Задача агентств и отделов по найму персонала — найти в этой гигантской базе данных нужного сотрудника. Начиная с 1995 г. сделать это становится все сложнее и сложнее.
Появляется все больше не только самих резюме, но и сайтов, где они размещены. Год назад таких сайтов насчитывалось чуть более 300 (имеются в виду серьезные проекты с постоянным обновлением). А через два года ожидается, что их число вырастет до 1200.
Преимущества, предоставляемые Сетью, ощутили сразу обе стороны — и работодатели, и соискатели. Успех был обеспечен и тем и другим. Простота поиска нужной информации, оперативность ее обновления, минимум приложенных усилий — все это послужило толчком для бурного развития сетевых рекрутинговых служб и агентств. В Великобритании, например, этим даже заинтересовались в парламенте, так как онлайн-оборот таких фирм стал весьма заметным. Не отставали и соискатели (как видно из табл. 1, за последние пять лет число электронных резюме выросло почти в 77 раз). Приток капитала в эту сферу бизнеса обусловил появление маркетинговых компаний и поставщиков программного обеспечения, занимающихся исключительно проблемами Интернет-найма.
Forrester Research полагает, что уже в начале 2000 г. на Web-сегмент пришлось 55% американского рынка найма персонала, емкость которого 7,1 млрд долл. Вакансии стали перекочевывать из газет и журналов на сетевые доски объявлений. Меньше заявок достается и несетевым кадровым агентствам, а также «хедхантерам» («охотникам за головами» — специалистам по поиску топ-менеджеров и высококлассных экспертов). В ближайшие четыре года ведущие американские корпорации планируют распределить средства, выделяемые на привлечение новых сотрудников, следующим образом: поиск в Интернете — 52% бюджета, поиск через традиционные средства массовой информации и агентства — 31%. Весной 2000 г. восемь из десяти выпускников колледжей в США нашли себе работу через Сеть.
Специалисты прогнозируют, что к 2005 г. на размещение в Сети сведений о вакансиях будет израсходовано около 4 млрд долл. Доходы от размещения Web-резюме принесут еще примерно миллиард, в основном за счет привлечения рекламодателей. Плюс абонентская плата за обслуживание клиентов кадровыми агентствами и плата за обучение персонала — около 2 млрд долл. Итого семь миллиардов.
Однако эти деньги еще нужно заработать, и тут крайне важным моментом становится уровень дизайна Web-сайтов, посвященных найму персонала. Эксперты компании Creative Good, занимающейся исследованием проблем, связанных с удобством работы сайтов, оценили потери американских корпораций из-за недостатков в навигации и структуре сайтов в 30 млн долл. в день.
В докладе этой компании «Электронный рекрутинг: онлайновые стратегии в войне за талант» описаны типичные трудности, с которыми сталкиваются будущие сотрудники на сайтах даже таких крупных корпораций, как Cisco, Procter & Gamble, Citibank. Было исследовано более тысячи фирм-работодателей, почти половина из которых нанимает от 1 до 20% служащих через Сеть.
Примерно 40% попыток соискателей найти раздел вакансий и связаться с соответствующей службой оканчиваются неудачно. Наиболее распространенные недостатки — использование непонятных аббревиатур и внутрикорпоративного жаргона, необходимость дополнительного модуля к браузеру для скачивания формы резюме и требование зарегистрироваться для получения доступа к разделу вакансий. В докладе Creative Good сделан вывод, что если компания имеет удобный для пользователя сайт, то она может сэкономить до 8 тыс. долл. на каждого нанятого с помощью этого сайта работника, а средний показатель продолжительности поиска сотрудника составит не более 60 дней.
Эти выводы представляют интерес для широкого круга работодателей, поскольку в 2000 г. 79% компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинга самых крупных корпораций мира) нанимали персонал через свой собственный сайт, тогда как год назад таких было 60%, а в 1998 г. — всего 29% (по данным iLogos Research).
Естественно, наиболее интенсивно используют Web-найм фирмы, занятые в отраслях высоких технологий, — практически все они публикуют информацию о вакансиях на корпоративных сайтах. Среди компаний розничной торговли применяют этот метод 89%, а среди финансовых институтов — 73%. Предполагается, что к 2002 г. все корпорации из списка Fortune Global 500 будут нанимать персонал через Сеть.
Популярность прямого поиска работы через корпоративные сайты не ущемляет успешного бизнеса специализированных сайтов по найму персонала. Устойчивый поток в несколько миллионов посетителей ежедневно позволяет таким сайтам уверенно смотреть в будущее. Они формируют ценные хранилища резюме, с каждым годом их базы данных становятся все больше и больше. Заметно улучшаются и технологии поиска. Так, списки одних только профессий насчитывают сегодня от нескольких десятков до нескольких сотен. А к резюме можно прикрепить что угодно, от файла с фотографией соискателя до ссылки на его сайт, где работает Web-камера и работодатель может увидеть потенциального сотрудника в режиме реального времени. И, судя по всему, это далеко не предел.
Наибольшей популярностью пользуются следующие сайты по Интернет-найму (ранжированы по уменьшению популярности, данные recruitersnetwork.com):
Monster.com (намного опережает своих конкурентов, только подписчиков по электронной почте у него почти 400 тыс. — действительно монстр)
Headhunter.net
HotJobs.com
CareerPath.com
CareerMosaic.com
Последнее исследование WetFeet.com (март 2000 г.), во время которого было опрошено 750 выпускников и студентов бизнес-школ из 25 главных университетов США, выявило следующие интересные факты:
- 75% студентов ищут вакансии на корпоративных сайтах и на тематических (специализированных) порталах, посвященных поиску работы;
- более половины студентов (58%) интересуются советами по трудоустройству;
- 44% выпускников и 33% студентов бизнес-школ при поиске работы через Интернет используют доски объявлений, т. е. оставляют на них свои резюме;
- более половины студентов (60%) отыскивают в Интернете статьи о тех компаниях, куда они хотели бы устроиться.
На чем же можно заработать рекрутинговым агентствам? Вариантов много, особенно в Рунете, где этот рынок только-только начинает набирать обороты. Например, на создании специализированных сайтов по найму для металлургической и нефтяной отраслей.
Другая возможность — разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего ввод/поиск резюме. Как показывают опросы (табл. 2), чтобы быстрее найти работу или нового сотрудника, надо посетить не один сайт. Было бы неплохо автоматизировать этот процесс, создав программу, которая «собирала» бы вакансии с сайтов различных компаний.
Разобраться в нескольких миллионах резюме при поиске новых сотрудников проблематично даже для компьютера. Необходимо разрабатывать новые алгоритмы обработки резюме, иначе поиск затянется на месяцы, в то время как базы данных пополняются ежеминутно.
Классический вариант — доходы от размещения рекламы. Как уже указывалось выше, компании с каждым годом будут тратить все больше денег на размещение объявлений о вакансиях. Понадобятся надежные рекламные площадки (лучше всего тематические, отраслевые).
В Рунете сейчас находится около 10 тыс. резюме. Первым подобным проектом в России, насколько нам известно, стал job.ru компании «Демос». Представители компании отмечают, что он никогда не был прибыльным и скорее выполнял роль рекламной площадки и полигона для отладки новых технологий. Тем не менее он долгое время оставался единственным местом, где можно было разместить свое резюме и дать объявление о вакансии. Другие сайты оказались на порядок слабее. Лишь в мае 2000 г. появилось еще несколько сильных площадок. Посещаемость некоторых из них (их число не превышает пяти) — более 1000 человек в день. Однако нельзя сказать, что эта ниша полностью занята. Как показывает опыт, поскольку баз пока немного и разница между ними лишь в удобстве поиска и количестве предложений, клиенты пользуются несколькими базами. Поэтому некоторые сайты «развиваются», копируя своих конкурентов.
Можно смело предположить, что число сайтов будет стремительно расти. Серверов, подобных нынешним лидерам Рунета, появится еще 10–12. В новых проектах, вероятно, улучшится механизм поиска («ветеранам» это сложно из-за нестыковки баз данных), и они попробуют захватить первенство на отраслевых рынках.
И последнее. По нашим наблюдениям, ни в одном российском проекте рекрутингового сайта не контролируется качество используемой базы. Из-за этого соискателям часто предлагается работа, связанная с рассылкой «мусора» или сетевым многоуровневым маркетингом. При отсутствии должного контроля количество резюме перевалит за 16 млн гораздо раньше 2002 г., причем в ущерб серьезности предложений.
ОБ АВТОРЕ
Андрей Албитов, e-mail: aalbitov@stinscoman.com
Елена Моисеева, e-mail: elena.moiseeva@partners.ru
Год | Количество резюме, тыс. шт. |
1994 | 25 |
1995 | 100 |
1996 | 500 |
1997 | 1350 |
1998 | 2850 |
1999 | 4900 |
2000* | 7650 |
2001** | 11 400 |
2002** | 16 000 |
* Оценка. ** Прогноз. Источник: Computer Economics, 1999 г. (computereconomics.com). |
Количество сайтов | Доля респондентов, % |
1—5 | 51 |
6—10 | 14 |
11—15 | 10 |
16—20 | 11 |
21 и более | 14 |
Источник: Ассоциация Интернет-рекрутинга (The Association for Internet Recruiting — recruitersnetwork.com, апрель 2000 г.), опрошено 400 респондентов, включая коммерческие и некоммерческие компании, государственные службы и рекрутинговые агентства. |