На рекламном рынке наблюдается затишье перед бурей: не исключено, что скоро начнется его передел. Это связано с появлением новых участников — Web-подразделений крупных офлайновых рекламных агентств (до сих пор продажей рекламы в Сети занимались в основном специализированные Интернет-агентства и сами владельцы рекламных площадок). Практически все ведущие рекламные компании — «Видео Интернешнл», Grey Worldwide, BBDO, Maxima, Adventa и др. — создали соответствующие подразделения, хотя никаких значительных проектов еще не реализовано.
Сдвиги в соотношении сил могут быть ускорены введением поправок в закон о рекламе, которые приведут к уменьшению объема телевизионной рекламы, формирующей в среднем около 50% оборота офлайновых рекламных агентств. Придется искать новые рынки, среди которых Сеть, вероятно, является одним из самых перспективных. Возможно, доля Интернета среди других медиа-носителей увеличится в этой связи с 1 до 1,5%. В то же время бурного роста объема онлайновой рекламы, скорее всего, не произойдет, поскольку основные клиенты традиционных агентств — производители массовой продукции, а для них реклама в Сети пока не является приоритетом.
Значительные изменения происходят и среди фирм — владельцев рекламных площадок. NetBridge и Port.ru объединились, образовав новую компанию, к которой перейдет название Port.ru (NetBridge как юридическое лицо прекращает свое существование). Возглавит ее бывший генеральный директор NetBridge, а президентом и председателем совета директоров станет руководитель Port.ru. Сайты прежних компаний будут функционировать в рамках одного портала; в ближайшее время планируется выбрать подходящий поисковый механизм, что завершит формирование его структуры. Объединение сайтов, тематика которых практически не пересекается, позволит Port.ru охватить значительную долю рынка Интернет-рекламы, а также сократить текущие расходы и «дожить» до момента окупаемости, запланированного на осень 2001 г. Руководство нового Port.ru будет искать пути повышения рекламных доходов, а кроме того, надеется найти и стратегического инвестора.
Наметилась и еще одна тенденция: крупные рекламные площадки привлекают к работе с рекламодателями специализированных посредников. Например, рекламу на сайтах холдинга Rambler будет размещать агентство Интернет-рекламы IMHO, создавшее для этой цели специальный отдел. Сейчас IMHO совместно с Rambler определяют ценовую политику и разрабатывают ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности использования Rambler как рекламной площадки. Уже подготовлена специальная программа семинаров, на которых планируется информировать потенциальных рекламодателей о возможностях Интернет-рекламы, о новых проектах, маркетинговых акциях и статистике посещений Rambler.
И на этом изменения на рынке онлайновой рекламы, видимо, не закончатся.