На экране появляются модели финансового состояния корпорации с трехмерными диаграммами, которые меняются прямо на глазах - по мере того как бухгалтерия оплачивает чеки и принимает платежи. Вы разворачиваетесь и проплываете над моделями. Возможно, именно так будет выглядеть ваша интрасеть через каких-нибудь пару лет. Программное обеспечение, позволяющее легко создавать подобные миры, уже появилось на горизонте.
Основной технологией для создания виртуальных миров является активно развивающийся язык моделирования виртуальной реальности VRML (Virtual Reality Modeling Language). До появления стандарта VRML 2.0, принятого в августе 1996 г. и предназначенного для описания физических взаимодействий объектов и их свойств в виртуальных мирах, единственной возможностью создания простых миров была технология VRLM 1.0. Такие атрибуты, как тяготение, звук и возможность зарегистрировать столкновение пользователя с объектами в виртуальном пространстве, были доступны только через программные расширения.
Пока лишь несколько фирм выпустили частично совместимые со стандартом VRML 2.0 редакторы и средства просмотра. В число этих компаний входит фирма Paragraph International, создавшая системы конструирования виртуальной реальности Virtual Home Space Builder (VHSB) и Internet3D Space Builder (ISB) для Windows 95 и NT. Выпустив в начале 1995 г. программу VHSB 1.0 (первый общедоступный редактор, поддерживающий стандарт VRLM 1.0), фирма Paragraph вплотную занялась технологиями VRML. Новейшей разработкой компании является программа VHSB 2.2, обладающая тремя существенными достоинствами: поддержкой стандарта VRML 2.0, простотой использования и низкой стоимостью. Загрузка этой программы с Web-узла фирмы Paragraph обойдется вам в 20 дол., поэтому можно утверждать, что она является самым дешевым общедоступным редактором VRML.
Программа VHSB легко инсталлируется, однако для нее требуется много места на жестком диске - как минимум 37 Мбайт, а для полной установки - 208 Мбайт дискового пространства.
Данная программа предлагает многооконный настраиваемый пользователем интерфейс. Здесь вы найдете панель инструментов; окно общего вида; окно конструирования, в котором можно создавать объекты; панели управления камерой и высотой; панель декорирования, позволяющую подобрать оформление поверхностей; панель управления перемещением и панель состояния.
Программа VHSB похожа на упрощенную систему автоматизированного проектирования (CAD), предназначенную для архитекторов, но она проще традиционных систем проектирования или сложных систем VRML, поскольку не поддерживает работу с искривленными поверхностями. Хотя это и упрощает использование программы, но не позволяет применять ее для конструирования сложных виртуальных миров.
Программа VHSB основывается на простой модели конструирования виртуальных миров. Чтобы создать новый мир, вы начинаете работать на плоскости. Единственные объекты, которые можно сформировать на плоскости, это стены и прямоугольные объекты. Например, если вам нужна комната, то сначала нужно создать куб, а потом, вырезав его внутреннюю часть, - стены, пол и потолок.
При формировании объектов используется только "вид сверху", поэтому для задания высоты объекта необходимо определить, где находятся его верхняя и нижняя границы. По моему мнению, это является некоторым ограничением. Дело в том, что для задания верхней и нижней границ объекта нужно переместить указатели высоты в панели управления высотой, но даже самые незначительные перемещения мыши могут оказаться чересчур большими для точного указания размеров объекта. В результате вместо требуемой высоты объекта, равной 3,00, можно установить размеры 2,97 или 3,02.
Попробуем создать при помощи программы VHSB виртуальный магазин. Определив размеры магазина, зададим максимальное и минимальное значения в панели управления высотой. В окне конструирования выберем точку, которая будет углом объекта, и перетащим ее, чтобы создать общий "каркас", - в окне общего вида появится куб. Теперь можно вырезать в нем двери и окна помещения магазина, подбирая необходимые размеры вырезаемых фрагментов. Когда мы "возвели стены", можно добавить предметы интерьера, например витрину, и оформление поверхностей, а также местоположение объектов URL с анимацией и изображениями.
Размеры и местоположение созданных объектов не могут изменяться. Если нужно переместить какой-либо объект, приходится удалить его в одном месте и заново создать в другом.
Примечательной особенностью программы VHSB является возможность использования анимации, изображений и различных стилей оформления объектов. Нет проблем с применением анимированных обоев, например с эффектом текущей воды. Для этого достаточно перетащить необходимые обои, картинку или анимацию из панели оформления в окно общего вида на соответствующую поверхность.
Можно присоединить к оформлению динамические изменения, чтобы обеспечить связь с URL или другими документами, поскольку схемы могут загружаться и сохраняться, а звуковые и анимационные файлы - воспроизводиться по отдельности или в сочетании друг с другом. Программа VHSB позволяет сохранять файлы в разных форматах - VRML 1.0, VRML 2.0 и собственном MUS-формате фирмы Paragraph.
Поскольку средства просмотра и редактирования, совместимые со стандартом VRML 2.0, пока еще далеки от совершенства, специфические возможности VHSB, такие как анимационное оформление поверхностей, не обязательно будут поддерживаться существующими браузерами VRLM. Чтобы решить эту проблему, фирма Paragraph поставляет хорошую систему просмотра и обеспечивает совместимость файлов MUS-формата с программой Navigator фирмы Netscape Communications.
Программа VHSB - это прекрасное средство для изучения VRLM. Есть только один изъян: развлекаясь - простите - работая с программой, вы можете потратить много времени.
Коротко о продукте
Программа Virtual Home Space Builder (VHSB)
Текущая версия: 2.2
Достоинства: проста в использовании; хорошо работает при создании виртуального мира и объектов; данные экспортируются в формат VRML 1.0 и 2.0
Недостатки: непригодна для крупных проектов; работает только с прямоугольными объектами; нельзя точно установить высоту объекта; после создания объектов они не могут быть перемещены
Требования к компьютеру: IBM PC - Windows 95 или NT, процессор 486 или выше, 8 Мбайт ОЗУ, 37 Мбайт на жестком диске; Macintosh - ОС 7.1.0 или выше, процессор 68040, 8 Мбайт ОЗУ, 37 Мбайт на жестком диске
Цена: 20 дол. при загрузке с Web-узла, 30 дол. - версия на CD-ROM
Поставщик: Paragraph, г. Кемпбелл, шт. Калифорния
Тел. в США: (408) 364-7700; Web: paragraph.com
Оценки VHSB
|
|
|
|
|
|
|
|