В эпоху интрасетей традиционные методы руководства теряют свою эффективность. Пора осмыслить происходящее и выработать новые принципы управления.

Руководить людьми — занятие не из легких. За свою жизнь я возглавлял три группы технической поддержки и знаю не понаслышке, насколько это сложное, утомительное и подчас неблагодарное дело. Зато нет награды выше, чем эффективная работа твоей организации. В наши дни бизнес претерпевает серьезные перемены; лишь поняв, что именно происходит, вы сумеете пересмотреть привычные способы управления и зашагать в ногу со временем.

Сейчас жизнь делового мира протекает с куда большими скоростями, чем раньше. Мы должны быстро принимать решения, а, соответственно, оперативно получать необходимую информацию. Если мы не удовлетворим потребности своих клиентов, этим охотно займутся наши конкуренты.

Надо меньше использовать в работе готовые рецепты — мы уже не можем строить бизнес, полагаясь лишь на строго определенные, неизменные правила. Думаю, с жесткостью структуры систем групповой работы связан повсеместный отказ от них.

И наоборот, причина столь быстрого развития интрасетей кроется в том, что при достаточно строгой организации они оставляют простор для свободы действий. Интрасети создают эффективную платформу для поддержки рабочих групп, но, одновременно, усиливают разобщенность служащих и руководителей. Электронная почта, этот "хребет" корпоративной сети, становится основным каналом, обеспечивающим взаимодействие сотрудников компаний с коллегами и остальным миром.

Постоянно растет число служащих, чья деятельность так или иначе опирается на персональные компьютеры. Причем наблюдается любопытное явление: менеджеры выполняют свои обязанности при помощи электронной почты. Возможно, вам это не кажется предосудительным, однако система электронной почты действует по слишком жестким правилам, что отнюдь не способствует успешному управлению. Кроме того, многие руководители не умеют четко формулировать свои мысли; вряд ли они добьются лучших результатов, прибегая к электронным способам общения с подчиненными.

Добавьте к "управлению по e-mail" все возрастающую мобильность сотрудников и увеличение числа тех, кто работает на дому, и вы получите картину полной разобщенности руководителя и подчиненных. Но в условиях изоляции менеджер не может оценить производительность труда служащих, основываясь на традиционных методах. Старый добрый принцип руководства — самому посмотреть, что делает сотрудник — зачастую уже "не играет". Трудно "заглянуть через плечо" служащего, если он постоянно работает с сетью или приложениями, находясь за пределами центрального офиса компании.

Меня ничуть не удивляют жалобы "управленцев", которые обвиняют корпоративные интрасети и Internet в том, что они провоцируют сотрудников на бесполезную трату времени. Под этим обычно подразумеваются навигация по Internet и отправка электронных посланий, а также бесконечный поток обращений к различным информационным узлам интрасети. Безусловно, подобные вещи имеют место, однако прежде чем винить во всем технологии, задумайтесь, что стоит за такими "бесполезными" действиями.

Проблема номер один: какие операции и вправду мешают выполнению непосредственных обязанностей. Если их оценивать, "заглядывая через плечо" (напрямую либо с помощью серверных или каких-то других средств регистрации доступа), выработка решения потребует немалых усилий. Нередко менеджеры убеждены, например, в том, что шуточки и приколы, рассылаемые по сети, противопоказаны во время работы. Но, с другой стороны, это прекрасный способ создания здоровой атмосферы в компании.

Какими же должны быть новые принципы руководства в эпоху интрасетей? Они очень просты: количественные измерения индивидуальной производительности ваших сотрудников вместо попыток качественной оценки их занятости. Интерактивные электронные средства позволяют давать подчиненным конкретные задания, формулировать цели их работы и устанавливать с ними обратную связь, снимают необходимость в постоянной "слежке" за сотрудниками и помогают сосредоточиться на глав- ном — на результатах.

ОБ АВТОРЕ

С Марком Гиббсом (Mark Gibbs), действительно хорошим менеджером, можно связаться по электронной почте: imcolumn@gibbs.com