Коротко о компании Ericsson
Ericsson в России
Мобильная связь в России: взгляд с позиции Ericsson
Новый мобильный телефон стандарта GSM
Ericsson - российским абонентам D-AMPS

Шведская компания Ericsson, один из лидеров мировой телекоммуникационной индустрии, несколько лет тому назад официально возвратилась в Россию после более чем семидесятилетнего перерыва, начавшегося во время революции. Здесь была основана фирма "Эрикссон Корпорация АО". Однако и прежде в России трудно было бы обойтись без услуг этого крупнейшего производителя связного оборудования, достаточно хорошо понимающего особенности технической эксплуатации российских телекоммуникаций. Поэтому к моменту возвращения Ericsson в нашу страну корпорация оказалась в гораздо более выгодном положении, чем другие компании, которые вынуждены начинать "с чистого листа", завоевывая признание специалистов и пользователей услуг связи.

PhotoEricsson не собирается почивать на лаврах, а самым серьезным образом озабочена проблемой вывода российских телекоммуникаций на мировой уровень. Она не только быстрыми темпами увеличивает свое присутствие на рынке связного оборудования, но и делает значительные инвестиции в развитие инфраструктуры российских телекоммуникаций. При этом ее деятельность носит открытый характер - корпорация не скрывает объемов своих продаж, предоставляет партнерам и пользователям максимум технической информации и не избегает контактов с прессой. Главный редактор журнала "Сети" Ростислав Сергеев встретился с президентом "Эрикссон Корпорация АО" Ингве Редлингом, который любезно согласился рассказать об основных итогах и направлениях работы Ericsson в России.

Г-н Редлинг, не так давно ваша компания отметила 115-ю годовщину своего присутствия в России. Расскажите об основных вехах этого пути - наверное самого продолжительного среди всех фирм, работающих в сфере российских телекоммуникаций.

Россия - первая любовь шведской компании Ericsson, одно из самых близких к Швеции государств. Сотрудничество началось еще в 1881 г., когда фирма получила заказ на поставку телефонов для Санкт-Петербурга. В 1899 г. Ericsson открыла там фабрику по выпуску телефонного оборудования, которая до сих пор существует под названием "Красная заря".

В начале века в Москве силами дочерней компании Ericsson, Русско-Шведско-Датского акционерного общества, была построена телефонная станция на 60 тыс. линий, которая в то время была самой крупной в мире и самой передовой в техническом отношении. В России тогда работало больше сотрудников Ericsson, чем в Швеции, и компания серьезно рассматривала вопрос о переводе главного офиса в Санкт-Петербург.

После перерыва, вызванного гражданской и Великой Отечественной войнами, с 1956 г. возобновились поставки в Россию крупных АТС и запасных частей к ним. Сотрудничество развивалось и через хорватскую фирму "Никола Тесла", которая в 1995 г. стала частью Ericsson. В 1980 г. Ericsson оснастила телексный центр, построенный в Москве к открытию Олимпийских игр. С 1992 г. начались поставки систем и оборудования для мобильной связи.

В ноябре 1994 г. Ericsson вернулась в Россию в полном объеме. Открылись наши офисы в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов. Еще до этого был создан ряд совместных предприятий с российскими телекоммуникационными компаниями ММТ и Ростелеком. В конце 1994 г. открыт учебный центр при Московском государственном техническом университете связи и установлено тесное сотрудничество с техническими университетами Самары, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

В России многие компании предлагают свои решения только в Москве и Санкт-Петербурге и не имеют, в отличие от Ericsson, инфраструктуры в других регионах. Мы планируем открыть офисы и сервисные центры в Красноярске, Самаре, Уфе, Томске и других городах. Кроме того, изучается возможность организации в России производства аппаратуры.

Последнее очень интересно. Западные компании редко решаются организовывать производство в России, поскольку относительная дешевизна рабочей силы не всегда компенсирует высокие затраты на создание и поддержание инфраструктуры производства, да и налоги в России достаточно высоки.

Этот вопрос имеет несколько аспектов. Прибыль, которую удается получить благодаря производству оборудования, все время падает. Если несколько лет тому назад на сборку одного мобильного телефона уходило несколько часов, то сейчас этот процесс длится около десяти минут. Даже при очень дешевой рабочей силе и крупных масштабах производства трудно получить большую прибыль. Ее гораздо проще получить, предлагая сервисные услуги и разрабатывая программное обеспечение. Высококачественное рентабельное производство в России пока не очень реально.

Однако решение о начале производства не всегда принимается по экономическим причинам. В России, в частности, действует постановление N 9 Министерства связи, в соответствии с которым местные операторы должны преимущественным образом использовать оборудование отечественного производства. По этой причине и имеет смысл организовывать производство, хотя здесь гораздо больше возможностей для разработки ПО и обеспечения сервиса.

Каковы затраты на адаптацию оборудования к российским условиям?

Затраты не слишком велики. Мы давно и хорошо знаем специфику местных линий и условия работы оборудования. Однако если компания претендует на значительное место в России, необходимо пройти процесс сертификации, который достаточно длителен и порой требует значительных финансовых затрат. Сертификация - продолжительный процесс не только в России, но и на Украине, в Белоруссии или Казахстане. Он может длится и несколько месяцев, и более полугода. На мой взгляд, проблемы сертификации более важны, чем проблемы адаптации.

Какие продукты получили первые сертификаты?

Поскольку оборудование "Никола Тесла" используется уже более 20 лет, то и коммутационные станции AXE 10 получили сертификаты еще в те времена. А после 1994 г. первым было сертифицировано оборудование для мобильной связи стандарта NMT.

Г-н Редлинг, расскажите, пожалуйста, как компания позиционирует себя в России и каковы основные направления ее работы?

Ericsson является крупнейшим поставщиком мобильных телефонных систем, завоевавшим более 41% мирового рынка оборудования сотовой связи. В России эта доля превышает 70%.

Ericsson - единственная компания, в ассортименте продуктов которой присутствует оборудование для мобильной связи всех стандартов. Первыми были установлены системы стандарта NMT450i. Сейчас быстрее других развиваются системы стандарта AMPS, на основе которого построена сеть "Билайн" (АО "Вымпелком"). Но если смотреть в ближайшее будущее, то быстрее других, видимо, будут развиваться сети на основе стандарта GSM и, может быть, NMT-900. Однако и у NMT450i есть еще немало резервов, которые можно с успехом использовать. Массовый переход к новым стандартам, в частности GSM, требующий гораздо больших начальных инвестиций, будет целесообразно осуществлять по мере исчерпания возможностей NMT450i. Последний к тому же принят в качестве федерального стандарта и позволяет начинать работу с небольших объемов (одна базовая станция, подключенная к коммутатору любого местного оператора).

Мобильная связь - наиболее заметная сфера наших интересов, но кроме нее Ericsson развивает еще два крупных направления - классическую телефонию (фиксированные сети) и бизнес-связь.

В сетях общего пользования широко применяются коммутаторы типа AXE 10 - они установлены во многих российских городах, и общее число линий на базе этих станций превышает 1 млн.

Системы ведомственной бизнес-связи (наиболее популярная модель - УАТС Consono MD-110) используют банки, компании и государственные структуры, в числе которых Центризбирком, Верховный суд, российские телевидение и радио, Инкомбанк, управления внутренних дел, железные дороги, нефтяные и газовые компании. В последнее время все большую популярность приобретают системы беспроводной деловой связи на основе стандарта DECT, в частности Freeset.

Мы стараемся, чтобы все направления были сбалансированы, хотя, несомненно, мобильные системы вырываются вперед.

А как обстоят дела в мировом масштабе в этих трех областях?

В области мобильных систем, как я уже говорил, мы несомненные лидеры. В области бизнес-систем существует очень много конкурентов - Alcatel, Siemens, Harris, AT&T, Nortel. Мировой рынок поделен между большим количеством компаний, и мы находимся примерно в первой четверке, причем достаточно сложно определить, кто занимает какое место. В сфере оборудования для сетей общего пользования, скорее всего, впереди Siemens и Alcatel, а Ericsson занимает третью позицию. Но если брать по всем позициям вместе, то мы на первом месте.

До последнего времени большинство западных компаний, работающих в России, не сообщали своих финансовых показателей. Сейчас положение начинает изменяться. Каковы финансовые показатели деятельности вашей компании в России?

В этом плане Ericsson - открытая компания. Оборот в России за последний год составил около 250 млн дол. Если брать целиком страны СНГ, то цифра увеличивается до 300 млн. В наших ближайших планах - увеличение этого показателя до 1 млрд дол.

Россия - перспективный рынок с большим потенциалом, особенно в области мобильных коммуникаций. Но здесь недостаточно только предлагать высококачественное оборудование, необходимы и значительные инвестиции.

В чем заключается стратегия инвестиций Ericsson в России?

Мы уверены, что в недалеком будущем Россия станет одним из основных рынков для Ericsson, наряду с такими странами, как США, Китай и Великобритания. Мы осуществляем финансовые вложения в самые различные области - в технологии, обучение, исследовательские и сервис-центры, выставки, недвижимость, оборудование, стараемся повысить уровень знаний, компетентность российских специалистов. Мы предоставляем кредиты нашим заказчикам и партнерам в России. Совместно с Министерством связи России Ericsson планирует создание региональных производственных и исследовательских центров. В проектах, связанных с мобильными коммуникациями, необходимо начальное финансрование - и Ericsson его обеспечивает. Мы поставляем оборудование в кредит, иногда на несколько лет.

Россия - рискованный рынок, поэтому зачастую трудно предсказать будущее сделанных инвестиций. Российские инвесторы также должны вкладывать деньги в развитие телекоммуникаций. Однако местные банки и финансовые структуры не особенно стремятся финансировать длительные проекты, связанные со значительными расходами. Силами только компаний - производителей оборудования, даже таких крупных, как наша, проблему не решить.

Тем не менее Ericsson намерена сотрудничать с Россией и способствовать ее стремлению наиболее полно реализовать свой потенциал и интегрироваться в мировое сообщество. Наша компания вернулась в Россию, для того чтобы остаться надолго. В действительности Ericsson никогда не покидала Россию, а сегодня наше присутствие здесь больше, чем когда-либо, и в дальнейшем оно будет только расширяться. Россия - не только часть прошлого компании Ericsson, но и часть ее будущего.


Коротко о компании Ericsson

Количество сотрудников: около 90 тыс. в более чем 130 странах.

Оборот в 1996 г.: 124,266 млрд дол. (по сравнению с 1995 г. прирост составил 26%).

Основные продукты:

оборудование для организации систем мобильной связи;
оборудование и системные решения для ведомственной бизнес-связи;
оборудование для обычных телефонных сетей.

Штаб-квартира: Стокгольм, Швеция

Адрес Web-узла в Internet : www.ericsson.com.


Ericsson в России:

Эрикссон Корпорация АО

Главный офис - Москва.

Представительства - Санкт-Петербург, Иркутск, Екатеринбург и др.

Оборот в России в 1996 г.: 250 млн дол.


Мобильная связь в России: взгляд с позиции Ericsson

В конце 1991 г. в России насчитывалось около 22 млн линий связи, которые охватывали примерно 15% населения. В результате процесса либерализации, начавшегося в 90-е гг., появились огромные возможности для развития отрасли. Однако для того чтобы уровень телефонизации достиг хотя бы 20%, необходимы инвестиции размером не менее 10 млрд дол. Поэтому в ближайшие несколько лет ситуация коренным образом не изменится.

Значительные перспективы имеет направление развития сотовой связи как альтернатива стационарным проводным системам. Поскольку связь с абонентом происходит по радио, нет необходимости создавать и поддерживать инфраструктуру "последней мили". Кроме того, мобильная или фиксированная сотовая связь устанавливается быстрее и зачастую дешевле. При этом можно снять напряженность среди более чем 10 млн потенциальных абонентов, ожидающих очереди на установку телефона.

Сети сотовой связи всех основных стандартов находятся в начальной стадии развития. Число пользователей мобильной связи не превышает 1% от общего числа абонентов (NMT - 75 тыс., AMPS/D-AMPS - 120 тыс., GSM - 55 тыс.). Рассмотрим, каковы состояние и перспективы развития в России систем на базе основных стандартов подвижной связи.

NMT450i. Подходит для любых регионов, поскольку базируется на аналоговых соединениях и принят в качестве федерального стандарта. Позволяет начать работу с небольших объемов оборудования, например с одной базовой станции, подключенной к коммутатору любого оператора. Возможен роуминг со Скандинавией и другими странами, использующими NMT450i.

AMPS. Очень хорошо подходит для больших городов и густонаселенных районов. Имеет возможность увеличения емкости при переходе на цифровую или микросотовую связь. Роуминг с другими странами невозможен, так как для использования в России терминалы должны быть перепрограммированы. Успех развития систем AMPS отчасти обусловлен тем, что этот стандарт не имеет ограничений по частоте.

GSM. Ориентирован на очень большие сети. Требует больших начальных инвестиций и нуждается в цифровой инфраструктуре. Роуминг возможен со всеми странами, использующими GSM. В России выданы 54 лицензии, но в действительности работают только 12 сетей. Однако за последние три года по количеству абонентов не смог догнать NMT. Наиболее вероятно, что в ближайшее время использование сетей GSM ограничится крупнейшими городами России, а перспектива достижения каждого абонента маловероятна.

DCS. Хорошо подходит для местностей с высокой плотностью населения. Хорошо комбинируется с другими стандартами. Работает на частотах 1800 и 1900 МГц. Пока выданы только две лицензии на DCS1800, предоставление услуг начнется в 1997 г.


Новый мобильный телефон стандарта GSM

PictureКорпорация Ericsson на пресс-конференции в Москве 16 апреля 1997 г. представила сотовый телефон GF 788, самую компактную на сегодняшний день модель для сетей стандарта GSM. Обладая весом 135 г. и размерами 10x5x2,5 см, он обеспечивает (без перезарядки) 60 часов работы в режиме ожидания или 3 часа работы в режиме разговора. Среди особенностей нового устройства - эргономичный дизайн, три типа меню (сокращенное, расширенное и индивидуальное), память на 99 номеров из 32 цифр, а также возможность выбора и настройки мелодии для звонка, функции хранения пропущенных звонков (на которые абонент не смог ответить), коротких текстовых сообщений, ограничение определения номера, блокировка и переадресация звонка, а также возможность использования двух номеров на одном аппарате (дополнительная услуга оператора GSM). Возможны прием и передача факсимильных сообшений на скорости 9600 бит/c.

По мнению представителей компании Ericsson, появление такой компактной и многофункциональной модели будет способствовать увеличению количества пользователей сотовых сетей стандарта GSM, в том числе и в России.


Ericsson - российским абонентам D-AMPS

Компания Ericsson подписала крупный контракт с фирмой Millicom International Cellular (MIC) на поставку оборудования для трех новых систем сотовой связи в Кемеровской области и Удмуртии. Сети рассчитаны на 5800 абонентов. Это самый крупный контракт на мобильную связь в упомянутых регионах. Ericsson и MIC планируют расширение сетей MIC по всей территории России. В результате реализации соглашения доля регионального российского рынка, принадлежащего компании MIC, возрастет до 25%. Всего в мире около 63 млн абонентов мобильной связи используют стандарт D-AMPS/AMPS, а почти 5 млн из них - D-AMPS. При этом около 25 млн абонентов используют оборудование производства Ericsson. В России стандарт D-AMPS/AMPS применяют более 120 тыс. абонентов.