Близость времени и места их проведения, на мой взгляд, не случайна и обусловлена не только отсутствием подходящих павильонов и жесткими временными рамками.
Сближение и взаимопроникновение двух отраслей происходит одновременно с их постепенно развивающимся соперничеством. Традиционно связные компании выходят на компьютерные рынки, а компьютерные, наоборот, продвигаются на рынок телекоммуникаций. Все сильнее переплетаются компьютерные и телекоммуникационные сети. Налицо действие хорошо известного в недалеком прошлом закона единства и борьбы противоположностей. Правда, к революционной ситуации, это надеюсь, не приведет.
Разнообразные возможности, появившиеся с проникновением компьтеров в очередную сферу приложений, поначалу весьма снисходительно воспринимались связистами. Весь дополнительный сервис был вроде "примочек" к основному серьезному делу - обеспечению надежного и качественного функционирования каналов связи. Однако постепенно, особенно по мере перехода к цифровой телефонии, компьютерный компонент стал существенно расширять возможности чисто связных технологий. Вскоре снисходительность сменилась удивлением, а затем и ревностью "ортодоксальных" связистов.
Особенно заметным это чувство стало тогда, когда первоначально чисто компьютерные коммуникации (в частности, Internet) стали весьма серьзной альтернативой классическим средствам связи. Никто не станет отрицать необходимость и полезность применения вычислительной техники для проектирования и диагностики телекоммуникационных сетей, а также для организации систем расчетов операторов связи с абонентами. В этом компьютеры никак не соперничают с традиционными средствами связи, а только помогают им. Однако сначала крупные машины, а потом и все более мелкие, вплоть до персоналок, постепенно проникли в сферу управления телефонными станциями и значительно расширили сервис учрежденческих АТС, а также стали незаменимым звеном факсимильной связи. Использование "чисто компьютерных" сетей в качестве альтернативы классическим средствам связи, передача по ним речевой и факсимильной информации вызвали серьезное волнение среди признанных лидеров телекоммуникационной индустрии. Достижения Internet-телефонии предоставили реальную возможность снизить затраты на международные и междугородние переговоры почти на порядок. В конце прошлого года возникли даже предложения законодательно запретить подобные средства. Однако демократичный характер Internet вряд ли позволил бы физически реализовать подобный запрет, даже если бы он и был принят. Затраты на проверку его выполнения наверняка превысили бы возможности государственных структур и заинтересованных в этом крупнейших корпораций, даже в американском законопослушном обществе.
Вместо попыток технического усовершенствования и удешевления существующих систем предлагаются запретительные меры... Впрочем, такую картину можно увидеть и в других отраслях - автомобилестроении, сельском хозяйстве и т.д. Понятно желание крупных компаний, владеющих значительной долей рынка, сохранить доходы, не меняя существенно и быстро принципов своей деятельности. Понятно также и то, что в сферу их интересов вовлечена огромная масса людей и значительные финансовые потери вызовут сокращение рабочих мест, социальную напряженность и другие последствия. Но я думаю, что все это человечество преодолеет и грани соперничества двух отраслей никогда не будут слишком острыми.
Уже сейчас многие компании, работающие "на стыке" компьтерной и связной индустрий, в том числе те, которые сотрудничают с нашим журналом, вынуждены выбирать, в какой выставке - "Комтек" или "Связь-Экспокомм" - им участвовать. Некоторые применяют экстенсивный метод и участвуют в обеих, но, как мне кажется, все-таки происходит крен в сторону более поздней по времени - связной.
Взаимопроникновение двух сфер неумолимо продолжается и скоро действительно трудно будет дать ответ на вопрос: где кончается "компьютер" и начинается "связь", где пролегает граница между двумя отраслями индустрии? И слово "сеть" приобретет еще более широкий смысл.
Успехов вам, и до встречи в следующем номере!