Компании «Межрегиональный Транзит-Телеком» (МТТ) и «Эрикссон Корпорация» в начале года завершили первый этап строительства транзитной сети мобильной связи России. В результате модернизированы три транзитных узла (ТУ) — в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре.

Основу узлов составляют коммутационные системы AXE-10 производства Ericsson, которые с помощью дополнительных программных модулей превращены в комбинированные транзитные коммутаторы (Combined Gateway, CGW). Последние предназначены для параллельного обеспечения роуминга абонентов сетей подвижной связи (СПС) федеральных стандартов NMT-450 и GSM, а также пропуска межсетевого трафика указанных СПС по кратчайшему пути. Как пояснил технический специалист АО «Эрикссон» Андрей Бушов, если, например, абонент самарской сети GSM позвонит по «межгороду» клиенту МТС (московский оператор сети GSM), а тот в это время будет находиться в Северной столице, то «умный» CGW установит речевое соединение не по маршруту Самара—Москва—Санкт-Петербург, а непосредственно со своим напарником в Петербурге.

Проблема в том, что из 58 операторов, подписавшихся на услуги данной компании, только 17 являются поставщиками сервиса в стандарте GSM. Остальные операторы представляют федеральную сеть «Сотел» (стандарт NMT-450) и уже сейчас пользуются услугами «разумного» соединения не только трех CGW, но еще стольких же ТУ МТТ в городах Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Новосибирск, которые планируется превратить в CGW в течение текущего года.

Генеральный директор МТТ и «Московской Сотовой Связи» (МСС) Вячеслав Гуркин считает, что никаких особых проблем с вовлечением операторов сетей GSM в сферу услуг МТТ не существует. Просто сети GSM стали появляться несколько раньше, чем получила развитие идея создания общероссийской транзитной сети для операторов подвижной связи, и требуется некоторое время, «чтобы привести все в порядок».

Член правления МТТ и директор по развитию МСС Александр Есиков предполагает: операторов сетей GSM несколько смущает тот факт, что им придется платить за услуги компании, совладельцами которой являются в основном операторы конкурирующего стандарта NMT-450. Вячеслав Афанасьев, исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетей GSM, полагает, что члены этой организации по ряду исторических причин более независимы друг от друга, чем их коллеги, работающие в стандартах NMT и AMPS, поэтому их просто невозможно построить и повести в светлое будущее всеобщего роуминга и «разумного» обмена трафиком.

Если операторы сетей GSM пока только рассматривают и обсуждают последствия сотрудничества с МТТ, то председатель Госкомсвязи Александр Крупнов выразил компании полную поддержку. «Мы считаем, — заявил он, — что если такая сеть создана, ее нужно использовать на 100 процентов. И не надо каждому прокладывать свои собственные оптические линии от Москвы до Хабаровска. Моя задача — внести исправления в нашу Генеральную схему и сказать, что все вопросы развития сетей, в том числе ведомственных, должны базироваться на том фундаменте, который сегодня был представлен. Я считаю, что это огромная экономия ресурсов и огромная возможность для развития новых услуг».

По-видимому, под фундаментом г-н Крупнов подразумевал все-таки первичную сеть «Ростелекома», каналы которой, преимущественно, и стали основой сети МТТ. Безоговорочную поддержку проекта МТТ можно также расценить как призыв активнее пользоваться каналами «Ростелекома», степень задействованности которых, по сведениям председателя Госкомсвязи, составляет 3—4% (об этом было заявлено на январской расширенной коллегии Госкомсвязи). В последнее время Александр Крупнов в целях более оптимального использования уже существующих каналов связи, технических сооружений и человеческих ресурсов призывает к созданию структур, чем-то напоминающих колхозы. Руководить этими «колхозами» будут «самые признанные» операторы, а на роль простых колхозников выдвигаются «менее признанные» поставщики услуг связи, операторы присоединенных и ведомственных сетей.

Наверное, не найдется ни одного разумного человека, который выступит против оптимизации. Только вот какими методами ее проводить! Опыт коллективизации и жесткого централизованного руководства наша страна уже получила в период с 1929 по 1985 гг. Надо ли второй раз наступать на грабли? Например, судя по словам представителей «Эрикссон» и МТТ, транзитная сеть сможет предложить полезные услуги, включая сервис интеллектуальных сетей, операторам не только мобильных сетей (включая АМРS), но и цифровых сетей с интеграцией услуг (ISDN). Всем известна проблема с обменом междугородним ISDN-трафиком в нашей стране. При этом, по утверждению Андрея Бушова, введенные в строй CGW могут выдерживать нагрузку до 5 тыс. Эрл и обслуживать до 300 тыс. абонентов. Один лишь Самарский узел способен поддерживать 112 каналов Е1, т.е. 3360 цифровых телефонных каналов, и, как утверждает заместитель генерального директора МТТ Николай Псурцев, уже сейчас на участках Москва—Самара и Москва—Ростов задействуются 600—800 таких каналов. Короче говоря, если МТТ предложит приемлемые тарифы и качество, то клиенты не заставят себя ждать и насильственная коллективизация а-ля 1929 год не потребуется.