Мнения пользователей о средствах управления Web-серверами
Какие инструменты, функции или возможности
управления Web-сервером представляются вам наиболее важными?
Какими дополнительными функциями или возможностями
следует оснастить средства управления Web-сервером?
Средства управления Web-сервером
Ваш Web-сервер мерно гудит, выдавая страницу за страницей важной и полезной информации всем желающим ее получить. Подробные данные обо всех сессиях заносятся в регистрационные файлы. Web-сервер работает продуктивно и эффективно. Так ли это?
Неприятная правда состоит в том, что способов выяснить это не существует. Разработчик добавляет одну страницу или даже просто изменяет ее, и ответственная ссылка бесследно исчезает, причем без предупреждения. Для того чтобы получить даже самые общие сведения о посетителях узла, приходится долго рыться в бесчисленном количестве записей регистрационных файлов, объем которых непрерывно растет.Но прежде чем нанять человека, который будет целыми днями щелкать по пиктограмме вашего узла, чтобы убедиться, что при этом не выдается сообщение об ошибке 404, подумайте об использовании некоторых новых инструментов управления Web-сервером. Эти инструменты, часть которых представляет собой самостоятельные продукты, а часть входит в ПО Web-сервера или издательские пакеты, помогут вам понять, насколько хорошо функционирует узел, что на нем хранится, кто его посещает и к чему осуществляется доступ.
Основная проблема состоит в отсутствии программного пакета, который решает сразу все перечисленные задачи. Прежде чем появятся по-настоящему интегрированные системы управления Web-узлами, пройдет несколько лет, а пока вам придется приобрести кучу разных продуктов, каждый из которых специализируется в своей узкой области. Один из продуктов будет детально отображать картину содержимого вашего узла и связи между страницами, второй - сообщать о действиях посетителей узла, третий - служить для мониторинга гиперсвязей, а четвертый - для наблюдения за производительностью сервера.
Для того чтобы слегка облегчить вам жизнь, в данной статье мы описали инструменты, которые помогают решить две основные проблемы администраторов узлов - анализ регистрационных файлов сервера и учет его содержимого.
Анализаторы регистрационных файлов позволяют осуществлять простейшую форму управления Web-сервером. Они проинформируют вас об объеме трафика, поступающего на сервер, помогут выявить "узкие места" и узнать, когда и по какой причине перегружается тот или иной сервер. Обладая такими данными, вы сможете решить, создавать ли вам "зеркальные" узлы или просто организовать кэширование страниц. В настоящее время уже появились анализаторы регистрационных файлов, которые накапливают подробнейшие данные о числе запросов в день на домен и более детально обрабатывают последовательности зарегистрированных событий.
Программы-менеджеры информационного наполнения позволят вам узнать о местонахождении всех текстовых, графических и других файлов, используемых в составе Web-страниц. Они помогут вам получить представление об объеме страниц и быть в курсе дела, если кто-то создаст новую страницу или модифицирует одну из старых. Некоторые менеджеры информационного наполнения автоматически воссоздают ссылки после добавления или модификации страниц, а часть менеджеров имеет функцию фильтрации, с помощью которой можно периодически производить проверки, отслеживая, чтобы нарушенные ссылки не попадали в ответственные страницы.
Тестируя подобные инструменты, не забывайте одну простую вещь: при создании ПО для Web-сервера управляемость не ставилась во главу угла. Основное внимание уделялось доставке документов определенного формата, состоящих из текста, графики и других типов данных, заинтересованным в них посетителям узла по той ненадежной коммуникационной среде, которая называется Internet.
Корень всех бед
Обслуживая посетителей, Web-серверы "полагаются" лишь на HTTP - протокол, который не предоставляет достаточно подробной информации о пользователях или среде, в которой он работает. Конечно, Web-серверы комплектуются системами регистрации событий, которые записывают каждый пользовательский запрос на информацию, каждый ответ сервера и каждую ошибку, возникшую при осуществлении того или иного сервиса. Эта информация записывается в регистрационный файл Web-сервера, который, как уже говорилось, быстро разрастается до неимоверных размеров, делая тщетными всякие попытки добыть нужные сведения без помощи специального анализатора.
Большая часть анализаторов регистрационных файлов работает в виде независимых от серверного ПО процессов на автономных ПК или рабочих станциях под управлением Windows NT или 95. В большинстве случаев наиболее сложные графические представления данных анализа создаются продуктами для Windows. Как ни странно, ни один из попавшихся нам продуктов не поддерживает OS/2, и лишь два поддерживают Macintosh (см. таблицу).
Анализаторы должны иметь доступ к регистрационным файлам Web-сервера, для которых на сегодняшний день не существует стандартного формата. На самом деле есть не менее 20 основных форматов и видов регистрационных файлов. Большинство анализаторов на удивление универсально в отношении их распознавания. Однако если вам для получения более полной картины производительности узла захочется проанализировать регистрационный файл иного сервиса, например FTP, сделать это удастся далеко не всегда. Большая часть Web-анализаторов не распознает регистрационные файлы других сервисов.
Итак, о чем же вас проинформируют анализаторы? Они способны сгенерировать отчет почти обо всех стандартных функциях Web-сервера:
- наиболее часто и наиболее редко запрашиваемых страницах;
- числе электронных транзакций (например, запросов на регистрацию), представленных на обработку;
- числе событий интерфейса CGI;
- числе и типе выдаваемых сообщений об ошибках.
Многие продукты сообщат даже о том, сколько раз была загружена та или иная страница (с графическими компонентами или без них).
Некоторые анализаторы, например выпускаемые компаниями e.g. Software, WebThreads и net.-Genesis, генерируют контрольный след каждого посетителя. В сущности, эти продукты создают регистрационную запись для каждого посетителя на основании его сетевого адреса. При этом записывается каждый щелчок мыши или команда, выполняемая пользователем, благодаря чему администратор Web-узла может проследить за всеми действиями посетителя.
Почти все анализаторы способны генерировать отчеты с определенной периодичностью, например каждый час, день или месяц. Эти отчеты выводятся на принтер или в HTML-файл, который можно посмотреть в браузере или любом редакторе. Администраторам коммерческих узлов, вероятно, понадобится ограничить доступ пользователей к этим отчетам, поскольку они содержат массу информации о методах и успехах работы узла, - то есть именно те данные, которые составляют коммерческую тайну.
Коммуникационная структура Web накладывает ограничения на деятельность анализаторов регистрационных файлов, но производители продолжают попытки преодоления этих препятствий. К примеру, не существует прямого способа определить количество времени, которое пользователь проводит за чтением загруженного документа. Market Focus 2 компании Interse пытается оценить размер этого временного промежутка на основании того времени, которое проходит до начала выполнения следующего запроса. Однако пользователь может пойти попить кофе или поговорить по телефону перед тем, как запрашивать следующий документ.
Мощный анализатор регистрационного файла способен предоставить статистику, отражающую неимоверно мелкие подробности. Это только добавляет лишних забот администратору узла: ведь теперь ему необходимо еще и решить, какие из данных являются действительно важными. Многие из этих продуктов выдают тяжелые для восприятия диаграммы, еще более усугубляя проблему.
Например, одной из сложнейших задач администратора Web-узла является выявление наиболее и наименее часто запрашиваемых документов. Зачастую ссылка на документ, который вы хотели бы сделать более "заметным" для пользователей, находится на странице, содержащей массу других ссылок. Если хоть какая-нибудь из них указывает на более интересную информацию, то к вашему документу, возможно, обращаться уже не будут, что сделает его практически "невидимым" для посетителей.
Было бы удобно создавать списки Web-документов с названиями разных цветов - в соответствии с частотой обращения. Благодаря этому выявление малопопулярных документов могло бы стать достаточно простой задачей. Увы, подобная функция анализаторам регистрационных файлов пока не присуща.
Упорядочивание информационного наполнения
Если анализ функционирования Web-узла - это мучение, то управление его информационным наполнением может стать просто кошмаром. Вам необходимо иметь информацию о типах файлов, хранящихся на узле, их размерах и времени последней модификации страниц, а также знать, кто внес изменения, сколько на страницах ссылок и каковы их виды, какие ссылки не работают и т.д.
Существует три основных способа разобраться в содержимом Web-узла. Первый заключается в сборе информации с помощью инструмента создания текстовых отчетов, который, подобно анализатору регистрационных файлов, обрабатывает статистику по числу документов, их типам и ссылкам, в том числе на изображения. Второй способ - воспользоваться инструментом, создающим диаграмму в виде обращенного дерева, в котором Web-сервер является корнем, а все страницы - листьями или, если они содержат ссылки на другие страницы, ветвями. Третий способ - линейно-узловая диаграмма, показывающая связи между компонентами информационного наполнения. Причем с помощью графического представления содержимого узла в двух последних способах легче отличать друг от друга компоненты, находить нарушенные связи между унифицированными указателями ресурсов (URL) и выявлять другие проблемы.
Менеджеры и анализаторы содержимого узла обычно работают на клиентских ПК. Компании Inso, EveryWare Development и Microsoft дополняют серверные среды системами поддержки управления документами и контроля доступа пользователей, редактирующих Web-документы. Перед началом анализа утилита просматривает содержимое Web-узла. Затем инструмент начинает работать как автоматизированный браузер, "захватывая" каждую страницу и просматривая все имеющиеся на ней ссылки, в том числе на Java-аплеты и другие документы. Некоторые продукты позволяют сохранить обнаруженные элементы и создать локальную копию анализируемого узла. Анализатор добавляет информацию о каждом из найденных элементов в базу данных. По завершении создания базы данных можно сгенерировать отчет по нарушенным ссылкам, объемам документов и другим данным.
Microsoft FrontPage 1.1 предназначен лишь для управления содержимым Web-узла и для создания его структуры. В последней версии программы для конечных пользователей CyberPilot Pro компания NetCarta реализовала превосходный оригинальный графический инструмент - интерфейс Cyberbolic. Он выдает информацию о содержимом узла в виде карты. Щелкая мышью на ее пиктограммах, пользователь может исследовать связи между документами.
Некоторые из продуктов способны показывать содержимое узла несколькими графическими способами, и большинство инструментов позволяет фильтровать информацию и производить поиск. Таким образом можно быстро идентифицировать нарушенные ссылки. Inso Dynabase Web Management System 1.0 обладает механизмом предупреждения администратора о нарушенных ссылках и автоматически выполняет коррекцию. Благодаря этому пользователи получают не просто сообщение об ошибке 404, а извинение администратора, то есть происходит, что называется, "элегантный провал".
Одной из стоящих упоминания функций Microsoft Front Page является To Do List, позволяющая распределять задания по управлению содержимым узла между несколькими служащими.
Вероятно, в ближайшие несколько лет средства управления содержимым Web-узлов начнут выпускать производители систем управления документами, поскольку их основные продукты выполняют схожие задачи. Некоторые производители программ-менеджеров информационного наполнения уже утверждают, что их продукты поддерживают стандартные функции систем управления документами. Inso, например, заявляет, что DynaBase поддерживает контроль версий, благодаря чему посетители получают только самый последний вариант страницы, которую они запрашивают. Продукты Inso и Everyware поддерживают функцию check-in/check-out, определяющую внутреннего разработчика, который последним добавил новую страницу, и пользователя, который последним загрузил страницы для модификации.
Очевидно одно: несколько хаотичная картина положения дел на рынке средств управления информационным наполнением в ближайшее время не изменится. Интегрированные средства управления появятся не раньше, чем через несколько месяцев, хотя некоторые производители (NetManage, например) обещают выпустить полноценные системы уже через месяц. Ну что же, главное, что производители понимают необходимость создания инструментов, которые помогут вам выбраться на верный путь.
Марк Гиббс (Mark Gibbs) - независимый консультант и пишущий редактор Network World, а также редактор-консультант Intranet Magazine. К нему можно обратиться по адресу mgibbs@gibbs.com.
Мнения пользователей о средствах управления Web-серверами
(на основании опроса 100 респондентов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие инструменты, функции или возможности управления Web-сервером представляются вам наиболее важными?
Какими дополнительными функциями или возможностями следует оснастить средства управления Web-сервером?
К вашим услугам
Существует ряд компаний, которые за отдельную плату берутся обработать регистрационные файлы вашего Web-сервера и подготовить независимые статистические отчеты об использовании узла.
Более подробную информацию по средствам управления Web-серверами можно получить в Internet по адресу http://www.nwfusion.com.
В документе 5204 содержатся:
- характеристики продуктов, в частности, виды поддерживаемых Web-серверов, а также форматы регистрационных, управляющих и отслеживаемых файлов
- ссылки на предыдущие статьи Марка Гиббса на эту тему
- "белые страницы" с советами Web-мастеров Калифорнийского университета, обобщающие опыт, полученный в результате наблюдения за тысячами файлов сотен пользователей
Поддержка баз данных
Из 18 продуктов, упомянутых в таблице "Средства управления Web-узлом"
|
|
|
|
|
|
Средства управления Web-сервером
Ниже представлены продукты, которые Network World рекомендует изучить. Принимая в расчет многообразие подходов и степень известности производителей, которые первыми выпустили инструменты для управления Web-сервером, мы упоминаем продукты, которые уже продемонстрировали рыночную стабильность и отличаются уникальными возможностями.
Market Focus 2 компании Interse - на сегодняшний день один из наиболее мощных анализаторов регистрационных файлов. Он предназначен для оценки популярности Web-узлов. Market Focus 2 собирает информацию с нескольких Web-серверов и позволяет создавать отчеты по выбранным вами данным. Продукт поставляется с рядом мощных аналитических инструментов и средств, которые отслеживают деятельность каждого из пользователей в процессе посещения узла. В частности, он способен отследить каждую страницу, загруженную посетителем, учесть порядок, в котором загружались страницы и оценить время чтения страницы пользователем. Market Focus способен идентифицировать неоднократных посетителей и браузеры, применявшиеся каждым пользователем узла. Подобная информация может быть полезной для принятия решения о том, стоит ли тратить силы на создание приложений, использующих функции того или иного браузера.
Microsoft FrontPage 1.1 - возможно, один из самых сложных на сегодня инструментов для манипулирования информационным наполнением и управления им. Он отличается непревзойденной интеграцией системы управления Web-документами с редакторами компонентов публикаций (в пакет входит редактор HTML-документов с настраиваемой конфигурацией и другие компоненты). Несмотря на то что FrontPage является инструментом создания Web-публикаций, он обладает некоторыми развитыми функциями управления узлом. В частности, продукт оснащен функцией To Do List, с помощью которой можно дать определенному служащему какое-либо задание по управлению, и затем отслеживать его деятельность вплоть до завершения работы.
NetCarta WebMapper 1.0 for Windows и WebMapper 1.1 for Unix отличаются выдающейся глубиной анализа содержимого Web-узла. Продукты выдают огромное количество разнообразных отчетов в ряде форматов. Особенно впечатляет скорость их работы и гибкость настройки функции генерации отчетов. Эти продукты обладают некоторыми оригинально реализованными возможностями графического отображения информационного наполнения узла, благодаря чему можно просматривать связи между компонентами содержимого. Кроме того, компания бесплатно предоставляет ПО для просмотра созданных WebMapper карт Web-узлов в окне рядом с окном используемого вами браузера. Таким образом, можно просматривать содержимое узла одновременно с информацией о нем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
- | - |
|
- | - |
|
- |
|
|
|
|
|
|
- | - |
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
- | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - |
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
- |
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
- | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
|
|
|
- |
|
|
- | - |
|
|
|
|
|
|
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
|
|
|
|
|
|
- | - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|