На протяжении большей части своей 127-летней истории компания Lucent Technologies совершенствовала свое мастерство в области создания телекоммуникационных средств для передачи речи. С 1881 г. Lucent входила в состав компании AT&T. Официально обретя независимость 30 сентября 1996 г., Lucent теперь собирается распространить свою деятельность на новую для нее область средств мультимедиа в цифровых сетях и занять в ней такие же важные позиции, какие она давно занимает в традиционных для нее областях.
Едва ли существует такой рынок телефонных технологий, на котором не главенствовала бы компания Lucent. Ей принадлежит самая крупная часть мирового рынка телекоммуникационного оборудования. Она занимает лидирующее положение и на американском рынке систем коммутации, средств передачи и беспроводных сетей. Lucent также лидирует на таких рынках США, как производство систем для деловой связи, систем обработки голоса и коммутационных центров, а на мировом уровне - в производстве структурных кабельных систем и создании процессоров цифровых сигналов.
В 1996 г. 60-70% объема торгового оборота Lucent приходились на поставщиков телекоммуникационных услуг. Как отмечает Сьюзан Барбье, отвечающая за стратегическое развитие компании, среди пользователей продукции Lucent были и фирмы, обеспечивающие междугородную связь, и региональные телефонные компании, и вновь появляющиеся, очень активные фирмы, предоставляющие услуги связи локального масштаба.
Однако чтобы стать одним из лидеров производства оборудования для передачи цифровой информации, Lucent придется напрячь все свои силы. "Пока нельзя сказать, что эта компания играет очень значительную роль в области передачи цифровой информации по сетям, - считает Карл Хоу, старший аналитик компании Forrester Research. - Однако Lucent стремится занять на этом рынке такое же важное место, какое она занимает в области передачи речи".
Компания Lucent, штаб-квартира которой расположена в г. Муррей-Хилл (шт. Нью-Джерси), объединяет в себе системные и технологические подразделения, которые ранее принадлежали компании AT&T, а также научно-исследовательские и конструкторские лаборатории, принадлежавшие Bell Laboratories. Теперь компания состоит из четырех подразделений: Системы для деловой связи (Business Communication Systems), Потребительские товары (Consumer Products), Группа микроэлектронных устройств (Microelectronics Group) и Сетевые системы (Network Sytems). Lucent выпускает все: от телефонных аппаратов и сетевого программного обеспечения до систем обработки голоса и комплектующих для сотовых телефонов.
Хотя рынок телефонных услуг, ежегодно предоставляемых на 20 млрд дол., останется для Lucent по-прежнему ключевым, компания будет делать активные попытки продвинуться и в области передачи цифровой информации по каналам связи. По оценкам Lucent, в течение следующих нескольких лет индустрия услуг в области голосовой связи будет расти ежегодно на 4-6%. В то же время рынок средств передачи цифровых данных (хотя он и менее обширен - его объем оценивается сейчас в 3-5 млрд дол.) будет расти на 20-70% в год. "Lucent ориентируется на передачу цифровой информации, поскольку совершенно ясно, что рынок будет развиваться именно в этом направлении. Потребители активно требуют предоставления таких услуг", - говорит Кен Келли, главный аналитик компании Northern Business Information в Нью-Йорке.
Наиболее радужные надежды Lucent питает в отношении еще одного сектора рынка, который в последнее время развивается очень активно. "Мы считаем, что вскоре сильно вырастет спрос на технологии, объединяющие голос и данные, - говорит Сьюзан Барбье из компании Lucent. - Рынок развивается в направлении таких сред, в которых речь и данные передаются по одним и тем же линиям связи". По словам Барбье, сейчас компания разрабатывает такие аппаратные решения, которые позволят создать "смешанные средства передачи информации" - сети, органично интегрирующие голос и цифровые службы мультимедиа, которые можно использовать в любом месте для решения любых задач. Барбье отмечает, что стремясь к достижению своей высокой цели, Lucent уже начала рабочие испытания некоторых своих разработок, например устройств для передачи голоса по сетям АТМ.
Вопрос состоит не в том, сможет ли Lucent внести свой вклад в развитие технологии передачи цифровой информации по сетям, а в том, займет ли она на этом рынке такое же ведущее положение, какое давно уже занимает в области передачи голоса. Многие аналитики полагают, что Lucent имеет хорошие шансы стать одним из ведущих (если не главным) игроков на рынке сетевых технологий. И все без исключения согласны с тем, что для этого ей придется хорошо потрудиться.
За последние пять лет Lucent несколько отстала от своих серьезных соперников, компаний Cisco и Bay Networks, в такой важной области как локальные компьютерные сети. Такого мнения придерживается Рей Хорак, аналитик в области телекоммуникации и президент компании The Context. "Нет никаких сомнений, что Lucent ожидают прекрасные перспективы, - считает Хорак. - Ей просто нужно прибавить оборотов в своих научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках. Сейчас в центре всеобщего внимания находятся именно локальные сети".
Келли согласен с тем, что Lucent потребуется определенная напористость, чтобы встать во главе рынка цифровых сетей, но, на его взгляд, компания действует в правильном направлении. "Компания делает большие успехи", - считает он. Другой же аналитик, К. Хоу, выражает некоторые сомнения в том, что политика Lucent в отношении продуктов для комбинированной передачи речи и данных окажется очень успешной. "Компания поставила своей целью интеграцию голоса и данных, - говорит Хоу. - Но если она слишком сосредоточится на этой задаче, это может ей повредить". Он поясняет, что уровень спроса на эту продукцию еще до конца не определился.
Чтобы энергично вступить на рынок средств передачи цифровой информации, Lucent заключила соглашение о взаимном лицензировании с компанией Bay Networks. В рамках этого соглашения Bay должна предоставить Lucent лицензию на исходный код своего программного обеспечения маршрутизации данных и сетевого управления.
Осознавая все трудности создания многоуровневых сетей для передачи голоса и данных, Lucent сосредоточивает свои усилия на разработке передовых средств управления, которые предоставят потребителям, поставщикам услуг и коммерческим компаниям возможность прямого управления своими системами в тех объемах, в каких этого хотят сами заказчики.
В октябре 1996 года Lucent приобрела частную компанию Agile Networks, занимавшуюся вопросами коммутации данных. Продукция Agile Networks помогает персоналу информационных систем более эффективно и рентабельно управлять мультимедийными сетями. Передовое коммутационное оборудование этой компании поддерживает стандарты Ethernet и развивающуюся технологию АТМ.
Рей Хорак ожидает, что Lucent будет и дальше наращивать арсенал своих средств передачи данных и гибридных аналогово-цифровых продуктов и продолжит политику заключения стратегических союзов с различными компаниями. "В течение следующих нескольких лет Lucent постоянно будет сталкиваться с вопросами о том, разрабатывать ли ей какое-то решение самостоятельно или купить соответствующую лицензию у другой компании", - считает Хорак и отмечает, что такие вопросы, вероятно, будут решаться в пользу покупки готовых решений, поскольку сейчас есть уже много небольших компаний, производящих вполне современные продукты. Недостаток расторопности при осуществлении новых разработок Lucent постарается компенсировать мудростью своих решений, считает Хорак.
По мнению Хоу, Lucent не станет достаточно авторитетной силой на рынке передачи данных до тех пор, пока не создаст полного набора необходимого оборудования. Одним из способов решения этой задачи может стать приобретение компании Bay Networks или какой-либо другой уважаемой фирмы. "Компании придется тем или иным способом заработать себе авторитет", - считает Хоу.
Lucent собирается также создавать "интеллектуальные сети" - термин, придуманный компанией для услуг, выходящих за рамки инфраструктуры передачи данных. Вместе с тем компания хочет остаться как можно более гибкой в смысле производства продукции и предоставления услуг, чтобы удовлетворять как можно более широкий спектр запросов потребителей. Хотя Lucent занимает достаточно прочные позиции по отношению к региональным телефонным компаниям, а также другим поставщикам телекоммуникационных услуг компания разрабатывает и устройства, поддерживающие стандарт "plug-and-play". При этом она ориентируется на компании, базирующиеся в США, и на их зарубежные представительства. "Мы ставим перед собой задачу обеспечить таких пользователей всеми возможностями связи, которые они могли бы иметь в главном офисе своей компании", - говорит Сьюзан Барбье.
Lucent не только надеется сосредоточиться на деятельности в сфере сетей передачи данных и смешанных сетей, но и планирует расширить рамки своего бизнеса за пределами Соединенных Штатов. Сейчас около 20% ее торгового оборота приходится на зарубежные страны. Рассчитывая, что в Европе сохранится тенденция к отказу от государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг, страны Азии продолжат свой экономический рост, а в Южной Америке начнется модернизация инфраструктур телефонной связи, Lucent надеется увеличить удельный вес своего зарубежного бизнеса до 50%.
На международной арене Lucent предстоит еще больше работы, чем в США, поскольку ее мировые позиции еще не очень прочны. Кроме того, она встретит жесткую конкуренцию со стороны таких компаний, как Siemens, Ericsson, Fujitsu и Northern Telecom. Келли считает, что для достижения успеха на мировой арене компания "будет вынуждена пройти долгий путь".
Как бы там ни было, но многие обозреватели считают, что и в Соединенных Штатах, и за их пределами Lucent очень выиграла, получив независимость от AT&T. Теперь она имеет возможность продавать свою продукцию таким конкурентам AT&T, как региональные телефонные компании, и формировать партнерские союзы практически с любой фирмой, не опасаясь возникновения конфликта интересов.
Пока остается открытым вопрос о том, сможет ли Lucent завоевать американский рынок технологий для сетей передачи данных так же, как она завоевала в свое время рынок телекоммуникационных услуг. Хотя обозреватели отмечают, что на этом новом для нее рынке Lucent предстоит гораздо более жесткая конкуренция, мало кто сомневается в успехе компании со 127-летним стажем. "Lucent придется придумать какой-нибудь способ, чтобы обойти конкурентов, - говорит Хорак. - Но у нее, конечно же, есть очень хорошие шансы возглавить рынок средств для сетей передачи данных. Я бы ни за что не стал сбрасывать эту компанию со счетов".
Данные опережают речь: прогноз на на 2000 г.
Рост потребления услуг в Internet и увеличение числа пользователей интерактивных служб -63%
Рост объема деловых приложений в Internet и увеличение числа пользователей онлайновых служб - 32%
Общемировой рост речевого трафика - 5%
Источники: Yankee Group, FCC
Lucent Technologies: цифры и факты
Председатель правления и исполнительный директор - Генри Б. Шахт, член совета директоров компании AT&T с 1981 г.
Президент и главный управляющий делами - Ричард А. Мак-Гинн, сотрудник AT&T с 1978 г.
Доходы: 21,4 млрд дол. в 1995 г.
Число сотрудников: 125 тыс. во всем мире, из них в США - около 75%.
Цели и задачи: распространение своей деятельности на сферу производства аппаратуры для передачи по цифровым сетям речи, видео и графики и завоевание в этой области такого же лидирующего положения, какое компания занимает сегодня в сфере производства оборудования для телефонии.
Для контактов: Lucent Technologies Inc., 600 Mountain Ave., Murray Hill, N. J. 07974; (908) 582-8500; http://www.lucent.com