Темами Форума стали сети абонентского доступа и управление мультисервисными сетями, Internet-порталы и русскоязычные ресурсы в Сети, электронные платежи и коммерция, инвестиции в российские Internet-проекты, проблемы информационной безопасности, банковские услуги и туризм, реклама и маркетинг, возможности малого и среднего бизнеса, новый облик средств массовой информации во Всемирной Сети... Так и хочется поставить здесь точку, избрав жанр оперативного новостного сообщения. И все же требуется небольшой комментарий.
Как всегда, на РИФ'е можно было обсудить с коллегами насущные проблемы бизнеса и ознакомиться с предложениями для Internet-провайдеров по расширению их сервиса за счет дополнительных услуг. "Автобанк" демонстрировал решения для банковского обслуживания клиентов на дому или на рабочем месте. Заполнив купон, участник Форума будет получать этот сервис бесплатно в течение полугода |
Председатель правления РОЦИТ и главный лоцман Форума Андрей Зотов всегда спокоен и уверен в себе. Это не первый и не последний РИФ в его жизни |
Встреча старых друзей. Полтора года тому назад Андрей Зеленов (слева) и Сергей Вадов (справа) вместе начинали продвижение кабельных модемов Bay Networks в российскую часть Internet. После перехода Андрея в Lucent время на то, чтобы вспомнить былое, можно выкроить только на подобных мероприятиях |
Internet без поисковой системы и средств доступа - это все равно, что CompTek без Аркадия Воложа (слева) |
Инженер-конструктор КБ "Кроникс" Сергей Кутейников объясняет, как передать 4-мегабитный поток по двум каналам Е1 |
Милые барышни-телеграфистки средней полосы России! Не верьте этой улыбке. Координатор Internet-проектов Центрального телеграфа Александр Милицкий хочет лишить вас покоя и заставить оказывать Internet-услуги. Что это такое? Ну, что-то среднее между сексом по телефону и клубом кинопутешественников |
Ох уж эти интернетчики! Казалось бы, вывезли их в дом отдыха - сиди в баре, парься в сауне, сбрось лишний вес в тренажерном зале, наконец, просто поброди по сосновому бору: ан нет, они и здесь -за компьютер |
С одной стороны, РИФ '99, пусть и косвенно, продемонстрировал достаточно прочные позиции отечественного сегмента Всемирной сети: по числу участников и спонсоров, количеству своих секций он превзошел событие годичной давности. С другой, те, кто рассчитывали стать участниками серьезного обсуждения накопившихся проблем, уехали, по сути дела, ни с чем.
Как сказался кризис на Internet-провайдерах? Каким образом (качественно и количественно) изменилась абонентская база? Как компании преодолевают кризис, какие схемы оказались наиболее эффективными, насколько близко сниженные тарифы на услуги приблизились к их себестоимости? Каковы, с учетом кризисных потрясений, рыночные перспективы внедрения в России высокоскоростных технологий доступа? Каких изменений в расстановке сил можно ожидать в среднесрочной перспективе? Наметилась ли положительная динамика в вопросах государственного регулирования отрасли (там, где такого регулирования не избежать)? Список вопросов, на которые так и не были получены ответы, можно продолжать еще долго.
Если судить по тому, что успели услышать автор и его коллеги (в одиночку посетить шесть параллельных секций, увы, не удается), большая часть накопившихся проблем осталась как бы за кадром. Многообещающие темы докладов зачастую имели мало общего с их содержанием (только один пример: на секции "Инвестиции в Российские Internet-проекты" анализ инвестиций попросту не проводился). Впрочем, заслуживает упоминания доклад о законодательных аспектах Internet-телефонии (Аркадий Волож, CompTek International) - по всем техническим признакам последняя должна быть отнесена к категории телематических, а не телефонных сервисов.
Заметное место на РИФ '99 заняло обсуждение электронной коммерции и банковских услуг в Internet (несколько пленарных докладов и три вечерние секции). Год назад реализация первых проектов в этой области только начиналась. На сей раз помимо банков "Платина" и "Таврический", которые рассказывали о своих проектах ранее, данное направление было представлено Атлантбанком и такими крупными кредитными организациями, как Автобанк и Гута-банк. По словам Андрея Бурдинского, заместителя начальника Управления информации и рекламы Автобанка, в современных условиях инвестиции в системы типа "Домашний банк" нацелены на отдаленное будущее. Тем не менее, согласно информации Павла Черкашина (Actis Systems), за прошедший год в России в несколько раз увеличился спрос на решения в области электронной коммерции. Возможно, причинами этого стали не только стремление компаний сократить издержки, но и рост российской части "населения" Всемирной сети: по данным фирмы "Комкон-2", она уже достигла 1,3 млн человек.
Приведенные нами примеры докладов с элементами аналитики, относящихся к отдельным прикладным аспектам, скорее, являются исключениями, лишь подтверждающими правило. Где же выход?
Вопрос о содержательной стороне и общей направленности Форума возникает не впервые (он звучал еще год назад, в ходе заключительной дискуссии по итогам РИФ '98). Если его аудиторию составляют преимущественно существующие и потенциальные потребители Internet-услуг, то тематика мероприятия, безусловно, должна быть ориентирована на представление отдельных продуктов или законченных решений. Если же РИФ собирает представителей компаний, для которых Internet является средой ведения бизнеса, доминировать могло бы обсуждение внутренних проблем отрасли. Совместить эти две плоскости вряд ли удастся.
Подъем, который явственно ощущался на компьютерном и телекоммуникационном рынке в начале прошлого года, позволил председателю правления РОЦИТ Андрею Зотову предложить на РИФ '98 идею разделения Форума на два мероприятия. Разразившийся кризис перечеркнул эти планы. Может быть, им суждено реализоваться в будущем?