В ходе эксперимента особое внимание уделялось легкости установления соединения, качеству связи и технической поддержки.

Являясь абонентом аналоговой АТС 541 (г. Видное Московской области), автор подключался по обычной телефонной линии с помощью внешнего модема Zoom 56K. Работа проводилась в дневное время по рабочим дням с сентября до конца декабря 1998 г.

Стоимость услуги

На основании базы данных, которая ведется в ИАЦ "Телекоммуникации", были выбраны провайдеры ORC, "МТУ-Информ" и "Элвис-Телеком". Их расценки на подключение и услуги приведены в табл. 1.

Собственно, привлекательна не стандартная услуга "Элвис-Телеком", которую нельзя назвать дешевой, а возможность приобретения пластиковой Internet-карты на 10 часов работы, которая стоит 13,5 у.е. (с учетом НДС). Тот факт, что при работе с Internet-картой пользователь не платит за подключение, с него не берется ежемесячная абонентская плата и время работы в Internet "не привязывается" к определенному месяцу, преподносится фирмой "Элвис-Телеком" как большое достоинство этой услуги.

Для фирм ORC и "МТУ-Информ" это стандартные условия. Кроме того, последние две компании автоматически предоставляют пользователю бесплатный "почтовый ящик" для электронной почты — независимо от количества оплаченного времени.

До оплаты карты в "Элвис-Телеком" меня не предупредили, что стоимость услуги электронной почты не входит в ее цену. Когда карта уже была получена, выяснилось, что компания дополнительно берет за поддержку "почтового ящика" 12 у. е. (с учетом НДС). Поскольку эта услуга предоставляется только физическим лицам, те спокойно могут воспользоваться бесплатным электронным "почтовым ящиком", предоставляемым многими зарубежными фирмами.

Подключение

При заключении договора или разовой оплате времени работы в Internet фирма ORC не делает различий между физическими и юридическими лицами. Доступ к сети ORC можно оплатить в отделе продаж фирмы, где вам бесплатно вручат пакет ПО под ОС Windows 95 (NT) для автоматической настройки сеансового доступа в Internet. Среди программ весьма полезна в работе ORC_Dialer, предназначенная для автоматического соединения с сервером ORC. Программа производит автоматический дозвон по списку номеров модемных входов ORC, а также позволяет получить список свободных на данный момент номеров.

"МТУ-Информ" поддерживает сервер dialup.mtu.ru, на который можно зайти по гостевым имени доступа (login) и паролю. На сервере вы узнаете, как сконфигурировать для доступа в Сеть ту или иную операционную систему, настроить браузер, почтовую или новостную программу. Кроме того, гостевой вход служит для регистрации новых пользователей, проверки качества соединения, получения справочной информации, проверки статистики своей работы (на сервере ORC это делается в оплачиваемое время). Зарегистрировавшись и получив персональные имя и пароль, можно скачать образец квитанции и оплатить вперед необходимое время работы в Internet через банк или в офисе "МТУ-Информ".

На сервер "Элвис-Телеком" также можно зайти по гостевому паролю, но для этого надо основательно перестроить систему, что никак нельзя отнести к положительным моментам. Автор этого делать не стал, получил по факсу квитанцию с реквизитами фирмы и произвел оплату в ближайшем отделении Сбербанка. Затем в офисе компании была получена вожделенная Internet-карта с PIN-кодом, который является паролем для доступа в Internet, и инструкция по установлению соединения. Пользователям-новичкам предлагается за 10 руб. дискета с программами настройки.

Качество связи

Наиболее легко и стабильно устанавливалась связь через "Элвис-Телеком". Как указано в пресс-релизе фирмы, "Телекоммуникационная сеть "Элвис-Телеком" базируется на высокоскоростных синхронных волоконно-оптических магистралях сети передачи данных". При выходе и работе в Internet это чувствуется.

В ходе тестирования качество связи по каналам, предоставляемым компанией ORC, оставляло желать лучшего. Практически не удавалось установить соединение с первого раза, но даже когда это происходило, связь часто прерывалась.

Сеть "МТУ-Информ" также базируется на ВОЛС. С утра, пока общая нагрузка в телефонной сети не достигала максимума, соединение устанавливалось хорошо и скорость передачи информации была приличной. Во второй половине дня качество связи ухудшалось и приближалось к описанному при работе с ORC. Следует отметить, что до введения дешевых тарифов (22 сентября прошлого года) и в первое время после этого связь через "МТУ-Информ" не вызывала нареканий. Но приблизительно с третьей декады ноября (что, вполне возможно, связано с резким увеличением числа пользователей) ее качество заметно снизилось.

Таблица 1. Тарифы на доступ в Internet, долл.

Статья расхода"Элвис-Телеком"*ORC"МТУ-Информ"
Регистрация15--
Абонентская плата, у. е.14,4 (включая 10 часов работы)--
Стоимость 1 часа работы, у. е.1,25 (8.30-2.30); 0,5 (2.30-8.30)1,5 - 1,0**0,9*** (10.30-2.00);0,45*** (2.00-10.30)
Поддержка почтового ящика, у. е.12Б/пБ/п
Примечания.
*С 5 января плата за регистрацию отменена;
** тариф меняется в зависимости от предоплаченного времени: 1,5 у. е./ч - до 20 ч, 1,25 у. е./ч - более 20 ч и 1,0 у. е./ч - свыше 50 ч работы;
*** для юридических лиц цена возрастает на 20%;
Б/п - бесплатно

Таблица 2. Результаты независимого тестирования услуг московских Internet-провайдеров

ПровайдерТарифыКачество связиТехническая поддержкаИтоговая оценка
"Элвис-Телеком"3,55,03,011,5
ORC4,53,05,012,5
"МТУ-Информ"5,03,754,012,75
Примечание. Оценки выставлялись по 5-балльной шкале.

Техническая поддержка

Техническая поддержка выражается в помощи, которая оказывается пользователю при возникновении "неразрешимых" вопросов. Здесь результаты оказались обратно пропорциональными качеству связи.

Наиболее внимательны к своим клиентам сотрудники ORC. Если пользователь неопытный, с ним "про-йдут" настройку программ от начала до конца, постараются ответить на все вопросы, помогут избежать затруднений при получении электронной почты, которые возникают из-за нестабильной связи.

"МТУ-Информ" указывает единственный телефон технической поддержки, который постоянно занят. Если же удается дозвониться, можно получить такой ответ: "Вы не полностью скачали программы настройки или невнимательно их прочитали". Повезло лишь однажды: сотрудник "МТУ-Информ" Ренат Хасанов дал все необходимые рекомендации и свой служебный телефон, чтобы в случае необходимости связаться с ним снова. Это вызвало у автора чувство признательности и лишний раз доказало, как важен в любом деле человеческий фактор.

"Элвис-Телеком" уделяет своим клиентам еще меньше внимания. При звонке по номеру телефона, который указан в проспектах фирмы, их отправляют на другой телефон. Там же заявляют: для пользователей Internet-карт консультации не предусмотрены, поскольку начинающий должен был купить дискету с программой настройки (можно подумать, что наличие такой дискеты гарантирует отсутствие вопросов), а более опытный в состоянии разобраться самостоятельно. После этого автор повнимательнее обследовал пластиковую Internet-карту и обнаружил на ней следующую фразу: "Если у Вас возникнут вопросы, звоните..." (далее указан номер телефона, по которому надо выпрашивать консультацию).

Итоговые оценки трех фирм оказались близки (табл. 2), так как недостатки, связанные с одним из показателей, в какой-то мере компенсировались достоинствами Internet-провайдера по другому критерию. Методики подключения у разных компаний приблизительно одинаковы, а легкость или сложность подключения зависит от подготовки пользователя. Для "чайника" этот фактор полностью зависит от качества технической поддержки.

ИАЦ "Телекоммуникации" продолжит свои изыскания по выявлению наиболее оптимального Internet-провайдера для частного пользователя. Принимаются заявки на тестирование: тел. 541-6019, доб. 318; e-mail: telforum@dol.ru.

ОБ АВТОРЕ

Лиана Степанова — сотрудник ИАЦ "Телекоммуникации". С ней можно связаться по адресу telforum@dol.ru.