Волны политических морей по обе стороны Тихого океана на время успокоились: американцы выбрали-таки очередным президентом Буша-сына, а у нас, если кто позабыл, по-прежнему — Путин, но предвыборные шторма трансформировались в муторную зыбь текущих событий. С экранов телевизоров и газетных полос горохом сыплются слова «глобализация», «цифровой разрыв», информационное неравенство и... Казалось бы, какое это имеет отношение к нашему электронному делу? Самое прямое: как говорится, если ты не будешь заниматься политикой, то рано или поздно она займется тобой.
За сегодняшними решениями и рекомендациями ООН, ВТО, МВФ, ЕБРР, различных клубов, саммитов и форумов стоят завтрашние перераспределения финансовых потоков. Поскольку доминантой развития человечества становится информация, то у России с ее все еще не до конца разбазаренным и пропитым потенциалом и достаточно высоким уровнем образования есть шанс и, главное, повод попытаться получить часть мировых денег на свое информационное развитие. А поскольку общественность хочет быть уверена, что деньги будут израсходованы адресно и эффективно, нужно организовать открытый тендер среди подрядчиков. Хотелось бы, чтобы на высшем уровне тщательно проработали условия выделения средств, не занимались этим вопросом «по остаточному принципу», а в качестве консультантов привлекали в том числе и специалистов по электронному бизнесу.
Секретом полишинеля является то, что немалая доля осваиваемых в Интернете средств приходит из окологосударственных либо политических источников. Вспомним: наиболее активный выброс на рынок новостных онлайновых изданий пришелся именно на период предвыборной кампании. В течение года российский Интернет развивался в том числе и благодаря американским капиталовложениям, и падение интереса западных инвесторов к нашим политическим реалиям незамедлительно сказалось на отечественном рынке. Какие-то проекты закрылись, в каких-то началась реструктуризация, о спокойствии и почивании на лаврах даже речи не идет. Этим процессам способствует и отсутствие явных лидеров в финансово интересных сегментах рынка. А посему его дальнейшее развитие и даже выживание во многом зависят от правильно выбранной стратегии привлечения ресурсов. С нашей точки зрения, беспроигрышный вариант — ориентироваться на «политические» деньги (что с успехом делает околоФЭПовская тусовка), далее следуют окологосударственные источники, роль которых в свете международных инициатив будет постоянно возрастать, ну и, наконец, отраслевые порталы и торговые площадки.
«Легкие» деньги кончились, теперь их надо зарабатывать. Двухтысячный год задал высокую планку технического уровня Интернет-проектов. За это время выросли и потребности бизнеса в новых технологиях. Более всего меня порадовал интерес к ним бирж и банков, воплотившийся в действующие системы. За последний квартал ушедшего года свыше 30(!) банков объявили о развертывании систем Интернет-банкинга, т. е. услуга становится стандартной. Новости об использовании решений электронной коммерции порой приходят из самых неожиданных источников. Мы оказались правы, заявив в первом номере 2000 г., что главное — правильно выбрать бизнес-модель, и в нынешнем году мы будем уделять основное внимание именно данному вопросу.
Текущий номер мы решили посвятить глобальным проблемам, поскольку более «профильные» издания почему-то прошли мимо них либо сфокусировались совсем не на тех аспектах, которые заслуживают пристального внимания. В этом наверняка нет злого умысла: просто не хватает времени на должный анализ современных процессов. Кроме того, гораздо проще поднимать шумиху вокруг одиозных политиков, чем вдаваться в экономические тонкости. Плохо лишь то, что в результате исчезает обратная связь и ответственные чиновники не чувствуют отдаленных последствий их внешне правильных сиюминутных решений.
Надеюсь, что наши размышления окажутся полезными и мы внесем свой небольшой вклад в цифровое процветание любимой Родины.
С уважением Преображенский К. В.