"Технологии готовы к intranet"

О перспективных технологиях коммутации для сетей intranet с менеджером компании Bay Networks, отвечающим за продукты коммутации и ATM, беседует научный редактор Computerworld Россия

Игорь Левшин.

Сегодня специалисты уделяют огромное внимание сетям intranet, поскольку именно они в скором времени станут важнейшим направлением в сетевом бизнесе. Одна из особенностей intranet состоит в том, что они радикально изменят саму структуру трафика в сети. Пользователю, щелкающему мышью на гипертекстовой ссылке, одинаково просто получить информацию с корпоративного сервера или с другой стороны земного шара - его, в общем-то, мало заботит, откуда она поступает. Поэтому поток информации через границы локальных сетей рабочих групп стремительно растет. Сегодня около 80% информации движется внутри рабочих групп и только 20% приходит извне. С распространением сетей intranet ситуация радикально изменится.

Графические возможности World Wide Web весьма велики и продолжают совершенствоваться, объемы передаваемых файлов в ближайшем будущем резко увеличатся. Возникнет необходимость в большой пропускной способности, которой можно добиться, используя АТМ в качестве магистрали и быстродействующие интеллектуальные коммутаторы. Поскольку значительная часть трафика будет пересекать границы подсетей, традиционные средства коммутации, действующие на Уровне 2, исчерпают свои возможности. Следовательно, необходимы коммутаторы и маршрутизаторы, работающие на Уровне 3. С распространением разнообразных информационных служб все большую долю сетевого трафика занимает передача широковещательных сообщений. Еще одна особенность , поскольку подавляющую часть будет составлять IP-трафик, нужна "бесшовная"интеграция IP с АТМ и другими быстрыми эффективными сетевыми технологиями. Вы уделяете особое внимание технологии ATM?

Да, для того, чтобы удовлетворить всем этим требованиям, в основе систем коммутации должна лежать технология АТМ. АТМ очень важна для крупных корпоративных сетей, во-первых, из-за малого соотношения цена/производительность и возможности одновременной параллельной работы многих локальных сетей во-вторых, из-за гибкости и надежности, так как при сбое восстановление связи происходит быстро, сбой всегда локализован и, как правило, не оказывает влияния на трафик в остальной сети. Сейчас большинство современных сетей передают кадры, а не ячейки, поэтому внедрение АТМ-устройств в качестве основных корпоративных коммутаторов важно для постепенности перехода к АТМ. Корпоративный коммутатор использует АТМ для взаимодействия с магистралью, а клиенты локальной сети имеют дело с обычными кадрами.

Еще одна отличительная особенность современных коммутаторов -масштабируемость вычислительной мощности. Например, в каждом модуле коммутатора Centillion установлен свой RISC-процессор Mips. Благодаря масштабируемости новые возможности можно добавлять просто обновляя программное обеспечение: так можно внести и новые возможности intranet-коммутации, и управления RMON, и возможности мультимедиа, даже те, которые не планировались изначально - и все потому, что многопроцессорная архитектура обладает очень большой гибкостью. Системы будут прекрасно масштабироваться, так как с ростом числа пользователей, увеличивается количество коммутируемых портов, а вместе с этим - общая процессорная мощность сети.

Как технология Centillion расширяется применительно к Internet?

Есть четыре фактора: коммутация Уровня 3, интеллектуальное управление шировковещательными сообщениями, поддержка виртуальных локальных сетей, интегрированная маршрутизация IP/АТМ.

Корпоративные коммутируемые сети intranet потребуют интеллектуальных коммутаторов, повлияют на сетевые технологии...

Да. Многие сравнивают влияние intranet на сетевые вычисления с влиянием ПК на облик компьютеров.

Когда изменения, о которых вы говорите, станут реальностью?

Они уж начались. На Западе многие крупные компании используют intranet. В их числе National Semiconductor или Sandya - это корпорации, которые заняты высокотехнологичным производством. Есть и другие примеры - скажем, Douglas Aircrafts. Они используют новые технологии не потому, что это интересно или модно, а потому, что это приносит прибыль.Сама Bay Networks - неплохой пример использования сетей intranet.

Но я прежде всего имею в виду intranet-коммутацию...

Коммутируемые сети intranet могут строиться из коммутаторов на Уровне 2 и магистральных маршрутизаторов. Это хорошо для начала. Но это временное решение, поскольку структура трафика меняется и для идеального решения нужно программное обеспечение, поддерживающее intranet-коммутацию на существующем оборудовании. Для продуктов Bay это станет возможным в начале 1997 года.

То есть дело за программным обеспечением?

Для работы с коммутаторами Centillion - да. Необходима распределенная архитектура. На Centillion 100 максимальное количество портов коммутируемого Ethernet равно 88. При одновременной их работе мы используем примерно половину пропускной способности шины. Остается достаточно мощности для того, чтобы осуществить intranet-коммутацию - нужно только соответствующее ПО.

Но все это, видимо, потребует более сложного управления сетью? Причем понадобится не RMON, а другие технологии.

Да. Вы абсолютно правы. Речь идет прежде всего об интеграции возможностей маршрутизации в систему. Проблема с маршрутизаторами в том, что их трудно конфигурировать. Сейчас может быть она и не слишком большая, ведь в локальной сети как правило не так много маршрутизаторов и есть центральный маршрутизатор, но если маршрутизация будет осущесвляться в каждом коммутаторе, и каждый порт настольного компьютера будет подключен к коммутатору, ситуация станет совсем иной: потребуется распределенная маршрутизация. Нельзя требовать от пользователя, чтобы он вникал в сложности маршрутизации на Уровне 3. Поэтому мы стараемся интегрировать конфигурирование маршрутизации в удобные административные утилиты с графическим интерфейсом, чтобы настройку сети можно было делать щелчками мыши. "Этот порт соединяем с этой виртуальной сетью, этот - с этой, эти порты пусть составят подсеть" - вот и все.

Но это же новая область деятельности.

Так и есть. Это специальная область деятельности: добавление функциональных возможностей и реконфигурирование сети при помощи нового ПО.

Что за чем последует: intranet потянет за собой совершенствование технологий коммутации, или наоборот - новые технологические возможности будут стимулировать распространение intranet? Или же то и другое будет происходить одновременно, но в каком соотношении?

Я думаю, что прелесть intranet в том, что его можно начинать разворачивать уже на существующем оборудовании, пользователь испытает смесь интереса и разочарования. Если нет коммутации на Уровне 3, скорость передачи информации будет падать по мере того, как все новые пользователи будут осваивать intranet. Люди не любят ждать. Появится аппетит к новым технологиям, обеспечивающим полноценную работу с intranet. Если говорить о технологиях Bay Networks, то, сегодня, я бы, например, использовал Centillion 100, чтобы связать через него настольные системы. В основание сети можно установить System 5000, она обеспечит связь по ATM с серверами Fast Ethernet, с магистралью и так далее. Эта схема, скорее всего, будет хорошо работать в современных условиях, но если люди начнут перетаскивать графику и другие объемистые файлы внутри корпорации, используя преимущества intranet, очень скоро понадобится IP-коммутация на Уровне 3. Маршрутизация важна и при использовании других протоколов, скажем, IPX, AppleTalk или DECNet.

Когда можно говорить о наличии intranet? Когда есть пара Web-серверов на все предприятие, или когда Web-сервер установлен на каждой второй настольной системе? Каков критерий?

Критерии таковы: Первое: Используем ли мы Web-технологию, то есть браузеры, HTTP, HTML. Это важно, поскольку именно Web-технология не позволит обойтись без протоколов IP. Второе: собственно intranet. Трафик внутри брандмауэра всегда был намного выше внешнего трафика. Положение изменится c применением intranet, но и внутренний трафик резко возрастет. Если есть несколько специализированных Web-серверов, например почтовый, факс-сервер и так далее, такую сеть уже следует считать сетью intranet. Проблемы начнутся уже при двух-трех Web-серверах, работающих внутри компании. Если рассмотреть эволюцию корпоративных вычислений, можно выявить три фазы: сети клиент-сервер на уровне рабочих групп, сети клиент-сервер масштаба предприятия, и наконец, модель intranet. Раньше в Bay Networks использовалась технология AppleShare, теперь у нас везде Web. Все больше подразделений помещает свою информацию на Web-серверы. Понятие рабочих групп устаревает. Но одновременно с этим трафик стремительно растет из-за графической природы Web.

Но все же услуги Web локализованы на отдельных информационных серверах. Будет ли реальное общение между сотрудниками, например обмен файлами, повсеместно осуществляться при помощи средств Web?

Переход к Web будет происходить на всех уровнях: от корпоративного до индивидуального. Мой друг из Sun Microsystems говорил мне, что по его прикидкам неформальное общение в intranet в десять раз интенсивней формального. Люди размещают Web-страницы, заходят друг к другу через Web. В Bay Networks большая часть работы пока происходит на корпоративном уровне, и на уровне отделов. У нас, например, есть своя Web-страница, посвященная Centillion, которую мы поддерживаем. Если мне надо сообщить какую-то информацию, я просто кладу файл на Web-сервер. Сейчас, когда Microsoft всерьез занялась Web-технологией, постепенно встраивая ее возможности в Windows NT, Web начнет стремительно проникать в настольные системы, средства разработки для Web будут доступны каждому. Внутри компании появится множество персональных Web-узлов.

Picture (1x1)

Через год-два?

Нет. Прямо сейчас. Это уже происходит.

В США?

Конечно, я приехал из США, более того, из Кремниевой Долины, поэтому у меня может быть немного искаженная картина.Когда появились персональные компьютеры, каждый стал хозяином своей настольной системы, произошла децентрализация. Но локальная сеть оставалась централизованной. Сетевой администратор определял, как каждому из пользователей работать с сетью. Теперь произойдет второй этап децентрализации: сетевому администратору не под силу управлять деятельностью служащих, это и не нужно. Он может лишь обеспечивать их потребности, подготовить необходимую для этого инфраструктуру.

Есть ли у вас сейчас аргументы для убеждения тех, кто говорит, что у него нет сети intranet, и он не собирается ее заводить, приобрести ваше оборудование для каких-либо целей, не связанных с intranet?

Конечно. Intranet - лишь часть спектра технологий, связанных с сетевыми вычислениями. Это - слоеный пирог. Всякий раз мы имеем дело с определенными слоями. Я могу позволить себе не знать, что делается в верхних слоях, что за приложения работают в сети. Речь не идет о том, что кто-то хочет добавить дополнительные возможности коммутации, или использовать ATM в качестве магистрали. Речь идет об эффективности. Организация может не использовать HTTP, но если у нее есть специализированные серверы - почтовый, сервер баз данных и так далее, большие потоки будут пересекать границы подсетей - им, конечно, может понадобиться аппаратура коммутации на Уровне 3, они быстро оценят ее преимущества. Поддержка разных протоколов в виртуальных сетях также принесет большую пользу тем, у кого сложная сеть и нет даже признаков intranet. Маршрутизация намного упростится. Вновь напомню о масштабируемости вычислительной мощности сетевого оборудования. Используя новые возможности, заказчики так или иначе придут к мысли об удобствах intranet.


Раз, Два, Три...

В современном оборудовании коммутации Ethernet и ATM, относящемся к Уровню 2 (Level 2 Switching), решения о коммутации принимаются на основании информации, которая содержится в физических MAC-адресах; продвижение каждого пакета производится индивидуально. Такая разновидность сетей, основанных на высокопроизводительной технологии коммутации, обеспечивает приемлемую скорость для всех пользователей в одной подсети. Если же значительная часть пакетов пересекает границу подсети, этого недостаточно. Протокол коммутации Уровня 2 (Level 3 Switching), использующий информацию о сеансах, максимально приближает к источнику пакетов принятие решения об их продвижении. Такая архитектура делает ненужным использование маршрутизаторов для продвижения пакетов между различными подсетями и устраняет потенциальные ограничения производительности при дальнейшем росте сети. ATM-протокол Уровня 4 благодаря управлению приоритетами обеспечивает требуемое качество сервиса (QoS, Quality of Service).