По заявлению производителя, это первое устройство на рынке, полностью соответствующее стандарту G.lite. Его появление заслуживает отдельного разговора по двум причинам. Во-первых, вскоре после принятия G.lite оказалось, что достоинства новой технологии сильно преувеличены. Во-вторых, в спорах о целесообразности практического применения G.lite симпатии самой PairGain были явно не на стороне нового стандарта.
Напомним, что идея подготовки облегченной версии технологии ADSL возникла два года назад. На выставке ComNet ?98 гиганты компьютерной индустрии (Compaq, Intel и Microsoft) при поддержке ряда телекоммуникационных фирм образовали консорциум Universal ADSL Working Group (UAWG), цель которого выглядела весьма благородно: настолько упростить инсталляцию клиентского DSL-оборудования, чтобы она могла производиться без участия компании-оператора. В итоге удалось бы сэкономить средства операторов, снизить стоимость абонентских устройств и перейти к розничной торговле ими по принципу box moving. Технический трюк состоял в том, что новая технология не требовала применения частотных разделителей, «разводящих» аналоговый телефонный трафик и поток данных по разным каналам. Платой за такое удобство явилось резкое снижение скорости передачи — до 1,5 Мбит/с в нисходящем и до 512 кбит/с в восходящем направлениях. Предложения UAWG были направлены в Международный союз электросвязи, который принял соответствующий стандарт (G.922.2, или G.lite) в июне прошлого года.
Казалось, члены UAWG и их сторонники могут почивать на лаврах, да не тут-то было. Уже в первых испытаниях прототипов устройств, поддерживающих G.lite, обнаружилось, что полное устранение частотных разделителей приводит к ряду неблагоприятных последствий. Модем G.lite испытывает влияние резких изменений высокочастотного импеданса, которыми сопровождаются начало и окончание телефонного сеанса. В результате он рассинхронизируется с оборудованием центрального офиса и вынужден повторно согласовывать с ним параметры соединения (процедура fast retrain). Такое согласование, в свою очередь, нарушает непрерывность потока данных, который может передаваться в это время по абонентской линии, а кроме того, совершенно несовместимо с технологией Voice-over-DSL (VoDSL), набирающей очки не по дням а по часам. Кроме того, при отсутствии разделителя уровень шумов повышается как в телефонном аппарате (от потока данных), так и на линии (от телефона). Для борьбы с последним обстоятельством приходится снижать мощность, выдаваемую на линию в восходящем направлении, а это сокращает допустимую длину соединения при данной скорости передачи.
Большую часть перечисленных проблем удалось решить, когда на входе телефонных аппаратов были установлены фильтры высоких частот, не пропускающие потоки данных. Подобными фильтрами оборудуются многие модели аналоговых телефонов. Однако сторонники G.lite ликовали недолго. Довольно быстро обнаружилось, что те же самые фильтры позволяют обойтись без частотных разделителей и на обычных линиях ADSL (вариант splitterless ADSL) с сохранением присущих им длин соединений и скоростей передачи.
Это уже был повод для настоящей конкурентной войны. Апологеты применения технологии G.lite лишились основного аргумента. Многомиллионые инвестиции нескольких производителей оборудования G.lite и соответствующих микросхем в разработку новых продуктов оказались едва ли не обесцененными.
Возникший конфликт не мог не выплеснуться на страницы западной прессы. Вот один из примеров: 27 сентября 1999 г. группа компаний (Centillium, Infineon, Copper Mountain и NorthPoint) опубликовала в журнале Telephony рекламную вкладку, не оставляющую камня на камне от технологии splitterless ADSL и всячески превозносящую достоинства G.lite. Нетрудно догадаться, что этот выпад был направлен против ведущих поставщиков оборудования доступа в стандарте DMT ADSL — вроде PairGain, Lucent, Alcatel и др.
Сторонники технологии ADSL splitterless за ответом в карман не полезли. Понимая, что на фоне стремительного снижения цен затраты абонентов ADSL и G.lite в самое ближайшее время практически сравняются (а соответственно, в применении искусственно замедленной технологии G.lite отпадет всякая необходимость), они великодушно предложили операторам компромисс: обеспечить поддержку многорежимного варианта ADSL (multi-mode ADSL), допускающего передачу нисходящего трафика со скоростью как 8, так и 1,5 Мбит/с. Складывается впечатление, что подобные рекомендации носят чисто тактический характер, а их авторы просто не хотят лишний раз дразнить гусей. Любопытнее же всего то, что под одной из них «подписалась» компания PairGain, та самая, которая представила первый модем G.lite. Странная непоследовательность... Или, может, новый стандарт не сброшен со счетов окончательно?