По результатам сравнительного анализа Internet-совместимых систем группового ПО (groupware), проведенного еженедельником InfoWorld в конце прошлого года (см.: Notes начинает и выигрывает... первый раунд / ComputerWorld Россия, 1997, N 4, с. 38-41), система Lotus Notes была признана абсолютным победителем. На сей раз решения Microsoft и Novell показали значительно большую зрелость, но Notes удалось сохранить свое лидерство.
Что сравнивается
Решение Lotus:
- сервер Lotus Domino 4.5;
- клиент Lotus Notes 4.5
Решение Microsoft:
- Microsoft Exchange Server 5.0
Решение Novell:
- GroupWise 5,
- InForms 4.1
В декабре прошлого года мы сравнивали три Internet-совместимых приложения группового ПО компаний Lotus, Microsoft и Netscape, которые были отнесены к категории "intraware" (от "intranet" и "groupware"). Это были первые intraware-решения, объединившие в себе средства электронной почты, конференц-связи, управления документами, автоматизации деловых процессов (workflow) и группового планирования с гибкими и мощными возможностями World Wide Web. Хотя обилие новых функций этих продуктов произвело на нас достаточно сильное впечатление, мы выявили в них обычные недостатки, а также показали возможности их совершенствования, которые производители обещали реализовать в следующих версиях.
В предыдущем исследовании мы тестировали системы Notes 4.1 компании Lotus, Exchange Server 4.0 производства Microsoft и SuiteSpot компании Netscape. Notes стала победителем с небольшим отрывом, однако было ясно, что конкуренция ужесточается и у Lotus нет времени почивать на лаврах. На этот раз мы испытали сервер Lotus Domino 4.5 с клиентом Lotus Notes 4.5, Microsoft Exchange Server 5.0 и GroupWise 5, применяя несколько иной подход к тестированию. Мы сравнивали продукты не только друг с другом, но и с их предыдущими версиями. При этом мы основывались на предположении, что большинство компаний уже используют средства группового ПО и думают, как поступить в дальнейшем: перейти на последнюю версию того же продукта, переключиться на новую систему или пока сохранить имеющуюся систему в неизменном виде.
Почему в сравнение не была включена новая версия SuiteSpot? Дело в том, что к моменту подготовки обзора окончательные версии серверного ПО SuiteSpot 3.0 и клиента Communicator 4.0 (преемника Netscape Navigator) еще не были готовы (официальный выпуск этих продуктов состоялся лишь в середине июня. - Прим. ред.). Однако мы надеемся, что вскоре сможем подробно рассказать об этом новом решении компании Netscape. Вместо него было решено включить в сравнение систему GroupWise 5 - новый серьезный конкурент на рынке intraware.
Получив все продукты, мы сразу же взялись за тестирование. Наша главная цель состояла в том, чтобы попытаться залезть в шкуру менеджера информационной системы, который должен принять решение, стоят ли новые возможности этих продуктов того, чтобы тратить на них деньги из своего бюджета.
Установка программного обеспечения оказалась удивительно простой. Однако во время конфигурирования систем мы столкнулись с рядом проблем, которые заставили нас "повисеть" на телефоне, консультируясь со службами технической поддержки производителей. Из этого мы извлекли один важный урок: чем лучше вы знаете свою операционную систему, тем проще вам будет настраивать программное обеспечение.
Большую часть времени мы уделили изучению предоставляемых продуктами возможностей сотрудничества, которые позволяют взаимодействовать с другими людьми электронным способом. Все рассмотренные продукты теперь имеют интегрированные средства ведения календаря и составления расписаний. Это облегчает планирование встреч и взаимодействие в рабочих группах, поскольку каждый сотрудник может проверять расписания своих коллег.
Мы также изучали различные способы доступа - локального и удаленного. Наиболее примечательной особенностью рассмотренных решений является возможность обращаться к своей системе группового ПО через Web-браузер, что может стать весьма сильным аргументом в пользу надомной работы. Решения Novell и Lotus обеспечивают полный доступ к функциям приложений из Web-браузера, а в решении Microsoft отсутствует доступ к функциям календаря и управления заданиями. Чтобы не отставать от других, Microsoft обещала реализовать это в следующей версии. Мы изучили и важную функцию удаленного доступа - загрузку сообщений с сервера для автономной работы (например, в самолете или гостиничном номере). Использование удаленного клиента для доступа к сети позволяет избежать расходов на оплату соединения, которые возникают при использовании Web-браузера.
Многие пользователи наверняка захотят каким-то образом приспособить используемое приложение для решения своих конкретных задач - например, создать упрощенную модель делового процесса или полностью перепроектировать пользовательский интерфейс. К счастью, производители имеют большой опыт в разработке средств, облегчающих этот процесс. Мы проверили, как конечные пользователи смогут выполнять простые задачи, такие как построение форм, и какие инструментальные средства имеются для внесения в приложения более сложных изменений.
Производители постарались предложить максимум возможностей, ожидаемых от решений intraware. Тем не менее решения Lotus и Microsoft могли бы выиграть от реализации функции управления документами, а Novell стоит придумать лучший способ для моделирования рабочих процессов. Кроме того, все три компании должны уделить больше внимания пользовательскому интерфейсу. Однако пока у людей, работающих в этом бизнесе, возникают все новые и новые идеи, совершенному продукту, видимо, не суждено появиться.
Решение Lotus
|
Состав решения
Средства группового ПО компании Lotus имеют мощные средства настройки, однако очень сложны в использовании. Вследствие этого Lotus традиционно сосредотачивала свои маркетинговые усилия на крупных корпорациях, имеющих большие отделы информационных технологий. Новая программа поддержки бизнес-партнеров (Business Partner Program) позволяет Lotus нацелиться на небольшие и средние компании, которые ранее, возможно, отказывались от системы Notes из-за ее сложности.
СЕРВЕР DOMINO 4.5. В прошлом году Lotus анонсировала технологию, названную Domino, которая трансформировала систему Notes в интерактивный сервер Web-приложений и позволила обеспечить защищенный доступ клиентов к приложениям Notes через Internet. Затем компания выпустила сервер Domino 4.5, обеспечивающий прикладные службы и Web-сервер в виде единого интегрированного пакета. Многопроцессорная версия Domino поддерживает от 500 до 1 тыс. пользователей и работает на платформах Windows NT, Windows 95, NetWare, OS/2 и Unix. Domino поддерживает Secure Sockets Layer, Messaging API, POP3, HTTP, HTML, SMTP и MIME.
КЛИЕНТ NOTES 4.5. Поставляемый отдельно клиент Lotus Notes 4.5 обеспечивает почтовые функции, средства ведения календаря и планирования, возможности чтения новостей и участия в конференциях, а также доступ к Web. С помощью Notes пользователи могут выполнять поиск различных видов информации, производить репликацию данных для работы с ними в автономном режиме, а также создавать агенты для автоматизации многих функций.
Клиент Notes поставляется с тремя Web-браузерами: Personal Web Navigator, Microsoft Internet Explorer 3.0 и Netscape Navigator 3.0. В комплект поставки также входит большое количество шаблонов, которые могут служить основой для построения приложений Notes, однако вся дальнейшая настройка возможна с использованием языка Lotuscript. Lotus рекомендует иметь на рабочей станции как минимум 486-й процессор, 30 Мбайт ОЗУ и 40 Мбайт свободного пространства на жестком диске. Клиент Notes может работать на платформах Windows 3.x, Windows 95, NT, MacOS, OS/2 и Unix.
БУДУЩИЕ ВЕРСИИ. В текущем году следует ожидать появления двух новых версий клиентов Notes. Следующая версия клиента Notes с кодовым названием Lookout обеспечит усовершенствованный и упрощенный пользовательский интерфейс, который, как надеется Lotus, сократит необходимое время обучения пользователей. Вторая версия, Maui, выпуск которой намечен на конец года, будет поддерживать протоколы IMAP4, LDAP, NNTP, Internet Inter-ORB Protocol и Internet Calendaring Access Protocol. Maui также будет включать в себя некоторые дополнения к пользовательскому интерфейсу Lookout.
Lotus продолжает совершенствовать свое групповое ПО, делая его проще в использовании. Данная версия не является исключением. Если вы уже применяете Lotus Notes 4.1, мы рекомендуем перейти на ПО сервера Lotus Domino 4.5 и клиента Lotus Notes 4.5. От этого перехода выиграют как пользователи, так и администраторы.
Приложение теперь интегрировано с системой Windows NT, что является значительным шагом вперед, обеспечивая связь с имеющейся средой и облегчая регистрацию новых пользователей. Клиент Notes оказался единственным в нашем сравнении, который предоставляет одинаковые возможности в 16- и 32-разрядных средах. Это означает, что для использования всех возможностей новой версии Notes вам не нужно менять клиентскую ОС. Кроме того, не понадобится устанавливать отдельное приложение для ведения календаря и планирования встреч, поскольку эти функции теперь встроены в основное приложение. Сервер Domino обеспечивает доступ к системе Notes через World Wide Wed, что по достоинству смогут оценить те, кто часто ездят в командировки или работают дома.
Базовая процедура установки сервера Domino такая же, как в предыдущей версии; по-прежнему не предоставляется удобный способ осуществления импорта пользователей NetWare. Конфигурирование сервера для поддержки SMTP/MIME - достаточно трудный процесс, поскольку отсутствуют "мастера" или руководства, которые бы облегчали его. Мы также столкнулись с проблемами при конфигурировании сервера для доступа в Internet из Web-браузера, так как сервер DNS не понимает системы имен сервера Domino. Однако конфигурирование удаленного доступа выполняется автоматически.
Возможность работать с системой из Web-браузера - большое достижение текущей версии. С помощью браузера можно посылать и принимать сообщения электронной почты, просматривать свой календарь, назначать собрания, встречи и задания. Однако чтобы предоставить удаленным пользователям доступ ко всем возможностям системы, вам потребуется загрузить с Web-узла Lotus новые шаблоны Web Mail.
Клиент удаленного доступа остался таким же, как в предыдущей версии, и предоставляет удаленным пользователям те же возможности, что и локальным. У нас вызвало нарекание лишь то, что процесс репликации занимает слишком много времени. В состав системы также входит ПО Personal Web Navigator, позволяющее производить поиск в Web и хранить адреса своих любимых Web-узлов в общей базе данных. Мы нашли это удобным для тех случаев, когда несколько человек выполняют исследование в Web, находясь в разных местах. В такой ситуации можно легко отследить, какие Web-узлы уже посетили ваши коллеги.
Решение Lotus дает возможность администраторам контролировать доступ пользователей к Web, осуществляемый с помощью Personal Web Navigator. Они могут выборочно предоставлять доступ к Web и из Web и отслеживать, какие Web-узлы посещаются пользователями. Даже если вы не возражаете против того, чтобы ваши сотрудники занимались играми с помощью Web, вы, возможно, захотите избежать "засорения" соединений в периоды их критической загрузки.
Введение функций ведения календаря и планирования персонального менеджера информации Lotus Organizer в последнюю версию Notes - один из важных аргументов в пользу перехода к ней от предыдущей версии. Выдающиеся поисковые способности системы Notes также поддерживаются в этой версии. Вы можете искать слова и фразы во вложенных в сообщение документах или папках и базах данных, используя для этого операторы Булевой алгебры или простой символьный поиск.
Решение Lotus содержит и богатый набор баз данных типовых шаблонов и форм, которые можно менять для создания собственных моделей деловых процессов. Однако имеется очень мало "мастеров" и "помощников", способных облегчить процесс разработки приложений. Приложения, которые мы разработали в Notes под Windows 95, могли работать под Windows 3.1 и на компьютере Macintosh.
Нам понравилось, с какой легкостью создается ссылка на Web-страницу. Достаточно ввести с клавиатуры URL-адрес, чтобы Notes распознала его как ссылку и выделила подчеркиванием. Доступ к Web осуществляется щелчком по URL-ссылке в теле сообщения, путем выбора соответствующего пункта меню или из программы Personal Web Navigator. Кроме того, вы можете вставить в сообщение "живую" Web-страницу, которая при этом будет сохранять все содержащиеся в ней ссылки.
Несмотря на все эти усовершенствования у решения Lotus есть возможность развития. Domino по-прежнему не поддерживает функций регистрации документов (check-in и check-out), поэтому если два пользователя попытаются одновременно сохранить внесенные поправки в одном и том же документе, они получат сообщение о конфликте репликации. Однако недавно выпущенное компанией Lotus дополнительное средство Domino.Docs обеспечивает контроль версий и управление документами.
Domino позволяет просматривать множество типов документов - даже при отсутствии в системе соответствующих приложений. Однако нам не удалось найти способ просмотра вложенных в сообщение документов непосредственно в браузере, пришлось загружать их в соответствующие приложения. Просматривать объекты OLE можно на любом клиенте, но открывать и редактировать их - только на тех клиентских системах, на которых установлены приложения, умеющие работать с объектами OLE.
Нам понравились агенты для обработки почты и автоматизации других задач, однако хотелось бы пожелать компании Lotus предоставлять пользователям больше "мастеров" и "помощников" для облегчения создания агентов.
Решение Microsoft
|
Состав решения
EXCHANGE 5.0 SERVER. Решение Microsoft включает в себя сервер Exchange, два клиента и Microsoft Internet Explorer. Сервер Exchange имеет несколько готовых сценариев (scripts), которые позволяют обращаться к службам группового ПО из Web-браузера. Exchange работает на сервере Windows NT, и Microsoft рекомендует использовать компьютер с процессором Pentium, минимум 64 Мбайт ОЗУ и 500 Мбайт доступного дискового пространства. При такой конфигурации сервер может поддерживать до 1 тыс. пользователей. Текущая версия Exchange позволяет хранить на сервере до 48 Гбайт информации (сообщений, документов и других данных). В следующей версии Microsoft обещает довести допустимый объем хранилища до 48 Тбайт. Кроме того, Exchange будет поддерживать IMAP4.
OUTLOOK 97. Клиент Exchange обеспечивает возможности электронной почты; ведение календаря, управление контактами и заданиями осуществляются с помощью дополнительной программы Schedule+. Клиент Outlook 97, разработанный для 32-разрядных систем Windows, является значительным шагом вперед по сравнению со стандартным клиентом Exchange. Он обеспечивает функции электронной почты, ведения календаря, управления контактами, заданиями, списками дел и документами, а также позволяет совместно использовать информацию посредством общедоступных папок и форм. Microsoft рекомендует иметь настольный компьютер с 486-ым процессором, минимум 8 Мбайт ОЗУ для клиента Exchange и 12 Мбайт для Outlook.
Exchange подвергся сильным изменениям, направленным на поддержку большинства стандартов Internet, в том числе SMTP, POP3, Network News Transfer Protocol, Lightweight Directory Access Protocol, HTTP, HTML, Secure Sockets Layer, а также существующих почтовых стандартов и стандартов средств электронного взаимодействия, в том числе X.400, X.500 и Messaging API. Пользователи могут приспосабливать Exchange к своим нуждам с помощью электронных форм, языков Visual Basic и C++, а также технологии ActiveX.
По сравнению с предыдущей версией Exchange был сделан большой шаг в усовершенствовании возможностей электронного взаимодействия в рабочих группах. Однако некоторые серьезные проблемы, например полная зависимость работы сервера Exchange от продуктов Microsoft, все же сохранились. Чтобы воспользоваться преимуществами нового клиентского ПО Outlook 97, вы должны применять на рабочей станции Windows 95 или Windows NT 4.0, а если в вашей организации используется сеть NetWare, понадобится устанавливать в среде NetWare сервер Windows NT. Если вы уже применяете Exchange 4.0 на компьютерах с Windows 3.1 или на Macintosh, то вам придется либо позаботиться об обновлении своих ОС, либо вовсе отказаться от перехода на новую версию клиентского приложения. В комплект поставки входят клиенты Exchange для Macintosh и Windows 3.1, однако для их использования понадобится установить отдельное приложение для ведения календаря, управления задачами и планирования - Microsoft Schedule+.
Тем, кто уже сделал ставку на последние технологии Microsoft, новая версия Exchange явно придется по вкусу. Клиент Outlook 97 - отличное дополнение к серверу, обеспечивающее новый хорошо продуманный пользовательский интерфейс. Предлагаемые "мастера" делают настройку приложения простым и приятным занятием, а службы SMTP-шлюза и Network News Transfer Protocol (NNTP) исключительно хорошо интегрированны и просты в настройке. Мы также заметили, что данная версия работает несколько быстрее предыдущей, которая функционировала чрезвычайно медленно.
Установка и настройка Exchange оказались достаточно простыми. Такие новые средства, как "мастер" Internet Mail, значительно облегчают настройку почтового сервиса и отправку сообщений через Internet. Другие решения требуют больше ручной работы и более высокой квалификации пользователей.
Exchange может работать только на сервере NT и для интеграции с Web нуждается в Internet Information Server и Active Server Pages, которые поставляются в составе NT. Администрирование Exchange выполняется только с сервера или рабочей станции NT; отсутствует возможность удаленного администрирования из Web-браузера, как в решении Lotus. Однако Exchange обеспечивает простой способ импорта учетных данных пользователей как из Windows NT, так и из NetWare. Exchange предоставляет такие же возможности мониторинга, как предыдущая версия; они реализуются через мониторы производительности, являющиеся функциями ОС Windows NT.
Outlook обеспечивает ряд новых мощных функций автоматизации, таких как автоматический ответ на поступающие сообщения электронной почты, интегрированные функции создания форм и функции управления контактами. Он также предоставляет настраиваемые экранные представления (views) для всех функций группового ПО - электронной почты, расписаний и контактов. Внутри каждого представления можно сортировать, группировать и фильтровать любые элементы по различным критериям. Например, вы имеете возможность сгруппировать сообщения, поступившие с одного адреса электронной почты, или отсортировать список запланированных дел по их важности.
Для осуществления совместного доступа к данным и организации дискуссий Microsoft по-прежнему использует подход, основанный на хранении документов и других данных в общедоступных папках. В данном решении отсутствуют какие-либо средства управления документами, например функции регистрации.
Клиенты удаленного доступа для Outlook и Exchange просты в использовании и предоставляют те же возможности, что и клиентское ПО настольных систем. Удаленный клиент Outlook работает через Remote Access Server компании Microsoft, а удаленный клиент Exchange поставляется вместе с ПО ShivaRemote компании Shiva, обеспечивающим коммутируемый модемный доступ. Exchange позволяет посылать сообщения электронной почты, содержащие в себе URL-ссылки, однако нельзя включать в текст сообщения готовую Web-страницу, как в Notes. Можно производить поиск по всему содержимому Outlook для нахождения заданного слова или фразы.
Microsoft многое сделала для интеграции с серверной частью Exchange средства доступа к системе через Web, однако не смогла обеспечить для Web-клиента те же возможности, которые предоставляют стандартный клиент Exchange или новый клиент Outlook. ПО Active Server Pages, которое входит в состав продукта, позволяет только отправлять почту и просматривать общедоступные папки через Web; вы не можете просматривать свой календарь, назначать или просматривать задания. Зато интерфейсы Web-клиента и клиента Outlook идентичны, что должно сократить необходимое время обучения конечных пользователей.
Outlook предоставляет множество разнообразных форм, которые дают разработчикам большую гибкость в построении заказных приложений. Как и его предшественник Forms Designer, Outlook позволяет разработчикам легко создавать и совершенствовать формы для построения сложных моделей деловых процессов в соответствии с требованиями клиента. Однако чтобы воспользоваться всеми преимуществами форм Outlook, нужно использовать клиент Outlook.
Одно из главных достоинств решения Microsoft - простота применения, что делает его особенно привлекательным для небольших и среднего размера компаний, которые не могут тратить большие деньги на обучение персонала.
Решение Novell
|
Состав решения
ЧТО В КОРОБКЕ? В состав GroupWise 5 входит сервер, клиент для Windows, Macintosh или Unix, модуль интеграции для утилиты NetWare Administration, несколько шлюзов, клиентское ПО удаленного доступа и средства перехода с других почтовых систем. Мы также рассматривали ПО InForms 4.1 - средство создания форм компании Novell. Сервер GroupWise обеспечивает функции электронной почты, ведения календаря, планирования, управления заданиями и организации дискуссионных групп. Он работает на платформах NetWare и Windows NT и полностью интегрируется с Novell Directory Services. В зависимости от конфигурации сервера он поддерживает от 500 до 1 тыс. пользователей. В комплект поставки GroupWise не включен браузер, но поддерживается большинство существующих браузеров. Приложение также поддерживает протоколы Internet MIME, SMTP, HTTP и HTML.
ЧТО ДАЛЬШЕ? Весной Novell выпустила обновленную версию своего группового ПО - GroupWise 5.1, - обеспечивающую поддержку протокола Lightweight Directory Access Protocol (LDAP). Планируется также выпуск ПО GroupWise WorkFlow, которое предоставит функции автоматизации деловых процессов. Сейчас GroupWise не поддерживает IMAP4, SMTP/MIME, POP3 и Network News Transfer Protocol.
Решение Novell приятно удивило нас своими возможностями. Главный же недостаток заключается в том, что GroupWise не имеет встроенных средств проектирования форм и других функций автоматизации деловых процессов. Вместо этого вам предлагается использовать приложение InForms, которое не слишком хорошо интегрируется с сервером GroupWise. Novell вскоре собирается выпустить новую версию GroupWise WorkFlow, которая будет работать вместе с сервером GroupWise и даст возможность пользователям создавать формы и отслеживать состояние проектов. Однако пока она не появилась, мы не рекомендуем переходить на GroupWise 5.
Для тех организаций, которые уже вложили средства в систему NetWare, последняя версия группового ПО компании Novell является разумным выбором. Главное усовершенствование в средствах администрирования заключается в полной интеграции с системой NetWare, благодаря чему теперь можно решать все административные задачи с помощью утилиты NetWare Administrator - вместо того, чтобы запускать отдельную программу. Администрирование из единой точки - значительный шаг вперед (по сравнению с предшествующими версиями GroupWise); это как раз то, чего не хватает другим решениям. Правда, вам потребуется специалист, хорошо разбирающийся в системе NetWare 4.1.
Решение Novell требует наличия сервера NetWare, но компания Novell была настолько предусмотрительна, что включила в комплект поставки runtime-версию этой системы. Приложения довольно легко устанавливаются на сервер, однако настройка шлюзов оказалась изнурительным занятием, поскольку в документации не содержится необходимая для этого информация. Будьте готовы потратить некоторое время на общение со службой технической поддержки.
Как и в предыдущей версии GroupWise, учетные данные пользователей могут быть импортированы из системы NetWare либо созданы вручную для каждого отдельного пользователя. В отличие от других рассмотренных решений, GroupWise не позволяет импортировать пользователей Windows NT.
Доступ к системе через Web автоматически предоставляется всем пользователям, однако администраторы имеют меньше возможностей ограничить этот доступ, чем в других решениях. Тем не менее все ограничения на доступ к сети, заданные в системе NetWare, будут применяться и к серверу GroupWise.
Компания Novell обновила пользовательский интерфейс GroupWise, который теперь обеспечивает трехпанельное представление, аналогичное используемому в системах Notes и Exchange. Обновленная версия клиентского ПО включает в себя 32-разрядный клиент для Windows 95, 16-разрядный клиент для Windows 3.x и Web-клиент, доступ к которому может осуществляться из большинства браузеров. Возможности 16- и 32-разрядного клиентов практически совпадают - за исключением того, что 16-разрядный клиент не содержит средств управления документами.
GroupWise интегрируется с многими приложениями настольных систем и обеспечивает поддержку большого количества типов файлов. Он имеет удобные функции перенаправления сообщений электронной почты на телефонный номер или пейджер. GroupWise WebAccess обеспечивает доступ через World Wide Web к большинству функций клиентского ПО, работающего под Windows. Без каких-либо проблем вы можете регистрироваться в системе, проверять свою почту, назначать задания и встречи.
Пользователи должны по достоинству оценить функции ведения календаря и планирования, а также возможности управления документами. Доступ ко всем функциям теперь осуществляется из одного экранного представления. Это означает, что вы можете легко переключаться между календарем и своим почтовым ящиком, не открывая новых окон. Нам понравилось представление календаря, в котором отображаются назначенные встречи и задания, хотя возможность изменять масштаб календаря (дни, недели или месяцы) непосредственно из его представления могла бы стать полезным усовершенствованием. Сейчас для изменения формата представления нужно переходить в диалоговое окно настроек, что мы обнаружили далеко не сразу.
В дополнение к общедоступным папкам решение Novell имеет интеллектуальную систему управления документами, которая позволяет пользователям регистрировать документы и создавать список версий - даже с удаленных компьютеров.
В новой версии GroupWise компания Novell исправила ошибку, имевшуюся в GroupWise 4.1, которая была связана с назначением встреч. Раньше когда вы посылали приглашение на встречу группе пользователей, ваше имя не вставлялось автоматически в список приглашенных, и приходилось делать это вручную. Теперь имя отправителя автоматически заносится в начало списка. Вы также можете планировать использование ресурсов (например, конференц-зала). Для этого необходимо, чтобы сетевой администратор предварительно создал соответствующие объекты в службе каталога Novell Directory Services (NDS).
Настройка функции удаленного доступа оказалась не такой простой, как нам хотелось бы. Мы боролись с данной проблемой до тех пор, пока служба технической поддержки Novell не объяснила, как это нужно делать. Клиентское ПО удаленного доступа обеспечивает доступ ко всем функциям системы и предоставляет ряд возможностей репликации: вы можете загружать на удаленный компьютер как целые файлы, так и их части, необходимые вам для работы. Как и в решении Lotus, пользователи получают простой доступ к URL-ссылкам непосредственно из клиента GroupWise: двойной щелчок мышью по ссылке запускает установленный браузер.
Для разработки и маршрутизации электронных форм, а также для сбора данных с помощью этих форм вы должны использовать InForms. И хотя нам понравился InForms как самостоятельный продукт, он не слишком хорошо интегрирован с последней версией системы GroupWise, поскольку был разработан для GroupWise 4.1. Например, когда после установки клиента GroupWise под Windows 95 мы начали устанавливать InForms, он обнаружил в качестве почтового транспорта только Messaging API (MAPI). Поэтому при отсылке форм по электронной почте система инициализировала MAPI - вместо того чтобы использовать почтовый транспорт GroupWise. Поскольку нам пришлось полагаться только на скудный набор инструментальных средств, имеющихся в InForms, мы не сумели найти удобный способ усовершенствования формы путем вставки в нее объекта OLE (например, документа Microsoft Word). Более того, мы не могли просматривать свои формы через Web. Положительным же качеством InForms является совместимость с ODBC.
GroupWise компании Novell имеет устойчивую репутацию мощной системы электронной почты и группового планирования, которая тесно интегрируется с сетями NetWare. За последний год усилия Novell были сосредоточены на том, чтобы дополнить GroupWise возможностями Internet и обеспечить конкурентоспособность решения на рынке группового ПО. Стратегия Novell по отношению к Internet основана на Проекте Джефферсона (Jefferson Project), который даст возможность пользователям публиковать документы GroupWise в World Wide Web.
Некоторые подробности
Со времени появления первых пакетов электронной почты, работающих под DOS, средства группового ПО прошли длинный путь - от простой альтернативы телефону до основы коммуникационной стратегии компаний. Менеджеры информационных систем наконец согласились с тем, что преимущества совместимого с Internet группового ПО значительно перевешивают необходимые материальные затраты и проблемы реализации.
Преимущества группового ПО
Wang Laboratories, один из производителей компьютерной техники, предоставляет ряд услуг для отделов информационных технологий (ИТ) компаний по обслуживанию настольных компьютеров и сетей. Фирма имеет офисы примерно в 130 странах, в которых работает около 10 тыс. сотрудников. Специалисты по ИТ из Wang сейчас внедряют систему на базе Microsoft Exchange Server 5.0 в масштабах всей компании, продвигаясь со скоростью 100 пользователей в день. Их цель - установить Exchange на каждый настольный компьютер, и они планируют использовать его как полнофункциональную систему группового ПО, а не только в качестве системы электронной почты.
Прежде чем Wang выбрала Exchange 5.0, сотрудники компании работали с самыми разнообразными приложениями, в том числе старыми версиями Microsoft Mail, Wang Office, Lotus cc:Mail и Lotus Notes. Постепенно руководители компании пришли к выводу, что работа с таким "разношерстным" набором старых приложений становится весьма накладной, и решили изменить ситуацию. Они выбрали систему группового ПО, поддерживающую стандарты Internet, поскольку фирма нуждалась в мощной системе электронной почты, способной работать по всему миру. Значительная часть сотрудников Wang проводит время в командировках, и компании необходимо, чтобы они могли связываться со своим офисом через Internet.
Кормак О'Рейли, вице-президент по информационным системам Wang, сообщил, что его специалисты не столкнулись с серьезными проблемами при разворачивании Exchange по всей компании. Однако было нелегко наладить взаимодействие пользователей Exchange с сотрудниками, все еще использовавшими старые системы электронной почты. "Microsoft оказала нам большую помощь в реализации такого взаимодействия", - говорит О'Рейли.
Групповое ПО с поддержкой Internet уже доказало, что является чрезвычайно полезным средством, позволяющим обеспечить взаимодействие пользователей и совместное использование информации. В Wang успех бизнеса во многом зависит от оперативности доставки информации ее заказчикам и сотрудникам. "Благодаря общедоступным папкам, которые предоставляет Exchange, группы сотрудников, находящихся в разных офисах, могут взаимодействовать друг с другом, решая вопросы цен и технические проблемы, - говорит О'Рейли. - Возможность репликации данных гарантирует согласованность и актуальность информации".
Консалтинговая компания Arthur Andersen использует систему Lotus Notes с 1992 г. Сейчас компания переходит к версии 4.5 и устанавливает ряд серверов Lotus Domino 4.5 в некоторых своих подразделениях, например в отделе исследований и разработок. Прежде чем начать использовать Notes, Arthur Andersen работала с системой электронной почты фирмы Wang, которая плохо помогала в координации действий сотрудников, находящихся в разных точках земного шара, равно как и в вопросах взаимодействия с клиентами. По словам Тоби Белла, директора по разработке приложений в Arthur Andersen, Notes оказывает большую помощь сотрудникам в управлении информацией. "Опубликовав свою информацию в общедоступной базе данных, вы даете возможность пользоваться ею всем сотрудникам организации, которые в ней нуждаются, - говорит Белл. - Это исключает избыточность и существенно экономит расходы".
Средства организации дискуссий системы Notes обеспечивают прекрасную возможность для использования накопленных знаний, позволяя каждому сотруднику организации запрашивать информацию у любого другого сотрудника. Благодаря полнотекстовой индексации документов пользователи могут искать нужные данные, введя несколько ключевых слов. "Обучение людей искусству выуживания необходимых сведений в океане информации оказало нашему бизнесу колоссальную помощь, - утверждает Белл. - Теперь каждый сотрудник организации способен ответить на вопрос клиента".
Скрытые расходы
Преимущества группового ПО очевидны, но затраты, связанные с его внедрением, не всегда очевидны. Марк Лилли, консультант по корпоративным информационным технологиям компании Blue Cross Blue Shield of Connecticut и член Консультативного совета (Corporate Advisory Board) еженедельника InfoWorld, обнаружил, что для применения каждой следующей версии системы GroupWise компании Novell требуется иметь больший объем ОЗУ на рабочей станции. "Это означает, что хотя все подразделения компании хотят использовать новую версию, они не готовы идти на затраты, связанные с необходимым обновлением оборудования", - говорит Лилли.
Билл Крейсли, менеджер по технологиям компании Compuware, специализирующейся на разработке ПО и оказании консалтинговых услуг, недавно внедрил в одной среднего размера компании интрасеть на базе ПО Internet Information Server фирмы Microsoft, для чего потребовалось обеспечить поддержку протокола TCP/IP на всех имеющихся рабочих станциях. При наличии в компании около 1 тыс. компьютеров это грозило очень большими затратами. Compuware приняла решение установить на все компьютеры Windows 95, чтобы использовать ее встроенный стек TCP/IP. Однако поскольку обсуждаемая компания до сих пор применяет ряд программ, работающих под DOS, она столкнулась с проблемой поддержки некоторых драйверов и программных вызовов DOS. В этой ситуации потребовалось минимальное обучение пользователей, но установка новой операционной системы на все компьютеры обошлась компании недешево.
Другой неожиданной проблемой стала необходимость в обновлении оборудования. "Новая операционная система проложила путь к последующим обновлениям ПО, однако мы были шокированы, узнав, что для установки следующей версии Internet Explorer требуется около 60 Мбайт дискового пространства", - признается Крейсли.
Привлечение сотрудников
Необходимо также понимать, что стоимость самого решения является лишь частью проблемы. Первым делом надо обеспечить такие условия, чтобы в процесс внедрения группового ПО были включены все сотрудники компании, даже если для этого придется разрабатывать специальные программы их сплочения. "Не делайте этого, если вы не собираетесь организовать обучение или не имеете людей, которые способны проталкивать данную идею в масштабах всей компании, - рекомендует Лилли. - Люди не станут пользоваться приложением без помощи и поощрения со стороны, что может оказаться наиболее важной задачей при внедрении систем подобного типа".
Система Lotus Notes помогла Arthur Andersen стать "компанией совместных знаний". Чтобы добиться этого, компания разработала специальную программу, призванную научить людей совместному применению накопленных знаний. В Arthur Andersen принято использовать электронную почту в качестве основного средства обмена информацией - вместо телефона. Кроме того, в компании считаются важными "открытые" коммуникации (выходящие за рамки общения "один на один"), благодаря которым одна идея рождает другую, а в результате возникает целый поток идей. Система Lotus Notes стала ключевым элементом такого способа взаимодействия сотрудников. "Групповое ПО превратилось в средство автоматизации деловых процессов, - объясняет Белл, - дав нам возможность работать где угодно, с кем угодно и как угодно".
Крейсли исповедует несколько иной подход. Он считает, что ключевым фактором успеха или провала внедрения группового ПО является то, насколько сотрудники внутренне готовы к совместной работе. "Вы добьетесь наибольшего успеха, если сами сотрудники компании ищут способы наиболее эффективного взаимодействия друг с другом и верят, что этого можно достичь с помощью группового ПО", - утверждает Крейсли.
Изучаем алфавит: Lotus, Microsoft, Novell... Oracle?
Лидеры рынка совместимого с Internet группового ПО в самом ближайшем будущем получат еще одного сильного конкурента в лице компании Oracle с ее новой версией системы InterOffice 4.1. Сотрудники тестовой лаборатории InfoWorld подвергли систему InterOffice 4.05 тем же суровым испытаниям, что и остальные решения, и были весьма удивлены, обнаружив, что она опередила своих конкурентов во многих тестовых категориях, значительно превзойдя все ожидания. В состав версии 4.1 системы InterOffice входят набор средств для разработки приложений, средства автоматизации деловых процессов, мощная поисковая система, основанные на Java средства обработки текстов и презентационной графики, имеется поддержка POP3 и LDAP. Когда Oracle начнет поставлять эту систему, у Lotus появится серьезная причина для беспокойства.
Система InterOffice с самого начала была ориентирована на взаимодействие пользователей с помощью Web. При этом она обеспечивает средства защиты, встроенные в СУБД Oracle, полную систему управления документами, сильные средства администрирования и межплатформенную поддержку. Организации, использующие базы данных Oracle, смогут по достоинству оценить все преимущества новой системы, а компании, которые ищут для себя подходящие средства коллективной работы, несомненно, должны рассмотреть ее как один из вариантов.
В InterOffice входит встроенный Web-браузер PowerBrowser, 32-разрядный клиент InterOffice, 16-разрядный клиент Oracle Office и почтовый сервер. Сервер предоставляет средства ведения календаря и планирования, Web-сервер, шлюз SMTP/MIME и Oracle Manager - графическую утилиту для администраторов. В состав системы также входит ПО SequelNet, которое обеспечивает поддержку всех сетевых протоколов и Internet. Для установки InterOffice требуется реляционная база данных Oracle, однако в состав системы входит ее runtime-версия, предназначенная для компаний, которые только начинают использовать продукты Oracle. Средства управления документами и дополнительные шлюзы для взаимодействия с другими почтовыми системами (например, IBM Profs) поставляются за дополнительную плату.
Сотрудников тестовой лаборатории особенно удивил пользовательский интерфейс системы InterOffice. Он очень разумно спроектирован и радует глаз; 32-разрядный клиент и Web-клиент обеспечивают идентичные возможности. InterOffice предоставляет поддержку широкого диапазона платформ - как на серверной, так и на клиентской стороне. InterOffice взаимодействует со средой настольного компьютера и автоматически интегрируется с установленными приложениями, что избавляет пользователей от необходимости делать это вручную. Система поддерживает широкий диапазон типов файлов и включает в себя средства просмотра, поддерживающие разнообразные форматы офисных приложений.
Консервативные приверженцы Unix могут администрировать систему непосредственно с консоли сервера, используя командную строку. Другим же больше понравится делать это с помощью работающей на клиентской машине графической утилиты InterOffice Manager, которая позволяет следить за состоянием базы данных и передачи сообщений.
С помощью InterOffice легко назначаются встречи и резервируются для них офисные ресурсы, такие как конференц-зал или проекционное оборудование. Выполняется детальный поиск в базах данных документов и сообщений, хотя при использовании Web-браузера возможности поиска документов не столь богаты. InterOffice позволяет включать URL-ссылки в ваши почтовые сообщения и документы, но не обеспечивает отсылки готовых Web-страниц. Удаленный доступ может осуществляться по протоколу PPP; реализуется выборочная репликация, но не на таком уровне детализации, как в остальных решениях. Oracle предоставляет разработчикам базовые возможности настройки приложения с помощью шаблонов и функций автоматического ответа на сообщения. Для настройки приложений может применяться любой язык программирования; InterOffice не ограничивает разработчиков использованием какого-либо специализированного языка.
Если вы подыскиваете для себя систему группового ПО, вам стоит внимательно присмотреться к InterOffice. Возможно, вы будете приятно удивлены.
Стратегия тестирования
Вопрос: последние версии пакетов группового ПО компаний Lotus, Microsoft и Novell призваны способствовать более эффективной работе, но если в вашей организации уже используется одна из предыдущих версий, то какая стратегия будет наиболее разумной - перейти на новую версию той же системы, на другой продукт или поддерживать статус-кво?
Критерии оценки:
Варианты выбора:
Ответ: если у вас уже установлено одно из этих решений, не меняйте его. Если вы используете Lotus Notes, мы рекомендуем перейти на новую версию. Переходить на новую версию Microsoft Exchange имеет смысл только в том случае, если вы используете 32-разрядную ОС. Однако не стоит торопиться с переходом на новую версию GroupWise - дождитесь, когда она будет иметь более мощные средства построения форм и автоматизации деловых процессов.
Результаты тестирования
Lotus, Microsoft и Novell дополнили свои решения группового ПО поддержкой почтовых протоколов Internet и интегрированными средствами ведения календаря и планирования, которые призваны облегчить пользователям поддержание тесного контакта с офисом, независимо от их местоположения. Мы рассмотрели решения с точки зрения их новых возможностей, чтобы определить, стоят ли указанные усовершенствования затрачиваемых на них средств или деньги лучше потратить на что-нибудь другое. Решение Lotus обеспечивает наибольшее количество функций, которые мы хотели бы видеть в первоклассном Internet-совместимом групповом ПО, в том числе простой доступ, богатые возможности сотрудничества и мощные средства настройки.
Обновление группового ПО может стать дорогой и рискованной процедурой. После того как вы заплатили за программное обеспечение, могут потребоваться обновление вашей операционной системы и оборудования, обучение технического персонала и конечных пользователей. Завершив этот трудный процесс вы, вероятно, сможете воспользоваться средством, которое улучшит взаимодействие между сотрудниками, упростит обмен идеями и даже способствует появлению некоторых новых идей. Возможно, вы также сумеете наконец-то поработать с вашим любимым пакетом электронной почты. Но никаких гарантий нет.
Решение Lotus
Итоговая оценка: 7,3
В нашем предыдущем сравнении пакет Lotus Notes, Release 4.1 победил Microsoft Exchange Server 4.0 с достаточно большим отрывом. На этот раз победа досталась Lotus не так легко, однако компании удалось сохранить первенство.
Администраторы будут рады узнать, что Domino теперь интегрируется с Windows NT и обеспечивает одинаковые возможности в 16- и 32-разрядных средах. Вы можете администрировать программное обеспечение с сервера, рабочей станции, удаленного клиента и даже из Web-браузера. Решение имеет мощные средства настройки и включает в себя базы данных типовых шаблонов и форм, которые вы можете изменять. Однако в системе имеется мало "мастеров" (wizard), способных облегчить процесс разработки приложений. Кроме того, отсутствуют удобные средства, позволяющие импортировать учетные данные пользователей NetWare.
Lotus интегрировала в свое решение функции ведения календаря и планирования из Lotus Organizer, что, несомненно, является заметным усовершенствованием для конечных пользователей. Пользователи могут обращаться к системе со своего рабочего места, из Web-браузера или с удаленного компьютера, сохраняя при этом доступ ко всем ее возможностям. Мы были удивлены, что по-прежнему отсутствуют возможности регистрации документов, однако поисковые возможности оказались самыми сильными среди рассмотренных продуктов.
Достоинства
Недостатки
Решение Microsoft
Итоговая оценка: 6,8
С выпуском Exchange Server 5.0 Microsoft заметно упрочила свои позиции на рынке группового ПО, однако некоторые серьезные проблемы оставляют это решение несколько позади решения Lotus. Exchange может выполняться только на сервере Windows NT и для реализации функций Internet требует наличия Internet Information Server и Active Server Pages компании Microsoft. Для работы с клиентским ПО Outlook 97 вы должны использовать на рабочей станции Windows 95 или Windows NT 4.0. Однако сохранилась возможность легко импортировать учетные данные пользователей NT и NetWare, а новые "мастера" существенно облегчают выполнение административных задач. Outlook 97 - важное усовершенствование с точки зрения конечных пользователей.
Другие производители могли бы позаимствовать многие полезные свойства из продуманного настраиваемого пользовательского интерфейса, который мы признали лучшим в данной группе продуктов. Клиентская часть имеет ряд новых функций, в том числе автоматический ответ на сообщения электронной почты, интегрированные средства построения форм, ведения календаря, управление заданиями и контактами. Вы также можете легко обеспечить совместное использование файлов: их достаточно просто "перетаскивать" мышью в общедоступные папки. Кнопки голосования позволяют путем простой установки флажка получать подтверждения типа "Одобрено" и "Отклонено". Формы Outlook были усовершенствованы, чтобы облегчить формирование более сложных моделей деловых процессов. Клиент Web и 16-разрядный клиент Exchange не обеспечивают такого разнообразия возможностей, как Outlook.
Достоинства
Недостатки
Решение Novell
Итоговая оценка: 6,6
Решение Novell стало достойным участником нашего исследования, однако из-за отсутствия интегрированных средств автоматизации деловых процессов GroupWise 5 получил последнее место. InForms, 16-разрядный компонент для создания форм компании Novell, плохо интегрируется с сервером GroupWise и предлагает скудный набор средств разработки. Прежде чем Novell не выпустит GroupWise WorkFlow, мы бы не рекомендовали переходить на это решение. Однако сервер GroupWise теперь полностью интегрирован с NetWare и все администрирование выполняется с помощью утилиты NetWare Administrator. Несомненно, это - большое достижение, но для выполнения административных задач вам потребуется специалист с хорошим знанием системы NetWare 4.1.
Устанавливать данное решение достаточно просто, однако конфигурирование шлюзов оказалось сложной задачей, поскольку в документации отсутствует соответствующая информация. Настройка удаленного доступа также вызывает некоторые сложности. Кроме того, отсутствуют удобные средства импорта учетных данных пользователей NT. Конечные пользователи по достоинству оценят обновленное клиентское ПО, которое кроме средств ведения календаря и планирования обеспечивает полнофункциональную систему управления документами с контролем версий. Доступ к серверу может осуществляться с настольной системы, из Web и с удаленного компьютера.
Достоинства
Недостатки
Решения intraware
|
|
Производитель Lotus Development Corp., Кембридж, шт. Массачусетс, http://www.lotus.com |
Производитель Microsoft Corp., Редмонд, шт. Вашингтон, http://www.microsoft.com |
Производитель Novell, Inc., Орем, шт. Юта, http://www.novell.com |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснения к таблице
Число баллов определяется умножением весового коэффициента каждого критерия (соответствующего средней относительной значимости этого критерия) на оценку, выставляемую по следующим правилам:
Сумма набранных очков составляет итоговую оценку, максимальное значение которой равно 10. Продукты, оценки которых различаются не более чем на 0,2 балла, близки по своему уровню. При рассмотрении вопроса о приобретении или использовании продукта читатель может пересмотреть весовые коэффициенты в соответствии с политикой своей компании, получив, таким образом, другие итоговые оценки.
Как выставлялись оценки
Реализация. Успешное завершение установки продукта соответствовало оценке "удовлетворительно". Дополнительные баллы присуждались, если процесс установки был близок к интуитивному и имелись возможности его автоматизации.
Администрирование. Оценка "удовлетворительно" соответствовала возможности администрирования системы с сервера или рабочей станции, а также наличию средств защиты, репликации и слежения. Для присуждения дополнительных баллов требовалась возможность администрирования из World Wide Web или наличие защиты уровня брандмауэра, средств оптимизации системы или имитации нагрузки.
Сотрудничество. Оценка "удовлетворительно" выставлялась при наличии в системе средств ведения календаря и планирования. Дополнительные баллы присуждались при наличии функций управления заданиями и контактами, средств поиска или системы управления документами с контролем версий.
Доступность. Решения, обеспечивающие доступ к системе с локальной рабочей станции, удаленного компьютера и из Web-браузера, получили оценку "удовлетворительно". Дополнительные баллы решения получали в том случае, если все виды клиентов имели одинаковый пользовательский интерфейс и обеспечивали идентичные функции.
Автоматизация. Для получения оценки "удовлетворительно" решение должно было иметь готовые шаблоны для создания форм. Дополнительные баллы присуждались решениям, предоставляющим возможности автоматизации деловых процессов или допускающим настройку приложения с помощью языка сценариев.
Документация. Оценка "удовлетворительно" выставлялась, если в документации содержалась информация о том, как устанавливать и использовать данное решение. Дополнительные баллы свидетельствуют о том, что руководство пользователя хорошо организовано, написано доступным языком или что копии экранов, диаграммы или интерактивная подсказка оказались действительно полезными в работе.
Техническая поддержка. Оценка "удовлетворительно" присуждалась, если служба технической поддержки производителя могла ответить на задаваемые вопросы. Дополнительные баллы присуждались за быстрые ответы или за предоставление дополнительной информации.
Политика поддержки. Оценка "удовлетворительно" соответствует наличию неограниченной по времени бесплатной телефонной поддержки. Дополнительные баллы присуждались в случае, если имеется гарантия возврата денег, поддержка через бесплатную телефонную линию, факс или онлайновую службу.
Стоимость содержания. Оценка стоимости содержания системы основывалась на предполагаемой розничной цене ПО сервера и 500 клиентов, стоимости круглосуточной телефонной поддержки и обучения администратора. Если общая стоимость решения не превышала 20 тыс. дол., оно получало оценку "отлично". Диапазону 20 тыс.-29 тыс. дол. соответствовала оценка "очень хорошо", 30 тыс.-39 тыс. дол. - "хорошо", 40 тыс.-49 тыс. дол. - "удовлетворительно", 50 тыс.-59 тыс. дол. - "плохо".