Рекламных площадок стало много
А торговых — еще больше
Творческие заделы на 2001 год
Что у нас с B2C?
Финансовые Интернет-услуги
Рекламных площадок стало много
Последний год закончившегося тысячелетия был насыщен событиями в области электронной коммерции, богат экспериментами и щедр на тенденции. Прежде всего, сформировалась обойма лидеров рынка. По словам руководителя Yandex Аркадия Воложа, за прошедший год число пользователей, а значит, и рекламный потенциал крупных проектов выросли в 3–5 раз (по сравнению с 1999 г.). На рынке образовалось несколько сильных игроков — Port.ru, Yandex, Golden Telecom, Rambler Groupe, Меmоnеt, Net Bridge, которые вполне прилично зарабатывают за счет размещения рекламы на своих сайтах. Фирмы, не имеющие собственных рекламных инструментов, постепенно ими обзаводятся. В конце 2000 г. компания Port.ru создала PPN (Product Promotion Network) — рекламную сеть, специализирующуюся на товарах и услугах, которые можно получить через Интернет. Особенностью рекламных кампаний в PPN, охватывающей пока Mail.ru, Torg.ru, Ruki.ru и Autoport.ru, является принцип оплаты количества щелчков на баннере, а не его показов. Восемьдесят процентов рекламных мест в сети PPN будет продавать Video International Interactive — подразделение группы компаний «Видео Интернешнл».
Стараясь привлечь к себе внимание пользователей и рекламодателей, медиа-холдинги интенсивно развивают новые услуги. Yandex запустил систему поиска товаров в офлайновых и онлайновых магазинах и создал «Гуру», советы которого помогают каждому покупателю выбрать товар с оптимальными именно для него характеристиками. Rambler выпустил целый ряд новых проектов: «Здоровье», «Наука», «Финансы», «На карте». В рамках некоторых из них будут развиваться элементы электронной коммерции, например «Экспресс-аптека», заказ картографических услуг.
Зарабатывая деньги точно так же, как традиционные средства массовой информации, Интернет-холдинги явно стремятся диверсифицировать источники своих доходов, дабы не зависеть от рекламы больше, чем уже зависят. Так, Rambler провел эксперимент по предоставлению бесплатного доступа к ограниченному числу ресурсов Сети. По словам Сергея Васильева, председателя Совета директоров компании «Русские Фонды», этот проект — Free Net — генерирует неплохой трафик и является эффективным и относительно недорогим средством продвижения участвующих в нем ресурсов. А российское информационное агентство «Росбизнесконсалтинг», тоже ставшее холдингом, около 30% доходов получает от Web-разработок. Доходы от продажи услуг и технологий служат хорошим дополнением к поступлениям от рекламы. Правда, судя по многочисленным выставкам и конференциям по электронному бизнесу, количество разработчиков растет быстрее, чем число их клиентов.
Принесла свои плоды деятельность профессиональных рекламных агентств: к Рунету как к рекламной среде начали приглядываться крупные офлайновые компании-владельцы известных торговых марок. С целью оценить эффективность онлайн-рекламы L’Оreal Paris провела двухнедельную рекламную кампанию (на ресурсах Rambler и Memonet) и даже получила неплохие результаты — 5,5%-ный рост узнаваемости рекламируемой марки товара.
А торговых — еще больше
Год прошел под знаком В2В; одинаковой популярностью пользовалось как создание межотраслевых торговых площадок, так и построение бизнес-систем для отдельных рыночных сегментов. Рунет экспериментировал с тендерами, прямыми, обратными и мобильными аукционами, открытыми и закрытыми торговыми системами. У каждой бизнес-модели появились более-менее удачные воплощения: molotok.ru, tenderonline.ru, ematrix.ru, bussiness.ru, factura.ru.
Многие отрасли обзавелись одним или несколькими информационными ресурсами: сахарная промышленность — sugarindustry.ru, целлюлозно-бумажная — pbk.ru, лесная — drevesina.com, lestehnika.ru, lesprom.ru. А в некоторых отраслях были организованы и торговые площадки: в нефтяной — platts.ru, xms.ru, в металлургической — metalltorg.ru, metals-russia.com и др. То, что сейчас уже трудно перечислить даже крупнейших участников российского рынка электронной коммерции, является самым значимым результатом прошедшего года. Сельское хозяйство получило сразу две зерновые биржи — «МТС Зерно» (mtszerno.ru) и «Зерно Он-лайн» (zol.ru). Число участников торгов на наиболее известных площадках составило уже несколько сотен. Фонд развития трубной промышленности, объединяющий 11 заводов, на долю которых приходится 90% российского производства труб, вложил около 1 млн долл. в создание торговой системы emetex.ru. Особенностью экономической модели Еmetex является система гарантийных взносов, служащих для возмещения ущерба в случае невыполнения условий сделки одной из сторон. И покупатель и продавец должны предварительно внести на свои счета в Международной расчетной палате определенные средства. При заключении сделки в электронном виде 5% от суммы контракта блокируются на обоих счетах и освобождаются только после реального завершения поставки и ее оплаты.
«Группа Ренессанс Страхование», несмотря на неплохие итоги первого года работы в секторе B2C (1700 клиентов купили страховые полисы через renins.com), тоже двинулась в сторону B2B, и довольно успешно. Ее проект по страхованию выезжающих за рубеж туристов Travel.renins.com за полгода охватил около 100 крупнейших тур-агентств Москвы и Санкт-Петербурга, позволив сэкономить 30–40% рабочего времени, которое затрачивается на обеспечение страховой защиты клиента. Между традиционными и новым каналом сбыта в компании существует здоровая конкуренция. В общем объеме страхования выезжающих за рубеж доля виртуальных продаж составляет уже 16%, по страхованию гражданской ответственности автовладельцев этот показатель равен 10%. Клиенты могут оплатить купленные на сайте полисы разными способами, причем доля электронных платежей через системы CyberPlat и Assist растет и ныне составляет около 30% в общем объеме розничных онлайн-продаж, т. е. без учета результатов работы сайта Travel.renins.com, на котором только недавно начала функционировать CyberCheck (подсистема CyberPlat’a), предназначенная для межкорпоративных расчетов.
Не оставил без внимания возможности Интернета и рекламный бизнес. Группа компаний «Видео Интернешнл» начала строительство mediamarket.ru, ресурса для рекламных агентств и рекламодателей, рассчитывая в отдаленной перспективе превратить его в место, где будут продаваться все виды рекламы. Пока работают разделы, посвященные наружной рекламе и телевидению. Агентство Pro Media на своем сайте promedia.ru дает возможность составить медиа-план рекламной кампании на телевидении.
Творческие заделы на 2001 год
Созрели для использования Интернет-технологий и крупные офлайновые структуры. Компания «Банковский производственный центр» разрабатывает для Министерства путей сообщения крупномасштабный проект создания логистического портала. Его целями являются организация системы инвентаризации грузов и контроля за их местонахождением и состоянием подвижного состава, реорганизация систем расчетов за грузовые и пассажирские перевозки, а также оптимизация взаимодействия владельцев грузов и экспедиторов с помощью электронной площадки. Уже создана система автоматизированных расчетов за грузовые перевозки на российских железных дорогах. Теперь можно формировать заказы, принимать их к исполнению через единый центр и проводить электронные взаиморасчеты в защищенной среде.
На подходе первая из серии узкоспециализированных виртуальных торговых площадок — eTradeCommunity. ru. Этот проект корпорации «Парус» и инвестиционной компании Clever Management интересен тем, что его финансируют будущие клиенты, которые нуждаются в инструментах, учитывающих особенности определенных товарных рынков — одежды, строительных материалов, бытовой химии, ликероводочной продукции. «Пробный шар» будет предназначен для торговли колготами. Тенденция к созданию ресурсов для удовлетворения внутриотраслевых потребностей, а не для пускания пыли в глаза клиенту обнадеживает.
В то же время многие порталостроители, столкнувшись с высокой степенью закрытости рынка и нежеланием предприятий раскрывать данные о своей структуре, численности персонала и оборотах, были вынуждены временно отодвинуть на задний план задачу формализации бизнес-процессов и развивать в основном информационную составляющую своих проектов. Это произошло, например, с officemart.ru, ресурсом для производителей канцелярских и офисных товаров. Есть и другие примеры движения в сторону от «чистой» электронной коммерции. Интернет-биржа «Зерно Он-Лайн» совместно с компанией «Инфо» реализуют программу комплексной автоматизации зерноперерабатывающих предприятий. Видимо, к сетевому бизнесу постепенно перестают относиться как к целине, которую надо осваивать, и развивают его наравне с другими направлениями.
Что у нас с B2C?
Несмотря на всеобщее увлечение межкорпоративными формами электронного бизнеса, росли и плодились розничные магазины. По данным magazin.ru на момент написания данного обзора в Рунете было 734 магазина, Torg.ru насчитал 800, а Rambler TopShop — 1133. (Большой разброс данных объясняется тем, что в рейтинге Rambler страницы одного и того же сайта могут размещаться в разных разделах.) «Живых» магазинов на самом деле гораздо меньше, но цифры все равно впечатляют. Новички захватывают «говорящие» домены magaz.ru, lozhka.ru, avoska.ru. Продолжает инвестировать в развитие собственного портала ГУМ (gum.ru). Одна за другой появились несколько служб, предлагающих заказ билетов на развлекательные мероприятия (такие как biletik.ru, parter.ru), а также первая ласточка в сетевой продаже бытовых услуг — итальянская компания «Лавандерия», которая поставляет химикаты большинству московских предприятий бытового обслуживания. Уровень сервиса lavanderia.ru протестирован автором. Цены на услуги прачечной, химчистки и на мелкий ремонт одежды не выше офлайновых, доставка бесплатная, расчет при получении заказа. Даже скучно — обычный бизнес, но дотянувшийся до дома клиента. Пока единственный курьер успевает за день объехать только 4–5 клиентов, хотя фактически заказов уже больше, и, скорее всего, служба будет расширяться.
Финансовые Интернет-услуги
Новорожденные виртуальные фирмы занимались активным освоением наиболее популярных платежных систем: PayCash, CyberPlat, Assist. Технологию PayCash используют 30 магазинов (в том числе bolero.ru) и аукцион molotok.ru, выплачивая ее владельцам комиссионные в размере 1–2% оборота, в зависимости от схемы сотрудничества. Физические лица обслуживаются бесплатно (благодаря низкой себестоимости трансакций). К формирующемуся финансовому пулу банков —участников системы присоединился «ГУТА-БАНК», подписав соглашение о создании Интернет-шлюза между своей системой «Телебанк-онлайн» и РayСash. Интерес к системе проявил и крупный инвестор, что примечательно, — отечественный: корпорация «Аэрокосмическое оборудование» в течение 2001 г. предполагает вложить в развитие РayСash 10 млн долл.
Наконец-то на рынок вышел гигант банковского бизнеса Сбербанк РФ. В его системе «Сберкарт» используются микропроцессорные карточки, которых уже эмитировано около миллиона.
Появилась платежная система смешанного типа EACCESS, комбинирующая возможности Интернета и обычного телефона. На сайтах, подключенных к системе, пользователь по ссылке EACCESS попадает в окно, где указаны телефон и код платежа, который нужно будет ввести в тоновом режиме. Счет за предоставленные услуги выставляется оператором телефонной сети так же как счет за междугородные переговоры. EACCESS рассчитана в первую очередь на оплату доступа к услугам информационных агенств или системам бронирования билетов. Ранее созданные в России системы, удобные для микроплатежей, являются дебетовыми, а эта — кредитной. Дозвониться до EACCESS можно по коду «809», который работает пока в 30 российских регионах. Один из главных участников этого проекта — «Ростелеком».
Множество банков построили сетевые шлюзы, количество систем Интернет-банкинга исчисляется уже десятками. На пятки старым лидерам, таким как «Автобанк» (avtobank.ru), «Менатеп — С.-Петербург» (menatep. spb.ru) и «Платина» (platina.ru), наступают небольшие банки, в том числе региональные — уральский «Северная Казна» (kazna.ru), челябинский «Дорожник банк» (icb.dor.ru). Малые банки чаще используют готовые разработки, такие как iBank компании «БИФИТ». Последнюю версию системы iBank компания дополнила модулем банковских WAP-услуг. Передовики тоже не стоят на месте. «ГУТА-БАНК», например, начал предоставлять услуги обработки трансакций по пластиковым картам в электронных магазинах. Кроме того, совместно с компанией «Мобильные Телесистемы» он предоставил WAP-доступ к своей системе «Телебанк-онлайн». Пока с помощью мобильного телефона можно оплачивать только коммунальные услуги и телефонные счета, но скоро должны стать доступными и другие банковские операции.
Как грибы после дождя в 2000 г. появлялись новые системы Интернет-трейдинга (к декабрю их было уже более 20), но еще быстрее росло число Интернет-брокеров. К шлюзу ММВБ на 1 декабря 2000 г. было подключено 79 участников фондового рынка (по данным e-finance.ru). Многие банки и инвестиционные компании предоставляют услуги доступа к нескольким торговым площадкам с одного терминала, снизили комиссионные за брокерское обслуживание и ликвидировали абонентскую плату. Скорее всего эта тенденция сохранится, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в первые же дни 2001 г. в Альфа-банке родилась очередная система И-трейдинга «Альфа-Директ».
Формирование профессионального подхода к использованию рекламных возможностей Сети, укрепление позиций платежных систем, выход на виртуальный рынок крупных финансовых и производственных структур закладывают прочную основу для развития электронной коммерции в Рунете.