Две стороны медали
Обзор решений
Проектирование деловых процессов
Электронное взаимодействие
Стоимость системы
Стратегия тестирования
Как уменьшить объем работы, не нарушая делового процесса
SmartAssist: облегченный вариант ПО АДП
А вы готовы работать по стандарту ISO 9000?
Немного истории
Базы данных, с которыми работают протестированые продукты
Итоги тестирования
Результаты испытаний ПО автоматизации делового процесса

В испытаниях участвовали

Livelink Intranet 7.0,
Open Text Corp.
TeamWare Flow 1.0,
Fujitsu Software Corp.
WebShare 1.1a,
Radnet Inc.

Программное обеспечение автоматизации деловых процессов (ПО АДП, или workflow software) облегчает выполнение целого ряда деловых процедур. В зависимости от уровня квалификации сотрудников отдела информационных технологий компания может либо купить готовый программный пакет АДП, либо создать собственное приложение, используя среду разработки группового ПО (groupware). При любом из этих подходов ПО АДП поможет распутать клубок связей, возникающих при работе над сложными проектами, в которую вовлекается большое количество людей и которая выполняется в разных часовых поясах. Такая программа может стать подарком судьбы для компаний, нуждающихся в контрольном журнале (audit trail) или собирающихся реорганизовать свои деловые процессы.

Мы провели сравнительный анализ продуктов Livelink Intranet 7.0 компании Open Text, TeamWare Flow 1.0 компании Fujitsu и WebShare 1.1a компании Radnet. TeamWare - это простой пакет с графическим интерфейсом на основе Windows, который поставляется в практически готовом виде: надо написать только парочку коротких сценариев. Livelink также прост в использовании, его графический интерфейс строится на основе операций буксировки (drag-and-drop), а использовать этот продукт можно либо с Windows-клиентами, либо с браузерами. WebShare фактически представляет собой среду разработки программного обеспечения для совместной работы (соответственно, его использование требует определенных программистских усилий) и может работать только с клиентами на основе браузера.

Во время наших бесед с производителями все они сравнивали свои продукты с ветераном группового ПО, пакетом Lotus Notes. Нас это несколько огорчило, поскольку изначально предполагалось, что тестируемые продукты будут сравниваться с Domino 4.5 Server Powered by Notes. Однако этот продукт появился слишком поздно, и мы не смогли провести такого сопоставления.

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ

Мы пытались тестировать предложенные нам продукты как с точки зрения администратора сети, так и с точки зрения конечного пользователя, поскольку даже если сотрудники отдела информационных технологий имеют очень высокую квалификацию, все равно ежедневно работать с программой будут не они.

Установка продукта на сервере зачастую бывает довольно сложной, но лучшие продукты имеют функции, способствующие облегчению этого процесса. При тестировании мы обращали внимание на то, насколько сложна установка программного обеспечения и требуются ли для ее осуществления какие-либо специальные знания.

Все три продукта позволяют сконструировать приложение, дающее полную картину делового процесса, который необходимо автоматизировать. Нас интересовало, какими средствами располагает администратор для обеспечения заданного режима делового процесса на протяжении всего срока работы над проектом. Успех приложения АДП всецело зависит от того, насколько удобно пользоваться средствами разработки макета делового процесса. Если разработчику придется все время "пролезать сквозь игольное ушко", то сделать хорошее приложение будет сложнее, работы займут больше времени и обойдутся дороже. Мы оценивали интерфейс пользователя, среду разработки сценариев, шаблоны и прочие "полуфабрикаты", облегчающие перенос делового процесса на экран компьютера.

Мы также обращали внимание на то, насколько удобно конечным пользователям осуществлять взаимодействие друг с другом в электронной форме. Например, конструкторский отдел задумал разработку нового продукта, но вначале его сотрудники хотят провести исследование рынка. В зависимости от результата этого исследования, конструкторы либо предоставят свои предложения руководству компании, либо вернутся к кульманам и продолжат работу. После согласования пробного образца продукта к работе подключается отдел маркетинга. ПО АДП может организовать всю эту деятельность и даже обеспечить ведение контрольного журнала, однако лишь в том случае, если с пользовательским интерфейсом такой программы удобно работать.

Документацию и техническую поддержку часто относят к второстепенным критериям оценки продукта, однако в данном случае стоило взглянуть на них повнимательнее. Хорошее руководство пользователя избавит заказчика от необходимости вести многочасовые телефонные переговоры с отделом технической поддержки. А если еще учесть тот факт, что две из рассмотренных нами компаний препоручают все вопросы продажи и поддержки своим реселлерам, то становится ясно, что получить консультацию квалифицированного технического специалиста будет не так-то просто.

Наконец, нас интересовала цена продуктов. Для них используются разные схемы формирования цены, поэтому администратор сети должен заранее подсчитать, сколько пользователей будут работать с устанавливаемой системой. Не следует также забывать, что за разработку приложений тоже придется платить. Очевидно, что эти расходы никак не отражаются в исходной стоимости продукта.

Прежде чем принять решение о закупке ПО АДП, необходимо подумать о тех, кто будет постоянно с ним работать. Убедитесь, что выбран именно тот продукт, который позволит сотрудникам компании почувствовать себя частью процесса. Если приобретенная вами программа неудобна в использовании или требует полного изменения подхода к работе, то она скорее повредит делу, чем поможет.

Обзор решений

Livelink Intranet 7.0

Главное отличие программы Livelink Intranet 7.0 от прочих продуктов, предоставленных для тестирования, состоит в том, что она позволяет либо работать в архитектуре клиент-сервер, либо использовать браузер. Компания всячески пропагандирует идею применения браузера, однако можно воспользоваться и нестандартным программным продуктом Wide Client. Мы проверили оба варианта. Сотрудники компаний, уже установивших Netscape Navigator (это единственный браузер, который поддерживает Livelink), могут работать в привычной для себя среде и взаимодействовать со своими коллегами из всех частей света. Продукт поддерживает ряд открытых стандартов, в частности HTTP, HTML и TCP/IP.

Версию для систем клиент-сервер можно запускать в локальных и распределенных сетях (WAN), она использует свое собственное клиентское ПО и способна взаимодействовать с интрасетевой версией Livelink. Для работы с этой версией нужна реляционная база данных, например Microsoft SQL Server; поддерживаются Windows 3.1, Windows 95, Windows NT, Macintosh 7.0.1 и более поздние версии, а также Motif for Sun Solaris и системы Hewlett-Packard. Что касается серверной части, то тут поддерживаются Sun Solaris, HP UX и NT. В первом квартале 1997 г. компания Open Text собирается добавить к этому перечню Silicon Graphics. Обе версии Livelink работают со всеми стандартными пакетами электронной почты.

Комплект Livelink содержит четыре компонента - Project Collabo-ration, Workflow, Search и Library, - совместное использование которых позволяет организовывать работу над проектами, упрощать деловые процессы, находить информацию и управлять документами. Набор средств разработки приложений под названием Livelink Builder позволяет настраивать конфигурацию приложений Livelink.

Livelink предназначен как для компаний, которым нужны масштабируемые решения старшего класса для обеспечения совместной работы сотрудников, так и для тех, которые испытывают необходимость в ведении контрольных журналов. Этот продукт будет полезен и компаниям, желающим перевести свой бумажный документооборот в интрасеть, а также тем, чьи сотрудники работают над одним и тем же проектом, находясь в различных офисах. Гордостью компании Open Text является масштабируемость предлагаемого продукта: можно начать с 20 пользователей, а потом довести их число до нескольких тысяч - для этого надо только ставить дополнительные серверы.

Продукт Livelink продает сама компания Open Text. Консультативная компания Professional Services Group, приобретенная Open Text в 1995 г., помогает пользователям устанавливать программу и разрабатывать приложения. За дополнительную плату консультант выезжает к клиенту, оценивает состояние проекта и помогает решить возникшие проблемы.

Кроме того, Open Text продает поисковый процессор Livelink Search, программу индексации Web-узла Livelink Spider, а также продукт Livelink Search SGML для поиска по базе данных в стандарте Standard Generalized Markup Language. В ближайшем будущем Open Text собирается выпустить продукт Livelink Search Software Deve-loper's Kit, представляющий собой ядро поискового процессора компании Open Text, который сторонние разработчики смогут встраивать в свои приложения.

TeamWare Flow 1.0

Программа TeamWare Flow 1.0 компании Fujitsu представляет собой составную часть комплекса TeamWare Office, предназначенную для решения задач АДП. Это единственная из рассмотренных нами программ, которая может работать только в архитектуре клиент-сервер. В состав пакета входит серверное ПО, клиентские приложения, интерфейс прикладных программ для клиентских станций, язык разработки сценариев Tool Command Language (TCL), а также система управления документооборотом Library с пользовательской базой данных Directory. Клиентская часть TeamWare Flow может работать под любой версией Windows; для работы сервера требуется NT или Sun Solaris.

TeamWare обеспечивает быстрое моделирование деловых процессов путем изменения поставляемых шаблонов; при этом можно задавать все необходимые действия, создавать и присваивать роли (наборы обязанностей) и разрабатывать информационные бланки (Forms). FormBuilder - это программное средство разработки бланков для конечных пользователей; поля данных в этих бланках связаны с расположенной на сервере базой данных. Графическое средство Planner позволяет создавать модели деловых процессов. Средство Viewer обеспечивает просмотр списков заданий, процессов, предысторий и бланков. Можно также разрабатывать индивидуальные приложения, используя для этого интерфейс прикладного программирования (API) TeamWare и встроенный в продукт язык TCL. API поддерживает популярные языки программирования под Windows, такие как C++ и Visual Basic.

Как и другие рассматриваемые программы, TeamWare не накладывает никаких ограничений на число пользователей, которые могут с ней работать, - надо просто соответствующим образом наращивать число серверов.

TeamWare Office - это программный пакет автоматизации офиса, конкурирующий с Lotus Notes. В его состав входят восемь различных прикладных программ, в частности система электронной почты, средства организации конференций, составления расписаний и управления документооборотом. Все компоненты можно покупать независимо друг от друга, при этом обеспечивается их полная совместимость. Тем, кто уже пользуется какой-либо системой электронной почты, будет небезынтересно узнать, что TeamWare можно объединить с любой MAPI-совместимой почтовой системой, например с Lotus cc:Mail и с Notes Mail.

Компания Fujitsu продает семейство TeamWare в Европе и Канаде. В США TeamWare поставляется через реселлеров. Если покупателю потребуется помощь в установке пакета или разработке приложения, то его, скорее всего, отошлют к консультанту, прошедшему курс обучения в Fujitsu.

Сейчас проводятся работы по модификации TeamWare, в частности компания планирует сосредоточить свои усилия на функциях, связанных с работой в Internet и интрасетях; это означает, что в новой версии, возможно, появится пользовательский интерфейс на базе браузера.

WebShare 1.1a

WebShare 1.1a компании Radnet отличается от других продуктов, рассматриваемых в данном обзоре, по двум показателям: во-первых, это скорее среда разработки приложений, чем собственно приложение на базе графического интерфейса пользователя, а во-вторых, эта программа работает исключительно на базе браузера. Продукт появился совсем недавно, его разработали и продвигают на рынок несколько бывших сотрудников Lotus; возможно, именно поэтому он так похож на Lotus Notes.

В состав WebShare входят два компонента: WebShare Designer (среда визуальной разработки приложений, применяемая для создания приложений АДП) и WebShare Server (серверное ПО, используемое для распространения готовых приложений). В комплект поставки пакета WebShare входят база данных Sybase SQL Anywhere и HTTP-сервер компании Spyglass Technologies, однако вместо них можно использовать любой сервер, совместимый с CGI, Internet Server API или Netscape Server API, и любую ODBC-совместимую базу данных. Покупатель должен только иметь компьютерную систему и Windows NT 3.51 или 4.0.

Клиентское ПО поддерживает любой браузер, например Internet Explorer компании Microsoft или Navigator компании Netscape. В процессе работы с приложением АДП члены рабочих групп WebShare имеют возможность обмениваться сообщениями, однако продукт можно объединить с почтовыми приложениями, поддерживающими SMTP и MAPI.

WebShare предназначен для разработчиков Web-страниц и Web-мастеров организаций средних размеров (до 1000 сотрудников), независимых производителей ПО, а также реселлеров, разрабатывающих приложения поддержки совместной работы для Internet и интрасетей. Число пользователей, которые могут одновременно работать с WebShare, точно так же, как и в других продуктах, ограничено только возможностями сервера.

Большая часть продаж WebShare осуществляется через системных интеграторов и реселлеров. Компания, не имеющая в своем штате квалифицированных программистов и нуждающаяся в сторонней помощи при настройке или установке WebShare, которая обратится к службе Professional Partner Program компании Radnet, получит рекомендацию воспользоваться платными услугами независимого консультанта.

Помимо WebShare, компания Radnet продает набор шаблонов приложений, помогающих настроить программу для удовлетворения тех или иных запросов пользователя. WebShare 1.2, вышедшая в ноябре прошлого года, несколько усовершенствована по сравнению с рассмотренной версией. В будущем компания предполагает выпустить и Unix-версию серверного ПО.

Radnet недавно выпустила также программы WebShare for Microsoft Back Office и WebShare for Netscape SuiteSpot; при этом предполагается, что основные компоненты систем уже установлены.

Проектирование деловых процессов

Livelink Intranet 7.0
Очень хорошо

Быстрый и удобный пользовательский интерфейс системы проектирования деловых процессов, основанный на использовании операций буксировки, является главным достоинством программы Livelink. Как и TeamWare компании Fujitsu, Livelink позволяет сотрудникам отдела информационных технологий и руководителям проектов непосредственно строить макеты деловых процессов на экране монитора. При этом все, кто реально вовлечены в работу и знают ее, могут принять непосредственное участие в моделировании делового процесса.

Все же оценку пакета по этой категории пришлось снизить: нам не понравилось, как Livelink работает с групповыми заданиями. Групповое задание вносится в планы всех членов группы, однако владельцем этого задания почему-то считается тот исполнитель, который первым его выберет. После этого задание пропадает из планов всех прочих членов группы, независимо от того, видели они его или нет. Пакет TeamWare позволяет модифицировать узлы действия (activity nodes) и, таким образом, избежать возникновения этой проблемы.

Шаблоны для моделирования деловых процессов состоят из индивидуальных групповых заданий, и ветвей, путей и вложенных подпроцессов; пользоваться этими элементами очень легко. Для упрощения проектирования можно, например, отбуксировать пиктограмму, изображающую отдельного сотрудника или группу из списка пользователей, непосредственно в рабочее пространство, создать для этого сотрудника или группы соответствующее задание и, дважды щелкнув на нем мышью, ввести его свойства. С помощью той же операции буксировки можно выстраивать задания одно за другим, определяя тем самым последовательность их выполнения. Как и в TeamWare, сроки исполнения можно задавать по продолжительности работы или по дате готовности.

Нам понравилось работать с функцией Workflow Package, которая позволяет автоматизировать ту часть работы, которую при использовании программы TeamWare приходится выполнять вручную. Эта функция обеспечивает набор папок и настраиваемых полей, которые сопровождают осуществление делового процесса. Исполнители могут помещать в эти папки документы и прочие файлы (и извлекать их оттуда), адресуя их следующим исполнителям. Livelink не удаляет проект из папки входящих документов исполнителя до тех пор, пока он не выполнит всех назначенных ему заданий. К услугам пользователей и руководителей проекта - весьма удобный контрольный журнал, фиксирующий предшествующие версии всех файлов.

TeamWare Flow 1.0
Очень хорошо

Программа TeamWare оказалась лучшей в этой категории. Она предоставляет очень широкие возможности для настройки, при этом модели деловых процессов поняты конечным пользователям. Проектировать деловой процесс очень просто: для этого надо построить модель процесса, используя готовые элементы из поставляемых шаблонов, создать роли и присвоить их исполнителям и разработать бланки (Forms), в которые члены группы должны будут вводить ту или иную информацию. Однако для хорошей настройки параметров делового процесса и использования ряда функций продукта пользователь должен применять входящий в комплект поставки язык Tool Command Language.

К достоинствам TeamWare можно отнести то, что любое изменение, внесенное в модель делового процесса, немедленно отражается в рабочих планах всех членов группы. Каждый член группы постоянно находится в курсе всего происходящего, и это позволяет сократить число необходимых отчетов и собраний группы.

Члены группы могут совместно использовать информацию с помощью специально составленных бланков (Forms), хранящихся в библиотеке (Library). Информацию из бланка, заполненного в ходе выполнения какой-либо определенной работы, можно переносить в любой другой бланк, применяемый при работе над проектом. Вся информация о работе, которую необходимо выполнить в рамках данного проекта, может быть собрана в одном бланке, так что для выполнения задания пользователю не придется применять различные приложения или экранные интерфейсы.

Несмотря на общую простоту проектирования деловых процессов с помощью TeamWare, мы нашли ряд мест, которые могли бы быть усовершенствованы. Во-первых, во время проектирования мы случайно создали узел деятельности, не связав его с общим деловым процессом; при попытке активизировать процесс программа зависла без всяких предупреждений. Кроме того, в TeamWare нет "проводника" (wizard) или какой-нибудь "быстрой кнопки", которые позволяли бы создавать сложные функции, обычно требующие написания сценария.

Срок работы над заданием можно устанавливать со времени выполнения предыдущего задания или с начала работ над проектом. Однако TeamWare не дает возможности автоматически учитывать, сколько времени заняла работа над заданием. В программе просмотра (Viewer) имеется специальная вкладка Schedule, куда можно вручную вписывать, сколько времени заняла та или иная деятельность. Пользователям, которые хотят учитывать затраты своего рабочего времени, такая функция придется по душе, однако было бы гораздо лучше, если бы учет времени велся автоматически.

WebShare 1.1a
Удовлетворительно

Разработка приложений с использованием WebShare занимает больше времени, чем при работе с другими пакетами, однако данная программа обеспечивает пользователю возможность полной настройки создаваемого приложения на конкретный деловой процесс. Как и в Lotus Notes, работа приложений, главным образом, основана на использовании таблиц, однако в них можно встраивать все, что поддается программированию на HTML, Summit Basic (диалекте языка Basic) и JavaScript.

Тому, кто собирается приобретать WebShare из соображений экономии, необходимо иметь в виду, что для работы с этим пакетом нужен квалифицированный программист. Если в штате компании такого нет, то попытка сэкономить обернется выброшенными деньгами.

Кроме того, в программе имеется несколько ошибок, связанных, главным образом, с длинными именами файлов. Недостает обработки события "выдачи файла" (file-detach event), которое позволило бы разработчикам следить за документами, получаемыми пользователями, и вести контрольный журнал событий. Представители Radnet утверждают, что то и другое включено в версию 1.2 этой программы, которая появилась слишком поздно и не успела попасть в наш обзор. WebShare поставляется с большим количеством примеров приложений, демонстрирующих ряд важных приемов; в частности, показывается, каким образом можно ограничивать возможности просмотра и обновления файлов для различных групп пользователей. Нам понравилось, что в примерах приложений имеются кнопки помощи, нажав на которые можно получить описания функций создания приложений.

Нам также понравились метки (tag), которые можно "вкладывать" в HTML-текст, - они позволяют быстро встраивать кнопки для просмотра и редактирования. В левой панели окна WebShare составляет таблицу полей, изображений и других объектов, которые можно использовать повторно при помощи простых операций буксировки. Двойным щелчком на любом объекте можно вызвать список его свойств, что экономит усилия при программировании HTML.

Еще одно большое достоинство WebShare - возможность вставлять кнопки, нажатие которых вызывает исполнение процедуры или функции Summit Basic. Написав сценарий на Summit Basic, программист может вставить его в виде кнопки в страницу HTML, использовав простую метку Run Macro.

Электронное взаимодействие

Livelink Intranet 7.0
Очень хорошо

Livelink можно использовать для автоматизации делового процесса в тех компаниях, в которых сотрудники многократно выполняют какие-либо задания. Помимо моделей деловых процессов, программа поддерживает хранилища документов и электронные дискуссионные форумы. Единственное, что вызвало у нас нарекания, - это работа с клиентской частью программы. Устанавливая описываемое приложение на рабочую станцию, администратор системы может предоставить пользователю либо закрытое клиентское ПО Wide Client, либо браузер. У обоих подходов есть свои достоинства и недостатки, однако мы рекомендуем использовать не браузер, а клиентское ПО.

На первых порах нам понравилась идея поработать с браузером в качестве внешнего интерфейса Livelink. Если на рабочих станциях пользователей уже установлены браузеры, то это, пожалуй, кратчайший путь к запуску системы. К сожалению, в этом решении полно "острых углов" - как при работе с Netscape Navigator 3.0, так и при использовании Microsoft Internet Explorer 3.0. Процедуры извлечения документов для работы и их возврата (document check-in and -out) оказались весьма запутанными, а браузеры искажали имена файлов. Кроме того, разработчикам Open Text стоит подумать о размещении кнопки извлечения/возврата документов в более заметном месте.

Wide Client легче справлялся с этими задачами. Для загрузки файлов (как в сеть, так и из сети) в нем используется специальный каталог на диске рабочей станции клиента. Тем не менее и тут мы столкнулись с проблемами, связанными с именами файлов, в которых имелись пробелы.

Оба интерфейса показывают задания в ящике входящей корреспонденции пользователя, что очень удобно, поскольку пользователю достаточно проверить свой почтовый ящик, чтобы понять, какие задания ему надо делать. Состояние делового процесса определяется в любой момент; его можно представить и в виде списка заданий, и в виде макета, на котором отмечено, какие задания уже сделаны, а какие еще предстоит выполнить.

Сервисное подразделение Professional Services Group компании Open Text может по заказу пользователя создать решение, в которое будет интегрирована используемая в организации почтовая система.

TeamWare Flow 1.0
Очень хорошо

Из всех проанализированных нами решений именно у TeamWare оказались наилучшие средства обеспечения взаимодействия между пользователями. Для того чтобы получить доступ ко всем приложениям, достаточно один раз выполнить операцию "log in" на сервере TeamWare. Все приложения имеют одинаковый интерфейс - точно такой, как в офисном наборе приложений. Недостаток же состоит в отсутствии 32-разрядной версии клиентского ПО. Кроме того, клиентское ПО время от времени зависает; мы сталкивались с этим несколько раз при работе под Windows 95 и часто - под Windows 3.11. Перезагружаться приходилось значительно чаще, чем нам бы того хотелось.

Программы Work List и Browser обеспечивают вывод единого списка неоконченных заданий из основного рабочего пространства и позволяют выяснить, над чем в данный момент работают люди в других рабочих группах. Вносимые в макет делового процесса изменения немедленно доводятся до сведения всех участвующих в нем сотрудников. Например, если руководство отклоняет проект и возвращает его на доработку, об этом немедленно становится известно всем членам рабочей группы.

Вызвать документ из библиотеки Library для просмотра или изменения также очень легко. При этом можно заблокировать доступ к документу, так что прочие пользователи смогут просмотреть документ и выяснить, кто "занял" его для работы, однако не смогут записать внесенные ими изменения в файл. К сожалению, команда просмотра файла в режиме блокировки не присутствует на основном экране, а "зарыта" где-то в подменю.

Выбор документа из Library немедленно влечет за собой активизацию Windows-программы, связанной с расширением выбранного файла. Однако просто просмотреть файл, работая в библиотеке, невозможно: надо непременно запустить соответствующее приложение.

Приложения Flow и Library имеют ловушки (hook) для запуска других приложений из комплекта TeamWare Office, однако те компании, у которых уже есть почтовая система и которые не хотят приобретать дополнительное ПО для проведения дискуссий и составления календарных планов, могут воспользоваться электронной доской объявлений, входящей в состав программы Flow Viewer. Эта доска объявлений вполне справляется с возложенными на нее обязанностями, однако набор ее функций можно было бы и расширить, включив в него, в частности, возможности протоколирования.

WebShare 1.1a
Хорошо

Качество WebShare как средства для электронного сотрудничества напрямую зависит от того, насколько хорошо справился со своим делом разработчик, создававший соответствующее бизнес-приложение. Если получившееся приложение дисциплинирует сотрудников и помогает им справляться со своими обязанностями, тогда все в порядке. WebShare, бесспорно, обеспечивает все необходимые средства для достижения этой цели.

При разработке тестовой модели делового процесса мы пользовались методом почтового ящика для входящей документации, как мы это делали и с TeamWare и Livelink. Пользователям доставлялись только задания, а все документы и электронные таблицы были собраны в библиотеки, откуда их можно было вызывать для совместного использования. Поскольку пользователи осуществляют доступ к WebShare исключительно через браузер, то при извлечении присоединенных документов (attachment) и их передаче обратно на сервер возникают определенные проблемы. Кэш браузера Navigator создает документы со странными именами (типа vop9k1e5.doc), а Internet Explorer пытается записать присоединенные файлы в виде Document in Microsoft Explorer..doc. Пользователям придется во всем этом разбираться, и, по-нашему мнению, подвергать их такому испытанию не стоит.

В отличие от обеих программ, рассмотренных выше, в WebShare отсутствует встроенная поддержка слежения за версиями файлов и не обеспечивается блокировка документов после их извлечения для редактирования. Разработчик должен самостоятельно встраивать эти функции в приложение. Нам понравилось, что WebShare предоставляет пользователям возможность самостоятельно настраивать способ представления информации и сохранять соответствующие параметры в файле. Например, можно упорядочивать элементы в библиотеке по дате, теме или фамилии автора.

Мы нашли, что дискуссионный форум WebShare несколько проще в использовании и лучше реализован, чем форум Livelink. В нем поддерживается возможность раскрытия и сворачивания по темам, в то время как форум Livelink устроен линейно.


Обзор составлен при участии Джулии Данн, Уильяма Джиншеро и Брэда Морри.
Ваши вопросы и комментарии направляйте Джулии Данн (Julie Dunn) по адресу julie_dunn@infoworld.com.

Стоимость системы

Мы, безусловно, предполагали с самого начала, что каждый производитель будет следовать своей собственной ценовой политике, однако разброс в стоимости решений удивил даже нас. Основную часть стоимости составляют цены ПО для клиентов, серверов и баз данных. Необходимость приобретения дополнительного оборудования, затраты на разработку и техническую поддержку могут привести к увеличению и без того немалой суммы. Прежде чем вкладывать деньги, имеет смысл оценить, сколько времени потребуется на разработку приложения и сколько человек реально будут пользоваться системой.

Picture


Стратегия тестирования

Вопрос: вашей компании необходим программный пакет для автоматизации делового процесса. Что вы предпочтете - купить необходимое вам приложение или разработать свое собственное, пользуясь соответствующей средой разработки?

Параметры оценки:

  • простота реализации системы;
  • качество и глубина предоставляемых средств администрирования и защиты данных;
  • гибкость и простота проектирования моделей деловых процессов;
  • качество средств поддержки электронного взаимодействия;
  • стоимость пакета и качество технической поддержки.

Варианты выбора

  • Livelink Intranet 7.0;
  • TeamWare Flow 1.0;
  • WebShare 1.1a.

Ответ: ни один из пакетов не обеспечивает решения всех проблем, однако TeamWare имеет наилучшее сочетание средств проектирования деловых процессов, администрирования и взаимодействия между участниками процесса.


  • Когда число пользователей в организации превысит 250, поставляемый вместе с WebShare сервер Sybase SQL Anywhere придется заменить на более мощный, а при превышении порога в 500 пользователей надо будет перейти на двухсерверную модель
  • Продукт WebShare 1.2, выпущенный компанией Radnet 7 в ноября 1996 г., имеет ряд усовершенствований, в частности расширенные возможности администрирования в режиме Central Administrator. Новую версию можно загрузить с Web-сервера Radnet по адресу (http://www.radnet.com)
  • Как уменьшить объем работы, не нарушая делового процесса

    Чип Брукшо

    Тому, кто читает эти строки, пытаясь получить рекомендации по покупке, уместно будет напомнить, что обычные соображения тут неприменимы. Обзор - это не набор рецептов, а скорее попытка подготовить покупателя к тому, что его ожидает. Нужно быть готовым к тому, что разработка и развертывание приложения продлится около года и что потребуется несколько пилотных версий. К тому, что новая система потребует постоянной поддержки и увеличит общую нагрузку на сеть. А также к тому, что пользователь будет первое время чувствовать себя не в своей тарелке, когда для выполнения привычных задач ему придется использовать новые средства.

    Все не так плохо, разумеется. Покупатель должен понимать, что он получит существенные выгоды от использования ПО АДП, - именно для этого программное обеспечение и устанавливается. Причем выигрыш от использования нового подхода отнюдь не сводится к снижению объемов канцелярской работы или сокращению времени выполнения задач.

    При изучении вопроса о закупке ПО АДП в первую очередь следует оценить сложность подлежащих автоматизации процессов и уровень программистской квалификации персонала. Компании, в которых работают квалифицированные программисты, часто склонны игнорировать покупные изделия и предпочитают целиком разрабатывать программы самостоятельно. После длительной работы в этом направлении многие приходят к выводу, что более эффективным подходом была бы покупка на стороне вычислительного блока (engine), с тем чтобы местные программисты довели этот "полуфабрикат" до готового решения.

    Дон Тиг, вице-президент по продажам и маркетингу компании UpTime Computer System Solutions, занимающейся системной интеграцией, решил, что наиболее эффективным решением будет использование для управления базами данных и поддержки функционирования системы вычислительного блока WebShare - и это несмотря на то, что персонал компании имеет высокую квалификацию в области программирования CGI и разработки приложений. Использование среды разработки приложений WebShare позволило сотрудникам компании продемонстрировать все, на что они способны.

    Самая большая ошибка, которую можно совершить при переходе на использование ПО АДП, - попытаться насильно "запихнуть" принятый в компании стиль работы в программу. Деловой процесс, определяемый человеческими взаимоотношениями, развивается постепенно; при этом обычно выбирается путь наименьшего сопротивления с последующим сглаживанием всех острых углов. Правильный подход к использованию ПО АДП поможет снизить объем работы, не нарушая течения этого процесса.

    В токийской компании Meiji Life Insurance выполняется колоссальный объем работ - каждый месяц между агентствами и региональными представительствами компании проходит примерно 360 000 заявок на обслуживание и требований об оплате. Примерно 10% этих бумаг имели "петлю" на пути следования: их отправляли в штаб-квартиру для дополнительного утверждения. В Meiji решили использовать продукт TeamWare компании Fujitsu, и по мере того как компания разрабатывала приложения, ее сотрудники стали замечать обратную связь между программами и процессами, для автоматизации которых эти программы разрабатывались. Реализация приложений методом проб и ошибок не только позволила улучшить сами программы, но и послужила толчком к пересмотру организационной структуры компании.

    Были получены впечатляющие результаты. Время на разработку приложения снизилось на две трети, а общие трудозатраты на эксплуатацию уменьшились на 30-40 процентов. Бесспорно, такие перемены дались персоналу компании нелегко, поэтому руководству пришлось потратить немало времени на обучение пользователей работе с новой системой и объяснение им того, как происходит разработка приложений. Спустя некоторое время первоначальные шок, испуг и неуверенность сменились пониманием преимуществ новой системы.

    Создание у сотрудников чувства заинтересованности - ключевой момент для успеха любого проекта автоматизации делового процесса. Приходится весьма тонкими методами подводить их к пониманию того, что привычные вещи теперь придется делать несколько по-другому.

    Джон Лайнс, директор по информационным технологиям отделения компании Conoco, знает, что новые подходы нельзя вводить силовыми методами; надо постепенно переводить пользователей на работу с процедурами автоматизации делового процесса, создаваемыми с помощью продукта Livelink компании Open Text. Если что-то "не встает на свое место", нажимать ни в коем случае нельзя. Например, г-н Лайнс с пониманием относится к тому, что инженеры компании не хотят отказываться от работы с чертежами, которые они привыкли раскладывать на большом столе и править от руки. Через некоторое время, возможно, инженеры привыкнут пересылать друг другу по сети рисунки в электронной форме, однако, по мнению г-на Лайнса, сначала хватит и того, чтобы просто начать развертывание ПО АДП.

    Такая перемена в культуре работы - обычное дело при развертывании описываемой системы. Дон Тиг из компании UpTime считает, что пользователи смогут лучше воспринять новшество, если им заранее объяснить, зачем нужна система, и подробно о ней рассказать. В качестве примера г-н Тиг приводит историю с торговыми представителями своей компании. Они привыкли фиксировать все свои контакты только на переносных компьютерах и поначалу неодобрительно отнеслись к идее передачи информации по сети. Когда им объяснили, что доступ к этой информации будет иметь только руководство - а никак не другие торговые представители, - они стали сговорчивее.

    Разработка, реализация и эксплуатация ПО электронного взаимодействия (как и большинство других крупных проектов в области информационных систем) обычно являются непрерывным процессом. Конечно, такая система предоставляет определенные организационные удобства, однако никакая программа не превратит дурной бумажный процесс в хороший электронный. Несмотря на тщательное планирование, такая программа, устранив одни "узкие места", зачастую может привести к возникновению других. Тем не менее компании, установившие у себя ПО АДП, редко об этом жалеют. Программа окупает себя уже тем, что помогает "укротить бумажного тигра" или обеспечить соответствие проектов стандартам ISO 9000 или OSHA.


    Чип Брукшо (Chip Brookshaw) - помощник редактора группы Workflow Solutions еженедельника InfoWorld, с ним можно связаться по адресу chip_brookshaw@infoworld.com
  • Компания Fujitsu и Radnet предлагают загружаемые версии своего программного обеспечения, срок использования которых составляет 90 дней. Более подробную информацию можно получить на Web-серверах компаний по адресам http://www.-fsc.fujitsu.com и http://www.radnet.com.
  • SmartAssist: облегченный вариант ПО АДП

    Если вы хотите сократить утомительную ежедневную рутинную работу, но не имеете желания приобретать полномасштабную систему автоматизации делового процесса, то вам, возможно, пригодится продукт SmartAssist 1.0 компании Siemens Nixdorf. SmartAssist облегчает работу с использованием стандартных Windows-приложений, например внесение исправлений в электронную таблицу или поиск по World Wide Web. Он просто записывает все действия пользователя с помощью панели управления, напоминающей пульт видеомагнитофона. Никакого программирования не требуется; интерфейс содержит библиотеку стандартных элементов (helper), которые надо просто "отбуксировать" к соответствующему месту. SmartAssist стоит 99 дол.


    А вы готовы работать по стандарту ISO 9000?

    Кертис Гэллоуэй

    Все больше компаний и правительственных учреждений требуют от своих поставщиков работы по стандарту ISO 9000. Для реализации этого требования нужны дополнительные вложения, однако многие компании считают, что переход на данный стандарт позволит им не только вывести свои товары и услуги на новые рынки, но и повысить качество и эффективность работы. Так что же это за стандарт?

    ISO 9000, впервые опубликованный Международной организацией по стандартам (International Organization for Standardization, ISO) в 1987 г., является семейством международных стандартов обеспечения качества. ISO 9000 определяет широкий круг процедур, составляющих систему управления качеством продукции. В стандарт не входят требования к конкретным продуктам; он должен заставить компании использовать правильные методы контроля качества на всех этапах выпуска продукции.

    Семейство ISO 9000, в сущности, состоит из трех отдельных стандартов. Наиболее полный из них - документ ISO 9001, в котором описаны все операции - от конструирования до установки продукта. В документе ISO 9002 описано конструирование, а в ISO 9003 - конечная проверка и испытания. На основе ISO 9000 три основные автомобильные компании США выработали стандарты QS-9000 и TE-9000, в которые вошли специфические требования к производству автомобилей и автоперевозкам.

    ГОРЫ БУМАГИ. Теперешний вид стандарта ISO 9000 ясно указывает на то, что зародился он в недрах оборонной промышленности. В соответствии с этим стандартом организация должна внимательно изучить все используемые ею процедуры и технологические процессы и составить их описание. Кроме того, организация должна принять меры к тому, чтобы все сотрудники выполняли свою работу в строгом соответствии с ее описанием. Требование столь детального анализа и контроля продиктовано желанием авторов стандарта обеспечить согласованность операций и ответственность работников за их выполнение при изготовлении любой продукции - будь то гайки-барашки или программное обеспечение.

    Цена, которую компания вынуждена платить за соответствие стандарту, - необходимость исписывать горы бумаги. Разработка, упорядочение и поддержание в актуальном состоянии столь обширной документации даже в небольшой организации - это тяжелая задача. Компания должна доказать независимому аудитору, что все изменения своевременно вносятся во все экземпляры документов, описывающих рабочие процедуры, политику компании в той или иной области. Не имея системы, отвечающей за отслеживание и извлечение такой информации, компания, скорее всего, не сможет пройти такую проверку и доказать соответствие своих проектов стандарту.

    ЭЛЕКТРОННОЕ РЕШЕНИЕ. ПО АДП (примеры которого рассматриваются в обзоре) может оказаться очень полезным для обеспечения соответствия стандарту ISO 9000. Описав свой деловой процесс, компания фактически создает его программную модель, которой можно пользоваться при генерации документов в соответствии со стандартом. Действия, целиком выполняемые с помощью компьютера, обычно можно смоделировать, реализовать и задокументировать с помощью одной и той же программы. Более материальные процессы, например изготовление каких-то объектов, можно описать и проанализировать, а затем создать печатную документацию, в которой будет описано, что и как следует делать.

    Системы АДП при необходимости могут обеспечить и внесение изменений в процесс работы. Для поддержания соответствия стандарту ISO 9000 вся документация должна меняться синхронно с внесением изменений в реальные рабочие процедуры и процессы. ПО, способное автоматически генерировать новые версии документов при внесении изменений в деловой процесс, сэкономит кучу времени и усилий. Кроме того, при ручной правке в документах неизбежно появляются ошибки; автоматическая генерация помогает решить и эту проблему.

    Хорошее ПО АДП также должно быть тесно интегрировано с развитой системой управления документооборотом. В ходе делового процесса надо иметь возможность упорядочивать многочисленные версии документов ISO 9000, при этом необходимо обеспечивать управление доступом к документам, а их последние версии должны легко извлекаться из базы данных с любой рабочей станции в пределах компании. Правильная работа с документами - это ключ к выполнению требований ISO 9000, поэтому администратор сети должен принять все меры к тому, чтобы не оказаться погребенным под бумажной лавиной, которую влечет за собой переход на новый стандарт. Компания, неправильно работающая с документами, может лишиться сертификата о соответствии.

    Прежде чем принять решение о переходе на ISO 9000, руководство компании должно грамотно оценить все связанные с этим затраты и возможные выгоды. Сертификация - весьма дорогостоящий процесс, который может растянуться на годы. Вопрос не решается однократной проверкой, это непрерывный процесс, который требует внесения изменений в сам подход компании к делу. Если постараться, можно использовать эти изменения для повышения эффективности работы и качества изделий. А поскольку спрос на поставщиков, работающих в соответствии с ISO 9000, непрерывно растет, то эти перемены могут расширить возможности сбыта продукции компании.


    Кертис Гэллоуэй (Curtis Galloway) - инженер-программист из Сан-Франциско. С ним можно связаться по адресу cutisg@usa.net.

    Немного истории

    Компания Open Text впервые вышла на рынок с продуктом под названием Open Text Search - поисковым процессором для Open Text Index Search Service. В ноябре 1995 г. компания приобрела Odesta Systems и получила права на средство управления документооборотом Livelink. Open Text объединила эти два продукта и создала средство поиска, управления документооборотом, автоматизации делового процесса и совместной работы над проектами под названием Livelink Intranet.


    Базы данных, с которыми работают протестированые продукты

    Livelink Intranet 7.0

    • Испытывался с Oracle 7.2.
    • Может работать с Oracle 7, Sybase, Microsoft SQL.

    TeamWare Flow 1.0

    • Испытывался с Microsoft SQL 6.5.
    • Может работать с любой ODBC-совместимой базой данных.

    WebShare 1.1a

    • Испытывался с Sybase SQL Anywhere 5.0.01.
    • Может работать с любой ODBC-совместимой базой данных.


    Итоги тестирования

    Компании стремятся максимально упорядочить взаимодействие друг с другом; производители программного обеспечения отвечают на это стремление все новыми решениями для автоматизации деловых процессов. В данном отношении лучше других выглядит продукт TeamWare компании Fujitsu. Инженерам этой компании удалось добиться идеального сочетания гибкости среды разработки группового ПО с простотой графического приложения; в результате получился продукт, который порадует и администраторов, и конечных пользователей. Первая версия TeamWare, конечно, несовершенна, однако это весьма перспективный продукт.

    Мы обнаружили, что использованная в TeamWare архитектура клиент-сервер обеспечивает более продвинутые функции, чем применяемые в двух других продуктах браузеры. Конечно, на многих рабочих станциях уже установлены браузеры, однако клиентское ПО позволяет очень легко извлекать документы для работы, а кроме того, все члены группы немедленно узнают о любых изменениях в модели делового процесса. Ситуация, однако, может измениться, когда в продажу поступят клиенты на базе Java.

    Мы были разочарованы качеством документации и технической поддержки всех трех продуктов. Два производителя предоставляют не слишком подробные руководства, а третий - не дает вообще ничего. Покупатель также должен быть готов к тому, что ему придется платить за любую техническую поддержку, выходящую за рамки начальной установки. Управлять ПО АДП обычно непросто, так что при оценке общих вложений в систему придется учитывать и расходы на техническую поддержку.

    TeamWare Flow 1.0

    Итоговая оценка 6,9

    Продукт TeamWare компании Fujitsu опередил своих соперников благодаря тому, что он удобен и для администраторов, и для конечных пользователей. В TeamWare используется архитектура клиент-сервер, которая имеет несомненные преимущества перед подходом, основанным на использовании браузеров, и облегчает взаимодействие с другими Windows-приложениями. Хотя входящая в комплект поставки программа администрирования TeamWare не имеет графического интерфейса, это наиболее гибкое из всех решений, представленных в данном обзоре. В системе защиты информации TeamWare используется иерархическая структура групп и пользователей; для доступа к окружению Flow надо задать имя пользователя и пароль. Нам особенно понравилось, что администратор может в соответствии с ситуацией вносить изменения в модель делового процесса, не приостанавливая при этом его выполнения. С точки зрения пользователя, похвалы заслуживает подход к построению модели делового процесса на основе операций буксировки; немного попрактиковавшись, сотрудники и руководители проектов без специальной подготовки смогут выполнять основную часть проектирования без посторонней помощи. Несколько портит общую картину тот факт, что при установке этого продукта могут возникнуть трудности, а поскольку Fujitsu полностью передает все вопросы торговли и поддержки в ведение реселлеров, то получить квалифицированную техническую помощь может оказаться непросто.

    Достоинства

    • Проектирование моделей деловых процессов путем буксировки.
    • Настраиваемое окружение.
    • Встроенный язык сценариев.
    • Интегрированный интерфейс.
    • Изменения немедленно доводятся до сведения всех членов группы.
    • Жесткий контроль за версиями документов.
    • Многоуровневая система защиты.
    • Простая система извлечения и возврата документов.
    • Полнофункциональное клиентское ПО собственной разработки.

    Недостатки

    • Техническая поддержка только через реселлеров.
    • Недостаточная совместимость с 32-разрядными приложениями.
    • Слабая документация.
    • Трудная установка.


    Livelink Intranet 7.0

    Итоговая оценка 6,5

    Продукт Livelink компании Open Text отстал от TeamWare, однако и у него имеются свои достоинства, главным из которых является применение простой среды разработки с использованием операций буксировки. Сотрудник информационного отдела совместно с руководителем проекта могут создавать наглядную модель делового процесса, элементы которой хорошо стыкуются друг с другом, и поэтому не требуются бесконечные совещания для их "подгонки". В качестве интерфейса конечного пользователя можно использовать либо клиентское ПО Wide Client, либо браузер. Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки, однако в целом нам больше понравился широкий набор функций, обеспечиваемый Wide Client. Livelink способствует сотрудничеству между пользователями, обеспечивая наглядное представление делового процесса, вместительные хранилища документов и дискуссионные форумы. Автоматически создается полный контрольный журнал, в котором фиксируются все версии файлов.

    Livelink отстал от TeamWare в первую очередь из-за недостатков средств администрирования. Администратор может детально определять систему прав доступа, однако эта процедура несколько более утомительна, чем хотелось бы. В отличие от TeamWare, внесение изменений в модель делового процесса приостанавливает выполнение этого процесса. Установить Livelink проще, чем TeamWare, однако осуществлять установку было бы еще легче, если бы документация была полнее. Чем выше ваша квалификация в области серверных баз данных, тем проще вам будет установить этот продукт.

    Достоинства

    • Проектирование деловых процессов путем буксировки.
    • Простой подход к организации процесса на базе использования почтового ящика для входящей корреспонденции.
    • Наглядное представление делового процесса.
    • Автоматическое создание контрольного журнала.
    • Интерфейс пользователя на базе клиентского ПО или браузера.
    • Простая система защиты информации с использованием иерархической структуры групп и пользователей.
    • Вместительное хранилище документов.
    • Поддержка дискуссионных форумов.

    Недостатки

    • Высокая стоимость установки небольших систем.
    • Требует высокой квалификации в области баз данных.
    • Недостаточная документация по установке.
    • Громоздкая процедура задания прав доступа.
    • Для внесения изменений необходимо приостанавливать выполнение делового процесса.
    • Неудобная процедура извлечения и возврата документов при использовании браузера.


    WebShare 1.1a

    Итоговая оценка 5,7

    По сравнению с другими продуктами, WebShare компании Radnet значительно дешевле, однако разработка приложений с его использованием занимает больше времени, поскольку некоторые функции приходится программировать вручную. Более того, WebShare поставляется без всякой печатной технической документации, а бесплатная техническая поддержка оказывается в течение всего лишь 30 дней. Тот, кто соберется покупать WebShare, сначала должен будет убедиться, что в штате его компании имеется профессиональный программист, либо осознать, что ему придется платить за услуги стороннего консультанта. Мы обнаружили, что возможности настройки TeamWare и Livelink ничуть не хуже, чем у WebShare, при этом их графические интерфейсы значительно облегчают и ускоряют создание приложений. Хотя имеющийся в WebShare интерфейс пользователя на базе браузера и кажется привлекательным, с его помощью не слишком удобно извлекать документы с сервера для работы и возвращать их на место. Положительной чертой является то, что устанавливать WebShare проще, чем другие решения.

    Достоинства

    • Простота установки.
    • Настраиваемая среда.
    • Разумная цена на малые системы.

    Недостатки

    • Отсутствие печатной документации.
    • Отсутствие возможности централизованного администрирования.
    • Разработка приложений занимает значительное время.
    • Жесткие требования к квалификации программистов.
    • Неудобные процедуры извлечения документов для работы и их возврата.


    Результаты испытаний ПО автоматизации делового процесса

    Критерий
    Весовой коэфф. %
    Livelink Intranet 7.0
    TeamWare Flow 1.0
    WebShare 1.1a
    Производитель
    Open Text Corp., Ватерлоо, Онтарио
    Тел.: (800) 540-7292, (519) 888-7111, http://www.opentext.com
    Fujitsu Software Corp., Сан-Хосе, шт. Калифорния
    Тел.: (888) 248-9273, (408) 432-1300, http://www.fsc.fujitsu.com
    Radnet Inc., Кембридж, шт. Массачусетс
    Тел.: (888) 248-9273, (617) 577-9422, http://www.radnet.com
    Реализация
    10
    Удовлетворительно · 0,4
    Установить Livelink проще, чем TeamWare, однако значительно сложнее, чем WebShare. Установка серверной части пройдет легче, если тот, кто ее осуществляет, имеет опыт работы с серверными базами данных. Может потребоваться длительный телефонный разговор с Open Text, что отчасти является следствием слабости документации. Для установки клиентской части, помимо прочего, потребуется установить на настольной станции клиентское ПО корпоративной базы данных
    Плохо · 0,2
    Устанавливать TeamWare значительно сложнее, чем другие пакеты. Нет программы анализа состояния системы; приходится запускать программу установки с использованием командной строки. Трудности возникают и при подключении клиентов к серверу. После подключения мы не смогли заставить клиента обмениваться информацией с базой данных, поскольку отсутствуют явные указания, как это следует сделать
    Очень хорошо · 0,8
    Устанавливается проще, чем другие рассматриваемые продукты. Программа инсталляции сама устанавливает WebShare Application Server, Web Server и сервер базы данных Sybase SQL Anywhere. Огорчает лишь отсутствие печатной документации и возможности пользоваться клавишей F1 для получения подсказки в процессе установки; нам пришлось долго думать, когда программа спросила, какой из пяти компонентов устанавливать
    Администрирование и защита данных
    20
    Хорошо · 1,2
    Иерархия пользователей, групп и прав доступа хорошо организована и согласованна. Для определения прав пользователей, в частности, используется удобный флаг разрешения входа в систему; руководителям проектов предоставляются права определения проектов, пользователей и групп. Общая папка деловых процессов содержит шаблоны, к которым может обратиться любой пользователь. Livelink поддерживает обширный контрольный журнал, в котором фиксируются старые версии файлов. В отличие от TeamWare, выполнение делового процесса приостанавливается при внесении даже небольших изменений в приложение
    Очень хорошо · 1,6
    Программа администрирования не имеет графического интерфейса, но в ней есть большое количество опций, а по гибкости она превосходит все рассматриваемые решения. Очень серьезная система защиты. Чтобы получить доступ к пакету, пользователь должен войти в сеть, однако это можно сделать с любой рабочей станции. Идентификация пользователя осуществляется при выполнении любых действий; уровень доступа устанавливается администратором TeamWare. Редактировать проект может только создатель шаблона, однако он может передать другим пользователям право на внесение изменений
    Хорошо · 1,2
    Поддерживаются четыре доверенные группы при доступе к серверу; кроме того, возможен анонимный доступ к общедоступным приложениям и областям. Также поддерживается иерархическая структура задаваемых администратором групп. Нам понравились простые команды Create, Read all и Delete all. Однако программа не дает возможности менять свойства всех пользователей и групп, а также их прав доступа из единой точки. WebShare может работать с любой базой данных, поддерживающей ODBC, при этом в организации кто-то должен разбираться в серверных базах данных.
    Проектирование деловых процессов
    25
    Очень хорошо · 2,0
    Удобная рабочая среда с использованием операций буксировки существенно облегчает проектирование деловых процессов и позволяет принимать в нем активное участие сотрудникам, имеющим соответствующие полномочия. Модуль Workflow Package, который содержит папки, документы и др., в ходе делового процесса передается от пользователя к пользователю
    Очень хорошо · 2,0
    Отлично поддается настройке, при этом модели деловых процессов вполне доступны для восприятия. Чтобы создать деловой процесс, надо составить макет из действий (как элементов), определить и присвоить роли и создать бланки (Form). Для дальнейшей настройки модели делового процесса следует использовать входящий в комплект поставки язык Tool Command Language. Программе не хватает "проводников" (wizard), которые помогали бы автоматизировать создание продвинутых функций
    Удовлетворительно · 1,0
    Разработка приложений занимает больше времени, чем в других пакетах; зато в приложение можно встроить все, что поддается программированию на HTML, Summit Basic, SQL или JavaScript. Можно создавать кнопки для запуска выполнения процедур, задать расписания исполнения процедур в определенные месяцы, недели, дни и часы. Мы обнаружили несколько ошибок; утверждается, что они будут исправлены в версии 1.2
    Обеспечение взаимодействия пользователей
    25
    Очень хорошо · 2,0
    Замечательное средство для автоматизации сложных повторяющихся деловых процессов. Поддерживает работу с браузерами, что обуславливает некоторые преимущества и недостатки продукта. Видимо лучше пользоваться интерфейсом на базе клиентской программы Wide Client, обеспечивающей полный набор функций и удобную работу. Интегрированная библиотека Library представляет собой обширное хранилище документов
    Очень хорошо · 2,0
    TeamWare способствует взаимодействию сотрудников больше, чем любой другой из рассматриваемых пакетов. Сотрудники очень легко могут загружать документы со станции на сервер, с сервера на станцию и извлекать их для работы. Средства Work List и Browser показывают список заданий для исполнителя. TeamWare - 16-разрядная клиентская программа, которая может работать со старыми Windows-приложениями; 32-разрядные приложения не поддерживаются
    Хорошо · 1,5
    Польза от приложений WebShare всецело зависит от того, насколько грамотно они разработаны. Нам удалось добиться, чтобы эффективность работы пользователей с приложениями была примерно такой же, как в других программах; исключение составили функция слежения за версиями файлов и контрольные журналы. Способ просмотра информации поддается настройке со стороны пользователей, и это дает пакету дополнительную гибкость
    Документация
    5
    Удовлетворительно · 0,2
    Краткого руководства по установке продукта явно недостаточно. Справочник пользователя - несколько лучше, однако и в нем не хватает практических советов, в результате приходится устанавливать ряд функций методом проб и ошибок. Электронная справочная служба в Wide Client в точности повторяет справочник пользователя, а учебник (tutorial) походит скорее на краткое руководство
    Удовлетворительно · 0,2
    Нам попался экземпляр документации TeamWare Office со сшитыми в обратной последовательности страницами. Процесс установки описан недостаточно ясно. В состав документации входит инструкция по установке; напечатанное на бумаге практическое руководство помогает начать работу, однако в нем нет подробного описания всех функций. В электронной справочной системе имеются список содержимого и гиперсвязи между разными разделами
    Плохо · 0,