Здравствуйте, уважаемые читатели!

О некоторых экспонатах намеченной экспозиции мы рассказываем уже в текущем номере. Многое поменялось за год, прошедший после «Связь-Экспокомм-99». Госкомитет по связи и информатизации опять превратился в министерство, сменились руководитель телекоммуникационного ведомства, многие чиновники, а также президент и правительство. Заметно выросли рынки доступа и услуг в Internet, мобильной связи. Значительные изменения произошли и в мировой сетевой и телекоммуникационной индустрии. Пересмотрели приоритеты своего развития и активно осваивают новые направления и гиганты, и карлики. В конце марта, например, началась крупномасштабная реорганизация в одной из самых стабильных компаний бывшей «большой сетевой четверки» — 3Com. Такой радикальной смены курса не предпринимала пока ни одна из подобных фирм. Компания спокойно расстается с несколькими относительно устойчивыми направлениями бизнеса, уступая их партнерам или даже конкурентам. Впредь ее усилия будут сосредоточены главным образом в области IP-телефонии, широкополосного доступа и Web-технологий. Подробности новой стратегии, причины и возможные последствия кардинальных перемен в 3Com рассмотрены в статье Павла Иванова в рубрике «Компании и рынки».

Решительная реструктуризация бизнеса западных компаний резко контрастирует с очередными попытками руководителей российской телекоммуникационной отрасли «поддержать отечественного производителя». Этой теме была посвящена очередная пресс-конференция в Министерстве связи, состоявшаяся накануне выставки «Связьинформ» (Ростов-на-Дону, 4—7 апреля). По словам Наиля Исмаилова, ныне президента Союза производителей и потребителей средств связи, отечественный рынок «захвачен» крупными западными компаниями с развитыми службами сбыта, маркетинга и сервисной поддержки. А в это время бедные российские предприятия, лишенные таких возможностей, постепенно чахнут и производят уже менее 20% от объема необходимого оборудования. Поэтому на самом высоком уровне весьма озабочены и принимают серьезные меры в нужном направлении — как все это знакомо по недавнему социалистическому прошлому. Хочется встать и запеть российский гимн, жаль только, слов для него пока не придумали. Впрочем, результаты благих намерений и бдительной опеки многочисленных нянек давно известны. Принятые в свое время постановления о преимущественном использовании на взаимоувязанной сети связи РФ оборудования отечественного производства отчасти привели к тому, что крупные западные фирмы, уже успевшие обосноваться на российском рынке или только собирающиеся это сделать, открыли мини-производства, призванные наклеивать на фирменные продукты ярлыки «Сделано в России» для дальнейшего их законного «премущественного» использования на наших просторах. По крайней мере, масштабы производственных мощностей и количество рабочей силы позволяли сделать не намного больше. По-настоящему привлекательных условий, которые подвигли бы эти фирмы на серьезные инвестиции в производство, а тем более в разработку, создано не было. Да и с чего бы, учитывая события последних двух лет, могло возникнуть у них желание по-крупному вложиться в российскую экономику, — разве что из неистребимой детской доверчивости, авантюрных наклонностей или мазохистских побуждений?

От былого державного величия остались, похоже, только ракеты и танки, но и они постепенно приходят в упадок (прежде всего из-за наплевательского отношения к людям, их создающим и обслуживающим), да еще, пожалуй, необозримые просторы и богатые недра, которые и подкармливают пока наших радетелей. Поэтому пора бы чиновникам понять, что место нашей страны в мировой телекоммуникационной иерархии (как, впрочем, и во многих других, за исключением военной и нефтегазодобывающей) — в лучшем случае где-то в начале второго десятка, а никак не в первых рядах. И если у западных компаний — лидеров индустрии, несмотря на все проблемы и неожиданности, еще сохранился интерес к России, именно его нужно всячески поддерживать, не давая угаснуть. Никто нас грабить или завоевывать не собирается, по крайней мере из развитых стран. А сами мы вряд ли справимся. Конечно, и мне жаль, что в стране не появилось крупных производителей оборудования и программного обеспечения. Но так уж сложилась жизнь, не всем повезло. Слава богу, что задачу «догнать и перегнать любой ценой» уже никто не ставит. А умных и умелых людей, которых, к сожалению, здесь остается все меньше, лучше занять чем-нибудь более продуктивным вместо очередного наступания на знакомые грабли...

Успехов вам, и до встречи на выставке и в следующем номере!

Ростислав Сергеев,
главный редактор
rsergeev@networld.ru