Летом прошлого года руководство компании пообещало акционерам полностью пересмотреть стратегию развития бизнеса, усовершенствовать его структуру и упорядочить внутренние операции. Анонсированное в сентябре 1999 г. выделение производства и сбыта карманных компьютеров Palm в самостоятельную фирму стало первым серьезным шагом на пути выполнения данных обещаний. Этот «звоночек» у многих вызвал недоумение: что там ни говори о приверженности традиционному сетевому и телекоммуникационному оборудованию, но подразделение Palm Computing практически с момента приобретения этого бизнеса компанией 3Com демонстрировало стабильно высокие темпы роста. Аналитикам и 300 млн пользователей продуктов 3Com оставалось только гадать, какие формы примут следующие, более основательные меры по реорганизации фирмы. Впрочем, пауза длилась недолго: 20 марта руководство 3Com сделало свои планы всеобщим достоянием. Обновление оказалось до того радикальным, что кое-кого повергло в настоящий шок.
Наибольший резонанс вызвал отказ от производства нескольких категорий продуктов. Во-первых, было объявлено о прекращении выпуска коммутаторов для сетей Fast Ethernet, Gigabit Ethernet и ATM, образующих семейство CoreBuilder. Во-вторых, аналогичная судьба постигла высокопроизводительные коммутаторы для глобальных сетей PathBuilder и практически все маршрутизаторы NetBuilder, включая модели, выпускавшиеся в рамках семейств OfficeConnect и SuperStack II. Сообщается, что заявки на указанные продукты принимаются до 31 мая, а последние устройства будут отгружены заказчикам не позднее 30 июня текущего года. В-третьих, фирма решила больше не тратить ресурсы на производство и продвижение аналоговых модемов с маркой U.S. Robotics, соответствующих спецификациям V.90, модемных карт в стандарте PC Card, мини-плат для шины PCI и модемов ISDN.
Столь решительный пересмотр стратегии не означает, однако, что перечисленные устройства и программное обеспечение сразу и навсегда исчезнут с рынка. Если говорить о магистральных коммутаторах CoreBuilder, то здесь 3Com большие надежды возлагает на своего давнего партнера (а в последнее время и конкурента) Extreme Networks — производителя коммутаторов третьего и четвертого уровней для сетей Fast и Gigabit Ethernet.
Сообщается, что Extreme готова немедленно предложить пользователям оборудования 3Com план перехода на коммутирующие платформы Summit и BlackDiamond. При этом коммутаторы BlackDiamond по плотности портов, пропускной способности и функциональным возможностям во многом аналогичны уходящим со сцены устройствам CoreBuilder.
Модемный бизнес передается новой компании, создаваемой 3Com совместно с тайваньской корпорацией Accton Technology, в течение последних пяти лет разрабатывающей для 3Com средства доступа, и сингапурской NatSteel Electronics (NEL). Новая фирма — ее формирование должно завершиться к концу мая — возьмет на себя продолжение разработок, производство, продажи, маркетинг и поддержку тех модемных линий, от которых отказывается 3Com. В частности, компания NEL выкупает у 3Com производственные мощности в Маунт-Проспекте (шт. Иллинойс, США).
Магистральное оборудование для глобальных сетей — коммутаторы PathBuilder и NetBuilder перейдут к корпорации Motorola.
По заявлению президента 3Com Брюса Клафлина, в связи с сокращением ассортимента выпускаемой продукции в ближайшие полгода фирма уволит 2500—3000 сотрудников. Ожидается, что примерно 2/3 из них найдут работу в партнерских компаниях, в частности, около 200 человек приглашены в Extreme Networks, примерно столько же будут заняты в создаваемой «модемной» фирме и еще 1200 человек останутся на производстве, переходящем к корпорации NEL.
Приоритизация бизнеса
Освободившись от пут «тяжелого» сетевого оборудования, медленных модемов и миниатюрных компьютеров и удачно (если верить заявлениям руководства) пристроив своих неожиданно осиротевших детищ в радушные объятия многочисленных партнеров, 3Com приступила к созданию имиджа, демонстрирующего сфокусированность на наиболее перспективных сегментах рынка. Если говорить о клиентской базе, то сегодня компанию привлекают домашние пользователи, малый и средний бизнес (по американским меркам это организации с численностью персонала до 100 и до 1000 человек соответственно) и сервис-провайдеры. Что касается крупных корпоративных клиентов, то работа с ними полностью не прекращается, но отныне для 3Com интерес представляют только те подразделения (филиалы и удаленные офисы), которым подойдут решения для малого и среднего бизнеса.
В сохраняющемся ассортименте продуктов компании предприятиям такого масштаба адресованы сетевые адаптеры, беспроводные решения AirConnect, семейства OfficeConnect и SuperStack II, системы обработки телефонного трафика NBX 100 и новые коммутаторы Switch 4000. Сервис-провайдерам фирма предлагает системы удаленного доступа RAS 1500, устройства Total Control, оборудование DSL для центрального офиса и средства VoIP. Наконец, на потребительский рынок ориентированы кабельные и DSL-модемы.
В палитре технологий, реализованных в перечисленных продуктах, наиболее перспективными руководство 3Com считает IP-телефонию, сети Gigabit Ethernet, широкополосный доступ по кабельным линиям, беспроводную связь (в том числе по сетям CDMA) и решения на базе Web. Намерение 3Com активизировать деятельность в названных областях подтверждается многочисленными сообщениями о новых стратегических альянсах и приобретениях.
Широкополосный доступ. Главной новостью, относящейся к этому сегменту рынка, безусловно стало расширение стратегического соглашения с Copper Mountain — одним из ведущих поставщиков устройств для линий xDSL. Теперь сотрудничество двух фирм будет распространяться не только на абонентские устройства, но и на оборудование центрального офиса.
Сообщается, что уже весной 3Com приступит к дистрибуции мультиплексоров доступа (DSLAM) CopperEdge 150 и 200 производства Copper Mountain под собственной маркой — Total Control 500 DSL Access Multiplexer. В результате в семействе Total Control появится недостающий пятый компонент — средства поддержки цифровых абонентских линий (в дополнение к расширенным сервисам для сетей передачи данных, а также функциям IP-телефонии, беспроводного доступа и доступа по каналам КТВ). Кроме того, фирма уже в этом году намерена выпустить новые маршрутизаторы доступа и шлюзы для линий xDSL в рамках семейств OfficeConnect и SuperStack.
IP-УАТС. Основной конек 3Com в области средств передачи телефонного трафика по локальным сетям — система NBX 100 Communications System. В будущем году начнутся ее поставки в конструктиве SuperStack II. Что касается функциональности этого решения, то предполагается ее наращивание, в частности, в сотрудничестве с компаниями Apropos Technology и Symbol Technologies.
В первом случае речь идет о разработке приложений и сервисов для мультимедийных центров взаимодействия с пользователями (MMCIC), устанавливаемых в компаниях малого или среднего бизнеса либо в эквивалентных им по масштабу подразделениях крупных корпораций.
Результатом сотрудничества с фирмой Symbol должна стать интеграция выпускаемых ею беспроводных коммуникационных устройств серии NetVision в стандарте IEEE 802.11 с системой NBX 100. В итоге с мобильных устройств станет доступен тот же набор функций обработки мультимедиа-трафика (данные, голос и видео), что и со стационарных системных телефонных аппаратов, подключенных к локальной сети. Коммерческие продукты 3Com, основанные на технологии IP-телефонии для сетей RadioEthernet, появятся на рынке во втором полугодии.
Web-технологии. Стремясь помочь пользователям ускорить работу в Web и одновременно повысить степень информационной безопасности, 3Com приступает к разработке новой категории сетевых устройств в рамках семейства SuperStack. В частности, уже в мае начнутся поставки решений на базе продуктов давнего партнера 3Com —компании F5 Networks, обеспечивающих выравнивание нагрузки между серверами. В 2000 г. новые представители семейства SuperStack обзаведутся встроенными функциями брандмауэров, позаимствованными у фирмы SonicWall. К началу 2001 г. 3Com планирует встроить в них программное обеспечение Traffic Server Engine компании Inktomi, предназначенное для автоматического кэширования содержимого Web-страниц, распределения информации в сети в целях оптимизации обработки пользовательских запросов и фильтрации передаваемых данных.
Решения для сервис-провайдеров. В этой области основная роль отводится оборудованию центрального офиса TotalControl и архитектуре CommWorks. Последняя представляет собой платформу, позволяющую сервис-провайдерам создавать новые телекоммуникационные сервисы в области передачи данных, IP-телефонии, беспроводного доступа, доступа по линиям DSL и сетям кабельного телевидения.
О намерении развивать активность на рынке решений для операторов и провайдеров говорит и декабрьская покупка компании LANsource, известной своими разработками в области Fax-over-IP. 20 марта появилось сообщение еще об одном приобретении. На сей раз руководителей 3Com привлекла фирма Call Technologies, с 1997 г. выпускающая системы универсальной обработки сообщений (Unified Messaging) под названием Call Courier Unify и средства управления сетями связи.
Продукты Call Technologies сегодня установлены у нескольких десятков традиционных и альтернативных операторов США и Канады. Задействовав свои каналы маркетинга и сбыта, 3Com надеется сделать эти разработки популярными и в других странах. Однако главный интерес для компании представляет возможность значительного расширения тех приложений Unified Messaging и функций управления сетями и сервисами, которые уже имеются в составе CommWorks, а также интеграция продуктов Call Technologis с платформой Total Control.
Две части айсберга
Сообщение о кардинальных переменах в деятельности компании было приурочено к представлению итогов третьего квартала 2000 финансового года, который завершился 25 февраля. Несмотря на заявления руководителей о том, что их фирму в ближайшее время ожидает ускоренный рост, финансовые итоги завершившегося квартала недвусмысленно свидетельствуют: уже больше двух лет компания находится в состоянии стагнации.
Объем продаж в третьем квартале — 1415 млн долл., или на 4% меньше показателя предыдущего квартала, — практически не отличается от доходов годичной давности и всего на 13% превосходит оборот за третий квартал 1998 финансового года . При современных темпах развития сетевой и телекоммуникационной отрасли рост на 13% за два года — это, в сущности, ничто. С прибылью — похожая картина: если принять во внимание единовременные расходы на инвестиции, приобретение компаний и реорганизацию, то в третьем квартале чистый доход на одну акцию составил 0,27 долл., что несколько выше 0,24 долл., которые имели место во всех (кроме осеннего) кварталах 1999 финансового года, но существенно меньше 0,37 долл., выплаченных акционерам тремя месяцами ранее.
Компания предоставила также информацию о динамике продаж по отдельным категориям продуктов. Эти данные проливают свет на истинные причины ухода 3Com с некоторых сегментов рынка сетевого оборудования. В третьем квартале поставки сетевых плат, аналоговых и широкополосных модемов, решений для домашних сетей сократились на 11% по сравнению с предыдущим кварталом и на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как во втором квартале (относительно первого) наблюдался их 15-процентный рост. Оборот отделения сетевых систем (коммутаторы, концентраторы, маршрутизаторы, средства IP-телефонии, мультисервисные платформы и управляющее ПО) за третий квартал не изменился, зато снизился на 7% по сравнению с тем же периодом 1999 финансового года; а падение в предыдущем (втором) квартале составило целых 12%. В то же время объем продаж карманных компьютеров увеличился на 4% по сравнению со вторым кварталом этого и на 116% (!) по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Другими словами, линия Palm в первую очередь позволила скомпенсировать снижение оборота в других сегментах. Если не учитывать ее вклад (а с выделением Palm Computing в самостоятельную компанию, которое может завершиться уже в июне, 3Com лишится этого источника роста доходов), то объем продаж в третьем квартале окажется на 11% ниже аналогичного показателя годичной давности. В числе прибыльных категорий продуктов 3Com оставались решения для операторов и для сетей рабочих групп, хотя темпы роста продаж последних (семейства OfficeConnect и SuperStack) в третьем квартале также начали снижаться.
Что же происходит? Почему 3Com, некогда входившая в состав «Большой четверки» сетевых компаний и по объемам продаж едва не наступавшая на пятки своему главному конкуренту Cisco Systems, сегодня за год имеет доход, всего процентов на тридцать превышающий продажи Cisco за квартал? Почему среднегодовые темпы роста бизнеса Cisco последнее время находятся на уровне 50%, а 3Com топчется на месте?
По-видимому, простого ответа на эти вопросы не существует. Ошибочность долгосрочной стратегии и неверная оценка перспектив рынка? Подобным образом можно объяснить все что угодно. Невысокое качество продуктов? Если верить многочисленным тестам и отзывам пользователей, дело не в этом. Слабый маркетинг? Откровенных просчетов в этой области вроде бы не видно. Недостаточно развитые каналы сбыта? Только не у 3Com. Постепенная деградация рынка крупных корпоративных сетей? Это скорее из области псевдонаучной фантастики. А может, компания просто не в состоянии противостоять своим более мощным конкурентам Cisco Systems и Nortel Networks, а также тем агрессивным производителям сетевого оборудования, которые как грибы вырастали в середине 90-х гг.?
По мнению ряда экспертов, происходящее с 3Com в последнее время в какой-то мере объясняется перечисленными причинами, хотя свою роль сыграли и другие факторы. В сложившейся ситуации было просто необходимо предпринять меры по кардинальной перестройке бизнеса компании, однако в результате отказа от нескольких ведущих продуктовых линий для фирмы наступают нелегкие времена.
Бизнес или... клиенты?
Вам, конечно, не раз доводилось слышать из уст руководителей высокотехнологичных компаний и читать в их печатной продукции уверения в максимальном учете интересов пользователей, в полном подчинении бизнеса удовлетворению запросов клиентов (customer-driven company — так звучит это по-английски). Найдите сегодня крупного производителя, который не сделал бы данный тезис лейтмотивом своих маркетинговых программ. Мартовская реорганизация фирмы 3Com заставляет лишний раз усомниться в искренности подобных слов.
Все обстоит гладко лишь до тех пор, пока интересы заказчиков не приходят в противоречие с динамикой финансовых показателей. Когда же руководство фирмы вынуждено выбирать между пожеланиями клиентов и ростом продаж, доход и прибыль оказываются на первом месте. Как откровенно заявил уже упоминавшийся Брюс Клафлин, «компания прекращает заниматься бизнесом, который не обеспечивает финансового роста и не приносит прибылей».
Автору неизвестна реакция отечественных пользователей на последние события в 3Com. Возможно, она будет достаточно спокойной, поскольку тех же коммутаторов CoreBuilder 9000 в нашей стране установлено штук тридцать. Отклики же зарубежных заказчиков и реселлеров весьма красноречивы.
Проблема заключается в том, что в ноябре прошлого года на ежегодной конференции Networks3, проходившей в Чикаго, руководители фирмы твердо пообещали продолжить развитие семейства коммутаторов CoreBuilder. В частности, у них должны были появиться функции управления на основе наборов правил, средства выравнивания нагрузки между серверами (в рамках сотрудничества с фирмой F5 Networks) и поддержки телефонии в локальных сетях, голосовой шлюз, коммутирующий модуль с портами 1000Base-T, модуль для объединения сетей ATM и Gigabit Ethernet. Как известно (см. «Сети», 1999, № 12, с. 68), коммутаторам CoreBuilder 9000 отводилась одна из ключевых ролей в стратегии построения сетей e-Network, предназначенных для поддержки электронного бизнеса. По словам Люка Брюне, возглавляющего московский офис 3Com, теперь эта широко разрекламированная стратегия также подлежит серьезному пересмотру.
Более того, заявления о сохранении присутствия на рынке «тяжелого» оборудования делались даже в начале марта. Последовавшие затем события многих застали врасплох. Компании, только приступившие к развертыванию или модернизации корпоративных сетей с использованием устройств CoreBuilder, отчасти брошены на произвол судьбы. Несмотря на то что предлагаемые в качестве эквивалентной замены устройства BlackDiamond производства Extreme по функциональным возможностям действительно во многом аналогичны коммутаторам CoreBuilder, они не имеют, например, портов ATM. Как сообщается в одном из документов 3Com, фирма Extreme не собирается заниматься развитием моделей CoreBuilder (поскольку заинтересована в продвижении собственной продукции), а это значит, что обещания усилить эти коммутаторы новыми модулями и функциями так и останутся невыполненными.
Две компании уже провели тестирование базовой совместимости своих устройств — на уровне поддержки виртуальных ЛС, агрегации каналов, маршрутизации многоадресного трафика и избыточных маршрутов. Эта деятельность будет продолжена. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что следование по предлагаемому 3Com пути сопряжено с дополнительными затратами.
Если верить официальной позиции 3Com, все обстоит не так уж и плохо, ведь в лице Extreme Networks и Motorola компания нашла достойных преемников. Следует иметь в виду, однако, что фирма Extreme Networks еще довольно молода — она создана в 1996 г., а на американский фондовый рынок вышла только в октябре прошлого года. Ограниченность финансовых ресурсов этой компании означает, что ее заказчики и партнеры еще долго не смогут рассчитывать на тот же уровень информационной, маркетинговой, а возможно, и технической поддержки, какой предоставляла 3Com. В этой связи далеко не очевидно, что сегодняшние поклонники продукции 3Com последуют по рекомендуемому ею пути, а не переметнутся в лагерь одного из конкурентов, той же Cisco Systems.
И еще одно обстоятельство. Как теперь известно, решение о реорганизации компании готовилось в течение шести месяцев. Однако о предстоящем сокращении продуктовых линий не были предупреждены даже крупные партнеры 3Com. Сотрудники московского представительства фирмы говорят в этой связи, что руководство боялось резкого падения котировок акций 3Com на Нью-Йоркской бирже (это еще один ответ на вопрос, вынесенный в заголовок данного раздела). Впрочем, определенное снижение все равно произошло. Если 1 марта одна акция компании стоила 104 долл., то к середине месяца этот показатель опустился до 64—68 долл., а во второй декаде апреля составлял 44 долл.
Дальнейшая динамика рыночной стоимости трудно прогнозируема. Следует учесть тот факт, что на долю ликвидированных направлений бизнеса в прошлом году приходилось около 45% оборота. Несмотря на продолжающийся прием заказов до 30 мая можно ожидать падения суммарных объемов продаж уже в четвертом квартале 2000 финансового года, а полное осуществление планов реорганизации приведет к двукратному сокращению оборота — примерно до 3 млрд долл. в год. Кроме того, ожидается, что последний квартал текущего финансового года компания завершит с убытками в 400—500 млн долл. Положительный баланс будет достигнут не раньше начала 2001 г.
Новый 3Com в России
В нашей стране развитие бизнеса компании не соответствует общемировой картине. Так, в течение последнего года здесь наблюдался устойчивый рост продаж, примерно на 20% ежеквартально, а для аналоговых модемов данный показатель в 2000 финансовом году достигал порой 100%. Эти обстоятельства, а также тот факт, что парк установленного в России «тяжелого» сетевого оборудования 3Com (тех же коммутаторов CoreBuilder 9000) невелик, возможно, и дали основания Люку Брюне заявить, что в России произошедшие в компании перемены будут ощущаться в минимальной степени. Что касается организации продаж, то основной упор по-прежнему делается на реселлерские каналы, которые предполагается дополнить непосредственным взаимодействием 3Com с отдельными крупными заказчиками (в той мере, в какой это укладывается в новую концепцию бизнеса). В частности, на май запланирована очередная авторизация партнеров второго уровня. Кроме того, фирма намерена уделять самое пристальное внимание потребительскому сектору. Модемы с логотипом U.S. Robotics, пользующиеся у нас большой популярностью, не исчезнут с российского рынка и будут активно продвигаться компанией, создаваемой триумвиратом 3Com — Accton — NEL.
Вместе с тем в связи с реорганизацией временно приостанавливается программа поддержки розничных продаж. 3Com перестает заключать контракты на замену оборудования (Advanced Hardware Replacement, AHR). Наконец, не исключено, что на 10—15% (а это 2—3 человека) будет сокращен штат московского офиса фирмы.
Туманные перспективы
Каков же прогноз? Из уст многих экспертов он звучит не очень оптимистично. Решение отказаться от производства части продуктов было вынужденным и связано с тем, что в последние годы конкуренты сильно потеснили 3Com в некоторых важнейших сегментах рынка корпоративных сетей. Так, по данным аналитической компании Dell?Oro Group, доля фирмы на рынке Ethernet-коммутаторов третьего уровня снизилась с 19,9% в 1998 г. до 6,4% в 1999 г. Компания постепенно сдает позиции и в сегменте коммутаторов второго уровня: если в 1997 г. ее доля составляла, по оценкам все той же Dell?Oro, 15,7%, то в 1998 г. упала до 13,9% и это ослабление позиций не удалось полностью скомпенсировать в прошлом году (14,6%).
Проблемы с продажей оборудования для крупных сетей передачи данных возникли на фоне продолжающегося роста корпоративного рынка — это признает сама же 3Com. Конечно, трудно спорить с тем, что широкополосный доступ, IP-телефония или Web-технологии сегодня представляются более выгодными сферами для приложения сил, однако нельзя забывать, что и в этих секторах 3Com — не единственный игрок. Вот почему эксперты и аналитики не рискуют оценивать перспективы дальнейшего развития 3Com как многообещающие. В качестве примера приведем весьма показательное высказывание Теры Бракко, аналитика из фирмы Current Analysis. «Я не думаю, — говорит она, — что полный отказ от крупных корпоративных решений является для 3Com наилучшей стратегией. Мне кажется, что у компании наибольшие шансы преуспеть именно в этом секторе рынка. Хорошо известная марка, развитые каналы сбыта и умение сфокусироваться на самых передовых технологиях открывают перед ней все возможности для сохранения своего места в постоянно развивающихся корпоративных сетях.
Как бы то ни было, но 3Com на сегодняшний день стала последним из ведущих производителей сетевого и телекоммуникационного оборудования, сворачивающих деятельность на рынке крупных корпоративных сетей. Напомним, что в марте этого года Lucent Technologies решила выделить бизнес, связанный с УАТС, кабельной системой SYSTIMAX и оборудованием для корпоративных сетей передачи данных, в отдельную компанию и целиком сосредоточиться на обслуживании операторов и сервис-провайдеров. Сравнительно недавно и руководство Cabletron приняло решение о разделе фирмы на четыре части для достижения большей сконцентрированности на самых быстрорастущих сегментах рынка. На этом фоне последние события, произошедшие в корпорации 3Com, перестают восприниматься как нечто сверхординарное...
От всех этих перемен, похоже, больше всего выиграет Cisco Systems, оборудование которой уже в ближайшее время может превратиться в фактический стандарт для крупных корпоративных сетей.