Инженер компании Ericsson Дмитрий Муравин рассказал о технических особенностях оборудования IPT |
Конференция победителей
Генеральный директор CompTek Аркадий Волож подвел некоторые итоги развития отраслей КиIPТ за год, прошедший после предыдущей конференции.
Динамика продаж показывает, что вторая половина 1998 г. характеризовалась не столько их спадом, сколько заминкой. Уже первая половина 1999 г. оказалась чуть удачнее соответствующего периода 1998 г., а итог второго полугодия должен прибавить еще более 20%. Одна из причин такого благополучия — победа Ассоциации документальной электросвязи и объединившихся вокруг нее сил в борьбе за легализацию IP-телефонии.
Коренные изменения произошли в структуре приложений компьютерной телефонии (КТ). Резко выросла доля телефонных центров (сюда отнесены и приобретающее все большую популярность системы телеголосования) — с 6 до 21%. Несколько увеличилась доля систем на базе SS7 (с 16 до 17%). Оборудование автоматизированной факсимильной связи сохранило свои 2%. Остальным приложениям пришлось потесниться.
Среди поставщиков решений резко упали доли интеграторов (с 9 до 3%) и операторов (с 48 до 27%). Разработчики все чаще предпочитают внедрять собственную продукцию самостоятельно; их доля в этом секторе рынка увеличилась с 45 до 70%. Снижение доли операторов Аркадий Волож считает положительным и закономерным фактом — им следует заниматься своим делом. А вот слабую заинтересованность системных интеграторов в реализации проектов, связанных с КТ, можно объяснить только одним: на российском рынке отсутствуют признанные лидеры в разработке приложений КТ, поэтому каждой фирме приходится собственными силами продвигать свои решения.
Важнейшим событием 1999 г. в российской отрасли IP-телефонии несомненно стала ее легализация. На середину ноября 62 компании получили лицензии Министерства связи РФ на предоставление услуг. Этой возможностью уже воспользовались многие операторы, включая таких крупных, как «Глобал Один», «Комстар», «МТУ-Информ», «Роснет», «Ситек» и «ТелеРосс» (Golden Telecom).
В прошлом году, по данным CompTek, на отечественном рынке IP-телефонии значительно укрепились позиции фирмы Cisco. Ее устройства, предназначенные для организации телефонной и факсимильной связи в IP-сетях (в основном корпоративных), обеспечивают построение комплексной системы IP-телефонии. Оборудование разработано на аппаратных платформах маршрутизаторов серий 3600 и 2600, а также серверов доступа 5300. Игорь Масленников, ведущий специалист компании CompTek по продукции Cisco, предположил, что через несколько лет корпорация полностью завладеет российским рынком IP-телефонии.
Среди дебютантов конференции следует отметить концерн Ericsson. По мнению Игоря Чижа, ведущего специалиста CompTek по компьютерной телефонии, шведы не уделяют большого внимания продвижению своего IP-телефонного оборудования на российском рынке. Однако инженер по продукции Ericsson Дмитрий Муравин (на фото), представивший на конференции полновесную телекоммуникационную платформу IPT, заявил, что Ericsson будет активно осваивать данное направление. IP-телефонная система IPT обеспечивает связь «телефон—телефон», «факс—факс», «ПК—телефон» и «ПК—ПК». Одно шасси IPT позволяет проводить до 780 одновременных сеансов телефонной/факсимильной связи. Продукт поддерживает все аудиокодеки стандарта Н.323, а также низкоскоростные G.729.A и G.723.21. Система обладает широким набором функций учета потребления услуг и тарификации пользователей, поддерживает автоматический голосовой ответ (IVR), дистанционное администрирование и конфигурирование по протоколу SNMP.
В России на оборудовании Ericsson строится IP-телефонная сеть компании «Ситек». Последняя почти год назад подключилась к сети международного оператора IP-телефонии Delta Three. Последняя является дочерней компанией RSL Communications и пропускает через себя 17% мирового IP-телефонного трафика. Ее сеть создана с использованием оборудования IPT версии 1.4 (Ericsson). Международная глобальная IP-телефонная сеть Delta Three включает в себя 44 узла доступа, объединенных между собой выделенными каналами связи. Благодаря новым технологиям обработки речевых сигналов и отказу от применения общедоступных каналов Internet ее качество связи сопоставимо с обеспечиваемым традиционной телефонией.
По данным компании «Ситек», в течение 1999 г. объем исходящего московского трафика рос на 50—60% ежемесячно и в ноябре составил 200 тыс. мин. Увеличению объемов трафика способствовала установка IP-шлюза в Санкт-Петербурге. Прежде компания «Ситек» обслуживала трафик между двумя российскими столицами объемом около 60 мин/мес., но в первый же месяц эксплуатации петербургского узла трафик вырос до нескольких тысяч минут.
Представители «Ситек» утверждают, что их клиенты могут позвонить в любой город мира, даже если там нет узла сети Delta Three. Механизм междугороднего соединения простой: вызов московского абонента поступает в сеть Delta Three, а затем через узел в Нью-Йорке (уже как международный звонок) — в региональную телефонную сеть по традиционным каналам связи. Пользователь получает выигрыш в стоимости за счет очень низких американских тарифов. Генеральный директор «Ситек» Андрей Егоров пригласил российских региональных операторов IP-телефонии к сотрудничеству на базе сети Delta Three.
На сегодняшний день в России существует уже несколько крупных сетей Internet-телефонии — RGC, Tario.Net и сеть Ассоциации независимых провайдеров. Недавно было объявлено, что ОАО «Центральный телеграф» намерено начать внедрение Internet-телефонии на базе 12 главных телеграфных узлов России. Для этой цели «Центральный телеграф» арендует у «Ростелекома» канал пропускной способностью 512 кбит/c (с возможностью дальнейшего наращивания до 2 Mбит/c.). В Москве и Московской области для Internet-телефонии будет использоваться оборудование Cisco.
Условнобесплатный кусочек Internet
Второй год подряд на конференции привлекают всеобщее внимание доклады начальника отдела АСУ Кемеровской ГТС Александра Кудрявцева. В этот раз он поведал о дальнейшем развитии услуг ГТС на базе средств компьютерной телефонии.
Повременная оплата
В 1994 г. в г. Кемерово впервые в России была введена повременная оплата телефонных услуг (абонентская плата не взимается, повременной тариф — 8 коп./мин). Поначалу народ возмущался, активно изыскивал способы минимизации телефонных счетов, а трафик упал наполовину, однако все быстро встало на свои места. По данным последнего опроса, сейчас 78% горожан поддерживают повременный учет.
Как же такое чудо свершилось? Просто нашлись люди, которые сумели разумно обставить коммерческую сторону дела. ГТС не пыталась увеличить денежные поступления, ничего не меняя по существу. Для извлечения дополнительных доходов была разработана (и претворяется в жизнь) стратегия продвижения информационных услуг. Все они являются условно бесплатными, т. е. абоненты платят лишь за пользование телефоном (после кризиса 1998 г. тариф увеличен на одну копейку и теперь равняется 9 коп./мин).
Первоначально же главными источниками поступлений стали возникавшие в то время одно за другим частные предприятия, генерировавшие значительные объемы трафика. Благодаря им и повременке удалось ввести в эксплуатацию пять современных АТС, которые пылились на складах из-за отсутствия средств на строительство линейно-кабельных сооружений, а позднее — еще и проложить городское оптоволоконное кольцо SDH.
Компьютерная телефония
Идею воспользоваться компьютерной телефонией Александр Кудрявцев вывез со Второй конференции по КиIPТ. Сначала были переведены на новую технику (платы производства Dialogic) услуги «первого поколения» — без диалога с пользователем. Уже к концу 1998 г. компьютеры обслуживали по 25 тыс. звонков в день. К настоящему времени это число удвоилось, а объем предоставления услуг (при том, что средняя продолжительность сеанса связи увеличилась в 1,5 раза) утроился.
Весной прошлого года появились первые услуги «второго поколения» — с использованием автоматического голосового меню и тонального набора (к сожалению, абоненты, не имеющие соответствующих аппаратов, вынуждены прослушивать всю информацию). Наиболее технологически продвинутым партнером ГТС оказалось Христианское информационное агентство. Молодые священники, в дополнение ко всему, стали применять запись сообщений абонента (для сбора отзывов прихожан).
Городской Интернет
Этот сервис введен летом 1998 г. и бурно процветает. Городской Интернет — это внутригородская интрасеть, чьи абоненты пользуются электронной почтой и новостными конференциями, совместно предаются различным компьютерным развлечениям типа Quake и создают собственные Web-страницы. С начала 1999 г. число сеансов доступа в нее перевалило за 100 тыс. Принято решение о наращивании модемного пула до 64 линий.
К интрасети активно подключаются серверы сторонних организаций по выделенным линиям 128 кбит/с — 2 Мбит/с. На «последней миле» используются модемы для физических линий фирмы «Гранч». Сам г-н Кудрявцев уже подключил свой домашний компьютер с использованием, конечно же, 2-Мбит/с устройства стоимостью 400 долл.
На базе Городского Интернета предоставляются услуги «третьего поколения». Первой из них стал справочник торговых и обслуживающих предприятий, по которому можно выбрать лучшую покупку и лучшую услугу (с учетом цен). Работает (пока на правах пилотного проекта) «Виртуальный госпиталь». Здесь собраны сведения об услугах (платных и бесплатных), предлагаемых всеми лечебными учреждениями и частными врачами. Можно выяснить по номеру поликлиники и участка имя своего лечащего врача, узнать расписание работы специалиста, записаться на прием.
Для тех, у кого нет компьютера, существует телефонная справочная товаров и услуг со штатом телефонисток, выступающих в роли посредников. Они могут выполнять свои обязанности, находясь в любом месте, где есть компьютер и телефонная линия (например, дома). С начала 2000 г. эта система дополнится услугой «четвертого поколения» — все то же, но вместо телефонисток будут задействованы средства КТ. Необходимость в развитии данного направления г-н Кудрявцев обосновывает простым подсчетом: владельцев компьютеров (пользователей Городского Интернета) в Кемерово, по его оценке, не более 8 тыс., тогда как абонентов телефонной сети — 150 тыс. Поэтому планируется организовать поддержку «телефонных» версий «Виртуального госпиталя» и остальных аналогичных служб. Главная задержка связана лишь с выбором подходящего голосового браузера.
На более отдаленное будущее намечено создание услуг «пятого поколения» — на базе «персонального телефонного агента». Кемеровская ГТС приглашает к участию в проекте всех производителей аппаратуры КТ и системных интеграторов. А в городе уже объявлен набор 200 добровольцев для освоения и тестирования этой системы.
Хочешь быть знаменитым — будь им!
По активности участия тех или иных фирм в конференциях по KuIPT, проводимых CompTek, можно судить о степени проникновения данных производителей на российский рынок. Возьмем, к примеру, VocalTek и Dialogic. Свыше 90% IP-шлюзов в нашей стране базируются на их продуктах, и естественно, что эти компании являются постоянными участниками форумов CompTek. C 1998 г. массированное наступление на российский рынок ведет Cisco Systems, поэтому и в конференции корпорация участвовала во второй раз. Также во второй раз на мероприятии присутствовали представители компании Lucent, которая имеет прочные позиции на российском рынке КТ и, наверное, не прочь играть подобную роль в IP-телефонных сетях. Днем с огнем не сыщешь в наших IP-телефонных сетях оборудования Alcatel, Nortel и Siemens; с таким же успехом можно искать эти фирмы и в списках участников конференций CompTek. Конечно, не бывает правил без исключений. Например, Motorola вроде бы проявляет интерес к российскому рынку, есть даже один отечественный оператор IP-телефонии, который использует ее шлюзы на базе многопротокольных маршрутизаторов Vanguard 5620. Однако корпорация почему-то манкирует самыми известными в России форумами по IP-телефонии.
Организаторы подчеркивают, что, в отличии от других подобных мероприятий (в последнее время — довольно многочисленных), конференции CompTek традиционно носят прикладной характер. Главная цель — позволить их участникам получить полное представление о продуктах и услугах, реально предлагаемых на отечественном рынке, чтобы они могли сделать обоснованный выбор. В частности, на нынешней конференции большое внимание уделялось проблеме совместимости оборудования. Как ни прискорбно, но, несмотря на заявления многих производителей о соответствии их продуктов стандарту Н.323, устройства «разного происхождения» до сих пор не работают друг с другом.