ДАВЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ ЗАКАЗЧИКОВ
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ
"АРШИНОМ ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ"
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОИ

Cadence получает колоссальную отдачу от вложений в интрасеть

Определение отдачи от инвестиций (ОИ)


Интрасети "переписывают" те правила, которыми руководствуются компании, внедряя новые технологии. Давление со стороны конкурентов и молниеносные темпы развертывания технологий интрасетей заставляют компании отказываться от традиционных моделей и самой практики оценки так называемой отдачи от инвестиций (return on investment, ОИ). Вместо того чтобы сначала тщательно оценить, какие это сулит выгоды, компании бросаются вниз головой в воды интрасети. Новые приложения возникают в течение месяцев или даже недель, а их утверждение на высоком уровне чаще предполагается, чем является обязательным.

Возможно, подобная беззаботность исчезнет по мере перехода компаний к развертыванию сложных бизнес-приложений повседневного использования, но пока мало что указывает на изменение подхода к анализу ОИ. Аналитики считают, что если оценки ОИ будут проводиться, их результаты покажут: интрасети обеспечивают огромные преимущества и компаниям следует готовиться к их использованию. "Компании не оценивали ожидаемую ОИ при переходе от пишущих машинок IBM Selectric к текстовым процессорам, - говорит Тим Слоан, директор по вопросам передачи сообщений в Internet консалтинговой компании Aberdeen Group. - Выгоды были столь очевидны, что каждый интуитивно понимал правильность такого перехода". Аналогичная ситуация сложилась и в отношении интрасетей.

ДАВЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ ЗАКАЗЧИКОВ

Judd's из Страсбурга (шт. Вайоминг) - типичная компания, внедрившая интрасеть. Два года назад эта фирма, штат которой состоит из 1000 служащих, решила создать распределенную сеть (WAN), чтобы соединить свои офисы в Балтиморе, Нью-Йорке, Вашингтоне и Страсбурге. Кроме того, она хотела заменить свою систему IBM AS/400, использующую терминалы ПК, соединенные в локальную сеть. Как отмечает Ричард Уоррен, вице-президент Judd's по информационным системам, компания, которая печатает такие крупные журналы, как Life и Time, заметила, что ее клиенты начинают все более полагаться на Internet. "Они намекали нам, что мы должны прийти в Internet, если хотим в будущем сохранить свой бизнес", - говорит Уоррен.

Для реализации своей распределенной сети Judd's обратилась к Internet-провайдеру UUNet Technologies, а для организации сети выбрала серверы Alpha компании Digital с операционной системой Microsoft Windows NT и ПК c Windows 3.x и Windows 95. Затем компания начала создавать приложения для интрасети. "Наше решение было по большей части интуитивным; просто казалось совершенно очевидным, что компании намерены строить свой бизнес на использовании интрасетей", - отмечает Уоррен.

Осуществить такие серьезные изменения было сложно, однако и не отстать при этом в разработке новых приложений оказалось нелегко. "Когда наша интрасеть была инсталлирована, возникло такое впечатление, что она живет своей собственной жизнью", - говорит Уоррен. Компания начала с соединений между офисами по 56 Кбит/с, в 1996 г. скорость каналов была доведена до 1,544 Мбит/с, а в текущем году, возможно, будут реализованы соединения по 45 Мбит/с.

Обычно в корпорациях изменения происходят не так быстро. "Judd's - это частный, консервативный, семейный бизнес, - говорит Уоррен. - Обычно, прежде чем реализовать ту или иную технологию, компания ждет, пока эта технология докажет свою состоятельность, но преимущества использования Internet казались такими значительными, что мы приняли решение без предварительного обдумывания".

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ

В отличие от "консервативной" Judd's, компания Eli Lilly из Индианаполиса очень пристально рассматривает развивающуюся технологию. Когда в 1993 г. была начата работа с Internet, в компании практически сразу поняли, что Internet-технология способна упростить традиционную разработку приложений.

Подобно многим крупным организациям, Eli Lilly с середины 80-х гг. сражается с задачей разработки приложений. Пользователи работали с мириадами компьютеров, на которых использовались различные операционные системы и сетевые протоколы. Создавать приложения, работающие на разных системах, было сложно, так как программистам необходимо было разрабатывать ПО, изолирующее приложения от компонентов более низкого уровня. В качестве возможного решения поставщики предлагали промежуточное ПО, но все эти продукты не были лишены недостатков. Они обладали сложными прикладными программными интерфейсами, работать с которыми многим программистам было нелегко. Изменение ПО, работающего на различных системах, проходило несколько проще, но и этот процесс был более утомительным и требовал большего времени, чем хотелось бы корпорациям.

Джон Швартцендрубер, менеджер группы Internet-служб в Eli Lillу, считает, что переход к интрасети снимает все эти проблемы. Программирование становится проще, поскольку каждый пользователь имеет единую точку доступа с настольного компьютера (браузер) и согласованный сетевой протокол TCP/IP. Развертывание новых приложений и распространение обновленных версий существующих приложений значительно упрощаются - специалистам по информационным системам (ИС) нужно сделать только одно изменение в приложении сервера, и оно будет передано всем пользователям настольных систем. Раньше приходилось изменять программное обеспечение на каждой машине.

Обучение также облегчается. Швартцендрубер из Eli Lilly отмечает: благодаря тому, что Web-браузер предлагает интуитивный интерфейс, пользователи могут быстро осваивать новые приложения. Группа специалистов по ИС компании приняла в качестве стандарта для разработки приложений браузер Netscape Navigator и поощряет создание приложений для интрасети в подразделениях. "Любое подразделение может разрабатывать приложение для интрасети, пока это отвечает задачам их бизнеса", - говорит он.

На переднем фронте процесса разработки находятся юридический и регулирующий отделы компании, за ними последовали другие. Количественный состав группы специалистов по ИС, в функции которой входит помощь подразделениям в инсталляции и сопровождении приложений для интрасети, за прошлые 15 месяцев вырос с трех до десяти служащих. Эта группа будет разрастаться и дальше - в планы Eli Lilly входит создание Web-интерфейсов для многих из унаследованных от мэйнфреймов приложений. По прогнозам Щвартцендрубера, компания будет разворачивать эти приложения в ближайшие год или два.

"АРШИНОМ ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ"

DDB Needham Interactive, национальное рекламное агентство из Далласа, вкладывает значительные средства в интрасеть, которая, по мнению этой компании, решит ее давние проблемы совместного использования информации. В основе этого решения лежит не точный расчет ОИ, а просто убежденность в том, что интрасеть поможет 10 тыс. служащих компании в 183 офисах, разбросанных по 92 странам, овладеть новой технологией.

Дэвид Кинг, один из руководителей компании, отмечает, что ее служащие постоянно инициируют новые проекты. При подготовке презентаций они часто пользуются информацией, полученной от своих знакомых - служащих этой же фирмы, добившихся успеха в организации подобных кампаний. Прежде руководители проектов хранили такую информацию в различной форме: в виде сообщений электронной почты, факсов и даже обычных бумажных документов. Идентифицировать нужную информацию и получить ее было непросто, особенно служащим, которые работают в разных временных зонах.

В 1995 г. компания инвестировала средства в интрасеть, чтобы использовать ее как механизм совместного доступа к этой информации. Благодаря размещению данных на Web-серверах руководители проектов будут иметь возможность поиска и получения полезной информации в любой момент, когда им это понадобится.

В прошлом году DDB Needham Interactive подрядила компанию EDS для помощи в создании интрасети. Эти две компании анализируют методы хранения информации на различных серверах, обеспечивающих служащим доступ к данным. В конце 1996 г. DDB Needham Interactive начала реализацию пилотного проекта, который охватывает 25 служащих одного офиса. Как только в этой системе будут устранены ошибки, компания планирует распространить приложение на всех служащих, что потребует от 12 до 24 месяцев.

Даже несмотря на то, что необходимы существенные инвестиции для реализации этого проекта, компания не проводит строгого анализа ОИ. "Мы действительно не знаем, как определить потенциальную экономию, которую даст новая система, - говорит Кинг. - Система начнет оправдывать себя, когда при организации новых кампаний служащие смогут получать простой доступ к информации сослуживцев. Можно только предполагать, когда это произойдет, но мы верим, что это обязательно случится".

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОИ

Хотя большинство компаний не занимаются серьезным изучением проблемы, исследование, проведенное в 1996 г. компанией International Data Corp. (IDC) для Netscape, свидетельствует, что сейчас происходит быстрый переход к интрасетям. Выяснилось, что компании-респонденты получили астрономические ОИ с уровнем прибыли не меньше 1300 процентов. "Судя по этим результатам, компании имеют прекрасный шанс на реализацию приложений для интрасетей", - говорит Иан Кемпбелл, директор IDC по вопросам электронного взаимодействия и интрасетям.

Такой высокий уровень прибыли, обеспечиваемый приложениями для интрасетей, объясняется рядом причин. Часто корпорации уже имеют компьютерную инфраструктуру, необходимую для выполнения этих приложений, поэтому им необходимы минимальные вложения. ПК уже установлены на рабочих столах пользователей, а сетевые соединения позволяют им обмениваться информацией. Кроме того, программное обеспечение Web обходится недорого - браузер стоит не более 50 дол. (в большинстве случаев они вообще бесплатные), а серверное ПО предоставляется либо бесплатно, как, например, Internet Information Server компании Microsoft, либо за относительно низкую цену. Высокие прибыли возможны также потому, что, как оказалось, разработка приложений для интрасети происходит гораздо быстрее, чем для традиционных систем типа "клиент-сервер". Новые средства программирования, такие как Java компании Sun и ActiveX компании Microsoft, а также богатый выбор сред разработки узлов позволяют непрограммистам в течение нескольких месяцев или даже недель создавать приложения для интрасети.

Однако первопроходцы новой технологии обнаружили несколько скрытых составляющих ее стоимости после реализации своих интрасетей. "Единственная проблема, которую может поставить перед компанией работающее в интрасети приложение, - это рост сетевого трафика, - отмечает Слоан из Aberdeen Group. - Например, если человек получает возможность ежедневно работать с финансовым пакетом 401 (k), то, скорее всего, он это будет делать, и таким образом мы получим увеличение сетевого трафика".

Поскольку проблем так мало, а выгоды так значительны, компании энергично переходят к развертыванию интрасетей. Консалтинговая фирма Cadence Design Systems разработала приложение поддержки продаж (см. врезку "Определение отдачи от инвестиций ОИ"), чтобы на деле проверить возможности интрасети по усовершенствованию повседневных деловых процедур. Теперь компания планирует перевести в интрасеть и другие приложения, например свою внутреннюю справочную службу.

Первое приложение для интрасети, разработанное в Cadence Design Systems, было предназначено для выявления компаний, которые проводят полномасштабное развертывание приложений для интрасетей. "Большинство компаний вначале размещают в интрасети простые информационные приложения, - говорит Стив Ричардс, менеджер Netscape по корпоративному маркетингу. - Получив положительные результаты, они рассматривают возможность помещать в интрасети все большее число приложений".

Компании охотно используют системы своих подразделений для тестирования новой технологии. Если ее применение терпит неудачу, ничего катастрофического не происходит. Но по отношению к системам обеспечения повседневного бизнеса компании проявляют большую осторожность. "Я полагаю, что все больше компаний будут проводить строгий анализ стоимости для следующего поколения своих Web-приложений", - говорит Слоан.

Однако, по прогнозам аналитиков, неприятных сюрпризов не будет и по завершении этих исследований. "Первоначальные результаты оценки ОИ свидетельствуют, что использование Internet сулит компаниям громадные выгоды, - говорит Кемпбелл из IDC. - Я не думаю, что найдется много корпораций, которые могут позволить себе ждать, пока эта технология утвердится на рынке. Если они не способны разглядеть ее преимущества, шансы на выигрыш получат их конкуренты".


Пол Корзеновский (Paul Korzeniowski) - независимый автор, специализирующийся на сетевых проблемах. С ним можно связаться по адресу paulkorzen@aol.com.

Cadence получает колоссальную отдачу от вложений в интрасеть

Ожидается, что полученная прибыль значительно превысит начальные вложения и расходы на эксплуатацию интрасети.

Средняя экономия в год, дол.
Прибыль от увеличившегося дохода
2 463 395
Экономия на коммуникациях
26 220
Централизация данных
25 013
Экономия на письмах с новостями
20 000
Исключение сервера
2 000
Итого
2 536 628
Среднегодовые затраты, дол.
Зарплата персоналу
263 250
Консультации
100 000
Обучение
16 120
Сопровождение
4 425
Итого
383 795
Единовременные начальные вложения, дол.
Консультации
200 000
Наем персонала
43 875
Программное обеспечение
19 500
Аппаратное обеспечение
15 000
Обучение
300
Итого
278 675
Источник: International Data Corp.

Определение отдачи от инвестиций (ОИ)

Организации хотят быть уверены, что вложения в технологии позволят либо получить большую прибыль, либо сократить расходы. Хотя оценить сокращение затрат несложно, выполнить точные вычисления становится все труднее. Возможно, это является одной из причин, по которым так мало компаний доводят до конца исследования предполагаемой ОИ для своих интрасетевых приложений, как отмечает Иан Кемпбелл, директор по электронному взаимодействию и интрасетям из компании IDC.

Производитель продукции может определить свою прибыль, выяснив, насколько больше продуктов выпущено или насколько меньше теперь нужно служащих. Иначе обстоят дела в сфере обслуживания: гораздо сложнее определить, насколько сократились затраты, если усовершенствование состоит в том, что служащий получает возможность тратить меньше времени на получение информации от своего сослуживца. Кемпбелл отмечает, что уменьшение временных затрат на решение той или иной задачи не всегда можно непосредственно соотнести с увеличением прибыли или снижением затрат компании. "Повышение продуктивности работы важно только в том случае, когда оно позволяет уменьшить время, необходимое компании для предоставления услуг, или сократить цикл продаж", - говорит Кемпбелл.

Реализовав приложения для интрасети, консалтинговая компания Cadence Design Systems сократила свой цикл обучения продажам. В начале 1995 г. компания проанализировала возможности реорганизации своей системы продаж. Корпорация, в которой 3 тыс. служащих работают на разнообразных настольных компьютерах, ежегодно принимает в свой штат 40 новых агентов по продажам. Раньше между моментом вступления служащего в должность и временем, когда его деятельность начинала приносить доход, существовал разрыв в несколько месяцев. Поскольку компания продает продукты более 1 тыс. наименований, новые служащие сталкивались со значительными сложностями, пытаясь разобраться в различных товарах. Кроме того, им необходимо было знать бизнес-среду заказчиков, чтобы предлагать им наиболее подходящие продукты.

Барри Демак, менеджер группы мировых продаж в Cadence, провел сравнение Lotus Notes и технологии Internet, выбирая базу для новых приложений, разработанных для улучшения внутренних коммуникаций. Notes была отвергнута, поскольку для нее потребовались бы существенные вложения в программное обеспечение.

На реализацию приложений ушло много времени, так как компания хотела полностью реорганизовать процесс обучения продажам, а не просто автоматизировать существующие методы. Cadence, вместе с SageSolutions, консалтинговой фирмой, занимающейся Web-технологиями, разработала приложение под названием OnTrack. Это приложение использует домашнюю страницу, имеющую связи с информационными ресурсами и клиентскими приложениями, которые отображают каждую фазу процесса продаж. С помощью простого щелчка мыши служащие могут собирать сопровождающие продажи материалы и справочную информацию.

Хотя компания была убеждена, что данное приложение позволит получить хорошую отдачу от сделанных инвестиций, измерить прибыль в долларах оказалось сложно. Первоначально Cadence хотела определить выгоду, которая может быть получена при полном выполнении торговым персоналом своих квот по продажам. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это невозможно, поскольку новые торговые агенты должны выполнять только половину квоты и компании сложно осуществить подгонку результатов. "Для того чтобы добиться точности вычислений, компания при определении отдачи должна несколько углубиться в задачу, - говорит Кемпбелл. - При первом рассмотрении редко учитываются все факторы".

Работая с IDC, Cadence определила, что стоимость эксплуатации системы в течение трех лет составляет приблизительно 1,4 млн дол., что система окупила себя за несколько месяцев и что отдача от инвестиций составила более 1700% (см. врезку "Cadence получает колоссальную отдачу от вложений в интрасеть"). "Мы знали, что экономическое обоснование реализации этого приложения должно получиться достаточно весомым, но все же были удивлены тем, насколько существенными оказались реальные результаты", - говорит Демак.