"Вы ведь не собираетесь связываться с Нилом по подземному кабелю? - спросил Деннис Дзура, независимый консультант - Но вы могли бы позвонить из своего банка через спутник".
Благодаря спутниковым телекоммуникационным системам можно будет установить глобальные коммуникации точка-точка, которые позволят отказаться от дорогостоящей и в некоторых случаях ненадежной инфраструктуры наземных коммуникаций. По оценкам Yankee Group к 2010 г. услугами мобильной спутниковой связи будут пользоваться от 30 до 90 млн человек. А столь значительное число потенциальных клиентов, безусловно, заслуживает внимания. Компания ICO Global Communications попросила Федеральную комиссию по связи США предоставить ей лицензию на предоставление услуг глобальной мобильной спутниковой связи в США - так называемых World Telecommunications.
Участники Policy Forum, организованного International Telecommunications Union (ITU) в Женеве, обсудили круг вопросов, касающихся регулирования взаимоотношений в этой области. Например, нужно ли отказаться от взимания таможенных пошлин на телефоны спутниковой связи, которые приезжие временно ввозят на территорию страны? Конечно, спутники не новы, и уже давно подмигивают людям из Космоса. Эти геостационарные старожилы (GEO) постоянно кружатся на высоте 36 тыс. километров над экватором, передавая погоду, телевизионные и другие сигналы. Спутники GEO находятся достаточно далеко от земли, так что некоторые из них могут "видеть" почти половину земного шара, так же как луч высоко установленного прожектора может освещать довольно большую площадь. Но то же самое расстояние, которое позволяет компаниям запускать всего пару спутников, для того чтобы охватить весь земной шар, является причиной главного недостатка GEO - задержки сигнала. GEO находятся настолько высоко над землей, что при передаче сигнала могут возникать задержки в полсекунды или даже больше, которые допустимы при передаче телеизображения, но раздражают при телефонных переговорах, как это могут засвидетельствовать люди, знакомые с "эхом", возникающим при международных переговорах. Выход из этого положения можно найти в использовании Big LEO - спутниковых систем с низкой орбитой (low-earth orbit,LEO). (Младший брат Big LEO - Little LEO - обеспечивает услуги пейджинговой связи.) Располагаясь ближе к Земле, чем GEO, Big LEO может обеспечивать голосовую связь без раздражающих пауз. Но при этом требуется большее число спутников, поскольку они находятся ниже и LEO не может "видеть" так же далеко, как GEO. Сложность разработки и поддержки многоспутниковых систем не устрашает тех, кто, как ISO, надеется предоставлять услуги передачи голоса, данных и факсов, а также пейджинговую связь через небольшие LEO, устранив задержку в передаче сигналов.
К примеру, по словам Джона Каннингхема, менеджера компании Globalstar по связям с общественностью, Globalstar планирует создать систему на основе 48 спутников LEO плюс еще 8 дополнительных, которая даст возможность предоставлять услуги телефонной и пейджинговой связи, а также осуществлять передачу данных и факсовых сообщений и определять местонахождение объектов, аналогично системе GPS. Globalstar планирует запустить первую ракету с четырьмя спутниками в 1997 г. и предоставить телефонную связь первым пользователям уже в 1998 г. Globalstar, которая является совместным предприятием, организованным компаниями Loral и QualComm, намерена установить свои спутники на орбитах, проходящих на расстоянии 1400 км над поверхностью Земли. QualComm и другие производители собираются создать специальные головные телефоны стоимостью 750 дол., которые будут необходимы пользователям для работы с этой системой.
Компания Globalstar считает своими потенциальными пользователями тех, кто не имеет сейчас телефонной связи, но не будет предоставлять эти услуги непосредственно потребителям. Вместо этого Globalstar будет предлагать местным операторам связи доступ к спутнику по цене от 35 до 50 центов минуту и оставлять за ними право устанавливать стоимость этих услуг для конечных пользователей. Для реализации этой стратегии Globalstar в настоящее время продает права доступа к системе региональным и местным поставщикам телекоммуникационных услуг во всем мире. Сейчас компания уже заключила соглашения в 90 странах мира, к которым недавно присоединились Боливия, Эквадор и Парагвай. Но сферы действия Big LEO достаточно для поддержки, по крайней мере в начале, более одного соглашения.
Компания Iridium планирует установить и использовать свою собственную спутниковую систему, предназначенную для бизнесменов, которым требуются голосовая и пейджинговая связь, а также услуги передачи данных и факсов. По словам Джона Уиндолфа, директора по маркетингу и отраслевым связям этой компании, Iridium планирует запустить первые три из 66 спутников своей системы к концу этого года и начнет обслуживать пользователей уже в конце 1998 г. Пользователям понадобится для работы специальный телефон, который, наряду с другими производителями, создает для Iridium компания Motorola. Этот прибор будет стоить около 3000 дол., а стоимость одной минуты разговора по этому аппарату в любой стране мира будет составлять 3 дол. в минуту.
Но выплаты на этом не заканчиваются. Независимо от производителя, всем телефонным системам на основе спутниковой связи, присущи некоторые особенности, в том числе "оплата хвоста". Это выплаты за междугородную связь, начисляемые из-за необходимости передачи сигналов вызова от спутника к ближайшему шлюзу и представляющие собой стоимость передачи сигнала в одну из локальных общедоступных коммутируемых телефонных сетей. Но пользователи не всегда хотят за это доплачивать, поскольку не всегда испытывают потребность в спутниковой связи. Новые телефонные аппараты будут двухчастотными и позволят переключаться между сотовым и спутниковым режимами и стандартами. "Мы дополняем стандарт, который применяется при наземной связи, поэтому клиенты могут использовать телефон Iridium как сотовый - дома и как спутниковый - в регионах, где поддерживаются другие стандарты и где сотовый телефон, рассчитаный на определенный стандарт, не стал бы работать", - говорит Уиндолф.
Серьезные различия в стоимости телефонных аппаратов, ценовой структуре и количестве потенциальных клиентов позволяют лишь принципиально решить вопрос о существовании рынка LEO. "Эти компании сделали очень интересное предположение ... , что есть реальная потребность в очень мобильных коммуникациях с очень низкой полосой пропускания", - считает Хедер Хадсон, директор по управлению и планированию в области телекоммуникаций Университета Сан-Франциско.
Как показывает успех сотовой связи, в настоящее время рынок мобильных коммуникаций, требующих низкой полосы пропускания, существует, но требования потребителей с течением времени меняются. "Будет ли этот рынок достаточно объемным для того, чтобы действительно возместить затраты на создание этих систем, я лично не уверена", - говорит Хадсон.
По крайней мере одна компания делает ставку на то, что потребителям потребуется нечто большее, чем телефон, работающий в любой точке земного шара. По словам Рассела Дэггата, президента Teledesic, эта корпорация планирует создать систему из 840 спутников LEO с целью предложить услуги для проведения видеоконференций, доступа к Internet и других приложений с высокими потребностями в полосе пропускания. Teledesic предлагает возможность использования более совершенной цифровой широкополосной связи в тех регионах, которые, как сказал Дэггат, "в противном случае никогда бы не получили такую службу". Успех на этом рынке мог бы принести "первопроходцам" большую прибыль. 44% предполагаемых потребителей телекоммуникационных услуг спутниковых систем являются представителями отдаленных регионов мира (слабо оснащенных телекоммуникациями), которые по результатам исследования, проведенного в январь 1996 года The Yankee Group, имеют мало шансов получить традиционную сотовую наземную связь. В 2001 г. Teledesic будет предоставлять свои системы, работа которых основана на принципе "полоса пропускания по требованию" поставщикам услуг, утверждает Дэггат. Потребители будут иметь возможность использовать эквивалент голосового канала всего за несколько центов в минуту и получать нужную полосу пропускания - по соответствующей цене - для приложений, которые требует большего.
Такие аналитики, как Хадсон, настороженно относятся к долговременной прибыльности телефонных систем, использующих спутники. Однако Деггат считает, что на этом рынке найдется место для многих. "Единственное, что у нас общего с такими компаниями, как Globalstar и Iridium, - это использование спутников с низкими орбитами", - говорит Деггат. Как наличие волоконной связи не вытесняет сотовую связь, так и Teledesic может сосуществовать с поставщиками телефонных систем, использующих спутники.
Для пользователей разнообразие систем и поставщиков могло бы стать реальным благом. "Это значит, что вы можете устанавливать связь из любой точки планеты", - подчеркивает Филлип Рэдман, аналитик The Yankee Group. Более того, предлагаемые спутниковые системы пригодятся не только бизнесменам, желающим позвонить из саванны - во время сафари - в свой офис. По мнению Деггата, действительно повсеместные телекоммуникации обеспечат половине населения всего мира, которая сейчас живет больше чем в двух часах езды от ближайшего телефона, возможность передавать данные и речь.
Однако потенциальные возможности спутниковых систем не гарантируют того, что компании и правительства со всех ног бросятся реализовывать спутниковые системы. "Мы не уверены, что LEO нужны для того, чтобы обслуживать сельские районы", - говорит Хадсон. Правительства разных стран могут и должны устанавливать таксофоны в сельской местности, как считает он. Кроме того, большая часть стран предпочтет создавать в сельских районах локальные сегменты радиосетей связи, и большая часть сельских сообществ предпочтет именно такой вариант, поскольку он обеспечит необходимую им связь с поселками в радиусе сорока миль, а не с людьми по другую сторону земного шара. "Да, вы можете предоставить телефонную связь с помощью LEO, - говорит Хадсон. - Но вопрос в том, является ли LEO самым дешевым способом для этого". И этот вопрос пока еще не решен.
Спутниковая связь нужна для расширения возможностей сотовой связи
По прогнозам Yankee Group, рынок услуг спутниковой связи будет поделен следующим образом:
- 44% для замены сотовой связи, то есть для обеспечения телекоммуникационными услугами удаленных населенных пунктов;
- 35% для расширения возможностей сотовой связи, т.е. для увеличивая размеров территории, на которой могут работать сотовые телефоны;
- 7% для бизнесменов, совершающих поездки по всему миру. Если даже они не смогут воспользоваться своим собственным телефоном из-за разницы частот, то будут иметь возможность позвонить по другому телефону;
- 3% для коммерческих отраслей, связанных с перемещениями, таких как грузовые перевозки;
- 2% для связи в воздухе и на море;
- 9% для других потребностей.