Сначала одиночки-энтузиасты (ремесленники) и компании- «мастера на все руки», которые и доступ в Интернет предоставляют, и сами кабели тянут, и сайты на заказ строят и контент-проекты ведут (натуральное хозяйство). Затем всплеск роста специализированных фирм — Web-студии, компании по разработке программного обеспечения, Интернет-провайдеры (мануфактуры). И наконец, разделение труда — когда для создания и эксплуатации крупного Интернет-проекта привлекается большое число специализированных компаний, которые разрабатывают те или иные части проекта. Логика проста и очевидна — если создавать и эксплуатировать все самостоятельно, получится весьма дорого и неэффективно. Например, на этапе создания потребуется большой штат высококлассных разработчиков, а на стадии эксплуатации они окажутся не загружены. Гораздо эффективнее сосредоточиться на том, что ты умеешь лучше всего, а для остального привлечь субподрядчиков или заключить партнерские соглашения.

Пусть каждый занимается своим делом

Application Service Provider (провайдер сервиса приложений), сокращенно ASP, — это компания, предоставляющая в аренду и обслуживающая необходимый потребителю набор приложений на своей технологической площадке. Потребитель получает доступ к данным и приложениям либо через Интернет, либо по локальной сети, либо по защищенной сети. Такая модель снимает с потребителя проблемы и затраты, связанные с эксплуатацией и развитием необходимых приложений и сопутствующей технической базы. И, как правило, услуги ASP нацелены на небольшие компании со скромным информационно-технологическим бюджетом.

Услуги АSP нацелены на решение следующих задач:

  1. Хостинг Web-сайтов, почтовых служб.
  2. Эксплуатация сложных систем управления ресурсами предприятия и планирования его деятельности (ERP-системы).
  3. Предоставление в аренду виртуальных «торговых площадок» для осуществления продаж через Интернет.
  4. Доступ к сводным каталогам Интернет-продавцов для осуществления покупок через Интернет.
  5. Поддержка процессов электронного обмена данными (EDI).
  6. Предоставление защищенного доступа к корпоративным данным.
  7. Предварительная настройка компонентов ERP-систем на типовые задачи (позволяет максимально сократить время внедрения таких систем в эксплуатацию).
  8. Обеспечение гибко настраиваемого доступа пользователей к различным функциям приложений согласно их полномочиям.

Необходимо отметить, что сложились некоторые стандарты практической деятельности ASP, по которым:

  1. АSP обеспечивают минимальную «стоимость вхождения» (начальные затраты со стороны арендатора — нулевые, плата за услуги ASP — помесячная). Размер оплаты, как правило, зависит от количества пользователей, работающих со сдаваемыми в аренду приложениями.
  2. Для сдаваемых в аренду приложений обеспечивается режим функционирования 24 часа в день, 7 дней в неделю.
  3. Процессы резервного сохранения данных не прерывают функционирования приложений.
  4. Арендатору по оговоренному регламенту предоставляется подробная и всесторонняя статистика по использованию арендованных приложений. Доступ к статистике, как правило, через Web-интерфейс или по электронной почте.
  5. Управление приложениями и весь необходимый документооборот осуществляется через Web-интерфейс или по электронной почте.

За пока еще недолгую историю деятельности ASP уже сложилась их классификация. Выделяются следующие виды ASP, в зависимости от того, для обслуживания каких компаний/регионов/отраслей/задач используются их приложения:

  1. Провайдеры для крупных корпораций (Enterprise ASPs) — высокотехнологические и сложные приложения, с индивидуальной настройкой в соответствии с потребностями каждого конкретного клиента.
    При необходимости ASP берут на себя обучение сотрудников арендатора работе с приложениями.
  2. Локальные/региональные провайдеры (Local/regional ASPs) — приложения для предприятий определенного региона. Как правило, это набор наиболее популярных приложений.
  3. Специализированные провайдеры (Specialist ASPs) — приложения для решения специфических задач определенного бизнес-процесса (обслуживание обратной связи с пользователями, автоматизация управления персоналом, эксплуатация Web-сервера и т. п.).
  4. Провайдеры для вертикально интегрированных рынков (Vertical market ASPs) — приложения для компаний, специализирующихся на разных фазах производства и реализации конечного продукта.
  5. Провайдеры комплексных решений для малого и среднего бизнеса (Volume business ASPs) — приложения, решающие весь набор задач, стоящих перед небольшими предприятиями.
  6. Провайдеры для обслуживания бизнес-процессов (Business process outsourcers, BPOs) — приложения, полностью обеспечивающие функционирование отдельных крупных блоков в экономической деятельности потребителя (например, обслуживание его клиентов, доставка товаров и т. п.).
  7. Провайдеры коммерческих сетей (Commerce network providers) — приложения для выделенных коммерческих сетей, по которым осуществляется электронный обмен данными между компаниями (сегодня сюда включаются сети нового поколения для поддержки систем межкорпоративной электронной коммерции — B2B).

Оценивая самого провайдера и качество предоставляемых им услуг, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Как обеспечивается конфиденциальность и безопасность передаваемых ASP данных?
  • Гарантирует ли ASP необходимую производительность сдаваемых в аренду приложений?
  • Не будет ли производительность приложений деградировать с ростом объемов работ или заказов?
  • Содержится ли в штате ASP необходимое количество высококвалифицированных специалистов для решения ваших задач и обеспечения необходимого уровня сервиса?
  • Смогут ли специалисты ASP настроить непосредственно под ваши нужды необходимый комплект приложений и поддерживать их четкое совместное функционирование?
  • Обладает ли ASP достаточной финансовой стабильностью для выполнения долгосрочных контрактов?

ASP на марше

По оценке ASP Industry Consortium (aspconsortium.com), от 30 до 50% компаний в Великобритании и Германии будут пользоваться услугами ASP к концу 2001 г. Лучше всего готовы к использованию услуг ASP такие сектора, как финансовый, транспортный, туристский, т. е. относящиеся к сфере услуг. Обработка платежей, размещение и обслуживание Web-сайтов, внедрение электронной коммерции и почтовых программ — наиболее привлекательные области приложения сил ASP. Что же касается остальной Западной Европы, то 40% французских фирм и 25% компаний Скандинавии планируют в течение ближайших 18 месяцев воспользоваться услугами ASP.

Весьма актуальным стал лозунг: «Не упустить свою долю ASP-рынка!», и крупнейшие участники рынка информационных технологий начали спешно примерять на себя новую модель. Президент корпорации Oracle Ларри Эллисон примерно год назад заговорил об освоении ASP. Одним из бизнес-направлений корпорации является разработка и продажа набора приложений для автоматизации деятельности предприятий — Oracle Applications. Стоимость этого комплекта и затраты на его внедрение очень высоки, не говоря уже о необходимости обучения большого числа специалистов для его эксплуатации. Конечно, это проблема не только Oracle Applications, но и всех продуктов подобного класса. Она объясняется сложностью автоматизируемых с их помощью бизнес-процессов. Достаточно отметить, что все подобные системы продаются только в пакете с услугами консультационной службы самого Oracle или его партнеров. Такие сложности, безусловно, препятствуют развитию рынка сбыта Oracle Applications. Поэтому Ларри Эллисон и сформулировал идею — создать центр по эксплуатации Oracle Applications, где будут и необходимые технические мощности, и достаточный штат высококвалифицированных сотрудников. А сами приложения не продавать, а сдавать в аренду потребителям, для каждого из которых можно настроить необходимую конфигурацию. Потребитель же избавляется и от затрат на приобретение и поддержание дорогостоящего технического парка, и от необходимости обучать и содержать большое число специалистов по эксплуатации Oracle Applications.

Вопреки активной критике этой идеи была создана компания BOL (Business OnLine), куда и передали эксплуатацию как Oracle Applications, так и ряда новых продуктов по поддержке приложений для электронной коммерции. А для того чтобы продемонстрировать серьезность реорганизации, руководство Oracle поставило задачу: перевести всю автоматизацию самой корпорации с эксплуатируемых на местах собственными силами Oracle Applications на аутсорсинг в созданную компанию. И не просто перевести, но и сэкономить 1 млрд долл. за год в результате этой реорганизации. Самое интересное, что задача была выполнена досрочно, за девять месяцев вместо года.

Вслед за Oracle использовать модель ASP решили и ее конкуренты в области автоматизации предприятий — компании SAP и PeopleSoft. Однако, в отличие от Oracle, которая фактически сама функционирует в роли ASP и не предполагает делиться бизнесом с партнерами, указанные компании собираются выступать как поставщики решений для ASP и использовать решения, разрабатываемые своими партнерами. Например, в марте 2000 г. начал функционировать ASP-портал MySAP.com, предоставляющий доступ к приложениям для вертикальных рынков. В нем эксплуатируются не только ERP-системы SAP, но и набор приложений от независимых разработчиков.

В конечном счете большинство производителей компьютерного оборудования и программного обеспечения, телекоммуникационных компаний и Интернет-провайдеров уже присутствуют на рынке ASP (например, Hewlett-Packard, Qwest, Great Plains, Digex, IBM Global Services, Cisco и т. д.).

На массовом Интернет-рынке практически каждый из нас встречался с деятельностью ASP. Самый наглядный пример — бесплатная Интернет-почта. Практически каждый популярный сайт, будь то портал с миллионами посетителей в день или сайт коллекционеров спичечных этикеток, предлагает своей аудитории бесплатно получить почтовый адрес с доменным именем этого сайта и пользоваться им неограниченно долго. Безусловно, все такие сайты (за редким исключением) не создают, не приобретают и не эксплуатируют самостоятельно почтовые системы. Они арендуют «виртуальный» сервер Интернет-почты у специализированного ASP. А уже тот занимается только поддержанием и развитием своего сервиса, обеспечивая его безукоризненное качество и надежность. Виртуальные почтовые серверы арендуют также компании, чьи сотрудники должны иметь оперативный доступ к своей почте из любой точки Земли, например, через браузер чужого компьютера или Интернет-киоска. Для них предназначены дополнительные услуги, обеспечивающие максимальную надежность и конфиденциальность. В качестве примера можно привести американскую компанию Commtouch Software Ltd. (commtouch.com). Она предоставляет услуги электронной почты на 16 языках более чем для 300 своих клиентов в 180 странах мира. Среди клиентов — обладатели таких громких имен, как Microsoft, Excite International, BusinessWeek, First USA и Talk City. Обслуживание всех клиентов, территориально разбросанных по всему земному шару, осуществляется в одном месте — на своеобразной «почтовой фабрике». Интернет как раз и замечателен тем, что территориальное расположение серверов или отдельных компонентов абсолютно несущественно, и Web-сайт, который выглядит для посетителя как единый и целостный, на самом деле может состоять из нескольких специализированных сайтов, находящихся зачастую далеко друг от друга и эксплуатирующихся независимыми компаниями.

Безусловно, на практике часто бывает очень заметно, что некий сервис удален от основного сайта. Особенно в нашей стране, где плохо развиты телекоммуникации и нет достаточно мощных каналов связи с Западом. Интересно, что первой услуги Интернет-почты для популярного российского информационного сервера «ИнфоАрт» (imail. ru) как раз и предоставила компания Commtouch. Собственно, сам почтовый сервер находился в США, но для посетителя все выглядело так, как будто и сайт «ИнфоАрта», и почтовый сервер представляют собой единое целое. Однако российские пользователи сразу ощутили удаленность почтового сервера — сервер IMail был задумчив и нетороплив. Сейчас «ИнфоАрт» эксплуатирует и продвигает Интернет-почту iName (iname. ru), сервер которой расположен уже в России.

Мобильный Интернет — новая мода?

Согласно последнему (март 2000 г.) обзору Yankee Group (yankeegroup.com), число пользователей мобильного Интернета в США возрастет в 2000 г. с 1,8 до 4 млн. А к 2003 г. в пользовании будет почти 1 млрд устройств мобильного доступа к Интернету. Сообщения о темпах роста мобильного Интернета читаются так же, как пару лет назад читались передовицы о безудержном росте оборотов электронной коммерции. Так что же это такое — мобильный Интернет? Давайте немного отвлечемся от нашей основной темы и посмотрим, каковы нынче тенденции на Интернет-рынке.

Сейчас стал модным новый лозунг: «В Интернет без компьютера!» Конечно, имеется в виду без настольного компьютера, громоздкого и отпугивающего сложностью обращения с ним для рядовых потребителей. Ведь большинству из них зачастую только всего и надо, что послать или получить письмо, осведомиться о текущих курсах акций да узнать прогноз погоды в городке, где живет теща.

Для этого достаточно специализированного устройства — Интернет-терминала, который может относительно немного — ходить по Интернету и принимать/посылать почту, но зато сразу готов к работе, не требует настройки и обучения для работы с ним. Большой популярностью также пользуются электронные секретари (Personal Digital Assistant, PDA) — при скромных габаритах и весе они удовлетворяют потребности большинства пользователей по ведению адресной книги и ежедневного расписания. Заметно «поумнели» и мобильные телефоны, чьи возможности по хранению и отображению информации уже приближают их к электронным секретарям. При этом даже в нашей стране они стали вполне доступны (давно никого не удивляет, например, вид московского студента с мобильником у пояса).

Все это и вызвало развитие нового вида услуг — предоставления доступа к необходимой информации в Интернете с помощью разнообразных карманных устройств — электронных секретарей, мобильных телефонов, пейджеров. Другой аспект — доступ к корпоративной информации не только из офиса (через клиентское приложение), но и из любой точки земного шара, где есть хоть какое-то устройство для работы с Интернетом. Для реализации таких задач потребовалось разработать новые стандарты передачи данных и их отображения — ведь экран мобильного телефона не сможет показать обычную Web-страницу. Практически все современные мобильные телефоны в состоянии принимать и отсылать небольшие текстовые сообщения (SMS, Short Message Service), а новые модели включают в себя WAP-браузеры, отображающие специально подготовленные для них страницы сайта.

Новый сервис оказался таким популярным, что сейчас уже сложно найти более-менее известный сайт, где не было бы специальных разделов для пользователей c мобильными устройствами. Например, один из самых посещаемых порталов мира Yahoo! (yahoo.com) предоставляет им доступ почти ко всей своей информации. В дополнение к существующим службам My Yahoo!, Yahoo! Mail, Yahoo! Finance, Yahoo! News, Yahoo! Calendar и Yahoo! Address Book в марте добавились еще три — Yahoo! Auctions, Yahoo! Movies и Yahoo! Directory. Новые службы олицетворяют второе поколение сервиса Yahoo! для пользователей с мобильными устройствами и являются основным компонентом стратегии компании под девизом Yahoo! Everywhere (Yahoo! Везде). Новые пользователи смогут регистрироваться прямо со своих мобильных устройств — таким образом, у них отпала необходимость в настольных компьютерах, которые ранее были нужны для подписки на Yahoo! Mail и My Yahoo! Подобного рода услуги есть и в нашей стране, но в отсутствие развитого рынка и из-за нераспространенности телефонов с WAP-браузерами они , как правило, сводятся к подписке на рассылку анонсов статей и коротких новостей на пейджеры или мобильные телефоны (по SMS). И если подготовка такой рассылки или набора страниц с важными материалами для просмотра через WAP-браузеры не вызывает технических проблем и не требует значительных затрат, то создание полноценной системы доступа к корпоративной информации может оказаться не только сложным, но и весьма дорогостоящим мероприятием.

Beep.ru — доступно везде, доступно всем

Одной из наиболее востребованных задач для практически любого бизнес-процесса является организация доступа к корпоративной информации, с одной стороны, и организация общения, взаимодействия между сотрудниками — с другой. Крупные компании в состоянии раскошелиться на установку у себя систем вроде Lotus Notes, но для малого и среднего бизнеса затраты на внедрение и эксплуатацию подобного рода систем могут оказаться совершенно непродуктивными и просто чрезмерными. Тем более что в таких системах нет стандартных возможностей доступа к ним пользователей с мобильными устройствами.

На самом деле подобного рода задачи возникают и перед популярными Интернет-проектами. Вокруг них складывается собственная аудитория, которой неплохо было бы предоставить и механизмы общения, и доступ к материалам «только для членов клуба», да и просто адрес электронной почты с именем домена любимого сайта.

Безусловно, создавать систему для решения подобных задач собственными силами нецелесообразно. Такие службы лучше арендовать, но при условии, что их можно тонко настроить и под свои задачи, и под свою аудиторию.

В качестве примера рассмотрим проект Beep.ru (beep.ru) — совместную разработку компании «АйТи» (it.ru) и «Центра Открытых Систем и Высоких Технологий» (cos.ru). Beep.ru является основой построения Интернет- и интранет-решений для организации совместной работы или общения практически неограниченного числа пользователей. Он может выступать как место для контакта различных групп энтузиастов или аудитории какого-либо Web-сайта. Члены виртуальных команд найдут на Beep.ru все необходимое для работы над совместными проектами. А компании практически любого размера смогут организовать на основе Beep.ru защищенную и надежную систему корпоративной почты и коллективной работы над документами. И это далеко не все возможные области использования Beep.ru. Наконец, это публичный проект, и пользоваться его услугами может бесплатно и пожизненно любой желающий.

Beep.ru состоит из следующих компонентов:

1. Высокопроизводительная и позволяющая наращивать масштабы почтовая система, доступ к которой возможен по протоколам POP3/SMTP/WAP с клиентской почтовой программы или через Web-интерфейс с помощью любого браузера. Специальный вход (www.newap.ru) предназначен для мобильных телефонов с WAP-браузерами. Пользователь имеет практически все возможные варианты доступа к своей почте. Например, автор данной статьи работает со своим почтовым ящиком так: на работе — из клиентской программы, дома — через браузер Web-интерфейса, а вся входящая почта дополнительно пересылается по SMS на мобильный телефон. В Beep.ru реализованы достаточно мощные инструменты для обработки приходящей почты с помощью выбранных пользователем фильтров. Для упорядоченного хранения корреспонденции на сервере можно создавать любое необходимое количество почтовых папок.

2. Адресная книга. Обычная адресная книга с контактной информацией, только доступная и дома, и на работе, и в командировке, — лишь бы был Интернет. Реализован механизм обмена (экспорта/импорта) информацией с клиентскими программами наподобие MS Outlook.

3. Календарь-ежедневник с развитыми механизмами отсылки напоминаний на различные мобильные устройства (напоминания могут быть отправлены по электронной почте, на пейджер или мобильный телефон по SMS). И конечно же обмен (экспорт/импорт) информацией с клиентскими программами.

4. Механизм групп. Это, наверное, самая главная особенность Beep.ru. Любой пользователь Beep.ru может создавать группы — публичные (доступные всем пользователям системы) и приватные (в которых участвуют только специально приглашенные пользователи). В настоящее время действует правило, что публичная группа может начать функционирование, если на нее подпишутся не менее пяти пользователей.

Для групп существуют:

а) общий почтовый ящик, доступный всем членам группы;
б) общие адресные книги и календари — информация из них по желанию пользователя может отображаться в его личных адресной книге и календаре;
в) общее для членов группы хранилище документов любого типа (тексты, фото, рисунки, файлы, HTML и т. д.). Хранилище документов может иметь сколь угодно сложную структуру, а к каждому документу можно приписать тип или статус («для обсуждения», «в процессе выполнения», «выполнено» и т. п.). Статусы определяются пользователем, создавшим хранилище. Например, сами разработчики Beep.ru ведут учет ошибок и их исправлений, создав хранилище в своей группе и определив типы так: «Ошибка», «Предложение по улучшению», «Исправляется», «Исправлено». Специальные фильтры позволяют выводить на просмотр документы заданного статуса или типа, что дает возможность полноценно работать с хранящимися документами;
г) общие для членов группы конференции. Внутри каждой группы можно создать практически неограниченное количество конференций, которые будут управляться создателем группы;
д) и наконец, для группы может быть выделен собственный домен третьего уровня, например photo.beep.ru. Такая операция осуществляется администратором системы.

Безопасность хранящихся данных обеспечивается не только административными мерами и адекватной конфигурацией аппаратуры. Доступ через Web-интерфейс может быть защищен с помощью протокола SSL, для чего достаточно использовать вход https://www.beep.ru. В этом случае вся передаваемая информация, включая регистрационное имя и пароль пользователя, во время сеанса связи с Beep.ru надежно защищена от перехвата.

Дополнительные меры приняты против настоящей беды современной Интернет-почты — «спаммеров», рассылающих «почтовый мусор». Во-первых, SMTP-сервер требует обязательной авторизации перед отсылкой писем, что не позволяет использовать его для массовых рассылок анонимными отправителями. Во-вторых, существует задаваемое администратором системы ограничение на количество адресов, куда одновременно может быть послано письмо.

Программное обеспечение Beep.ru полностью создано отечественными разработчиками и по ряду характеристик является уникальным. В качестве программно-аппаратной платформы был выбран Intel + Solaris, сейчас реализована версия под Sun Solaris и на подходе версия для Linux. Система позволяет легко и просто наращивать масштабы и производить «распараллеливание» путем включения дополнительных серверов, не прерывая работы. Эксплуатирует Beep.ru команда высококвалифицированных специалистов, обеспечивающая бесперебойную работу по принципу 24x365 с самого начала эксплуатации проекта. В бюджет развития проекта заранее заложены необходимые средства для адекватного увеличения аппаратных мощностей и расширения канала до точки обмена трафика М9.

В первую очередь Beep.ru будет развиваться как публичный проект, и доступ к основным его возможностям останется бесплатным. Но ряд возможностей Beep.ru позволяют предложить его, с одной стороны, как систему Интернет-офиса для малого и среднего бизнеса и, с другой стороны, как уникальный сервис для аудитории любого Интернет-проекта.

На одном физическом сервере может эксплуатироваться практически любое количество «виртуальных» серверов. При этом каждый из них может иметь свое собственное доменное имя (второго или третьего уровня) и свой дизайн оформления и пользовательского интерфейса. При этом важно отметить, что все функции администрирования доступны в дистанционном режиме, через Интернет. Физическое администрирование (поддержка, обслуживание, мониторинг производительности и т. д.) могут проводить сотрудники Beep.ru, а логическое администрирование (создание/удаление пользователей, определение их прав, лимиты дискового пространства и т. п.) может осуществляться арендатором такого виртуального сервера.

Таким арендатором может стать небольшая компания, которой необходима почтовая система и хранилище документов. При этом сотрудники получают доступ к информации не только из офиса, но и из любого места (например, будучи в командировке), даже просто с сотового телефона. Необходимая безопасность данных сейчас обеспечивается возможностью использовать протокол SSL, а в самое ближайшее время планируется ввести хранение информации на сервере в зашифрованном виде. Это гарантирует владельцу информации защиту от недобросовестного администратора. Как будет показано ниже, возможны разнообразные бизнес-схемы аренды «виртуального офиса», от схемы с практически нулевыми затратами до максимально защищенного варианта с собственным доменным именем.

Для любого Интернет-проекта также можно арендовать виртуальный сервер на Beep.ru, используя свой дизайн и свое доменное имя, и предоставить своей аудитории бесплатную почту, конференции и остальные услуги. Пользователи могут даже и не заметить, когда они будут находиться на своем любимом Web-сервере, а когда — на Beep.ru. При этом арендатор самостоятельно управляет размещением и показом рекламы на страницах своего виртуального сервера.

Beep.ru продолжает непрерывно развиваться. В ближайших планах — услуги голосовой почты, которая позволит прослушать пришедшие сообщения по обычному городскому телефону. Предполагается также введение таких инструментов для поддержки коллективной работы, как «Планировщик задач» и «Механизм голосования в группах». Через несколько месяцев будет увеличен с 10 до 100 Мбайт объем дискового пространства, выделяемого каждому пользователю. Интересные идеи по развитию Beep.ru высказывают и его пользователи, число которых лавинообразно растет с момента начала постоянной эксплуатации. Однако основные усилия команды Beep.ru будут направлены на обеспечение надежной, бесперебойной работы всех служб, вне зависимости от того, как велика будет на них нагрузка.

Бизнес-модели сотрудничества

Рассмотрим на примере Beep.ru, какие существуют схемы отношений с ASP и как они реализуются.

  • Для обычных пользователей основные услуги на Beep.ru бесплатны. Любой человек может зарегистрироваться, получить почтовый ящик, адресную книгу и календарь, возможность создавать группы и участвовать в уже существующих (полная аналогия с системами бесплатных Интернет-почт плюс дополнительные возможности и разнообразные варианты доступа — клиентская программа, Web-браузер, мобильный телефон с WAP-браузером).
  • Инициативные пользователи могут создавать свои группы на Beep.ru, причем еще и зарабатывать на этом. Предусмотрена модель, в которой организаторы активных групп участвуют в размещении рекламы, показываемой членам группы в ее конференциях. Доходы от показанной рекламы будут делиться между Beep.ru и организаторами групп.
  • Для любого виртуального коллектива услуги Beep.ru по организации совместной работы над проектом бесплатны. Достаточно создать некую приватную группу и вести свою деятельность внутри нее. Если потребуется большая, чем обычно, защищенность данных (например, шифрование или отсутствие рекламных баннеров на страницах Beep.ru для членов группы), то она тоже может быть обеспечена.
  • Любая организация может создать свой Интернет-офис совершенно бесплатно, тоже с помощью приватной группы. Все базовые услуги также будут предоставляться бесплатно.
  • Любая организация может арендовать свой Интернет-офис на Beep.ru. В этом случае вариантов много — от простого (когда сотрудникам организации реклама не демонстрируется) до сложного (с шифрованием данных на сервере или своим собственным дизайном и собственным доменным именем). При этом специалисты Beep.ru обеспечивают круглосуточную поддержку.
  • Для любого Интернет-проекта можно арендовать виртуальный сервер на Beep.ru. У него могут быть собственный дизайн и собственное доменное имя. В качестве оплаты аренды придется делиться доходами от рекламы на площадях Beep.ru. Авторы уже нескольких известных Интернет-проектов высказали заинтересованность в аренде виртуального сервера на Beep.ru.
  • Можно просто купить экземпляр Beep.ru и самостоятельно его эксплуатировать. Первым таким покупателем выступил Московский физико-технический университет, который реализовал на его основе почтовую систему для своих сотрудников и студентов. В настоящее время еще несколько организаций тестируют продукт на своих площадках. Представляется, что отечественное происхождение Beep.ru может оказаться привлекательным и для государственных структур.

Безусловно, реальная жизнь гораздо шире и неизбежно появятся новые модели сотрудничества. Практика покажет, какие из них окажутся жизнеспособными, а какие так никогда и не будут востребованы. Весьма вероятно, что проект Beep.ru сможет выступить как испытательный полигон для отработки деятельности ASP и взаимоотношений клиентов с ним.

ОБ АВТОРЕ

Леонид Сорокин — сотрудник компании «АйТи». E-mail: leo@beep.ru.