С одной стороны, это вызвано все большим ростом потока информации, а с другой, необходимостью в предоставлении новых возможностей для нахождения и получения требуемых данных.
Не порождает ли это «гонку за собственным хвостом»? Как новые технологии влияют на экономическое развитие мирового сообщества? Как, принимая то или иное решение в области информационных технологий, не оказаться на обочине прогресса? Эти и многие другие вопросы обсуждались на международной конференции «Открытые технологии-2000», проведенной в конце апреля в местечке Лидо ди Езоло, недалеко от Венеции, российской компанией «Открытые Технологии».
Куда идет мир информационных технологий?
Если несколько десятилетий назад ведение бизнеса напоминало неспешное движение лайнера по глади океана, то сейчас это больше похоже на стремительный спуск по горной речке. Для анализа ситуации и принятия верного решения остается все меньше времени, потому-то современный бизнес и немыслим без широкого применения информационных технологий.
В свою очередь, это вызвало бурный рост самого рынка высоких технологий. Как отметил Сергей Калин, президент компании «Открытые Технологии», ярким показателем его роста может служить, например, такой факт: в штате Калифорния, признанном центре информатики и телекоммуникаций, в данной сфере каждые 50 секунд появляется новое рабочее место, а каждые 60 минут — новый миллионер.
В условиях столь быстрой динамики очень сложно отличить реальные прогнозы от хитроумных маркетинговых акций. Пресловутая проблема Y2K показала, что пропаганда идей становится важнее рекламы как таковой. По словам Сергея Тарасова, главы представительства Sun Microsystems в СНГ, анализ технологических изменений на информационном рынке позволяет утверждать, что «настоящий компьютер — это Сеть». И его высказывание не имеет ничего общего с пропагандой, оно лишь подытоживает сделанное и указывает на перспективы.
Разработка бизнес-приложений, клиентских терминалов и серверов производится с учетом быстрого развития телекоммуникаций. В скором времени наиболее важной для пользователя станет возможность простого и удобного доступа к Internet, для которого совсем не обязательно обладать компьютером. Этому есть вполне объективные предпосылки. Например, в США каждый час прокладывается свыше 200 км волоконно-оптического кабеля, а в России в прошлом году число подключений к Сети вдвое превысило количество продаваемых компьютеров.
Большинство приложений будут находиться и выполняться вне рабочего места. Изменятся формы предоставления сервисов, а ISP, ASP и поставщики услуг передачи данных трансформируются в Full-service-провайдеров.
Очень серьезное влияние на информационные системы окажет повсеместное развитие электронной коммерции. Буквально за несколько лет появились новые, ранее попросту невозможные формы ведения бизнеса. Internet из простой разновидности среды обмена информацией превратился в новое пространственное измерение. Открылись небывалые возможности, возник новый Клондайк.
На конференции менеджер Cisco Systems Тимур Латыпов рассказал о том, как используется система электронной коммерции в бизнесе его компании. К весне нынешнего года доля электронного «компонента» в общем обороте достигла 83%. Электронные формы ведения бизнеса являются одним из факторов ежеквартального прироста оборота Cisco на 40—50%. Столь активное применение таких форм развития позволило компании выйти на первое место по уровню капитализации.
Сетевые перспективы
Требования к сетям будущего формулировали многие докладчики. Одно из важнейших — масштабируемость сети. Другим серьезным фактором становится обеспечение безопасности в самом широком смысле этого слова, начиная от совершенствования систем хранения данных и заканчивая защитой информации в Сети от преднамеренного искажения и похищения. Учитывая, какие огромные массивы данных хранятся в многочисленных информационных системах, можно понять, насколько актуально требование надежности. Важны не только сохранность данных, но и их доступность и управляемость. На конференции рассматривались различные способы решения этих задач, и наиболее перспективным был признан вариант с использованием технологии SAN (Storage Area Networks).
Еще одна проблема — обеспечение доступа к нужной информации. С одной стороны, он должен быть максимально простым и удобным, а с другой, нельзя забывать о необходимом уровне безопасности.
Современные информационные технологии характеризуются быстрым обновлением аппаратных и программных средств. Чуть ли не каждые полгода возникают новые версии ПО, предъявляющие все большие требования к возможностям компьютеров. Для модернизации, обслуживания и администрирования требуются все большие средства и усилия. Одним из путей выхода из этой ситуации может стать новая попытка внедрения «тонких» клиентов.
Из вышесказанного несложно сделать вывод, что развитие информационных технологий базируется на развитии технологий сетевых. Это накладывает на последние дополнительные «обязательства».
Непредсказуемость нагрузки — характерная черта работы Internet и intranet. Многие приложения функционируют в режиме реального времени и являются настоящими «пожирателями» полосы пропускания. Ситуация осложняется тем, что одновременно могут выполняться несколько таких приложений. Около 70% всех отказов вызваны перегрузками в сети и на серверах. Поэтому вопросы управления трафиком, назначения приоритетов различным задачам, отслеживания перегрузок и сетевых сбоев становятся основными для современных сетей.
По данным, приведенным Вадимом Саякиным из компании «Открытые Технологии», 84% экспертов считают наиболее целесообразным применение механизмов QoS (Quality of Service) в глобальных сетях, а 56% видят необходимость таких мер и в локальных сетях. Следовательно, большинство специалистов считают оправданной поддержку качества сервиса на всем пути следования информации.
Развитие сетей и их активное использование в повседневной жизни привело к появлению спроса на мультисервисные глобальные и корпоративные сети. Разные компании предлагают различные варианты их построения — выбор конкретной реализации зависит от многих факторов. В современных условиях преобладающее значение приобретает сервисная поддержка и сопровождение всего информационного комплекса.
Конференция продемонстрировала искреннюю заинтересованность крупных российских компаний во внедрении современных технологий и готовность ведущих производителей и системных интеграторов решать поставленные задачи.