показатели посещаемости Web-узлов так же важны для привлечения рекламы, как рейтинги для телевидения.
Вот почему "посетители-привидения" представляют собой серьезную проблему. Скрытое обращение к узлу, которое, по правде говоря, не является обращением как таковым, происходит в том случае, когда считывание одной из ваших Web-страниц не поддается регистрации. Доверять заниженным показателям интенсивности посещений вашего Web-узла крайне рискованно. Это может иметь серьезные финансовые последствия. Если рекламодателям была гарантирована определенная частота обращений к их информации, то снижение рейтинга посещаемости, обусловленное случаями неучтенного доступа, может побудить некоторых из них воспользоваться услугами других узлов.
Почему возникает такая "утечка" посещений? Причина кроется в "либеральности" технологии кэширования. Предназначенная для уменьшения времени отклика на запрос конечного пользователя и сокращения трафика глобальной сети, она применяется как браузерами, так и proxy-серверами. Web-страницы, выбранные браузером или полученные через proxy-сервер, сохраняются на локальном диске. При последующих запросах к этим страницам обращение производится к их копиям на диске (локальном кэше), а не к оригиналам на ресурсах в Internet. Возможны отдельные изменения, исключения или альтернативы, однако исследование технологии кэширования, проведенное фирмой The Tolly Group, показывает, что она обеспечивает снижение сетевого трафика и загрузку сервера за счет точности учета обращений к Web-серверу.
Хотя при кэшировании браузеры отнимают у Web-серверов часть обращений, однако истинным "грабителем" оказывается proxy-сервер. Действуя в качестве виртуального клиента, объединяющего большое число пользователей, proxy-сервер может легко создать локальный кэш Web-страниц объемом до 100 Мбайт. Это приводит к тому, что какая-либо страница, вызванная одним из пользователей группы, имеющей общие интересы, в последующем загружается не из ее источника, а с proxy-сервера. Для часто посещаемого Web-узла proxy-сервер может стать "зеркалом", обслуживающим пользователей без уведомления владельцев исходного узла и получения от них соответствующего разрешения. Такая ситуация может привести к нарушению прав собственности.
Разработчикам ПО для Всемирной паутины нужно решить эту проблему. Ценность кэширования как технологии сбережения ресурсов не вызывает сомнения, однако проблемы прав собственности и учета пользователей нельзя игнорировать.
Тем владельцам Web-узлов, которым необходимо знать о каждом доступе, возможно, следует добавлять специальную директиву "no cache" к служебной информации, посылаемой с каждой страницей. Существует и более творческое решение, не снижающее эффективности кэширования с точки зрения экономии сетевых ресурсов. Можно создать HTML-директиву, которая информирует браузеры и proxy-серверы о том, что первичные источники информации хотят знать о скрытых обращениях. При этом браузер или proxy-сервер будет отслеживать случаи локального доступа и сообщать о них первоисточнику. В этом плане предварительная спецификация на технологию регистрации доступа в Web ("hit metering"), предложенная компанией Microsoft в октябре прошлого года, является правильным шагом и заслуживает поддержки (www.ics.uci.edu/pup/ietf/http/draft-mogul-http-hit-metering-00.txt).
По-моему, учет доступа к ресурсам в Web приобретает все более важное значение. И связанные с этим проблемы становятся критическими. Каково ваше мнение?
Кевин Толли (Kevin Tolly) - президент фирмы The Tolly Group (Манаскуан, шт.Нью-Джерси), занимающейся стратегическими консультациями и независимым тестированием. С ним можно связаться по телефону (908) 528-3300 или через Internet по адресу ktolly@tolly.com.