Интернет-трейдинг не самоцель, а осознанная необходимость

Сначала — как технология, предоставляющая возможность «прорубить окно в Европу» и получить опыт работы на зарубежных денежных и фондовых рынках, не покидая России. Сейчас — как образ жизни, когда Интернет не только становится средой информационного обитания, но и дает основной способ заработка, позволяя обратить в свою пользу достижения технического прогресса и обусловленные им взлеты и падения фондового рынка, особенно его высокотехнологического сектора.

Для брокеров И-трейдинг — новая форма ведения бизнеса, реальная электронная коммерция. В свое время корпоративная ментальность и консервативность менеджеров крупных брокерских компаний и инвестиционных банков сослужила им плохую службу. Эти яппи сочли вновь появившихся Интернет-брокеров (И-брокеров) технологическими неофитами и не осознали, что рынок финансовых услуг находится в точке бифуркации, вызванной переориентацией на розничные модели, на индивидуального инвестора. В результате они прозевали рождение целого сектора услуг, рынок был перекроен не в их пользу, а ландшафт ощутимо изменился — на нем выросли новые вершины и новые игроки обогнали старых.

Бурному росту сектора розничных брокерских услуг способствовал самодостаточный механизм, лежащий в основе данного бизнеса, — чем меньше комиссионные и проще технология, тем больше клиентов, больше трансакций, больше прибыль. При этом феноменальный рост клиентской базы обеспечил повышение ликвидности рынка в целом, что привлекло к нему миллионы новых игроков. Спираль раскрутила сама себя!

Этот сектор захватили молодые брокерские фирмы (типа E-Trade), которые сделали бизнес на продвижении традиционных услуг по покупке/продаже ценных бумаг среди максимально широкого числа непрофессиональных — индивидуальных — клиентов, оформив эти услуги как продукт с новым качеством. Маркетинговая стратегия захвата рынка строилась на одной фразе: «Просто щелкни мышкой». Правда, возглавляет эту обойму все же традиционный брокер Charles Schwab, вовремя уловивший тенденцию и ставший И-брокером. Однако это исключение лишь подтверждает правило.

Буквально за последние месяцы И-трейдинг «вышел из подполья» и в России. Прошедшая в Государственной финансовой академии 19–20 июня Первая Всероссийская конференция-выставка «Интернет-трейдинг на российском финансовом рынке» показала, что никого из участников рынка не устраивает вялое развитие новых технологий, «самотек».

Это не дань западной моде, а острая необходимость. В условиях значительного роста активности на российских рынках брокеры буквально задыхаются под наплывом заявок и активно ищут выход из создавшейся ситуации в применении Интернет-технологий прямого доступа, которые позволяют расширить клиентскую базу при одновременном снижении нагрузки на персонал. Биржи также заинтересованы в этой технологии, поскольку надеются на расширение клиентуры и рост ликвидности.

Как и на Западе, активное внедрение Интернет-технологий в России может привести к перекройке ландшафта рынка брокерских услуг. Например, компания «Алор-Инвест» — один из первоначальных игроков данного сектора, ранее занимавшая 20-е место в списке лидеров по обороту на фондовой секции Московской межбанковской валютной биржи, за несколько месяцев вошла в первую пятерку. Система Remote Trader — продукт «ГУТА-БАНКА» благодаря своей технологичности (а также тому, что банк предоставляет маржинальные кредиты на покупку ценных бумаг) привлекла в этот банк сотни новых клиентов и подняла его рейтинг.

Насколько и в каких формах уже отработанные на Западе модели и технологии приживутся в России, вопрос открытый и дискуссионный. Что нового мы сможем родить в этой сфере технологий? Автор приглашает всех заинтересованных к продуктивному диалогу.

Но сначала немного фактов из копилки зарубежного опыта.

«Синяя поляна в желтых васильках»

Интернет-трейдинг впервые получил известность в начале 90-х годов как технология, позволяющая упростить и ускорить процесс приема ордеров от индивидуальных инвесторов на покупку/продажу акций. Однако в конечном итоге ее применение привело к пересмотру ключевых концепций функционирования мировых финансовых рынков и к реструктуризации всех видов бизнеса, связанных с торговлей ценными бумагами, включая поставку информации, брокерско-дилерские услуги и услуги клиринговых, платежных и депозитарных систем.

С точки зрения электронной коммерции И-трейдинг являет собой пример весьма удачной розничной бизнес-модели, востребованной и поддержанной на Западе широким слоем потребителей. Этот чрезвычайно прибыльный бизнес фактически создал принципиально новую конкурентную среду, активизировал разработку технологических стандартов, привел к появлению новых игроков, торговых площадок и финансовых инструментов.

По оценкам консультационной компании Gomez Advisors, к 2001 г. в мире будет открыто 18 млн инвестиционных счетов (в 1996 г. их было только 1,5 млн, в начале 1999 г. — 5,1 млн). В четвертом квартале 1999 г. у американских онлайн-брокеров было открыто 1,8 млн новых счетов и зафиксирован беспрецедентный рост числа сделок — на 55%. За первое полугодие 2000 г. рост составил еще 80%, а совокупный объем инвестированных средств достиг 950 млрд долл.

В настоящее время уже пятая часть сделок с акциями NASDAQ совершается через Интернет, и эта доля неуклонно увеличивается. Дневной оборот NASDAQ постоянно растет и в феврале 2000 г. впервые превысил 2 трлн долл. В США за последние два года из общего числа акций, проданных индивидуальным и корпоративным инвесторам, более 25% прошло через Интернет-брокеров.

Между тем среднее количество сделок, приходящееся на одного инвестора, не так уж и велико. По оценкам Forrester Research, для американцев оно составляет 10 сделок в год. Средний размер счета — несколько десятков тысяч долларов. Причина — богатый инвестор не будет экономить на комиссии (низкие комиссионные — основной аргумент И-брокера) и предпочтет работать с брокером, предоставляющим полный набор услуг (full service broker, см. врезку «Основные типы брокеров»): дороже, зато клиент получает персональные рекомендации.

Автор не стремился дать исчерпывающий анализ деятельности И-брокеров, которых в США насчитывается около 150. Потому в табл. 1 приведен лишь текущий рейтинг по состоянию на июнь 2000 г.

Несмотря на «американские горки» на фондовых рынках (это наиболее адекватное сравнение для череды взлетов и падений, затронувших в апреле–июне 2000 г. не только NASDAQ и NYSE, но также европейские и азиатские фондовые биржи), обороты Интернет-брокеров не упали. Происшедшее нельзя назвать потрясением основ, как это пытаются представить некоторые аналитики. Безусловно, непрофессионалы потеряли очень много, а на брокеров обрушился шквал исков с целью вернуть проигранные деньги (длительный рост рынка вызвал эйфорию: многие «домохозяйки» привыкли к легкой прибыли и даже думать забыли о том, что рынок может падать). Акции самих брокеров «просели» на 20–40%. Однако бизнес процветает, так как альтернативы нет.

Технологическая модель И-брокера

Частное лицо не имеет права непосредственно совершать сделки на бирже. Для этого существует целая цепочка посредников. Например, маршрут попадания ордера на NASDAQ таков: инвестор -> брокер -> маркет-мейкер -> торговая система. Маркет-мейкеры поддерживают ликвидность по определенным бумагам. На NYSE аналогичную функцию выполняют «специалисты».

До начала 90-х годов основными игроками на рынке брокерских услуг были брокеры, предоставляющие полный комплекс услуг (см. врезку). Большая часть их клиентов — богатые люди, для которых качество обслуживания важнее размера комиссии. И-брокеры с точки зрения бизнес-модели являются дисконтными брокерами (см. врезку), ориентированными на «вал» клиентов, на поток заявок, на широкую клиентскую базу.

В «доинтернетовские» времена приказ отдавался инвестором по телефону (разговор записывался, на него ссылались при возникновении конфликтных ситуаций), а позднее — по факсу. Далее клерк, принявший ордер, «приходовал» его и переправлял к «брокеру на полу»*, находящемуся непосредственно на бирже и заключающему сделки с такими же, как он, брокерами.

С развитием компьютеров и телекоммуникаций многие биржи разработали автоматизированные системы удаленного доступа к своей торговой площадке, функционирующие в рамках защищенной сети. Естественно, доступ к ним имели только трейдеры крупных брокерских компаний, так как установка удаленного терминала и аренда каналов связи были чрезвычайно дороги. На каждую биржу приходился свой терминал. Это был значительный шаг вперед, но клиенты передавали свои приказы все по тому же банальному телефону.

В начале 90-х годов приказы начали принимать через Интернет, но перемены не были революционными: клерк в брокерской конторе сидел перед двумя компьютерами — на экране одного он видел посланный по Интернету ордер, а с клавиатуры другого вручную вводил его в систему торговой площадки.

И вот наконец появились системы для автоматической обработки пришедшего через Интернет клиентского ордера на сервере брокерской компании, на котором проводилась аутентификация, проверка на лимиты, доступные клиенту (как по бумагам, так и по деньгам), перевод ордера в нужный формат и его пересылка в торговую систему конкретной торговой площадки. В первых системах в основном была реализована функциональность фронт-офиса. Далее стали автоматизировать функции бэк-офисов, включая ведение учета, составление отчетности, расчетно-депозитарные операции и т. д.

Взаимодействие с биржей обычно осуществляется через шлюз — набор стандартных команд и форматов обмена данными и обработки запросов, которые позволяют отслеживать состояние приказа (принят, ожидание, исполнен и т. д.). При этом торговая система биржи практически всегда отделена от сети брокера и тем более от Интернета. Кстати говоря, именно поэтому на биржу бесполезно проводить атаку типа «отказ от обслуживания» — может «зависнуть» сервер брокера, но не биржи.

Все бы хорошо, но... Интернет сам по себе не менял упомянутый в начале раздела маршрут прохождения ордеров. Безусловно, скорость их прохождения повысилась. Но контроль над движением приказа был явно недостаточным. Кроме того, появилась категория дневных трейдеров (см. врезку), которых возможности онлайн-брокеров абсолютно не устраивали.

И тут выяснилось, что узкое место — в самих концепциях и традиционных моделях функционирования рынков капитала.

Выход был найден в концепции прямого доступа, реализуемой посредством электронных коммуникационных сетей (Electronic Communication Network — ECN), первая из которых, Instinet, созданная под эгидой агентства Reuters, появилась еще в 1969 г.

Системы прямого доступа

Большинство брокеров часто исполняют приказы своих клиентов внутри собственных клиринговых систем, проводя взаимозачет в рамках потока встречных приказов на покупку и продажу. Ордер клиента может вообще не выводиться на рынок. При этом в случае выставления маркет-ордера** клиент не может быть уверен, что его приказ исполнен по наилучшей цене, тем более если у него нет доступа к котировкам в режиме реального времени и он не в состоянии проконтролировать текущую рыночную цену.

Система прямого доступа предполагает автоматический (в компьютерном режиме) вывод ордера на рынок и дает возможность клиенту самостоятельно управлять размещением своего ордера, включая выбор торговой площадки, возможность коррекции параметров ордера, его отмены, контроль правильности исполнения, получение отчета о сделках и т. д. Фактически клиент получает доступ к торговой системе биржи (или альтернативной торговой площадки) и дополнительной информации (не только о котировках, но и об объемах приказов на покупку/продажу и т. д.) наравне с другими брокерами и «видит», как его ордер «появился» в окне торговой системы. То есть из классической цепочки доступа выпадают два промежуточных звена — брокер и маркет-мейкер.

Заметим, что прямой доступ — понятие технологическое. С точки зрения законодательства клиент не может выставлять сделку на бирже от своего имени. К тому же биржа не открывает инвестиционных счетов. Поэтому при работе на традиционных биржах брокер все равно неявно присутствует в цепочке, но не как посредник для вывода сделки на рынок, а как лицо, отслеживающее лимиты клиента на совершение операций, осуществляющее поставку фондового актива, платежи, оформляющее переход прав собственности на активы и т. д. (причем все это проводится в рамках компьютерной системы).

Что такое ECN

Электронные коммуникационные сети (ECN) — это электронные торговые площадки, в которых реализованы основные функции классической биржи. Они создавались как среда для обработки и исполнения лимит-ордеров***. Такие ордера не могут быть исполнены на биржевой площадке до тех пор, пока указанная в них цена не станет рыночной, однако они могут быть исполнены внутри ECN. Механизм достаточно элементарен: все поступающие в ECN заявки вносятся в «книгу ордеров» (базу данных, доступную всем участникам системы) и обрабатываются в системе поиска совпадающих приказов (order matching system). При совпадении по цене и количеству два встречных «парных» приказа — один на покупку, другой на продажу ценных бумаг — автоматически исполняются в рамках компьютерной системы.

В настоящее время в США зарегистрировано 10 ECN: Instinet, Island, REDI, Tradebook, Archipelago, BRUT (BRASS Utility), NexTrade, Strike, Attain и Market XT, причем NexTrade уже прошла регистрацию в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission — SEC) как полноценная коммерческая биржа, а Instinet и Archipelago подали соответствующие заявки. В Европе наиболее известна TradePoint (Великобритания).

По данным Комиссии, на имеющиеся ECN приходится около 35% оборота по акциям, котирующимся в NASDAQ, и такая же часть оборота системы для малых лотов (Small Orders Execution System — SOES).

В табл. 2 приведены преимущества и недостатки торговли через системы прямого доступа по сравнению с работой через обычных онлайновых брокеров. Среди компаний — разработчиков платформ для ведения дневной торговли отметим TradeCast (tradecast.com). Среди брокеров следует упомянуть CyBerCorp (cybercorp.com) и Carlin Equities (carlingroup.com). В Москве прямой доступ к системе NASDAQ и бирже NYSE через программный интерфейс Redi+ можно получить в дилинговом зале компании «Интерсток» (interstock.ru), работающей с нерезидентами.

Интернет-трейдинг в России: первые ласточки

В середине 1999 г. началась работа над пилотными проектами создания шлюзов, обеспечивающих программный доступ к торговым системам российских бирж из внешней среды. Первой была Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), разработавшая совместно с компанией CMA Small Systems прикладной программный интерфейс (API), позволяющий подключать к торгово-депозитарным комплексам ММВБ внешние системы распространения торговой информации, сбора клиентских заявок, ведения позиций, риск-менеджмента и т. д.

Покупка данного шлюза — первое, что нужно сделать брокеру, собирающемуся установить или разработать систему И-трейдинга для работы на ММВБ. Заметим, что в целях стимуляции внедрения Интернет-брокерских систем биржа приняла решение о бесплатной поставке 100 шлюзов профессиональным участникам рынка ценных бумаг. По словам представителей ММВБ, общее число членов ее фондовой секции, эксплуатирующих покупные и собственные системы, составляет уже несколько десятков, из них половина — региональные брокеры. В июне 2000 г. оборот компаний, использующих шлюз, приблизился к 45% от общего оборота биржи.

За ММВБ последовала Российская торговая система (РТС), которая при разработке Системы гарантированных котировок (СГК) изначально ориентировалась на Интернет-доступ. В июне 2000 г. РТС объявила о начале тестирования шлюза в СГК. Подключение брокеров намечено на конец лета — осень 2000 г.

В отличие от ММВБ, которая имеет отношение только к каналу биржа-клиент, РТС — в лице Технического центра (ТЦ) — предлагает использовать себя в качестве доверенной стороны и проводить сертификацию открытых ключей. Заявка от клиента проходит через систему ЭДО (электронного документооборота). При этом ТЦ может подписать заявку клиента перед передачей ее брокеру своей электронно-цифровой подписью (ЭЦП), что дает возможность зафиксировать сам факт ее наличия, сохранить содержимое заявки и удостоверить время ее прохождения. При подаче заявки как с рабочей станции РТС, так и через шлюз электронный документ формируется брокером и отправляется на биржу с ЭЦП. Такая схема не только позволяет избежать конфликтных ситуаций, но и избавляет брокерские фирмы от необходимости получать лицензию ФАПСИ на эксплуатацию систем криптозащиты при внедрении И-трейдинга. В СГК РТС предусмотрен широкий спектр различных заявок, включая лимит-ордера и стоп-ордера.

На подходе — шлюз Московской фондовой биржи (МФБ). До конца года должны появиться шлюзы у бирж Санкт-Петербурга, Владивостока и Ростова-на-Дону.

Как было объявлено на пресс-конференции ММВБ в начале июля 2000 г., ею сертифицировано уже шесть тиражируемых решений (в основном с фронт-офисной частью), позволяющих организовать прямой доступ к ее торговой системе через шлюз (см. табл. 3). Создатели этих систем обычно подчеркивают, что готовы разработать и бэк-офисную часть в соответствии с требованиями заказчика. Пока наибольшее распространение имеет система QUIK, которая эксплуатируется более чем в 30 инвестиционных компаниях (ИК) и банках, в том числе в ИК «Открытие», «Финанс-Аналитик», «Четвертое измерение» в «Фундамент-банке».

Кроме того, ряд банков и инвестиционных компаний эксплуатируют свои собственные разработки, не предназначенные для тиражирования, но также сертифицированные ММВБ. В их числе: Remote Trader («ГУТА-БАНК», onlinebroker.ru, тел. (095) 975-69-14), «Интернет-Дилинг« (Лефко-банк, lefco-bank.ru, тел. (095) 132-63-87), Aton-Line (Инвестиционная группа «Атон», aton-line.ru), «Интернет-Брокер» (совместное производство компаний «Уником-Партнер», unicompartner.ru, тел. (3432) 626-808 и ITC, net-burg.com, обе компании из Екатеринбурга), Росбанк (rostrade.ru, разработка на основе системы WEB2L).

Собственные разработки ведут также Альфа-банк, МДМ-банк, Инвестиционно-банковская группа «Никойл», инвестиционные компании «Тройка-Диалог», «Олма» (совместно с Нижегородской валютно-фондовой биржей — НВФБ) и другие крупные игроки. В отличие от разработчиков «легких» тиражируемых решений, представляющих фактически фронт-офисную часть, их цель — глубокая интеграция со всеми бизнес-процессами, включая бэк-офис, депозитарную подсистему и т. д.

Особо стоит отметить идею удаленного технологического аутсорсинга, реализованную Центром финансовых технологий (ЦФТ) из Новосибирска. На первый взгляд, И-брокер должен, как минимум, разработать или купить систему трейдинга и установить сервер. При этом затраты на эксплуатацию сервера и программное обеспечение довольно значительны. Альтернативный вариант — стать участником системы TradePro (tradepro.ru), включающей в себя информационное ядро, совмещенное с фронт-офисом, через которое любой брокер может принимать заявки своих клиентов.

Процедура достаточно проста. Клиент заключает договор с брокером — участником TradePro и получает от него регистрационное имя и пароль. Под своим именем он входит в систему и формирует заявку. Она сразу попадает к нужному брокеру. Что происходит дальше?

Самый простой вариант: брокер видит заявку, пришедшую через Интернет, на экране одного из своих компьютеров и вручную вводит ее в торговую систему с клавиатуры удаленного терминала биржи. Это означает, что в Интернете уже произошла замена телефона и факса, т. е. производительность труда брокера повышается. (При этом он ни копейки не потратил на разработку, установку и эксплуатацию специального программного обеспечения и компьютерного оборудования.)

Другой вариант: автоматическое перенаправление заявки в торговую систему через шлюз. Если у брокера такого шлюза нет, то и здесь TradePro предлагает полный аутсорсинг: от брокера требуется только послать подтверждение заявки обратно на tradepro.ru, и она будет направлена куда надо от имени данного брокера (ЦФТ разрабатывает шлюзы для основных российских бирж — ММВБ, МФБ, РТС, Сибирской межбанковской валютной биржи — СМВБ и т. д.). В определенном смысле получается российский аналог зарубежной практики направленного потока ордеров (см. врезку).

Пора ли пить шампанское?

Но одного наличия технологии доступа для успеха слишком мало. Остаются проблемы, связанные с отсутствием надежных и дешевых каналов доступа в Интернет (проблема «последней мили» и адекватного провайдера), с безопасностью соединения, юридическим сопровождением сделки, и многие другие.

Прежде всего — нет массового, как на Западе, спроса. Это объясняется экономическими факторами и неразвитостью законодательства, а также традиционным менталитетом, отсутствием «привычки» делать такого рода вложения. Кроме того, в России нет достаточного числа разнообразных фондовых инструментов, позволяющих использовать инвестиции на фондовом рынке как механизм накопления, минимизации налогов, как элемент пенсионных схем и т. д.

На Западе покупка акций с целью минимизации налогов, накопления средств на образование, увеличения пенсионных сбережений давно стала привычным делом. Например, открыв персональный пенсионный счет (Individual Retirement Account — IRA), американец может отчислять на него ежегодно определенную сумму, выводимую из-под налогообложения, и производить любые операции по покупке/продаже активов. Доход по такому счету также не облагается налогом — при условии, что средства могут быть сняты наличными только после выхода на пенсию.

В России ничего подобного пока нет. Более того, существующая налоговая система работает против индивидуального инвестора. Сейчас при расчете налогооблагаемой базы граждан по сделкам с ценными бумагами используются две схемы, при этом применяется либо одна, либо другая (Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.1991 № 1998-1 в редакции от 02.01.2000 и Инструкция Госналогслужбы РФ от 29.06.1995 № 35 в редакции от 04.04.2000 по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»):

  • Льгота на объем 1000 минимальных размеров оплаты труда (указанная сумма вычитается из средств, полученных от продажи ценных бумаг).
  • Налогообложение положительной разницы между средствами, полученными от продажи ценных бумаг, и средствами, затраченными на их приобретение (для учета ценных бумаг обычно используется метод ФИФО, подразумевающий, что купленные раньше ценные бумаги продаются тоже раньше).

Серьезным недостатком такого налогового режима является игнорирование случаев возникновения отрицательной разницы по сделкам с ценными бумагами. Допустим, инвестор купил 100 акций по цене 100 руб. за акцию, затем в течение года продал 50 акций по 120 руб. за акцию в момент роста рынка, а остальные 50 акций — по 80 руб. за акцию в момент падения. Его финансовый результат за год равен нулю, однако с точки зрения текущего законодательства инвестор получил прибыль в момент первой продажи, которая будет облагаться подоходным налогом, тогда как убыток во время второй продажи никак не учитывается. Выражаясь бухгалтерским языком, прибыли и убытки по сделкам для физических лиц за отчетный период не сальдируются.

До сих пор нет закона об ЭЦП, правда, и уповать на него особенно не стоит. Самое совершенное регулирование и даже наличие механизма ЭЦП не гарантирует отсутствия спорных ситуаций. Парадоксально, но факт: в то время как в России ведутся дебаты по поводу внедрения электронной подписи и стоимости средств криптозащиты, в США 95% Интернет-брокеров и их клиентов обходятся обычным паролем, вводимым в рамках стандартного защищенного соединения. Безусловно, это связано с другим менталитетом инвесторов. Заметим, что в США до 40 видов проводимых на фондовом рынке сделок до последнего времени требовали письменного подтверждения, а Закон об электронной подписи был подписан президентом совсем недавно — 30 июня 2000 г. В соответствии с ним на территории США электронные подписи и переданные по Интернету учетные записи имеют ту же юридическую силу, что и отпечатанные на бумаге и подписанные от руки документы.

С точки зрения автора, в России качество и надежность сделок зависит скорее от репутации компании, чем от технических средств, тем более что в российской практике спорные вопросы обычно решаются в пользу клиента.

Заметим, что одним из следствий распространения систем И-трейдинга может стать сегментация рынка: индивидуальный инвестор, работающий через И-брокера на собственный страх и риск, без квалифицированной консультационной поддержки, предпочтет операции с наиболее предсказуемыми и ликвидными акциями.

Клиентская база И-трейдинга в России

Пока основными клиентами И-брокеров являются мелкие и средние инвестиционные компании, инвесторы — юридические лица, а также физические лица — активные трейдеры, торгующие на свои деньги и проводящие краткосрочные спекуляции по наиболее ликвидным ценным бумагам. По различным оценкам, в настоящее время в России насчитывается всего от 5 до 20 тыс. потенциальных клиентов И-трейдинга. Стимулов для значительного расширения клиентской базы пока нет. Поэтому есть большое опасение, сможет ли данная услуга в обозримом будущем стать массовой?

По данным Gomez Advosors, в начальный период развития И-трейдинга на Западе доля активных трейдеров составляла 60–70%, затем уменьшилась до 10% после подключения «широких народных масс», проводящих лишь несколько сделок в году. Маловероятно, чтобы у нас повторился этот сценарий расширения клиентской базы. В результате может получиться, что через год многие брокеры будут иметь хорошие торговые системы, но плохой бизнес, так как клиентов на всех не хватит.

С другой стороны, в данном случае мы имеем дело с ситуацией, когда сам факт наличия услуги создает новый рынок. Некоторые тенденции показывают, что значительную массу клиентов составят «регионалы», для которых новая технология — шанс активизироваться и занять свое место под солнцем.

Как брокеру найти «своего» клиента? Пытаясь ответить на этот вопрос, журнал Money классифицирует клиентов по группам на основе разных критериев. Например, по частоте трансакций: высокоактивный дневной трейдер, «крепкий середняк» (регулярно что-нибудь покупающий и продающий), долгосрочный инвестор (который появляется — и «вкладывает до пенсии») и «залетная птица»; по опыту работы: начинающий, профессионал; по толщине кошелька и т. п.

У всех групп совершенно разные цели и потребности. Спекулянту важна скорость исполнения сделки. Начинающему — доступность и дружественность интерфейса. Обывателю — надежность. Солидному клиенту — комплексность услуги, включающей информационную поддержку.

России до такой сегментации рынка очень далеко (хотя специальные исследования пока не проводились). Неофициальные же оценки показывают, что на 10% активных крупных клиентов (как физических, так и юридических лиц) приходится 90% оборота И-брокеров. Оставшиеся 10% оборота обеспечиваются за счет инвесторов, совершающих сделки эпизодически.

На кого надо ориентировать систему с точки зрения функциональности? На первых или вторых? Часто в качестве «сильного» аргумента компании-разработчики приводят следующий: «Наша система настолько проста, что ею может пользоваться любой». Однако необузданный популизм может сослужить дурную службу и дискредитировать саму идею.

С точки зрения автора, в России надо ориентироваться на компетентного пользователя, который, как минимум, хочет:

  • Получать информацию о котировках в режиме реального времени.
  • Выставлять, отменять и редактировать свои заявки, иметь информацию о состоянии поданной заявки.
  • Иметь систематизированную информацию о совершенных им сделках.
  • Следить за своим текущим портфелем и остатками по денежным средствам и ценным бумагам.
  • Получать выписки по своим счетам депо и подтверждения по совершенным сделкам.
  • Формировать и печатать отчеты в любой момент времени по всем операциям, проведенным в течение дня или любого другого отчетного периода.

При наличии данного набора решающую роль в маркетинговом продвижении И-трейдинга как нового продукта может сыграть сочетание удобства, эксклюзивности и комплексности услуги, например, предоставление «кредитного плеча», доступ к нескольким торговым площадкам в рамках одного счета и возможность проведения онлайновых платежей. Дальше всего в этом направлении, по мнению автора, продвинулся ГУТА-БАНК (onlinebroker.ru).

Наконец, для многих клиентов очень важен фактор времени. Им не нужна информация как таковая. Ведь в этом потоке можно просто утонуть. Наибольший спрос имеют консультации и конкретные рекомендации по принятию инвестиционных решений. А этот процесс, в отличие от процедуры регистрации или генерации отчетности, нельзя автоматизировать! То есть И-трейдинг — не панацея, а лишь дополнительная технология.

Не фетиш, а инструмент

Вообще говоря, современный инвестор обращает внимание лишь на четыре фактора:

  1. Наличие разнообразных финансовых инструментов, позволяющих применять различные торговые стратегии. При этом ему не важно, лежит или нет реальный актив в основе этого инструмента, поэтому фьючерсы на погоду могут быть не менее привлекательны, чем на нефть.
  2. Наличие механизма быстрого ввода и вывода средств на рынок.
  3. Гарантии исполнения сделки.
  4. Ликвидность рынка (которую, кстати, надо поставить на первое место) и интенсивность ценовых колебаний (volatility).

Если говорить о мировых тенденциях в целом, то современные электронные биржи стремятся удовлетворить именно эти запросы, создавая новые инструменты и интегрируясь с клиринговыми, платежными, расчетными и депозитарными системами. Завтрашний день — это идеология сквозной обработки трансакций (Straight Through Processing — STP). Семимильными шагами развиваются технологии доступа к фондовым и денежным рынкам и совершение сделок через сети беспроводной связи.

Россия догоняет. Если еще весной в России сам факт наличия у брокерской компании системы Интернет-трейдинга воспринимался как признак неординарности и использовался для рекламы, то сейчас данный сервис становится необходимым атрибутом брокера.

Таким образом, И-трейдинг — не фетиш, не самоцель, а способ решения конкретной задачи: обеспечить клиенту максимально эффективный доступ и исполнение ордера, причем неважно, на какой именно площадке, — важно, что по наилучшей цене.

Безусловно, распространение таких систем будет носить лавинообразный характер. Мы находимся в точке бифуркации. Перефразируя известную фразу президента корпорации Intel Крейга Баррета, можно сказать: либо брокер станет И-брокером, либо он перестанет быть брокером.

ОБ АВТОРЕ

Евгений Соломатин — независимый эксперт, канд. физ.-мат. наук.; e-mail: nast82@orc.ru


Таблица 1. Рейтинг (в баллах) ведущих американских онлайн-брокеров по совокупности критериев (по данным журнала Money — money.com)

I. Удобство и легкость ввода приказов, навигации по сайту, дружественность интерфейса
II. Качество сервиса в целом
III. Скорость и точность исполнения сделок, контроль текущего состояния ордера
IV. Разнообразие предлагаемых инструментов, наличие информационных ресурсов, исследований рынка, средств обработки данных, ведения портфеля и т. д.
V. Цена трансакции
VI. Суммарная оценка

БрокерАдрес в ИнтернетеIIIIIIIVVVI
Charles Schwabschwab.com 544525
National Discount Brokersndb.com42,54,543,55
DLJdirectdljdirect.com3,52,53,54,53,54,5
Suretradesuretrade.com333354,5
Datek Onlinedatek.com42,53,51,554
E-Tradeetrade.com42,51,54,53,54
Fidelityfidelity.com34,52423,5
Quick & Reillyquickwaynet.com2,5242,53,53
ScoTTradeskottrade.com2,51,53,524,53
Waterhouse Securitieswaterhouse.com1,52,533,54,53
Discover Brokeragediscoverdirect.com23,51,53,53,53
A.B. Watleyabwatley.com1,52,52,524,52,5
Ameritradeameritrade.com2222,54,52,5
Web Street Securitieswebstreet.com22,51,51,542
Brown & Companybrownco.com1,51,521,552

Таблица 2. Сравнение систем прямого доступа с Интернет-брокерами
Системы прямого доступа (ECN и аналоги)Традиционные онлайн-брокеры (Web-системы, основанные на браузере)
ДостоинстваНедостатки
Круглосуточная торговляТорговля только в часы работы бирж
Исполнение маркет-ордера по наилучшей возможной цене, возможность торговать внутри спреда Нет гарантии исполнения по наилучшей цене. Торговля лишь по ценам спроса и предложения (bid и offer)
Исполнение ордера за доли секундыЗадержка в исполнении ордера до нескольких десятков секунд и даже минут (из-за длинной технологической цепочки)
Нет ограничений на построение систем игры (стратегия и тактика). Возможность реализовать философию и технику дневного трейдинга и другие стратегии Есть ограничения (в силу задержек исполнения). Резко ограниченны возможности дневного трейдинга и других стратегий, требующих исполнения по наилучшей возможной цене
Полный контроль прохождения сделки, ее состояния, благодаря мгновенному размещению заказа и мгновенному получению подтверждения его исполнения. Возможности мгновенной отмены даже маркет-ордера Нет контроля состояния в период от отправки приказа до момента подтверждения исполнения. Из-за этого ограниченные возможности по отмене ордера
Все участники рынка сразу видят размещенный с помощью ECN ордер В первые 30-60 секунд после размещения ордера о его существовании может не знать никто, кроме собственного онлайн-брокера и единственного маркет-мейкера, которому этот ордер передан брокером
Есть возможность увидеть свой ордер в торговой системе Нет возможности, так как не известно, где и по какой цене исполняется ордер
Есть возможность торговать до открытия и после закрытия биржи Такая возможность существует лишь у нескольких брокеров, имеющих свою собственную ECN (например, eDatek)
Специальное программное обеспечение, устанавливаемое на компьютер пользователя, восстанавливает состояние сессии после разрыва соединения Web-браузер и HTML-протокол не гарантируют сохранения состояния сессии во время сбоя или обрыва связи
НедостаткиДостоинства
Необходимость установки специального программного обеспечения; более сложный, по сравнению с браузерными версиями, интерфейс Элементарный интерфейс, понятный начинающему, доступ через Интернет с любого компьютера
Повышенные требования к качеству каналов связи Достаточно подключения к Интернету по телефонной линии через модем и любого провайдера

Таблица 3. Тиражируемые системы Интернет-трейдинга, сертифицированные ММВБ
НазваниеРазработчикТелефонURL
QUIKСМВБ(3832) 10-23-15sice.ru
WEB2LСМА Small Systems AB (095) 745-84-84 cma.ru
"Инвестор""Инист"(095) 956-36-26 inist.ru
"ИТС-Брокер"НВФБ(8312) 306-876its-broker.nnx.ru
Alor-TradeИК "Алор-Инвест"(095) 290-87-39 alor.ru
Netinvestor"МФД-ИнфоЦентр"(095) 252-15-50mfd.ru

Основные типы брокеров

Брокер, предоставляющий клиентам полный набор услуг (full service broker), — классический брокер, в его услуги входят:

  • прием ордеров и вывод их на рынок;
  • индивидуальные консультации по поводу покупки/продажи ценных бумаг;
  • управление фондовым портфелем (по желанию клиента);
  • полное юридическое, финансовое и т. п. сопровождение инвестиционного счета.

Консультации клиенту обычно дает конкретный сотрудник («живой брокер») по телефону.

Дисконтный брокер (discount broker) — брокер, не дающий консультаций, а лишь выводящий сделку на рынок. Дисконтные брокеры появились в США после принятия акта Комиссии по ценным бумагам и биржам 1975 г., отменившего ограничения на минимальный размер комиссии с клиента. У этих брокеров минимизированы накладные расходы (нет штата консультантов, аналитического департамента и т. д.), поэтому они могут взимать низкую комиссию. Таким образом, дисконтные брокеры существовали и до широкого развития Интернета, принимая заявки по телефону.

Низкие комиссионные — средство привлечения массы клиентов. Бизнес дисконтного брокера держится за счет оборота. Часто такие брокеры даже не имеют торгового места на конкретной бирже (о чем клиент и не подозревает) и выводят сделки на торговые площадки не напрямую, а через сеть своих контрагентов (так называемых «паркетных брокеров», являющихся членами биржи). Они занимаются лишь сбором потока ордеров и переадресовывают «оптом» этот поток маркет-мейкерам, которые и обеспечивают его исполнение.

Этот механизм, называемый направленным потоком ордеров (order flow), является абсолютно легальной практикой, в которой заинтересованы все участники схемы: дисконтный брокер получает свои комиссионные, маркет-мейкер, зарабатывающий на спреде (разнице), — поток заказов.

Онлайн-брокер (on-line broker) — брокер, предоставляющий свои услуги через Интернет. Онлайн-брокером может быть как классический, так и дисконтный брокер. Более того, такой сервис имеют многие банки, предоставляющие брокерские услуги. При этом с технологической точки зрения Интернет является лишь дополнительным, по отношению к телефону, средством приема приказов, позволяющим обслужить большее число клиентов.

Приведенные термины отражают функциональное различие брокеров по типу предоставляемого сервиса (что ведет к сегментации клиентуры по размеру инвестируемых средств, способу инвестирования и т. д.), тогда как термин «онлайн» указывает на технологию приема и обработки ордеров.

Дневной трейдинг (day-trading) и дневной брокер (day-broker) — это практика открытия и закрытия позиций на торговой площадке в течение одного дня. Дневной брокер получает прибыль за счет спекулятивной игры на малых колебаниях цен на фондовые инструменты. Трейдеры, работающие на таких колебаниях, проводят «внутридневные» операции. Естественно, что это требует на порядок более совершенных (чем для среднего клиента онлайн-брокера, осуществляющего не более одной-двух сделок в день) технических средств, обеспечивающих доступ к информации с торговой площадки в режиме реального времени, и торговой системы, позволяющей мгновенно реагировать на изменение рыночной ситуации и сразу выводить сделку на рынок.


* Floor broker — «паркетный» брокер, работающий в биржевом зале (операционный зал биржи называют «паркетом», чтобы подчеркнуть его отличие от внебиржевого — телефонного и пр. — рынка). — Прим. ред.

** Маркет-ордер — рыночный приказ (приказ клиента о немедленном совершении сделки по текущей рыночной цене)//Федоров Б. Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь. СПб., 1995. С. 240.

*** Лимит-ордер — лимитный (ограниченный) приказ: приказ клиента брокеру с определенным ограничительным условием — максимальной (на покупку) или минимальной (на продажу) ценой ценных бумаг//Федоров Б. Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь. СПб., 1995. С. 227.