Именно с их помощью удается согласовывать работу различных отраслей экономики, поддерживать требуемый уровень качества товаров и услуг, обеспечивать единую систему измерений, упорядочивать торговлю с зарубежными странами. В России разработкой и изменением стандартов и надзором за соблюдением их требований занимается Госстандарт России. Это разветвленная организация, в которую помимо центрального аппарата входят 19 институтов, 104 региональных центра и более 30 других предприятий и организаций, чья деятельность связана со стандартизацией, метрологией и сертификацией. По всей стране десятки тысяч людей принимают участие в этой работе. Чтобы координировать их действия, а также повысить качество и производительность труда, требуются современные информационные технологии.
Поэтому в 1997 г. в Госстандарте началось создание глобальной системы автоматизации на базе технологии Lotus Domino/Notes. Эта программа реализуется в рамках проекта «Развитие стандартизации», финансируемого на условиях займа Мировым банком реконструкции и развития. В нем принимает участие не только Госстандарт России, но и другие предприятия и ведомства, которые имеют право разрабатывать нормативные документы, связанные со стандартизацией. Проект направлен на решение двух основных задач. Во-первых, обеспечить эффективное управление деятельностью Госстандарта в области стандартизации, метрологии и сертификации. Во-вторых, активизировать процесс согласования всех отечественных стандартов с международными (гармонизация стандартов). Решение последней задачи очень важно для России, стоящей на пороге вступления во Всемирную торговую организацию. Оно требует огромной и сложной работы, причем не терпит отлагательства, так как страна не должна оставаться в стороне от международного экономического сообщества, а имеющиеся расхождения между требованиями наших и международных стандартов создают массу препятствий торговле с другими странами (в настоящее время наши стандарты лишь приблизительно на 20% соответствуют международным нормам).
Для решения этих задач необходимо создать распределенную информационную систему, которая обеспечит внутренним и внешним потребителям доступ к нормативным документам в области стандартизации (ГОСТам, отраслевым стандартам, техническим условиям и др.). Система должна служить основой для автоматизации ежедневной деятельности сотрудников Госстандарта, которая включает поиск и подбор необходимых документов, сбор и обработку данных. Для экспертов, участвующих в процессе разработки, согласования и принятия стандартов, создаются условия оперативного обмена информацией.
В настоящее время начата полномасштабная эксплуатация системы, и, более того, с ее помощью удается решать все новые и новые задачи Госстандарта. Прежде всего в этой системе были реализованы государственный контроль за соблюдением требований стандартов и информационное обеспечение системы сертификации Гост Р. Теперь полным ходом идет работа по гармонизации стандартов и подготовке к вступлению во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что без глобальной информационной системы решить эти задачи было бы практически невозможно.
Структура системы
Информационная система «Развитие стандартизации» предназначена для объединения в единое информационное пространство всех организаций РФ, имеющих отношение к разработке, хранению, тиражированию и распространению нормативных документов. В области стандартизации ядро системы составляет внутренняя корпоративная сеть Macronet, которая объединяет с помощью выделенных линий центральный аппарат и ведущие институты Госстандарта, а также информационные центры других министерств и ведомств, занятых вопросами стандартизации. Все эти организации находятся в Москве. Что касается региональных центров по стандартизации, то они подключены к Macronet через Internet (рис. 1). Всего в этой корпоративной сети работает около 120 организаций, расположенных во всех регионах России.
Рис.1Корпоративная сеть Госстандарта охватывает 120 организаций, расположенных во всех регионах России |
Основная задача Macronet — создание полной инфраструктуры (технической, телекоммуникационной и прикладной) для работы с нормативными документами (т. е. обеспечение заинтересованных потребителей доступом к ним) и для гармонизации стандартов. Поскольку универсальным способом доступа к информации является использование Internet, глобальная сеть Госстандарта тесно интегрирована со Всемирной сетью. Это значит, что в данной системе Internet выполняет две функции — во-первых, служит проводящей средой для обмена информацией между организациями, работающими в области стандартизации, и, во-вторых, выступает в роли среды для быстрой разработки приложений. Интрасеть Macronet доступна лишь организациям, участвующим в проекте Госстандарта. Внешние пользователи имеют доступ только на Web-узел Госстандарта.
В качестве ПО используется Domino/Notes — система клиент—сервер компании Lotus Development (подразделения корпорации IBM); серверная часть этой системы называется Domino, а клиентская — Notes. Структура сети Macronet имеет иерархический характер: главным является центральный узел, расположенный в Госстандарте, базовым — узел во ВНИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ), а остальные московские узлы обладают статусом опорных. На данный момент в системе Macronet установлено 28 серверов Domino и около 400 клиентов Notes (в качестве серверной ОС используется Windows NT). Кроме того, имеются локальные и региональные узлы, не входящие в Macronet, но взаимодействующие с этой сетью через каналы удаленного доступа (прямое соединение по модему или по Internet). Региональные узлы принадлежат министерствам, предприятиям и ведомствам, расположенным за пределами Москвы, а опорные и локальные — центрам сертификации и метрологии (ЦСМ), находящимся во всех регионах РФ. Все московские узлы сети Macronet объединены через выделенные линии компании Golden Line (скорость передачи 64 кбит/с и 2 Мбит/с), а региональные и локальные узлы подключаются через местных провайдеров Internet (см. рис. 1). Всего в сети 68 серверов и около 2000 клиентских мест.
Хотя любая информация, хранящаяся на каждом из узлов Macronet, принадлежит какой-то конкретной организации, для пользователя система является единым информационным пространством. Физически выход в Internet имеется только на центральном узле, а базовый и опорные узлы не обладают самостоятельными каналами доступа в Internet и используют для этого средства сети Macronet. Вход в систему осуществляется через главный узел (http://www.gost.ru), который содержит ссылки на все остальные Web-узлы системы. Путешествуя по Web-страницам, можно переходить с одного узла на другой, не задумываясь, на каком из них в данный момент находишься.
Рис.2Структура центрального узла сети Macronet |
Центральный узел служит для управления сетью Macronet и единой информационной средой и включает в себя шесть серверов и около 200 рабочих мест, объединенных в локальную сеть через пять концентраторов типа Hub 10TX и коммутатор Switch LAN Plex 1000 (рис. 2). Для связи с другими узлами сети Macronet и внешним миром предназначена подсистема из двух маршрутизаторов Cisco 45 и 47, имеющая выходы через систему Golden Line на базовый и опорные узлы, а также на провайдера Internet. Кроме того, предусмотрено и альтернативное средство связи с узлами Macronet и мобильными пользователями через блок модемов с прямым выходом в МГТС. Что касается остальных узлов, то они менее мощные, чем центральный. Так, в локальной сети базового узла имеются два сервера, концентратор и маршрутизатор, в сетях опорных и региональных узлов — по одному серверу и концентратору, в сетях локальных узлов — один сервер или одна рабочая станция.
Как уже упоминалось, сеть Macronet управляется из центрального узла. При этом для мониторинга состояния всех ее активных узлов применяются системы сетевого администрирования HP Open View и Cisco Works, выполняющие сбор данных по протоколу SNMP. Для удаленного управления маршрутизаторами служит протокол Telnet, для удаленного администрирования NT-серверов — стандартные средства управления Windows NT, для управления источниками питания — программа PowerChute фирмы APC, а для удаленного администрирования серверов Domino — стандартные средства администрирования Domino/Notes, работающие по протоколам TCP/IP и Telnet.
Рис.3Схема взаимодействия Web-серверов в сети Macronet |
Следует отметить, что, в целях обеспечения безопасности сети Macronet от несанкционированного доступа через Internet, в центральный узел включен программно-аппаратный комплекс, выполняющий функции брандмауэра (рис. 3). Защита сети по сути имеет несколько уровней. Во-первых, для фильтрации пакетов и аутентификации пользователей служит Cisco PIX Firewall, представляющий собой многофункциональное устройство типа «черный ящик», специально разработанное для защиты корпоративной сети от вторжения из Internet. Во-вторых, внутренняя связь между узлами Macronet осуществляется через корпоративную интрасеть, имеющую локальные IP-адреса, не зарегистрированные в Internet и, следовательно, недоступные из внешнего мира. В-третьих, выход в Сеть «огражден» proxy-сервером, который преобразует внутренние IP-адреса в глобальные, ограничивает входящий и исходящий трафик, выполняет регистрацию внешних Web-узлов, посещаемых пользователями, и другие функции. В-четвертых, на серверах Domino, содержащих базы данных, и на Web-серверах применяются разные протоколы, что затрудняет несанкционированный доступ к БД. И наконец, механизмы управления доступом, предусмотренные в системе Domino/Notes (список управления доступом, уровни доступа, роли, группы пользователей, шифрование и т. д.) позволяют каждой организации закрыть определенные блоки информации не только от внешних пользователей, но и от соседних организаций, также входящих в сеть Macronet, от отдельных пользователей и их групп (сотрудников этой же или внешней организации).
Как упоминалось выше, сеть Macronet уже успешно эксплуатируется. Главными исполнителями работ по ее созданию и развитию стали две компании: КСК (партнер Lotus со статусом Premium Partner) и «Интерстандарт» (со статусом Advanced Partner) при всесторонней поддержке Lotus. Сегодня для Macronet разработаны бизнес-приложения, создан электронный магазин для распространения текстов стандартов, упрощен доступ к информации о стандартах и другим ресурсам. Найти необходимые данные можно через Internet с помощью специальных поисковых средств. Все это позволяет говорить о том, что основная цель создания системы — обеспечение Госстандарта механизмом эффективного управления своей деятельностью в области стандартизации, метрологии и сертификации — достигнута. Что касается проекта гармонизации стандартов, то разработка 500 российских стандартов, соответствующих международным, близка к завершению. Международные стандарты переводятся на русский язык, а затем либо принимаются в том виде, как они есть (например, ISO 9000), либо в них вносятся национальные поправки (т. е. в эквивалентном или частично эквивалентном виде). Перевод текстов многих стандартов на английский язык уже выполнен.
Почему Domino/Notes?
При выборе платформы для реализации системы Госстандарта решающее значение имели два фактора. С одной стороны, требовались информационные ресурсы для надежного хранения огромного объема документов по стандартизации, что в технологическом плане близко к задачам формирования баз данных. С другой стороны, из-за территориальной разбросанности всех подключенных к системе организаций нужно было создать распределенную и сложную коммуникационную среду. Выбор пал на Notes/Domino, так как в этом клиент-серверном продукте интегрировано все, что требовалось для проекта Госстандарта: документориентированная база данных, отлаженная система удаленного доступа, электронная почта, развитая среда быстрой разработки приложений, мощные средства защиты и поддержка всех основных стандартов Internet. По словам Юрия Блощинского, генерального директора КСК, принимающей активное участие в реализации данного проекта, в Domino/Notes есть те функциональные возможности, которыми не обладают конкурирующие продукты Microsoft Exchange и Novell GroupWise. «Если взять компанию Microsoft, то для такого же решения нужно использовать четыре ее продукта: SQL Server, Exchange, IIS и Visual Basic, — заявил он. — Интегрированность Domino/Notes является явным преимуществом этой системы». Какие же возможности системы компании Lotus используются в проекте «Развитие стандартизации»?
Электронная почта. В сети Macronet электронная почта выполняет следующие функции:
? обмен сообщениями между пользователями; ? обмен данными между приложениями;? оповещение пользователей о наступлении определенных событий, связанных с работой приложений.
Для каждого пользователя сети Macronet создается почтовый ящик, размещенный на сервере Domino данного узла (центрального, базового, опорного или регионального). В случае локального узла, не имеющего своего сервера, почтовые ящики размещаются на сервере центрального узла, а на рабочих станциях хранятся их реплики (репликация — это периодическая синхронизация информации с целью приведения данных в локальных репликах и в центральной базе к единому виду). Передачу сообщений между почтовыми ящиками осуществляет программный модуль-марштуризатор сервера Domino. При этом пользователи могут не только работать с электронной почтой в пределах сети Macronet, но и обмениваться сообщениями через Internet.
Базы данных. Основу системы Domino/Notes составляют базы данных, предназначенные для хранения структурированных и неструктурированных документов. Они играют ведущую роль в проекте Госстандарта, так как позволяют не только организовать хранение, поиск и выборку различных документов, но и использовать механизм репликации, дающий возможность пользователям, находящимся далеко друг от друга, параллельно вести базы данных, а затем синхронизировать внесенные изменения. При таком способе внесения изменений в Domino/Notes используются все уровни защиты, поддерживаемые системой.
Защита. Предусмотрены четыре уровня защиты информации от несанкционированного доступа: двунаправленная аутентификация (пользователь идентифицирует сервер, а сервер — пользователя); управление доступом с помощью списков прав доступа к ресурсам (серверам, базам данных, документам и полям в документах) и к документам (их создание, чтение, запись и удаление); шифрование информации на уровне полей; цифровая подпись. Такой подход дает возможность каждой организации регламентировать доступ к информации, т. е. предоставить определенным пользователям возможность обращаться к определенным данным.
Поддержка стандартов Internet. Для взаимодействия с Internet в состав Domino включен Web-сервер, предназначенный для передачи данных по протоколу HTTP. Кроме того, Domino поддерживает все распространенные Internet-стандарты — POP3, NNTP, SSL 3.0, SMTP, MIME, LDAP, IMAP4 и т. п. Такая тесная интеграция с технологиями Internet существенно облегчила реализацию проекта сети Госстандарта, основу которой составляет Сеть.
Среда разработки приложений. Как уже упоминалось, одна из задач проекта «Развитие стандартизации» — автоматизация основных бизнес-процессов в Госстандарте и смежных организациях. Для ее решения на платформе Domino/Notes разработаны специальные приложения, рассчитанные на работу в сети Macronet с использованием ее ресурсов для обмена информацией между участниками процесса стандартизации. В них использованы все перечисленные выше средства Domino/Notes.
Приложения — путь к автоматизации
На сегодняшний день практически все задачи Госстандарта решаются с использованием разработанных приложений системы Domino/Notes. Рассмотрим функции отдельных приложений.
«Формирование и утверждение плана стандартизации». С помощью этого приложения автоматизируется работа по созданию плана стандартизации на очередной год. Технические комитеты могут формировать разделы плана стандартизации и включать в них документы. Особенно удобна представляемая данным приложением возможность просматривать документы плана стандартизации и документы-отчеты не только посредством клиентской программы Lotus Notes, но и с помощью Web-браузера. Это облегчает пользователям доступ к важной информации, так как то, что им требуется, они могут узнать через Internet, находясь в любом месте.
«Контроль выполнения плана». Это приложение — логическое продолжение первого. Оно позволяет контролировать ход выполнения плана стандартизации, создавать и вести отчеты по различным разделам плана стандартизации.
«Разработка стандартов». Основная функция этого приложения — организация взаимодействия всех участников процесса подготовки и согласования проектов государственных стандартов. За счет использования баз данных и электронной почты автоматизируются все этапы подготовки и согласования проекта стандарта. Дело в том, что разработка стандарта — это сложный процесс, в котором участвуют много организаций и независимых экспертов. Данное приложение поддерживает интенсивный обмен документами, относящимися к разрабатываемому стандарту, выполняет доставку отзывов на проект стандарта и рассылает уведомления о прохождении проектом стандарта этапов согласования, ведет учет замечаний и предложений, контролирует сроки разработки, хранит историю проекта и архив разработанных проектов стандартов.
«Принятие стандартов». Как следует из названия, приложение служит для автоматизации процесса принятия стандарта и организации взаимодействия всех его участников. Утверждение стандарта требует координации многих действий. Поэтому приложению приходится выполнять самые разнообразные функции: объединение в единый пакет всех документов, относящихся к принимаемому стандарту; пересылку его участникам процесса; настройку маршрутов движения пакета. Кроме того, приложение позволяет участникам процесса следить за ходом прохождения пакетов, а также хранит историю каждого пакета и архив разработанных и утвержденных стандартов.
«Экспас». Это — информационная система для экспертов, которая поддерживает процесс гармонизации стандартов. Основу ее составляют базы данных по общероссийским классификаторам, терминологии и международным стандартам. К данной системе подключен план по стандартизации на текущий год, а также аналитические блоки для анализа эффективности и востребованности промышленностью разрабатываемых стандартов.
«Переводы стандартов». Для автоматизации перевода текстов отечественных стандартов на английский язык и международных стандартов на русский разработана процедура распознавания изображений документов (на основе программы FineReader компании ABBY), автоматического перевода с использованием тематических словарей (на базе программы-переводчика фирмы PROMT) и автоматического формирования полнотекстовой базы данных переведенных стандартов.
«Контроль и надзор за соблюдением стандартов». Данное приложение в силу своей срочности и важности было внедрено первым. Оно построено иерархически. Центральный сервер, находящийся в здании Госстандарта, собирает информацию из регионов, систематизирует ее и в виде сводок направляет руководству Госстандарта, а региональные серверы, установленные в территориальных отделениях, отвечают за сбор и доставку на центральный сервер первичных данных о проведенных проверках: актов, предписаний и постановлений. На центральном сервере данные о несоблюдении стандартов распределяются по специальным приложениям, контролирующим проведение повторных проверок и своевременность выполнения предписаний и постановлений.
«Делопроизводство». Когда речь идет о работе с большими объемами документов, невозможно обойтись без средств автоматизации делопроизводства. Такое приложение обеспечивает регистрацию входящих, исходящих и внутренних распорядительных документов, позволяет работать как с бумажными, так и с электронными и факсимильными документами, поддерживает работу с документами и внутри одного офиса, и в масштабе целой корпорации, имеющей множество предприятий и удаленных филиалов, выполняет рассылку документов во внешние организации и осуществляет полный контроль за всеми зарегистрированными документами. В Госстандарте приложение «Делопроизводство» сегодня уже установлено во всех службах. В результате из приложения, которое первоначально предназначалось только для отделения управления делами, оно превратилось в распределенную интегрированную систему для всего центрального аппарата Госстандарта.
«Новости». Приложение предназначено для обмена новостями между всеми организациями, подключенными к сети Macronet. Каждый из участников может публиковать свои новости, и они автоматически распространятся по всей системе. Кроме того, с его помощью осуществляется «связь» между новостями внутренними и новостями Web-узла. Так, сотрудник, отвечающий за новости, может одним нажатием клавиши разрешить публикацию новости из закрытой части сети, и она немедленно появится на Web-узле. В настоящее время это приложение находится на стадии разработки и вскоре будет запущено в работу.
Следует отметить, что все перечисленные приложения настолько тесно интегрированы, что фактически представляют собой единый комплекс, в котором каждое из них взаимодействует с остальными.
Электронный магазин стандартов
Оказывается, тексты стандартов являются таким же востребованным ресурсом, как и другие информационные продукты, и, следовательно, их можно успешно распространять через Internet, тем более что спрос на них постоянно растет. В связи с этим на Web-узле Госстандарта открыт электронный магазин, основу которого составляет сеть Macronet. По сути она является единым распределенным хранилищем документов независимо от их местонахождения и ведомственной принадлежности. Так как сеть имеет выход в Internet, информация о стандартах доступна любому пользователю Всемирной сети. Зайдя на Web-узел www.gost.ru и найдя в каталоге системы сведения о стандартах по интересующей его тематике, он может сформировать список необходимых документов и оформить заказ на их покупку (рис. 4). Распространение стандартов через Internet стало возможным благодаря тому, что Госстандарт располагает базой данных электронных изображений всех действующих ГОСТов. Чтобы зарубежные пользователи тоже могли получать информацию о российских стандартах, база документов на Web-узле ведется на двух языках — русском и английском.
Рис.4Электронный магазин стандартов |
Предусмотрены и дополнительные сервисы, облегчающие процесс получения заказа. Прежде всего это регистрация, в ходе которой пользователь передает в систему свою контактную информацию. Затем служба поиска, предоставляющая возможность поиска документов по ключевым словам с помощью логических функций (И, ИЛИ, НЕ и т. д.). Средства слежения позволяют просмотреть текущее состояние заказа, передать свои пожелания его исполнителям или отказаться от него, а также скорректировать свою контактную информацию (почтовый или электронный адрес, номер телефона или факса и т. п.).
На данный момент завершился этап опытной эксплуатации электронного магазина, решены организационные, юридические и технические вопросы, отработана технологическая цепочка действий от момента заказа до отправки ГОСТов. Очень скоро начнется рекламная кампания по продвижению Web-узла Госстандарта как в России, так и за ее пределами.
Результаты и планы на будущее
В настоящее время сеть Macronet сдана в эксплуатацию и успешно работает. Идет интенсивное обучение людей (пользователей, системных администраторов, высшего руководства), осуществляется информационное наполнение.
Проект должен завершиться в конце 2000 г. Однако развитие информационной системы Госстандарта на этом не закончится. Сбор и хранение данных — только основа для информационной системы. На базе этой накопленной информации будут внедряться приложения, предназначенные для решения задач конкретных направлений деятельности. Главное отличие этого проекта в том, что он — один из немногих в нашей стране очень больших проектов корпоративных сетей, в котором Domino/Notes выступает в качестве основной технологии. Как считает Юрий Блощинский, система связи и организации бизнес-процессов Госстандарта показывает, что при правильном использовании платформы Domino/Notes она может служить множеству самых разнообразных целей.