А в сфере телекоммуникаций необходимость непрерывного образования особенно актуальна.
Зачем и как учиться
Можно вести спор о конкретных цифрах и методиках их подсчета, но нельзя отрицать явной тенденции — пропускная способность линий связи удваивается каждые шесть месяцев. Эти успехи достигаются за счет разработки и внедрения все новых технологий передачи.
Ради любопытства полистайте подшивки телекоммуникационных и компьютерных изданий двух-трехлетней давности. Вот всего лишь один пример. Вспомните, с каким энтузиазмом обсуждались построение модемов «56К» и их практическое применение в конце 1997 г. А ныне о таких модемах практически не вспоминают. Фирма U.S. Robotics, инициатор их разработки, давно куплена компанией 3Com, которая в нынешнем году вообще отказалась от производства аналоговых модемов. В условиях непрерывного обновления используемых решений освоение новых технологий является одной из повседневных задач специалистов-практиков.
Другим фактором, стимулирующим получение знаний, становится весьма ощутимая разница в оплате труда квалифицированного специалиста и «рядового» сотрудника. Работодатель заинтересован в профессионалах, способных использовать все технологические новинки. Благодаря им существенно уменьшаются расходы на обслуживание оборудования при максимальном увеличении его производительности.
Квалификация работника определяется многими факторами.
Во-первых, необходимо высшее образование, как ни банально это звучит. Оно не только дает базовые знания, но и учит системному самостоятельному мышлению. В середине 90-х очень сильно упал престиж высшего технического образования, многие считали его пустой тратой времени. Но сейчас, когда период «дикого» капитализма завершается, когда вместо кумовства и личной преданности становятся востребованными профессиональные качества, интерес к инженерным специальностям вновь усилился. Посмотрите, как вырос конкурс в технические вузы за последние годы!
Во-вторых, для поддержания квалификации требуются практический опыт и постоянное самообразование. Знания надо использовать, иначе они попросту теряются. Иногда можно услышать, что, дескать, на моем рабочем месте сложно реализовать даже те знания, которыми я владею. Эти попытки самооправдания в какой-то степени являются отголоском нашего прошлого опыта трудовых отношений, когда инициатива была наказуема. Самообразование — непременное условие практической деятельности. Причем оно не должно ограничиваться штудированием сугубо профессиональной литературы и специальной периодики. Для расширения кругозора, сохранения свежести и гибкости мышления нужно читать художественную литературу, исторические и философские трактаты, ходить в театры и на выставки, активно общаться с людьми других профессий, участвовать в различных семинарах и т.д. и т.п.
В-третьих, любой специалист должен регулярно посещать тематические курсы. Это очень эффективный способ повышения квалификации, он позволяет буквально за считанные дни осваивать новые технологии и обучаться работе с новым оборудованием. Экономическая эффективность такого метода очевидна. Существует великое множество профессиональных курсов, которые организуют фирмы-изготовители и специализированные компании, и никто не жалуется не нехватку слушателей. Можно попытаться возразить, что курсы — очень неплохой бизнес, поэтому его всячески развивают. Какая-то доля истины в этом есть, но в современном мире наиболее дорогим ресурсом являются люди. Компаниям выгоднее вкладывать деньги в обучение двух-трех специалистов, чем содержать десяток работников с невысокой квалификацией и устаревшими знаниями.
Весьма показательным примером может служить опыт Cisco Systems, одной из наиболее эффективных компаний нашего времени. Постоянное повышение квалификации — обязательное условие для ее сотрудников. В компании внедряются все новые формы работы и активно используются современные методики. К концу года она собирается полностью отказаться от очных курсов и перейти на дистанционное обучение своих специалистов, что позволит резко сократить накладные расходы и потери рабочего времени. Польза постоянного повышения квалификации очевидна: в 1999 г. оборот из расчета на одного сотрудника составил около 700 тыс. долл. Обычно подобными достижениями могут похвастаться лишь фирмы малого бизнеса, да и то далеко не все, но Cisco, с ее более чем 26 тыс. сотрудников, сложно отнести к такой категории.
Чему учиться
В первую очередь, и это вполне очевидно, тому, что непосредственно требуется для вашей работы. Также можно учиться «на перспективу», когда ожидается внедрение новой техники или когда работник планирует сменить профиль своей деятельности.
Современное телекоммуникационное оборудование настолько сложно и обладает столь широкими функциональными возможностями, что многие производители предлагают не только учебные курсы, но и системы сертификации. При этом справедливо полагается, что сертифицированный специалист, прошедший необходимое обучение и тестирование, способен без задержек решить подавляющее большинство технических проблем. Представьте себе, во сколько обойдутся простои компьютерной сети, скажем, банка или товарной биржи. Может быть, с причиной неисправности сумеет разобраться и сотрудник, который не имеет такого уровня квалификации, но в подобных ситуациях основную роль играет временной фактор.
Рассмотрим две программы обучения и сертификации для телекоммуникационных специалистов, предлагаемые лидером сетевого рынка компанией Cisco Systems и ведущим производителем оборудования для видеоконференц-связи (ВКС) фирмой PictureTel.
Для выбора, установки, настройки оборудования ВКС, проведения успешных сеансов видеоконференций требуются разносторонние знания. Надо профессионально владеть видео- и аудиотехникой, иметь навыки режиссера, звукооператора и визажиста, уметь выбирать одежду для участников конференц-связи, мебель для студии, подбирать необходимое освещение, знать и понимать великое множество стандартов и сетевых технологий. Любопытно пропорциональное деление сертификационных вопросов теста компании PictureTel. На видеотехнологии, которые, вроде бы, являются основными для таких специалистов, отводится только 16% заданий. Чуть больше, 20%, отведено на аудиотехнологии. Зато стандартам и сетевым технологиям уделено гораздо больше внимания — на их долю приходятся соответственно 28 и 36%.
Сертифицированный инженер по видеоконференциям (CVE — certified videoconferencing engineer) должен очень хорошо знать современные телефонные системы (PSTN и ISDN) и различные типы сетей. Вспомните любое мало-мальски известное понятие в области телекоммуникаций, и с большой долей вероятности окажется, что оно есть в вопросах теста.
Требование владеть столь разнообразными, можно сказать — энциклопедическими, знаниями отпугивает многих соискателей этого сертификата. Показательна статистика CVE по странам: в США их 462 человека, в Великобритании — 26, в Германии всего три человека имеют такой сертификат, а в России мне не известен ни один.
Программа подготовки специалистов компании Cisco Systems более известна. Она носит название Cisco Career Certifications и основана на поэтапном обучении, в итоге которого предусматривается получение сертификата CCIE (Cisco Certified Internetwork Expert — сертифицированный Cisco эксперт по технологиям межсетевого обмена). Слушатели могут выбрать одну из следующих специализаций:
- поддержка в области маршрутизации и коммутации сетей;
- проектирование в области маршрутизации и коммутации сетей;
- проектирование и поддержка в области коммутации глобальных сетей.
По первому направлению проводится обучение специалистов, работающих с маршрутизаторами локальных и глобальных сетей, а также с коммутаторами локальных сетей. Полученные знания позволяют выпускникам курсов проводить установку и конфигурацию сетей, управлять производительностью и поддерживать их надежное функционирование. Причем есть возможность пройти несколько этапов обучения и сдать три уровня сертификационных тестов.
Рекомендуется начинать с курса ICND, который дает достаточно знаний и навыков для вручения специалисту сертификата сетевого партнера Cisco (Cisco Certified Network Associate — CCNA). Он соответствует квалификации, связанной с поддержкой относительно простых сетей. Следующая ступенька — получение сертификата профессионального специалиста по сетевым технологиям (Cisco Certified Network Professional — CCNP). Для этого нужно пройти несколько последовательных курсов и сдать четыре сертификационных теста. Вершиной пирамиды являются два сертификата CCIE — по маршрутизации и коммутации и по установке сетей ISP. Чтобы «завладеть» ими, желательно иметь не менее двух лет опыта работы в определенной области, а также знания, соответствующие уровню CCNP.
Специалистам, занимающимся проектированием локальных сетей с подключением к глобальным сетям, Cisco Systems предлагает целый набор курсов. Они предоставляют достаточно знаний и обучают методикам проектирования иерархических сетей.
По этому направлению предполагается получение двух сертификатов — сертифицированного партнера компании Cisco по проектированию (Cisco Certified Design Associate — CCDA) и сертифицированного специалиста по проектированию (Cisco Certified Design Professional — CCDP). Обладатель первого из них гарантированно имеет знания, достаточные для создания относительно простых сетей. Специалист CCDP способен заниматься проектированием сложных сетей, включающих оборудование локальных и глобальных сетей. Для получения этого сертификата необходимо еще иметь квалификацию CCNA.
Третье направление обучения связано с технологиями коммутации в глобальной сети. Несмотря на принципиально единые задачи коммутации локальных и глобальных сетей, конкретные реализации настолько сильно различаются, что это привело к разработке целой программы обучения. Курсы дают знания об инфраструктуре и технологиях телефонной связи, использовании каналов с временным уплотнением, о технологиях frame relay и ATM.
Сетевым специалистам предоставляется возможность пройти трехэтапную сертификацию в области коммутации в глобальных сетях — CCNA-WAN Switching, CCNP-WAN Switching, CCDP-WAN Switching, а также CCIE-WAN Switching.
Где учиться
Cisco Systems предлагает несколько вариантов обучения для соискателей, имеющих разную степень начальной подготовки.
Для людей, которые ранее вообще не имели дел с сетевыми технологиями, существуют региональные сетевые академии, организованные во многих странах мира. В России, например, такие функции выполняет учебный центр фирмы Race Communication. Полный список можно получить в московском офисе Cisco или на Web-узле фирмы. Обучение в сетевой академии — процесс довольно длительный (несколько месяцев), но дающий глубокие знания.
Желающим подготовиться к сертификационным экзаменам самостоятельно предлагается широкий выбор мультимедийных CD-ROM.
Но по своему опыту могу сказать, что лучше всего проходить обучение на специализированных курсах. Их организации и проведению способствует разветвленная сеть тренинг-партнеров Cisco. Преподавать на этих курсах имеют право либо обладатели сертификата CCIE, либо сертифицированные инструкторы. Требования к партнерам, желающим проводить такие курсы, довольно жесткие. Помимо всего прочего, они должны обладать оборудованием, необходимым для проведения лабораторных работ, обеспечивать слушателей документацией, канцелярскими принадлежностями и даже заботиться о предоставлении «приятных мелочей» — кофе, прохладительных напитков и полноценного обеда.
В России всего пять компаний имеют статус тренинг-партнеров Cisco. Одним из лучших является учебный центр компании CompTek. Он готовит специалистов уже четвертый год, а начинал свою деятельность как единственный в стране центр обучения менеджеров по продажам оборудования Cisco Systems. Согласно правилам компании, чтобы фирма могла стать поставщиком оборудования Cisco, одно из непременных условий — наличие в ее штате сертифицированных специалистов, в том числе по продажам. В результате деятельности учебного центра CompTek около 100 компаний из России и других стран СНГ получили статус премьер-реселлеров и реселлеров Cisco Systems.
В последнее время менеджеры этого центра отмечают любопытную тенденцию. Снижается число слушателей из фирм, которые принято называть системными интеграторами, но резко возрастает поток жаждущих знаний из организаций, выступающих конечными заказчиками. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне информатизации российских предприятий и о желании их руководителей иметь собственных высококвалифицированных специалистов по обслуживанию.
Учебный центр CompTek специализируется не только на оборудовании Cisco Systems. С 1998 г. читается курс «Основы проектирования и установки беспроводных систем передачи данных», который разработан специалистами центра на основе практического опыта проектирования, монтажа, тестирования и эксплуатации оборудования беспроводной связи всех основных производителей. В нашей стране проявляется повышенный интерес к беспроводным технологиям, и уже более 60 человек прослушали этот курс. Его авторизация компаниями BreezeCOM и Lucent Technologies свидетельствует об уровне обучения. Выпускники могут получить сертификаты, которые дают право установки оборудования беспроводной связи WavePoint-WaveLan фирмы Lucent и линейки продуктов BreezeNet, BreezeLink, BreezeAccess компании BreezeCOM.
С марта нынешнего года учебный центр CompTek проводит новый курс по телефонным станциям Definity. Он предназначен для менеджеров по продаже и включает в себя обзор коммуникационных решений на базе платформы Definity.
Подготовка и переподготовка специалистов стала важным фактором дальнейшего развития телекоммуникационной отрасли. Вложение денег в образование сотрудников дает очень быструю и значительную отдачу. Один лишь пример: компания Cabletron Systems предоставляет крупные скидки российским фирмам при покупке своего оборудования, если в их штате имеются сертифицированные специалисты.