Лихорадочный, но тщетный поиск кнопки "unsend" ("не посылать") повергает героев в шок. А действительно, нужна ли функция отмены посланного сообщения в почтовых программах? Бурные дискуссии по этому поводу все не утихают.

Некоторые системы электронной почты - например, Novell GroupWise и Microsоft Outlook - позволяют не посылать или отменять сообщение. Однако это возможно лишь в том случае, если адресат работает с отправителем в одной компании, имеет дело с той же самой почтовой системой и еще не успел прочитать сообщение.

Представители компании Novell называют функцию отмены посланного сообщения "спасительной" и настаивают на ее крайней необходимости. Другой лидер рынка, фирма Lotus, не обеспечивает поддержки такой возможности в системе Notes. Из проведенного Lotus опроса следует, что большинство пользователей в списке своих требований к почтовой службе ставит эту функцию на последнее место или даже считает ее очередным источником головной боли для сетевого администратора.

За различными подходами производителей и пользователей к данной проблеме скрывается непростой вопрос: в какой момент право собственности на электронное послание переходит от отправителя к получателю? "Последние десять лет мы постоянно обсуждаем эту проблему между собой и советуемся со своими клиентами, - рассказывает Джон Гейли, отвечающий в Novell за системы совместной работы. - В результате мы пришли к следующему выводу: если я отправляю вам сообщение, то оно принадлежит мне до тех пор, пока вы не открыли его или не получили доступ к нему каким-либо иным способом. Как только это произошло, электронное послание становится вашим, и я не имею права уничтожить или отменить его".

Утверждение г-на Гейли не лишено смысла, однако вообразите себе такое развитие сюжета. Вы открываете свой почтовый ящик и видите десять только что доставленных писем. Только вы собрались открыть одно из них - раз, и письмо исчезло с экрана.

И если кому-то данная функция кажется "спасительной", то некоторые, безусловно, сочтут ее способной "поколебать доверие". Более того, в наши дни совсем не редки случаи, когда из-за электронной почты дело доходит до суда, поэтому найдется немало желающих злоупотребить таким средством. Во всяком случае, именно с этой точки зрения смотрит на проблему Lotus и ряд других разработчиков в области информационных технологий.

Защитники функции отмены электронных сообщений видят в ней больше преимуществ, чем скрытых ловушек. Они считают ее незаменимым средством, например, в тех случаях, когда по невнимательности были отправлены некие "деликатные" либо неполные сведения или необходимо изменить время назначенной встречи.

Тревис Беркли, отвечающий за службы поддержки локальных сетей в университете шт. Канзас, ратует за использование функции отмены в системе GroupWise. "Она не позволит вам попасть в глупое положение, если в ваше сообщение войдет непроверенная информация или слишком поздно обнаруженная ошибка. Избалованные GroupWise пользователи даже спрашивают меня, как выполнить отмену в Internet. И очень расстраиваются, узнав, что пока это невозможно", - подчеркивает Беркли.

А вот другой взгляд. Крис Миллер, старший системный администратор Catalyst Solutions Group, работает с Lotus Notes ежедневно. По его словам, он благодарит бога за то, что средство отмены не вошло в последние версии Notes 5.0 и Domino 5.0. Миллер предвидит, что эта функция, помимо новых забот для него самого, способна породить у пользователей корпоративной системы электронной почты неправильные представления о том, что и кому в ней принадлежит.

"Сообщение не является вашей собственностью, если оно размещено на какой-либо из машин компании, в ее локальной сети или на сервере, - отмечает Миллер. - Даже предварительные сообщения (drafts) пользователей разрешено читать, а сейчас компании ратуют за возможность открывать любой почтовый файл служащего всякий раз, когда они сочтут это необходимым". Все доводы, убеждающие в полезности функции отмены, не кажутся Миллеру убедительными: "Если вы что-то упустили, пошлите дополнительное сообщение". В компании Lotus убеждены, что точка зрения Миллера характерна для подавляющего большинства ее клиентов.

"Функция отмены - это палка о двух концах", - считает Ланс Шоу, менеджер по продуктам Notes. Он утверждает, что возможности тиражирования и поддержки мобильных пользователей, реализованные в Notes и Domino, не позволяют стопроцентно гарантировать, что сообщение, посланное большому числу адресатов, будет отменено для всех них. "А если мы не можем гарантировать полной отмены, то эта функция бесполезна", - добавляет Шоу.

Джим Сантьяго, вице-президент по информационным службам компании AEW Capital Management, изучает систему GroupWise и имеет небольшой опыт работы с Notes. По его мнению, "Notes похожа на обычную американскую почту: сообщение исчезает из вашего поля зрения, как только вы его отправили. GroupWise, напротив, дает возможность "забрать" послание обратно. Однако факт остается фактом: если ваш адресат не покинул своего рабочего места, то, скорее всего, сообщение будет прочитано прежде, чем вы успеете его удалить".

Сантьяго доволен тем, что функция отмены позволяет ему вносить изменения в свое расписание. Что же касается прав собственности, то эта возможность разрушает сложившийся стереотип, в соответствии с которым электронными посланиями владеет компания, а не ее служащие.


Отмена сообщения в GroupWise

1. Если необходимо отменить сообщение, отправитель выделяет его в своем почтовом ящике исходящих сообщений и удаляет. При этом он получает запрос, откуда удалять сообщение - из ящика исходящих или входящих сообщений получателя или из обоих одновременно.

2. Сервер GroupWise пересылает по почтовому адресу службы GroupWise отправителя сообщение об отмене, содержащее ссылку на отменяемое электронное послание. Почтовая служба отправителя находит нужное сообщение и, если оно еще не было прочитано, удаляет его из почтового ящика.

3. В почтовый ящик отправителя посылается статусное сообщение о выполненном удалении, которое содержит информацию, доступную на странице свойств исходного сообщения.