покупки на момент июньского официального анонса составляла 9,1 млрд долл.), а главное, по воздействию на расстановку рыночных сил эта сделка в то время не имела себе равных.

В обновленном облике Питеру

Джорджу теперь предстоит

возглавлять деятельность

подразделения Nortel Networks

Enterprise Solutions в регионе

EMEA
Покупка Bay Networks сразу разрушила традиционные представления о наличии четырех ведущих поставщиков сетевых аппаратных средств, на продукцию которых в первую очередь стоит обратить внимание корпоративным заказчикам сетевого оборудования. И хотя последующие крупные сделки - Lucent/Ascend и GEC/FORE Systems - обошли стороной членов прежней "Большой четверки", рассуждения о том, что Cabletron, а то и 3Com могут вскоре найти себе пристанище в рамках гораздо более крупной телекоммуникационной компании, перестали звучать как нечто отвлеченное.

Покупка Bay Networks недвусмысленно дала понять, что в самое ближайшее время тон в сетевой индустрии будут задавать производители, обороты которых (а следовательно, и ресурсы, имеющиеся для разработки, производства и маркетинга новых решений) в среднем на порядок выше тех, что составляли предмет гордости вчерашних хозяев положения.

Покупка Bay Networks стала свидетельством того, что конвергенция разнородных технологий, о которой продолжают твердить аналитики и профессиональная пресса, окончательно перешла в практическую плоскость.

Наконец, прошлогоднее приобретение заметно обогатило портфель самой Nortel, открыв ей путь для решительного прорыва в области объединения технологий передачи разных видов трафика в гетерогенных средах. Этот рывок не заставил себя долго ждать1.

Объединяя все и вся

Концепция объединенных сетей (Unified Networks) активно продвигается Nortel с осени прошлого года. Существенный шаг в направлении их реализации был сделан в мае 1999 г., когда компания обнародовала детальную стратегию разработки решений для управления объединенными сетями и представила соответствующие ей продукты.

Надо заметить, что понятие "объединенные сети" в самой Nortel трактуют максимально широко. Речь идет не только о передаче по сети разных видов трафика (данные, голос, видео), но и об интеграции в единую инфраструктуру сетей различных типов и масштабов.

В практическом плане построение объединенных сетей предполагает конвергенцию технологий на разных уровнях модели OSI -- от физического до прикладного. На нижнем, инфраструктурном уровне этой иерархии речь идет о конвергенции корпоративных (кампусных) и глобальных сетей передачи данных, учрежденческих телефонных систем и сетей доступа. На верхнем -- о достижении максимальной интеграции различных приложений: универсальных систем обработки сообщений, программ обслуживания вызовов, средств обработки видео, коммуникационного ПО, Web-приложений и т.д.

Комплексную программу разработки решений для объединенных сетей Nortel разделила на три этапа и намерена завершить ее выполнение к середине 2000 г. Сюда относится проведение широкого спектра работ по интеграции различных технологий, создание новых видов сетевого и телекоммуникационного оборудования, совершенствование уже выпускаемых продуктов (см. таблицу).

Однако, как справедливо заметил Стефен Эллиот, один из аналитиков исследовательской компании Gartner Group, развертывание новых сервисов в объединенных сетях лишено всякого смысла, если в них отсутствует инструментарий для полноценного администрирования. Вот почему именно средства управления заняли важнейшее место в практической реализации корпорацией Nortel концепции объединенных сетей.

Управление объединенными сетями

Интеграция кампусных сетей передачи данных, учрежденческих телефонных систем и каналов доступа, с одной стороны, корпоративных и операторских сетей, с другой, требует соответствующей трансформации средств администрирования. Сегодняшние усилия Nortel Networks направлены на переход от процедур управления отдельными элементами к администрированию мультисервисной сетевой среды, трактуемой в качестве единой системы (Unified Management).

Фактически эта задача разбивается на три части:
  • собственно сетевое управление, которое предполагает управление производительностью, планирование мероприятий, направленных на модернизацию и расширение сети, анализ трафика, выявление и устранение сбоев, генерацию отчетов и пр.;
  • администрирование на основе правил (policy management), подразумевающее управление пропускной способностью и средствами защиты данных, объединение сетевых каталогов, контроль за качеством сервиса (QoS), управление IP-адресами и динамическое изменение конфигурации сети;
  • управление уровнем сервиса (Service Level Management, SLM), нацеленное на предоставление сетевым приложениям определенных сервисов, учет использования ресурсов и мониторинг на уровне сетевых услуг.

Сетевое администрирование. Ключевая роль в решении перечисленных задач отводится семейству продуктов Optivity, доставшихся Nortel в наследство от Bay Networks. В течение последних месяцев Nortel активно продвигает нескольких представителей этого семейства: Optivity Analysis (мониторинг корпоративной сети и работы активных устройств), Optivity Management Instrumentation (контроль за временем отклика, использованием полосы пропускания и надежностью работы сети в соответствии со стандартами RMON, RMON2 и SMON), Optivity Planning (сбор сетевой статистики и генерация отчетов), Optivity SLM (измерение характеристик сервисов, предоставляемых отдельным приложениям или пользователям). Перечисленные приложения являются как бы надстройкой над базовой частью данного семейства -- Optivity Network Management System (NMS).

В июне Nortel приступила к поставкам новой версии этого ПО -- NMS 9.0. Несмотря на внушительный порядковый номер, производитель особо подчеркивает, что пользователям предлагается полностью переработанный продукт, который адресован и корпоративным заказчикам, и операторам глобальных сетей. Согласно заявлению Nortel, появление девятой версии впервые позволит реализовать комплексный системный подход к сетевому администрированию.

Версия NMS 9.0 не привязана к какой-либо аппаратной платформе, а потому может функционировать как самостоятельно, так и под управлением ПО Network Node Manager фирмы Hewlett-Packard или Tivoli Enterprise корпорации IBM. В ней последовательно реализована концепция клиент/сервер, что открывает доступ к нескольким серверам NMS 9.0 с любой клиентской станции. Мгновенное обнаружение только что подключенных устройств обеспечивает инструментарий Optivity Integration Toolkit, а одинаковость интерфейса в различных операционных средах (Windows 95/98/NT и Solaris) -- активное применение Web-технологий и Java-приложений. Отметим еще тесную интеграцию NMS 9.0 с упомянутым выше ПО Optivity SLM, а также появление в ее составе новых приложений -- InfoCenter (визуализация всей сети и запуск других управляющих приложений с единой консоли), OmniView (сбор статистических данных, генерация сложных отчетов и др.; в общей сложности здесь объединено шесть ранее раздельных программ) и Path Trace (контроль за состоянием соединений между узлами сети).

Кроме того, в мае фирма представила две другие разработки, соответствующие первому этапу реализации стратегии Unified Management. Как явствует из самого названия, приложение Optivity VPN Manager 1.0 предназначено для централизованного управления виртуальными частными сетями. Инсталлируемое в качестве составной части программы NETconfigurator 2.0, оно распространяет возможности уже существующего ПО Optivity Network Configuration System (NCS) на сервисы VPN-сетей, построенных на базе различных коммутаторов серии Contivity Extranet Switches2. Семейство зондов WEB PocketProbe пополнилось устройством 6.1, которое позволяет реализовать управление производительностью сети и приложений, а также контроль сбоев на базе индустриальных стандартов дистанционного администрирования.

Заметим, что новые продукты Nortel Networks относятся к той группе задач, которая выше была обозначена как собственно сетевое администрирование, и разрабатывались на основе средств управления сетями передачи данных. Немаловажное значение компания придает использованию управляющих приложений других категорий. В частности, в организации полнофункционального управления объединенными сетями заметная роль отводится интеграции NMS с такими продуктами, как ПО Open Management System (OMS), предназначенное для управления коммутаторами Passport, и пакет Optivity Telephony Manager for Meridian, ориентированный на контроль за работой УПАТС Meridian 1 и коммутаторов Meridian SL-100.

Управление на основе правил. Как именно будут реализованы планы Nortel в этой области, пока неизвестно. Тем не менее компания уже предлагает продукт, который имеет к ней самое непосредственное отношение.

Программное обеспечение Optivity Policy Services 1.0 (OPS)3 преподносится как средство упреждающего администрирования (proactive management), которое распространяется на конфигурацию сети, полосу пропускания и назначение приоритетов трафику приложений. В состав пакета входят средство управления "стратегической" информацией (Policy Manager), серверы стратегий (Policy Servers) и средства управления ими, серверы приложений, сервер каталогов, использующий протокол LDAPv3, серверы DNS и DHCP.

Продукт поддерживает стандартные коды Differential Services (Diffserv), используемые для маркировки трафика на периферии сети, протокол COPS и интерфейс командной строки CLI. Это позволяет ему работать не только с оборудованием Nortel, но и с изделиями Cisco, на которых установлена операционная система IOS версии не ниже 11.0.3, а также с любыми сетевыми службами каталогов, соответствующими LDAPv3, включая NDS фирмы Novell, Active Directory корпорации Microsoft и Directory Server компании Netscape.

Заключение

На рынке продуктов и решений для объединенных сетей сегодня три основных "игрока" -- Cisco, Lucent и Nortel. По мнению многих аналитиков, позиции Nortel в этой тройке -- наиболее предпочтительные. В ее деятельности на учрежденческие средства телефонии приходится около 60%, а на оборудование сетей передачи данных -- около 40% оборота. Первая категория продуктов в общем объеме продаж Cisco занимает не более 1--2%, а в структуре доходов Lucent наблюдается перекос в другую сторону -- на телефонию приходится почти 95%. Мощный технологический задел в обеих названных областях, которым располагает сегодня Nortel Networks, дает этой фирме веские основания для выработки амбициозных стратегий развития.

Однако все в этом мире меняется. Крупнейшая сделка Lucent с фирмой Ascend может сбалансировать ассортимент продукции телекоммуникационного гиганта, а Cisco, не располагая опытом в области традиционной телефонии, уже который год по темпам роста обгоняет своих конкурентов.

Пользователям, которые не стоят перед необходимостью переходить на архитектуру объединенных сетей сию минуту, имеет смысл подождать годик, пока ситуация на бурлящем рынке не станет более определенной, а время не отберет самые достойные технологии. Да и трехэтапные планы Nortel по созданию решений для объединенных сетей к тому времени как раз будут реализованы.


1 Статья написана по материалам пресс-тура, который компания Nortel провела для европейских журналистов 28--30 апреля в Праге.

2 Напомним, что указанные коммутаторы позволяют реализовать услуги VPN двух типов: VPN-сервис в экстрасети и VPN-сервис в сети удаленного офиса. В обоих случаях в сети используется несколько взаимодействующих коммутаторов, находящихся на значительных расстояниях друг от друга.

3 Этот пакет, правда, без номера версии, был анонсирован еще фирмой Bay Networks 17 августа 1998 г.


Этапы движения к объединенным сетям

КомпонентЭтап I (1-ая пол. 1999 г.)Этап II (2-ая пол. 1999 г.)Этап III (1-я пол. 2000 г.)
Инфраструктура
Объединение кампусных и глобальных сетейИнтегрированные маршрутизирующие коммутаторыИнтегрированные решения для кампусных и глобальных сетейИнтегрированные решения для корпоративных, глобальных и телефонных сетей на базе WDM
Интеграция удаленных офисовОбъединение голоса и данныхИнтеграция маршрутизаторов с УПАТСБеспроводные удаленные офисы
Объединенные сети доступаСвязь с "надомными" сотрудниками по IPКоммутатор экстрасети с полноценными функциями маршрутизацииБеспроводный коммутатор экстрасети
Интеграция телефонных системПлата для IP-магистралиПлата для IP-соединенияКоммутатор для корпоративных, глобальных и телефонных сетей на базе WDM
Администрирование
Управление на базе правилЕдиные средства QoS, защиты данных и каталогов для кампусной/глобальной сетиСквозной контроль QoS, объединенные каталоги LDAPЕдиное управление голосом, данными и видео на базе правил
Сетевое управлениеИнтеграция коммутаторов Passport с устройствами других фирмУправление компонентами сетей передачи данных/телефонных системИнтегрированные управляемые сервисы
Управление сервисомУправление уровнями сервиса при передаче видео/данныхУправление уровнями сервиса при передаче видео, единый учет сетевых ресурсовЕдиное управление уровнями сервиса в корпоративной сети и сети оператора
Приложения
Обработка сообщенийСистема CallPilotЕдиная обработка голосовых, текстовых и факсимильных сообщений, средства преобразования текста в речьСредства преобразования речи в текст
Обслуживание клиентовЦентр обработки вызовов, поддерживающий Internet (обратный вызов - по ТфОП)Центр обработки вызовов, поддерживающий Internet (вызовы через Internet)Центр обработки мультимедиа-вызовов
Настольные приложения телефонииCTI, цифровые телефоны, связь с "надомными" сотрудниками по IP, шлюзы H.323Телефонные аппараты, поддерживающие шину USB и протокол IP, интегрированные приложения голоса/данныхНастраиваемые функции, не зависящие от схемы коммутации
ВидеоШлюзы для конференц-связи по ATM/ISDN/IPОбъединенное управление вызовами и интеграция с биллинговой системойУправление обработкой видео на основе стратегий и каталогов
Выравнивание загрузки Web-серверов100%-ная отказоустойчивость с глобальной переадресацией запросовУправление на базе правилВыравнивание загрузки на аппаратном уровне