максимально адаптировать выставку к потребностям российских вещателей, учитывая их невысокую, по западным меркам, техническую оснащенность.

Экспозиция

На первый взгляд, на стендах не было представлено ничего знакомого по телекоммуникационным выставкам, за исключением компьютеров и антенн. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что среди видео- и радиоаппаратуры, а также обычных телевизоров демонстрировались и такие устройства, на экранах которых можно было увидеть привычные «картинки» меню браузеров. И как выяснилось, несмотря на отсутствие национального стандарта и официально выделенных частот для цифрового ТВ аппаратура, предназначенная одновременно для приема телевизионного сигнала и путешествий по Internet, достаточно популярна в нашей стране. Более того, в аналитическом материале фирмы PriceWaterHouseCooper, который распространялся на русском(!) языке, содержался недвусмысленный призыв к компаниям, работающим в индустрии развлечений, и к СМИ активнее использовать Internet, «осуществлять инвестиции в электронную коммерцию» и завлекать аудиторию «прелестями» Сети (т.е. возможностями интерактивных запросов информации, непосредственного общения и т.п.).

Наиболее интересное, на наш взгляд, и доступное по цене (абонемент стоит 15 долл./мес.) решение демонстрировала фирма Philips. На ее стенде фирма «Терраком-Мериа» представляла комплекс оборудования для интерактивного просмотра видеоканалов ТB и доступа в Internet. Посетители могли просмотреть на мониторе компьютера, оснащенного специальной платой PC-DVB, программы Internet-вещания телеканалов (изображение оказалось вполне приемлемого качества ), а при желании — вызвать браузер и войти в Internet.

Плата-приемник цифровых сигналов PC-DVB INS 110/01 предназначена для приема цифровых (в стандарте DVB) вещательных программ непосредственно со спутника на ПК. Плата имеет модуль условного доступа и работает с ОС Windows 95 и Windows 4.0, а в комплект поставки входит ПО (мини-порт), встраиваемое в NDIS 4.0. Она обеспечивает демультиплексирование и аппаратную адресацию для управления доступом и полностью соответствует спецификации DVB SI-DAT. Поддерживаются также стандарты DSM-CC, TCP (на уровне UDP) и IP (на уровне Winsock). Для управления платой служат три прикладных интерфейса (API): управления параметрами приема телепрограмм (позволяет установить или изменить частоту, поляризацию и идентификационный код), данных (служит для транспортировки потоков формата MPEG-2 через шину PCI в процессор ПК) и потоков (обеспечивает передачу аудио- и видеоинформации заданному устройству или программе). Отметим, что данная плата имеет аппаратные возможности для поддержки бытовых телевизоров или других видеоустройств.

На стенде Sciеntific Atlanta экспонировались только системы для цифрового сжатия. К сожалению, никаких сведений о новых моделях малогабаритных спутниковых терминалов этой компании, хорошо известных в России, представители Sciеntific предоставить не смогли.

Множество устройств для беспроводного абонентского доступа (WLL) и эфирного телевидения (MMDS, LMDS) производства Advantech демонстрировала фирма «Сайрус Системс», работающая на российском рынке с 1991 г. Кроме того, она предлагала спутниковое оборудование для цифровой передачи/приема данных и телепрограмм производства Radyne ComStream (в том числе спутниковый Internet-терминал RM3000i, обеспечивающий пропускную способность до 8,5 Мбит/с), приемо-передающие устройства компании Tadiran Scopus (включая поддерживающие российский стандарт SECAM), а также немало контрольно-измерительных приборов для всевозможных телекоммуникационных сетей и цифрового вещания.

Оборудование для эфирного и эфирно-кабельного вещания (MMDS-, LMDS-, MVDS- и DAB-системы) размещалось и на стенде канадской фирмы Unique Broadband Systems. Среди ее решений российским потребителям особенно интересны устройства, поддерживающие обратный канал и позволяющие создавать сети, которые соединяют пользователя с телефонными и компьютерными сетями, системами сигнализации и служебной связи.

Компания «Эра» из г. Жуковского ознакомила посетителей выставки со своими достижениями в области создания и внедрения систем кабельного телевидения, а также с тем, как воплощаются проекты Internet-обучения и создания сервис-центра на базе Internet. Кстати, за реализацию этих проектов «Эра» была отмечена дипломом конгресса НАТ.

Для нелинейного монтажа, автоматизации вещания и студийных съемок многие фирмы предлагали компьютерные системы «на любой вкус и кошелек» — от элитных продуктов, рекламируемых компанией JC System Integration, до универсальных, предназначенных для небольших региональных студий (таких как «Форвард» новосибирской фирмы «СофтЛаб-Нск»).

Собственную систему информационного обмена на базе электронной почты Internet («Фабрика новостей») демонстрировала автономная некоммерческая организация «Интерньюс». Система установлена более чем в 40 телекомпаниях и позволяет не только автоматизировать технологический цикл создания телепрограмм, но и организовать производство информационных и развлекательных программ.

Конгресс

В залах конгресса было еще многолюднее, чем на выставке. И не случайно. Дело даже не в том, что в российском форуме приняли участие столь известные в мире телерадиовещания персоны, как вице-президент Национальной ассоциации вещателей США (NAB) Лин Клоди и технический директор Европейского вещательного союза Филип Лавен (как удалось организаторам усадить за один стол этих апологетов конкурирующих стандартов, остается только догадываться), а также председатель Технического комитета Всемирного вещательного союза, президент корпорации CBS Джозеф Флаерти и председатель комитета США по цифровому телевидению Роберт Грейвс.

Заявленные на 13 секциях конгресса темы докладов были настолько важны для специалистов, что подчас в залах не хватало мест. Безусловно, «корпоративный» интерес авторов напрямую касался таких секций, как «Новые технологии ТВ-вещания», «Развитие кабельных, эфирно-кабельных сетей и сотового телевидения», «Конвергенция технологий вещания, телекоммуникаций и компьютеров» и «Спутниковые и наземные системы телерадиовещания».

Телесети

Генеральный директор компании «Эста» (оператора сети MMDS в Северодвинске) Евгений Уханов проанализировал причины, препятствующие развитию эфирно-кабельного телевидения в России. Он считает, что основной «фактор торможения» заключается в отсутствии административной ответственности надзорных органов за неисполнение их обязанностей.

Другая проблема — непропорционально высокие тарифы на частоты и подчас неправомерные действия Госсвязьнадзора, особенно в северных регионах. Стоимость процедур частотного присвоения для малых городов (с населением менее 100 тыс. человек) такова, что любой проект становится нерентабельным. Кроме того, сама процедура занимает у оператора не менее года «хождения по мукам», причем регламентация сроков отсутствует. Конечно, не менее важно и то, что инвестиции в данную отрасль недостаточны. Причины этого — отсутствие государственной технической политики и регулирующего законодательства в области развития систем телеприема.

Представитель компании «Телесет» Владимир Широков рассказал о проекте организации доступа в Internet по системе эфирного кабельного телевидения в диапазоне 2,5—2,7 ГГц (MMDS). В одном из российских городов (его название осталось тайной) уже около года работает 12-канальная аналоговая MMDS-система распределения телевизионных программ, которая обслуживает примерно 25—30 тыс. абонентов. Планируется ее модернизация, которая предусматривает увеличение числа каналов и перевод одного из них в цифровой режим — для передачи данных и доступа в Internet.

Технология MMDS была выбрана «Телесет» для организации высокоскоростного доступа в Internet на основании собственных экспериментов. Они же заставили компанию отказаться от оборудования ADSL; эта технология оказалась не только более дорогой, но и крайне «чувствительной»: скорость передачи резко снижалась при увеличении расстояния от узла связи до абонента, а также при росте числа транзитных АТС между провайдером и абонентом.

Как ожидается, число пользователей Internet в городе «N»не превысит 5% от общего числа абонентов телесети. Конкретная стоимость проекта не называлась, однако для построения «с нуля» MMDS-системы с доступом в Internet требуется не менее 100—150 тыс. долл. Причем не стоит забывать, считает г-н Широков, что развертывание таких систем сопряжено с определенным риском, поскольку в этой области связи нет утвержденных стандартов и все проекты базируются на предварительных спецификациях.

В проекте «Интегральная широкополосная связь на широковещательных сетях», разработка которого (в рамках Европейской исследовательской программы «Передовые технологии и услуги связи») должна завершиться в декабре нынешнего года, участвуют 14 партнеров — исследовательских организаций, университетов и операторов сетей кабельного телевидения (КТВ) из большинства стран Европейского Союза. Российские соисполнители, Санкт-Петербургский НИИ «Рубин» и его дочерняя компания «Телекоммуникационные технологии и сети», разработали спецификации на систему управления головной станцией и абонентское оборудование — телевизионные приставки (set-top box), обеспечивающие доступ в сети передачи данных и двустороннюю (фактически, видеотелефонную) связь при использовании серийных телевизионных приемников.

Олег Махровский, начальник научно-исследовательского центра НИИ «Рубин», сообщил, что российский экспериментальный участок располагался в Московском районе Санкт-Петербурга, а абонентами стали 2 тыс. жителей района и ряд предприятий малого и среднего бизнеса. В набор услуг входили трансляция телепрограмм, доступ в Internet и телефонная связь. Стоимость абонентского терминала (телевизора с приставкой производства WISI) составляет около 600 долл., а ежемесячная абонентская плата — 50 руб.

И хотя исследования, проведенные в Западной Европе, показали, что в 2000 г. 30% сетей КТВ будут использоваться для предоставления интерактивных услуг, результаты российского эксперимента оказались совсем иными. «После прошлогоднего кризиса спрос на них значительно сократился, — констатировал г-н Махровский, — а услугами по заказу, предоставляемыми за дополнительную плату, вообще никто не интересуется».

Internet-вещание и конвергенция

Internet-вещание началось в России с проекта «Российское бюро новостей» (технология RealVideo), который реализуется с марта 1997 г. Компании «ИнфоАрт» (Netshow и RealVideo), ТСН (Netshow) и «ТВ-Центр» (RealVideo) последовали этому примеру в 1998 г.

Сперва Web-издательство «ИТ ИнфоАрт Старз» освоило интерактивные текстовые трансляции, а затем, с помощью компании «Телеком-Центр», — видеовещание. Материалы готовятся с таким уровнем качества, который полностью реализуем при скорости передачи данных 50—100 кбит/с (соответственно, целевая аудитория состоит из абонентов, использующих ISDN и выделенные каналы доступа в Internet). Они транслируются в двух наиболее популярных форматах, Microsoft Netshow и RealVideo.

Как сообщил директор Internet-проектов «ИТ ИнфоАрт Старз» Хачатур Арушанов, ежедневно издательство готовит 3—7 блоков новостей различной направленности и 1—3 пресс-конференции, которые проводятся на площадках РИА «Новости» и РИЦ. Технология «выездного» вещания/записи отработана в 5—6 точках Москвы и 10—12 в регионах. Необходимые для съемки средства минимальны: VHS-камера, кодер на переносном ПК и канал связи с сервером вещания. Интерактивность не обеспечивается, но организаторы заблаговременно анонсируют конференции, и заинтересованные лица могут прислать вопросы заранее.

По словам представителя сетевого информационного агентства «N1» Сергея Борисова, основная проблема Internet-вещания — отсутствие специалистов по созданию содержимого (или, как сейчас говорят, контента) столь специфического канала. Контент должен быть структурирован так, чтобы обеспечивалось хорошее визуальное восприятие при передаче сигнала через модемные соединения, а основное требование заключается в максимально возможной лаконичности: общая продолжительность трансляции должна составлять не более 10—15 мин, а диалог «говорящих голов» — не более 5 мин. Чтобы избежать задержек, вызываемых подкачкой данных, необходимо использовать изображения небольшого размера. С точки зрения зрительского восприятия вполне достаточно «нормального» отображения мимики, зато качество звука должно быть высоким, что, утверждает г-н Борисов, достигается сравнительно легко.

Руководитель отдела Internet-услуг компании «Телеком-Центр» Виктор Зубко не скрыл, что его фирма хотя и продолжает эксперименты с IP/TV, но проводит их без былого энтузиазма. Известный проект Multicast Internet Exchange (M9-MIX) — вещание в Internet с использованием многоадресной рассылки, — который создавался для тестирования возможностей ПО, аппаратуры и комплексных решений на базе технологии IP/TV корпорации Cisco, попросту «буксует». При этом к сентябрю текущего года список участников, первоначально включавший в себя «Телеком-Центр», РосНИИРОС и «АМТ Групп», пополнился компаниями «АГ Телеком», «Зенон», FreeNet, «МТУ-Информ», «Демос» и RunNet. С октября 1998 г. осуществляется экспериментальное вещание в Internet программ таких каналов, как НТВ, ТВЦ и «Культура»; в декабре 1998 г. к проекту присоединились «Телеком-Центр», «ИнфоАрт» и РИА «Новости», организовав Интернет-Пресс-центр. (Однако, как следовало из сообщения г-на Арушанова, в настоящее время компания «ИТ Инфо-Арт Старз» отказалась от технологии IP/TV и перешла на Netshow и RealVideo.)

Одна из технических проблем Internet-вещания заключается в необходимости поддерживать технологию многоадресной рассылки на каждом из промежуточных узлов между вещателем и потребителем, а когда такая поддержка есть — в ручной настройке ее параметров. Сегодня производители работают над автоматизацией процесса.

Как известно, компания Plus Communications пытается внедрить системы IP/TV на российском рынке уже в течение двух лет, но результаты пока близки к нулю. Основная проблема заключается в высоких требованиях системы к пропускной способности абонентских каналов связи — оптимальный режим работы достигается в полосе 1,5 Мбит/с. Летом нынешнего года фирма провела демонстрацию возможностей такой системы на базе своей 100-мегабитной ЛС для сотрудников ИАЦ «Телекоммуникации». Их вердикт: качество, сопоставимое с телевизионным, достигается лишь в окне с диагональю менее 10 см. Насторожил и другой факт: контентом служили программы общедоступного телевидения.

Если даже у главного апологета IP/TV нет специальных программ, позволяющих доказать преимущества данной системы для корпоративного пользователя, то ее перспективы в России кажутся «весьма пасмурными». Проникновение же технологии IP/TV в потребительский сектор возможно лишь после массового развертывания сервиса на базе ADSL- и кабельных модемов, систем MMDS и MVDS.

По мнению редакции, корпорация Cisco тоже не питает иллюзий по поводу приемлемости IP/TV в России. На конференции «Системы и услуги видеоконференц-связи: стоимость готового решения», проведенной журналом «Сети», в блестящем докладе представителя Cisco Михаила Кадера, посвященном возможностям системы, не было ни слова о готовом решении для России. Возможно, последние инициативы корпорации по бесплатному распространению клиентского ПО несколько изменят ситуацию, однако значительных масштабов внедрения таких систем в нашей стране ожидать не приходится.

Как известно, даже в США телеманов значительно больше, чем компьютерных фанатов, поэтому многие лидеры индустрии информационных технологий работают над переносом «компьютерных» услуг на альтернативные платформы, в первую очередь — на устройства для приема телепрограмм. Как ни странно, внедрение телевизионных приставок с коммуникационными возможностями началось именно в развитых странах, хотя, казалось бы, им самое место там, где основной массе населения просто не под силу приобрести два устройства сразу — и телевизор (в России его нет разве что у бомжей), и ПК.

Фактически, маркетинг Internet-приставок к телеприемнику начался в России только в нынешнем году: на TRBE `99 свой продукт WebTV, приобретенный в 1997 г. вместе с одноименной фирмой, представила корпорация Microsoft.

Заметим, что телевизионная приставка WebTV функционирует только через специальную службу с тем же названием, которая подразделяется на три «подслужбы». Абонент WebTV Classic получает доступ в Internet, электронную почту, возможности интерактивной переписки (chat), средства поиска и просмотра информации, инструменты создания собственных Web-страниц. Служба WebTV Plus более тесно интегрирована с телевидением. Ее абонент может использовать телевизор не только вместо монитора ПК, но и для просмотра интерактивных программ, работы с электронной почтой, получения уведомлений о начале тех или иных передач и т.п. WebTV Plus for Satellite рассчитана на работу со спутниковым ТВ и позволяет, в дополнение ко всему перечисленному, приостанавливать просмотр и возобновлять его «с точки прерывания», играть в сетевые игры, закрывать от детей определенные программы.

Почти все операции выполняются с помощью специального пульта дистанционного управления. Только для электронных писем и интерактивного общения используется дополнительная клавиатура.

В США службы WebTV Plus и WebTV Plus for Satellite обходятся абоненту в 25 долл./мес. (когда провайдером является Microsoft) либо в 15 долл./мес. (при подключении через Internet-провайдера). Если последний взимает повременную плату за доступ в Internet, расходы могут значительно вырасти. Услуги WebTV Classic обходятся соответственно в 22 и 12 долл./мес.

Простейшие абонентские устройства для WebTV Classic стоят 99 долл., а для WebTV Plus и WebTV Plus for Satellite — 199 долл. Все они в качестве монитора используют телевизор (возможно подключение приставки через видеомагнитофон или спутниковый тюнер). Для доступа в Internet служит телефонная линия, а приставка имеет функцию уведомления о поступлении телефонного вызова. У более дорогих моделей есть дополнительные функции (например, воспроизведения DVD-дисков). Существуют также модели, подключающиеся к Internet с помощью ADSL- или кабельного модема, чье применение рекомендуется при подписке на сервис WebTV Plus.

Заметим, что для организации подобной службы в России требуются четыре «составляющие»: устройства, поддерживающие местные стандарты телевидения, телевещатель, готовый обеспечить данный сервис, оператор, способный реализовать транспортировку интерактивного контента, и его поставщик.

Спутниковые системы

К сожалению, директор НИИ Радио Юрий Зубарев не смог порадовать присутствовавших сообщением о принятии государственными структурами окончательного решения по выбору национального стандарта цифрового вещания. Тем не менее он считает, что наибольшие шансы имеет европейский стандарт DVB, и пока НИИ Радио рекомендует использовать именно его. В то же время г-н Зубарев сообщил, что уже есть решение о создании испытательного участка для тестирования конкурирующего, американского, стандарта ATSC.

a.
б.
Зона покрытия европейского луча КА «Сириус-2»:

а — FSS-диапазон;

б — BSS-диапазон

Выступление заместителя председателя ВГТРК Леонида Траубе было посвящено перспективам развития государственного телевещания. По его мнению, критическое положение спутниковой группировки подталкивает вещателей к внедрению цифрового стандарта, поскольку, в соответствии с оценками НИИ Радио, для охвата территории России до Западной Сибири можно обойтись тремя спутниками вместо 11. ВГТРК сегодня располагает единственным цифровым каналом, «Культура», который использует для трансляции спутники «Горизонт» и смешанный аналого-цифровой режим ретрансляторов. Однако пока органами государственного регулирования частотный ресурс для цифрового вещания не выделен.

О мультимедийных услугах Eutelsat уже рассказывалось на страницах нашего журнала (см. «Сети», 1999, № 11, с. 96). Представитель этого крупнейшего европейского спутникового оператора сообщил, что Eutelsat возлагает большие надежды на запуск КА SESAT и W4, ориентированных главным образом на российских потребителей. И поскольку сегодня время появления этих спутников на орбите зависит только от стартов «Протона», Eutelsat пока может предоставлять весь спектр своих услуг, включая Web-TV, лишь на территории европейской части России (используя спутники HotBird).

Более оптимистичным было выступление Стефана Гунбранта, менеджера по маркетингу мультимедиа-услуг шведской компании NSAB (Nordika Satellitaktiebolaget). Эта фирма является владельцем и оператором спутниковой системы «Сириус», которая состоит в настоящее время из трех одноименных КА, размещенных в точке 50 в.д. Оснащенные транспондерами высокой мощности, они обеспечивают использование в их зоне покрытия (см. рисунок) антенн диаметром до 60 см. Система «Сириус» предоставляет услуги радио- и телевещания, мультивещания, однонаправленной передачи и обеспечивает связь «точка—точка» (point-to-point).

Г-н Гунбрант подробно описал услуги мультивещания как наиболее перспективные, по мнению NSAB, из сервисов данной системы. Он подчеркнул: спутниковые системы позволяют кэшировать информацию, что особенно важно для Internet-провайдеров. «Сириус» предоставляет два вида мультивещательных услуг — адресную рассылку (push) и потоковое вещание (streaming). И если push-каналы используются чаще всего корпоративными клиентами (при этом гарантируется конфиденциальность передаваемой информации), то большинство абонентов потокового вещания настроено на Internet (такая разновидность услуги именуется IP-Streaming).

На базе КА «Сириус» можно организовать опорную сеть с магистральными каналами пропускной способностью от 64 кбит/c до 44 Мбит/c, которая обеспечит связь с Internet или интрасетью с помощью небольших антенн. К сожалению, г-н Гунбрант не сообщил о стоимости трафика для конечного пользователя.

Для России наиболее интересен второй КА созвездия «Сириус», имеющий 32 транспондера, шесть из которых работают в FSS-диапазоне и поддерживают в Северной и Центральной Европе уровень сигнала не менее 48 дБВт. (Отметим, что в начале декабря украинский поставщик Internet-услуг LuckyNet объявил о начале работ по предоставлению спутникового доступа в Internet через систему «Сириус», в рамках проекта LuckyLink.)

* * *

Судя по статистическим данным организаторов мероприятия, форум вещателей в Москве набирает силу. Если в 1998 г. (во время экономического кризиса) участниками выставки стали 82 компании, а секции конгресса НАТ посетили более 1500 специалистов, то в текущем году свою лепту в экспозицию внесли уже 157 фирм, а число участников конгресса превысило 2500 человек. И эти цифры дают основание поставить TRBE в один ряд с такими авторитетными выставками, как NAB (Лас-Вегас, США) и ITVS (Монтре, Швейцария).

Показательны и другие цифры. Форум собрал специалистов почти изо всех регионов России (их было 35 % от общего числа участников), что весьма важно для развития отрасли телерадиовещания. Действительно, встречи вещателей и производителей оборудования способствуют скорейшему техническому переоснащению телерадиосетей и внедрению в них новых технологий.

Хотя в целом специалисты и организаторы дали TRBE`99 положительную оценку, некоторые негативные моменты (также отмеченные последними) заставляют задуматься о развитии отечественного производства вещательного оборудования. Так, из 42 российских фирм-участников только 22 демонстрировали оборудование собственного изготовления, а остальные оказались поставщиками продуктов разных, в том числе зарубежных, производителей.

И последний, не подтвержденный строгими цифрами, вывод. Несмотря на явное техническое отставание российских телерадиовещательных компаний, на неоперативность государственных структур в отношении принятия единого для нашей страны цифрового стандарта вещания и выделения частот ведущие специалисты отрасли стараются не отставать от своих зарубежных коллег. И хотя нам еще далеко до массового цифрового вещания по спутниковым каналам и повсеместного предоставления столь «модной» в Европе услуги, как Internet и мультимедиа по каналам спутникового ТВ, у нас есть энтузиасты, которые могут предложить потребителю аналогичный сервис (по оценке авторов, на форуме присутствовало не менее пяти таких провайдеров).

"Сети"/ИАЦ "Телекоммуникации"