Интерактивность + мультимедиа + спутник
Новые доходы от спутниковых сетей можно будет реально получать, предоставляя интерактивные мультимедиа-услуги через спутник.
Сегодня операторы спутниковых сетей основную часть емкости спутникового транспондера выделяют для телерадиовещания. А поскольку, согласно статистике, число зданий, оборудованных системами приема спутниковых сигналов, постоянно увеличивается и, по прогнозам аналитиков, в последующем десятилетии эта тенденция сохранится, можно с уверенностью сказать, что этот бизнес останется выгодным. Однако модели его развития претерпят некоторые изменения в результате объединения технологий вещания, связи и информатики.
Предполагается, что хотя в ближайшем будущем основной доход будет давать та часть емкости, которая предназначена для вещания, возрастет и доля доходов, получаемых от работы с мультимедийными приложениями. Так, Европейское общество спутниковой связи (SES) прогнозирует, что к середине следующего десятилетия эта доля составит примерно 15% дохода от эксплуатации европейской спутниковой системы ASTRA. В дальнейшем операторы спутниковых сетей обратят свое внимание и на провайдеров помельче, предоставляющих дополнительные услуги с помощью выделенной им емкости спутникового канала. Причем доходы от новых видов бизнеса будут увеличиваться за счет оплаты услуг асимметричной двусторонней связи, осуществляемой непосредственно через спутник (аналогичных предоставляемым ASTRA — пока только для связи между организациями и предприятиями).
Цифровое спутниковое ТВ + новые технологии
Одной из полезных функций цифровой спутниковой связи является возможность комплектовать пакеты каналов, облегчающая распределение программ «по запросу». Здесь-то и начинается объединение цифрового спутникового телевидения и новых сетевых технологий распределения.
С 1996 г. пакеты цифровых данных, передаваемые в вещательном режиме через спутник, включают в себя программы «по требованию» и программы в режиме pay-per-view («плачу за то, что смотрю»). Одна из таких спутниковых систем — ASTRA. В последние годы многие вещатели, например Canal Plus и Open TV, добавляют еще и возможность интерактивной работы, для реализации которой используется телефонная или ISDN-линия связи. И это — первые шаги, которые позволят ЦТВ перейти от одностороннего вещания к асимметричной двусторонней связи. Ожидается, что интерактивные услуги будут первоначально развиваться в секторе «бизнес—бизнес» и только потом охватят конечного пользователя.
В начале 2000 г. SES собирается организовать на базе системы ASTRA спутниковый обратный канал в Ка-диапазоне радиочастот, что позволит устанавливать асимметричное двустороннее соединение непосредственно через спутник при помощи спутниковых интерактивных терминалов (СИТ). Сегодня под эгидой SES разрабатываются несколько типов приемопередающих терминалов, скорости передачи которых составят от 250 кбит/с до 2 Мбит/с, а приема — до 38 Мбит/с. Кроме приема мультимедийных программ такие терминалы рассчитаны на работу с интерактивными приложениями в режиме реального времени. Асимметричная двусторонняя связь через спутник сначала будет предоставляться только для связи между организациями, но аналитики SES полагают, что когда первоначальная стоимость СИТ снизится от 2000 (сегодняшняя цена) до 1000 евро (цена продукта массового производства), широкополосные спутники станут общедоступными.
Интерактивные мультимедиа-службы + негеостационарные спутники
Исследования рынка указывают на все возрастающую потребность в широкополосной связи. Как и при появлении других новых систем (например, непосредственного телевизионного вещания), спутниковые и наземные системы несколько лет обречены бороться друг с другом за рынок интерактивных мультимедиа-служб. Традиционно «от космоса» в этом соревновании участвовали только геостационарные спутники, однако в последние несколько лет появились системы на негеостационарных орбитах (НГСО), наиболее привлекательные для достижения действительно глобального доступа и крайне желательной совместимости с наземными сетями (причем без дополнительных затрат).
Хотя наземные средства позволяют удовлетворить большую часть потребности в связи, только системы на НГСО обеспечивают повсеместное использование широкополосной связи. Правда, уместно заметить, что лозунг, провозглашенный во времена запуска первой негеостационарной спутниковой системы («Связь всем, всегда, везде»), сегодня следует несколько откорректировать: «Связь всем, кто может заплатить, всегда и везде».
Принято говорить о постоянно растущей потребности в полосах частот, используемых для установления связи между двумя конкретными точками поверхности Земли. Но гораздо важнее — возможность обслуживания пользователей, находящихся теоретически в любой точке планеты. Это и обеспечивают глобальные системы связи.
Естественно, наземным системам не под силу выполнить требование повсеместного и глобального покрытия, однако они вполне способны обеспечить широкополосную связь на ограниченных участках. Более того, для установки соединения между двумя конечными пользователями сигналы, вероятно, придется передавать по каналам сетей связи, операторы которых не занимаются предоставлением доступа. Именно поэтому наземные и спутниковые системы не только конкурируют при предоставлении всевозможных услуг связи, но и дополняют друг друга.
Например, сейчас в области непосредственного телевизионного вещания идет жесткая конкурентная борьба между кабельными и геостационарными спутниковыми системами. Наземные службы передачи неречевых сообщений и подвижной радиотелефонной связи начинают соперничать с системами, использующими негеостационарные спутники и предлагающими преимущества повсеместного глобального покрытия. Те же неприятности скоро постигнут и радиовещательные службы. Но системы со спутниками на НГСО находятся в более выгодном положении, чем ГСО-системы, и обеспечивают одинаковые качественные и количественные показатели обслуживания во всех областях мира, включая даже те его участки, для которых любой другой вид связи экономически невыгоден.
Существенным недостатком ГСО-систем по сравнению с НГСО-системами является величина задержки сигнала на линии. Как правило, в ГСО-системе при передаче сигнала в одном направлении задержка составляет около 500 мс (для линии с одним пролетом, где луч проходит расстояние около 80 тыс. км). В существующих сегодня наземных системах эта величина не превышает 100—150 мс, а в НГСО-системах составляет примерно 50—150 мс. Задержка, свойственная ГСО-системам, наиболее значительно сказывается при использовании протоколов и приложений, которые создавались для работы с запаздыванием сигнала и «пришли» из наземных сетей. При этом связь, реализованная по данным протоколам через ГСО-системы, имеет пониженные показатели качества (например, обеспечивается меньшая пропускная способность канала) либо работа ГСО-системы полностью нарушается.
К прогрессу — по правилам
Даже краткий обзор проблем, решение которых определит дальнейшее развитие не только телевидения, но практически всего рынка вещания и связи, показывает, что для их решения необходима реализация дополнительных неординарных услуг. А всякое новое технологическое решение требует регламентирующих документов, определяющих правила его использования. По итогам широкого обсуждения документов, регулирующих работу интерактивных, вещательных и мультимедиа-служб, ЕС выдвинул на первый план проблему разделения сфер влияния создателей программ, поставщиков услуг и операторов инфраструктуры связи, по которой эти программы и услуги доставляются пользователям.
Правила работы цифрового телевидения в ЕС сегодня определяются условиями так называемой Директивы ЕС, одобренной 26 октября 1995 г. Директива регулирует работу цифрового телевидения двумя способами. Во-первых, устанавливаются технические правила выполнения нормативов, указанных в стандартах на передачу, и некоторых основных требований по взаимодействию. Во-вторых, определяются правила работы с условным доступом. В результате обеспечивается баланс между поощрением нововведений (включая дополнительные инвестиции) и честной конкуренцией при условии защиты интересов потребителя.
Ускорение развития любого нового рынка вещательных услуг начинается с появления открытых стандартов. Однако на быстро развивающихся рынках, для которых характерна постоянная смена технологии, выбор стандартов может быть подменен строгим регламентом работы. Причем выбирают стандарт одни люди, а устанавливают регламент — другие, поэтому велик риск, что последние могут сделать неверный выбор. Еще одна проблема: частные (фирменные) стандарты развиваются значительно быстрее, чем открытые (международные), так как последние требуют напряженной совместной работы, в том числе различных государственных органов. Примером служат десятилетия работы Исследовательских комиссий ЕСР.
Надо сказать, что и законодатель, и регламентирующие органы стоят перед трудным выбором. Не допуская на рынок патентованные стандарты, можно закрыть дорогу новейшим достижениям. Слишком широкое использование таких спецификаций приводит к риску создания рынка, «закрытого» для внешних пользователей и операторов.
Участники симпозиума в Монтре полностью осознают необходимость в оперативной разработке новых регламентов для будущих служб.
* * *
Сегодня мы наблюдаем второе рождение телевидения. И не исключено, что основное достоинство электронного цифрового инструмента общения заключается в тех услугах, которые можно предоставлять с его помощью. Внедрение технологий цифрового телевидения позволит провайдерам получать доходы за счет новых привлекательных для пользователя услуг. Расширение возможностей ТВ коренным образом изменит и облик самого телевидения, и образ жизни телезрителей.
По материалам Montreux Symposium`99