За счет чего пакетная телефония (и Internet-телефония в частности) получила такое бурное развитие в США? Дело в том, что в этой стране, как и в большинстве так называемых цивилизованных государств, за пропуск трафика дальней связи платит не местное (региональное) предприятие электросвязи, а оператор дальней связи. Другими словами, за каждую минуту межзонового, междугороднего или международного разговора оператор дальней связи типа AT&T или MCI Worldcom должен отдать 4-6 центов той местной телефонной компании, чей абонент инициировал соответствующий вызов. Если же оператор дальней связи организовал узел доступа в Internet на местной АТС и направляет дальний звонок не по сети с коммутацией каналов, а по Internet, то местной телефонной компании платить не надо, поскольку ее коммутационные ресурсы не задействовались для поддержки дальней связи. В выигрыше оказываются как пользователь (дальний звонок обходится ему дешевле как минимум на указанные 4-6 центов), так и оператор дальней связи (его доход увеличивается, поскольку по более дешевым тарифам звонят чаще и говорят дольше).
А как же местная электросвязь? Она остается внакладе? Отнюдь. Дело в том, что в США многие операторы местной телефонной связи обслуживают абонентов в различных зонах. Они по-прежнему не имеют права предоставлять услуги дальней связи (т. е. самостоятельно обслуживать межзоновые, междугородние и международные звонки), поскольку не доказали, что полностью открыли соответствующий рынок для свободной конкуренции. Другими словами, если абонент Bell Atlantic в Нью-Йорке звонит другому абоненту той же Bell Atlantic в Вашингтоне, то местному оператору перепадает всего 4-6 центов/мин, а гораздо большие деньги идут оператору дальней связи. Читатель уже догадался, что делает местный оператор. Он пропускает трафик не через коммутируемую телефонную сеть дальней связи, а через Internet (в США и других цивилизованных странах нет ни одного крупного оператора местной связи, не предоставляющего одновременно услуги доступа в Internet). При этом, естественно, берет с клиента меньше, чем за обычный дальний звонок, но больше, чем пресловутые 4-6 центов/мин. Опять же и абонент доволен, и местной электросвязи кое-что перепадает.
Естественно, я привел только простейшие схемы. Существуют и более сложные, но они предполагают, что звонок на узел поставщика услуг Internet осуществляется бесплатно. Однако недолго музыка играла... ФКС решила, что Internet-трафик является "по своей природе межштатным", т. е. выходит за границы местной связи. Это может привести к введению повременной оплаты за звонки на узел провайдера Internet-телефонии, и тогда, считают некоторые американские эксперты, они перестанут быть выгодными для пользователя, а следовательно, развитие Internet-телефонии в США затормозится. "Я надеюсь, - заявил Том Дженкинс из исследовательской компании TeleChoice, - что расходы на телефонную связь не увеличатся настолько, что люди начнут пользоваться Internet только на работе".
Обсуждения проблем Internet-телефонии в нашей стране, в том числе проводящиеся в рамках АДЭ, подспудно подталкивают их участников к мысли, что существующая система взаимоотношений операторов сетей связи требует изменений. В этой связи хотелось бы высказать крамольную мысль. Если система взаиморасчетов между операторами дальней и местной связи будет приведена в соответствие с практикой, существующей в цивилизованных странах, то, может быть, России удастся решить не только основные проблемы Internet-телефонии, но и, в какой-то степени, проблемы развития местных сетей связи. Когда оператор дальней связи (на сегодняшний день таковым официально является только "Ростелеком") начнет платить за доступ к своим клиентам, то будут убиты по крайней мере два зайца.
Во-первых, региональные "Электросвязи" станут получать деньги на свое развитие не в виде подачек из центра, а как плату за оказываемые услуги. Сразу в направлении междугороднего и международного трафика по каналам "Ростелекома" окажутся заинтересованными не только Госкомсвязи, но и все региональные телефонные компании (больше направил - больше получил).
Во-вторых, у "Ростелекома" резко проявится интерес к Internet-телефонии, поскольку чем больше трафика он направит по своим Internet-магистралям, тем меньше честно заработанных денег придется отдавать местным коллегам по телефонному бизнесу.
Знающие люди скажут, что воплотить мое предложение в жизнь нереально. "Ростелеком", по сути, может лишь строить и обслуживать каналы связи, а изо всех возможных услуг с трудом осваивает сервис предоставления выделенных каналов и доступа во Всемирную сеть. Пока это действительно так, однако начиная с 1997 г. компания пытается стать еще и поставщиком услуг связи. Причем продвигается в данном направлении хотя и очень медленными темпами, но используя достаточно современные методы.
Если "Ростелеком" вслед за ММТ приобретет все остальные структуры, владеющие АМТС, то российская телефонная отрасль сможет спокойно перейти к схеме взаимоотношений между операторами дальней и местной связи, утвердившейся в цивилизованных странах. Причем для проведения соответствующей транзакции значительных средств не потребуется. Как известно, многие "Электросвязи" здорово задолжали "Ростелекому" - их АМТС можно просто отобрать за долги. В других (благополучных, но редких) случаях применим механизм обмена акций.
Поскольку связь в России является регулируемой областью, последнее слово остается за Госкомсвязи. Мне трудно представить, как на одной из очередных коллегий этого органа выходит на трибуну глава "Ростелекома" Олег Белов и вместо того, чтобы рассказывать об убытках, которые его уважаемая компания несет в результате неплатежей, вдруг заявляет: "Хватит, надоело выбивать долги, а затем платить оброк государству. "Ростелеком" способен сам зарабатывать деньги и оплачивать услуги тех, кто хочет получать не подачки, а плату за труд".