективных препятствий для онлайновых покупок. А это совершенно мизерное количество потенциальных покупателей.
Далее, для жителя США или, скажем, Германии сумма в 5 долл. не является сколько-нибудь значимой (даже с учетом привычки экономить на всем). В России же средний размер доходов на душу населения не превышает 60 долл. в месяц. Хотя Сетью пользуются не самые бедные граждане, не все они могут позволить себе не совсем понятные расходы. Будет рост благосостояния населения России — будет и Интернет-коммерция.
Все это вовсе не означает, что ситуация безнадежна. Таким представляется глобальный взгляд на проблемы Интернет-коммерции, однако существуют определенные сегменты рынка, где электронная торговля значительно выгоднее традиционной, тогда как значение вышеперечисленных общих проблем не столь велико. Например, это может быть продажа информационного содержания (когда крайне важна оперативность доставки), или продажа дорогих товаров (автомобилей, компьютеров, предметов роскоши), или торговля товарами, поиск и приобретение которых весьма затруднены (узкоспециальные книги, запчасти для различной техники). На некоторых рынках (например, на рынке недвижимости) одновременно действует несколько таких факторов. Подобных исключений из общего правила множество, и задача создателя Интернет-магазина заключается в их поиске и выявлении. Впрочем, это задача любого бизнеса. Практика показывает, что многие действующие в области электронной коммерции компании успешно с нею справляются и своевременно отвечают на вызовы агрессивной рыночной среды.
Таким образом, электронная коммерция (и более узко взятая Интернет-коммерция) не является панацеей от всех проблем и бед традиционного бизнеса — она сама сталкивается с серьезными проблемами. Конечно, это отличный инструмент для снижения издержек и увеличения продаж, но инструмент тонкий, требующий грамотного обращения. В целом же это очень перспективное, даже в условиях России, направление, способное создать свой особый рынок со специфическими правилами игры.
Об авторе
Александр Самсонов — руководитель проекта «Рейтинги в Интернет-коммерции».