Hewlett-Packard и Cisco предлагают платформу для точного учета использованных ресурсов Internet.
Чаще всего пользователи оплачивают доступ ко Всемирной сети по фиксированным, заранее установленным ценам. Провайдеры Internet обычно учитывают только время подключения, реже - трафик, но совершенно не принимают во внимание, какими сервисами пользуется абонент. Дело в том, что режим пакетной передачи информации, который поддерживает Internet Protocol (IP), не слишком подходит для учета использованных ресурсов и формирования соответствующих входных данных для биллинговых систем.
Однако жизнь диктует свои требования. Технологии Internet развиваются не по дням а по часам, появляются все новые и новые сервисы.
Наиболее яркий пример - IP-телефония, которая сейчас пользуется огромным успехом, так как позволяет передавать через Internet речевую и факсимильную информации гораздо дешевле, чем по международным телефонным линиям. Растет популярность и таких услуг, как динамическое выделение ресурсов, маршрутизация с учетом времени суток и стоимости линий связи, Web-хостинг, видеоконференцсвязь, совместная работа трудовых коллективов, распространение ПО, аренда приложений и обслуживание с учетом качества. Для того чтобы эти виды сервиса приносили провайдерам доход, необходимы гибкие биллинговые системы, способные формировать счета на основе различных показателей - объема переданной информации, использованных ширины полосы и приложения, времени суток, качества обслуживания и др.
Даешь новые биллинговые системы
Спрос рождает предложение. В прошлом году поставщики аппаратного и программного обеспечения приступили к созданию таких систем. Конечно, им приходится преодолевать немало препятствий, главное из которых - сложность получения нужной информации от маршрутизаторов и коммутаторов, ее согласования с данными, на основе которых формируются счета пользователей.
Необходимо отслеживать количество переданных пакетов, подсчитывать биты и байты информации, регистрировать IP-адреса отправителя и получателя данных. Проблему усугубляют распределенная архитектура Internet и отсутствие централизованных средств управления.
Кроме того, требуется учитывать обмен данными между несовместимыми программными системами, которые установлены на маршрутизаторах, коммутаторах, серверах, шлюзах, защитном оборудовании, а также составляют основу биллинговых систем и баз данных. Эти программы, как правило, основаны на запатентованных технологиях и не поддерживают открытых стандартов, поэтому получать от них информацию очень трудно.
Однако все перечисленные проблемы не остановили разработчиков. Весной прошлого года компании Hewlett-Packard и Cisco представили новую платформу сетевого мониторинга Internet Usage Platform - интегрированную программно-аппаратную систему, которая собирает, объединяет и коррелирует информацию об использованных сетевых ресурсах и выводит ее в открытом формате. Провайдеры Internet и операторы связи могут использовать эти сведения в своих биллинговых системах, учитывать их при управлении пропускной способностью, анализе потребностей абонентов. Рассмотрим более подробно состав и возможности указанной платформы.
HP и Cisco приходят на помощь
Основу Internet Usage Platform составляют технологии Smart Internet Usage компании HP и NetFlow фирмы Cisco (рис. 1). Межсетевая операционная система NetFlow играет роль коммутирующего механизма, с помощью которого маршрутизаторы Cisco выполняют коммутацию пакетов на сетевом уровне и сетевые функции, обеспечивающие защиту, качество обслуживания и учет трафика.
Информация, передаваемая от исходного узла к целевому, имеет вид однонаправленного потока пакетов, который уникальным образом идентифицируется следующими полями: IP-адреса источника и приемника, номера портов источника и приемника, типы используемых протоколов и служб, входной интерфейс.
Согласно традиционной схеме сетевой коммутации входные пакеты обрабатываются независимо друг от друга, причем к каждому пакету применяются отдельные сетевые процедуры защиты, обслуживания и измерения трафика. В системе NetFlow используется другой метод, значительно ускоряющий процесс обработки пакетов. Указанные сетевые процедуры применяются только к первому пакету входного потока. На основе полученной от него информации в кэше NetFlow создается соответствующая запись, а остальные пакеты обрабатываются как единое задание, причем коммутация, обслуживание и сбор информации осуществляются параллельно. В результате удается эффективно решать две задачи:
- сбора подробных сведений о трафике почти без снижения производительности маршрутизаторов;
- обработки списков прав доступа для служб фильтрации пакетов и защиты информации.
Новаторский подход состоит в следующем. В отличие от большинства систем учета IP-ресурсов, которые значительно снижают производительность маршрутизаторов, NetFlow выполняет операции хранения и обновления информации в своем кэше как составные части процесса коммутации. Кроме того, в одном потоке только первый пакет проверяется по списку прав доступа, а все последующие коммутируются без проверки. На рис. 2 представлен процесс коммутации в системе NetFlow, которая формирует сведения о потоках в формате FDR (Flow Data Record), группирует их вместе с UDP-дейтаграммами и передает результат на выход. Следует отметить, что для системы NetFlow не требуется специального оборудования, так как она устанавливается на существующих маршрутизаторах Cisco 7000 и коммутаторах Catalyst 5000. Однако для сбора данных необходим дополнительный программный модуль NetFlow Data Collector (версия для HP-UX стоит 3 тыс. долл.).
IDR-данные и являются результатом работы Internet Usage Platform. Они содержат подробные метрические сведения и, следовательно, являются удобной основой для учета использованных ресурсов. Их можно подавать на вход пользовательских биллинговых систем, программ анализа поведения абонентов и приложений, извлекающих сведения из информационных массивов (data mining). Подключив к Smart Internet Usage биллинговую систему, настроенную на поддержку IDR (для этого достаточно внести изменения только во внешний интерфейс), провайдеры Internet и операторы связи получают возможность формирования счетов абонентов и рекламодателей на основе конкретных показателей, а также проведения расчетов с другими операторами за транзитный трафик.
Российское отделение HP старается привлечь внимание потенциальных заказчиков к новой платформе. По словам менеджера HP по продажам Глеба Мишина, в московском офисе создается демонстрационный стенд (он должен быть готов в июне), который позволит провайдерам Internet и операторам связи проверить Internet Usage Platform в действии. Если они захотят установить эту платформу, то получат помощь со стороны российского отделения HP.
Уже существуют биллинговые системы, поддерживающие формат IDR. Например, компания "Петер-Сервис" настроила свою информационно-биллинговую систему (ИБС) на работу с IDR-данными. Данная система имеет сертификат соответствия "Госкомсвязи" (см.: Сети, 1998, № 5, с. 86).
Решения на базе Internet Usage Platform
В настоящее время Cisco и HP предлагают два готовых решения на базе Internet Usage Platform.
Биллинговая система Internet Usage Billing помимо перечисленных компонентов включает в себя программу регистрации, администрирования и подготовки счетов Infranet компании Portal, интегрированную с Internet Usage Platform. С ее помощью провайдеры Internet и операторы связи могут формировать тарифные планы для любых типов услуг, таких как платный и бесплатный доступ к Internet, хранение почтовых сообщений, Web-хостинг и т. д. Аппаратно-программное решение Internet Usage Billing уже поступило в продажу в разных странах (включая Россию) по цене от 90 до 150 тыс. долл. (в зависимости от используемой операционной системы - Windows NT или Unix).
Служба Professional Services компании HP поставляет заказчику решение Smart Internet Usage, состоящее из Internet Usage Platform, дополнительных программных компонентов, базовых средств разработки, инструментов и методик, которые необходимы для интеграции IDR-данных с информацией, поступающей из систем провайдера. В результате последний получает аналитическую систему, настроенную под его конкретные задачи. В России это решение внедряет отделение HP, занятое обслуживанием и поддержкой сетей (NSSO).
Выигрывают все
Платформа Internet Usage Platform появилась весьма своевременно. Число пользователей Internet увеличивается с каждым часом, при этом выбор услуг, предоставляемых провайдерами, практически не меняется. Для обеспечения качественных изменений Сети необходимы денежные средства, получить которые можно с помощью более развитых биллинговых систем. Такие системы позволят провайдерам Internet реализовать новые услуги и тем самым повысить свою конкурентоспособность, пользователи же получат доступ к службам, потребность в которых давно назрела.