Идея его созыва возникла в то время, когда свободолюбивый пафос сменился осознанием утрат, связанных с разрушением единого экономического пространства, и когда было решено взяться за восстановление межгосударственных хозяйственных связей.
Отличительная особенность Петербургского форума — неполитизированность. Его основными задачами являются проведение широкой, представительной и независимой дискуссии об экономическом развитии стран СНГ, их роли в международном хозяйственном процессе, о перспективах формирования новых рынков, а также содействие в привлечении капитала в экономику этих государств. Он дает путевку в жизнь наиболее серьезным инвестиционным и другим экономическим проектам, соответствующим идеологии XXI века.
В работе нынешнего, четвертого, форума приняли участие представители Федерального собрания и Правительства Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и других стран — членов СНГ, российских межрегиональных экономических ассоциаций, финансово-промышленных и банковских структур, научных и общественных организаций и транснациональных компаний.
В рамках мероприятия, проходившего в Таврическом дворце, были организованы тематические пленарные заседания и совещания «круглого стола». Активными участниками последнего стали руководители и специалисты ряда телекоммуникационных компаний и научных организаций — ГП «Космическая связь», НИИ Радио, ПТС, Alcatel, «Дальняя связь», ОАО «Телеком» и другие. Выступавшие обсуждали положение дел в конкретных областях экономики и социальной сферы, рекомендации для различных отраслей промышленности, а также согласованные подходы к инвестиционным и иным совместным проектам. Одно из совещаний «круглого стола» так и называлось: «Связь. Перспективные области сотрудничества». Но его участники чаще говорили о наболевшем, т.е. о проблемах отрасли.
«Округление» проблем
В выступлении первого заместителя министра связи РФ Юрия Павленко были определены политика Минсвязи и основные задачи отрасли.
По оценке г-на Павленко, для обеспечения экономического потенциала России на 1% необходим трехпроцентный рост показателей телекоммуникационной отрасли, а в соответствии с анализом специалистов Минсвязи, для этого требуются инвестиции в размере 20 млрд долл. Г-н Павленко привел некоторые данные, характеризующие состояние отрасли. Так, на настоящий момент в целом по стране выдано около 8,5 тыс. лицензий на предоставление услуг связи, из которых более 8 тыс. задействованы (80% — сервисы электросвязи, 15% — теле- и радиовещание и 5% — почтовая связь). Из 4662 предприятий связи России 95% принадлежат «Электросвязи». Уровень телефонизации все еще не превышает 22%, но к 2010 г. значение этого показателя планируется довести до 62—65%.
Определенные успехи, отметил г-н Павленко, достигнуты в международном сотрудничестве со странами СНГ. Сейчас действуют 12 межправительственных и 13 межведомственных соглашений в области связи. Особое место отведено сотрудничеству с Беларусью, в рамках которого планируется создание единой взаимоувязанной сети связи, а также разработан ряд совместных проектов (в частности, строительства волоконно-оптической линии связи Москва — Минск; ее ввод в эксплуатацию намечен на конец 2000 г.).
Основными задачами отрасли являются сертификация оборудования и услуг, переход на международные тарифы, развитие нормативной базы, привлечение инвестиций, внедрение универсальных услуг, сотрудничество с международными организациями. Приоритетным направлением остается поддержка отечественных производителей. Министерство не только считает необходимым предоставить им преимущественные права, но и намерено принять участие в совершенствовании налоговой системы. Одним из важных шагов станет реорганизация «СвязьИнвеста».
Как сообщил г-н Павленко, руководители Минсвязи прекрасно понимают, что без иностранных инвестиций, отрасль связи не сможет успешно развиваться, поэтому в России, отличие от ряда других стран, законодательство не накладывает никаких ограничений на участие иностранного капитала в сфере телекоммуникаций. Благодаря такому сотрудничеству в последние годы заметно сократилось техническое отставание отрасли от того уровня, который присущ развитым странам мира.
Цифровое ТВ
Известно, что пропускную способность сети можно увеличить в несколько раз только при использовании цифровой передачи сигналов и методов цифровой компрессии. О стратегии перехода от аналоговых систем телевещания к цифровым рассказал первый заместитель директора НИИ Радио Михаил Симонов. В общероссийском масштабе требуется решить три основные задачи:
- «цифровизация» сети распределения телепрограмм и создание базы для дальнейшего внедрения цифрового телевещания в России;
- переход на цифровое телевещание;
- переход к интерактивному цифровому телевещанию.
Для этого нужно выполнить определенные условия, в частности разработать и принять отечественные стандарты цифрового телевещания, создать его метрологическую базу.
Цифровая сеть распределения ТВ-программ является частью взаимоувязанной цифровой сети связи страны (ВСС), и ее развертывание станет существенным фактором для перехода к цифровому вещанию в России. Такой переход должен быть осуществлен как можно быстрее, поскольку установленное аналоговое телевизионное оборудование морально устарело и требует высоких эксплуатационных затрат для поддержания его в работоспособном состоянии. Однако, учитывая необходимость немалых инвестиций в построение цифровых систем, быстрого результата ожидать не следует. Действительно, нерентабельность передающей ТВ-сети и наличие огромных задолженностей телевизионных компаний операторам распределительных ТВ-сетей не позволяют надеяться на самофинансирование, а привлечение частного капитала нереально, ибо для коммерческих ТВ-компаний нет свободных частотных ресурсов.
НИИ Радио разработал программу, позволяющую комплексно решить все перечисленные проблемы (включая экономические) и в короткие сроки внедрить цифровую распределительную сеть. Согласно этой программе, одним из главных направлений развития единой цифровой сети России в ближайшие годы должен стать ускоренный переход к многоканальным ВОЛС и цифровым радиорелейным линиям связи (ЦРРЛ). Конечно, его невозможно осуществить мгновенно, поскольку основой телевизионной транспортной сети России являются аналоговые РРЛ, и очевидно, что их придется эксплуатировать еще несколько лет.
Чтобы обеспечить потребителя услугами, основанными на цифровых методах передачи (такими как цифровое и интерактивное телевещание, передача мультимедиа, услуги Internet и др.), до завершения строительства ВОЛС и ЦРРЛ в общероссийском масштабе, НИИ Радио предлагает следующее. Нужно внедрять на существующих РРЛ цифровые методы передачи ТВ-программ и, одновременно, организовывать на базе РРЛ наложенные сети передачи телефонных сигналов и данных. Для этого потребуется дооснастить действующие линии оборудованием, предназначенным для совместной передачи (в тех же полосах частот) компрессированных цифровых телевизионных и телефонных сигналов, а также поддержки многопрограммного ТВ (в чем заинтересованы регионы). Такое решение позволяет сохранить привязку сети к существующей схеме башен и высотных сооружений ТВ-вещания, которые в дальнейшем станут основой сети цифрового эфирного вещания.
Следует отметить, что на основе данной стратегии можно обеспечить интерактивность ТВ-программ: обратные каналы интерактивного телевидения организуются в частотном диапазоне, высвобождающемся за счет компрессии аналогового ТВ-сигнала. Причем необходимое для этого цифровое оборудование вполне способно поддерживать работу ВОЛС и ЦРРЛ.
Работы в данном направлении уже начались. В 1998—1999 гг. НИИ Радио был создан аппаратный комплекс совместной цифровой передачи телевизионных и телефонных сигналов на базе первого отечественного кодека для обработки ТВ-сигнала в составе цифрового потока 8 Мбит/с (по заданию «Ростелекома»). При интеграции в ВСС России комплекс способен функционировать через действующие аналоговые РРЛ, каналы ВОЛС , а в перспективе — и через спутниковые стволы. Он может поддерживать передачу до четырех цифровых ТВ-сигналов вместо одного аналогового, а также интегрированную передачу цифровых теле- и радиосигналов, многоканальной телефонии. Комплекс разрабатывался с учетом всех характерных особенностей отечественного телевещания (применение системы SЕKАМ, типы цифровых интерфейсов, метрологическая база и стандарты телетекста), поэтому полностью совместим с действующей распределительной ТВ-сетью.
В 2000 г. в сети «Ростелекома» с помощью этого комплекса планируется создать опытную зону цифрового телевещания. В дальнейшем он будет поэтапно внедрен в сетях «Ростелекома» и «Связьинвеста». НИИ Радио предлагает использовать его в качестве базового аппаратного обеспечения для организации сети цифровой передачи ТВ-сигналов ВСС России.
Среди других разработок НИИ Радио г-н Самойлов отметил оборудование для организации телеконференцсвязи. С его помощью можно создавать интерактивные системы, позволяющие проводить опросы общественного мнения, осуществлять дистанционные обучение и медицинское обслуживание, поддерживать видеосвязь в чрезвычайных ситуациях. Этот программно-аппаратный комплекс обеспечивает видео- и аудиосвязь пользователей в масштабе реального времени и способен работать с каналами 32—384 кбит/с.
В последние годы НИИ Радио уделял особое внимание исследованиям в области методов измерения параметров ТВ-оборудования и систем приема и распределения цифровых ТВ-сигналов. Были созданы видео- и аудиоанализаторы на базе ПК (ВК-1 и АК-1), обеспечивающие как генерацию измерительных сигналов, так и анализ их искажений. Разработаны и системы визуализации динамических измерений (не уступающие аналогичным разработкам ведущих зарубежных фирм), которые предназначены для оценки качества кодирования ТВ-сигналов по стандарту MPEG-2.
В заключение своего выступления г-н Симонов назвал требующие решения задачи, связанные с организацией в России цифрового эфирного телевещания. Среди них — необходимость выделения дополнительного частотного ресурса для развития сетей DVB-T (особо была подчеркнута важность международно-правовой защиты выделенных нашей стране для цифрового ТВ-вещания частотных ресурсов). Г-н Симонов с сожалением отметил, что не ведутся исследования практических возможностей существующих кабельных (с верхней границей 230 МГц) и новых распределительных сетей (до 860 МГц), а также возможностей распределения цифровых телевизионных сигналов в системах LMDS, MVDS, MMDS и т.д. Все это несколько тормозит создание системы цифрового телевизионного вещания России, хотя первые шаги в данном направлении уже сделаны — в ближайшие два года будут развернуты опытные зоны цифрового ТВ-вещания в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Национальное или зарубежное
Выступление президента компании «Телеком» Виталия Хохлова было посвящено проблемам гармонизации законодательства стран СНГ, связанного с обеспечением поддержки национальных производителей средств связи. Г-н Хохлов считает, что начиная с 90-х государство самоустранилось от регулирования промышленного производства, и сейчас на рынке царит диктатура естественных монополий.
Разрыв хозяйственных связей, либерализация рынка средств связи отрицательно сказались на отечественном производителе. Ныне 80% телекоммуникационного оборудования, используемого в нашей стране, создано за рубежом (в крупных городах его доля порой достигает 100%). При этом выпуск российской продукции снизился на те же 80%. Однако в последние два-три года было организовано около 10 совместных предприятий по выпуску телекоммуникационного оборудования. Статус российского производителя получили четыре завода, в том числе «Алкатель — Телеком», «ИскраУралТел», «НЭК — Нева».
Анализируя состояние отечественной телекоммуникационной отрасли, г-н Хохлов сослался на итоги выставки «Связь-Экспокомм?2000». Сегодня отечественная промышленность может предложить лишь отдельные виды оборудования (например, 8 наименований коммутационных устройств, 24 — радиорелейных станций, 12 — ИКМ-аппаратуры, 9 — устройств абонентского доступа, из последних 3 — для фиксированного доступа). Конечно, даже эти цифры говорят о некотором оживлении производства. Но г-н Хохлов подчеркнул, что выпуск широкой номенклатуры оборудования — не главное, гораздо важнее использовать пусть ограниченное число, но стандартизованных устройств.
Г-н Хохлов отметил снижение реального притока инвестиций в телекоммуникации, что в немалой степени связано с налоговой политикой государства, способствующей закупкам оборудования за рубежом. Возможность развития отечественного производителя, считает он, появится только при условии уменьшения таможенной пошлины на комплектующие изделия и материалы (до 5% против действующих 20—25%) и изменения налогообложения.
Монополистам пора поделится
Сообщение первого вице-президента компании «ТрансТелеКом» г-на Смирнова было посвящено взаимодействию операторов сетей связи различной ведомственной принадлежности и форм собственности.
Магистральная цифровая сеть связи (МЦСС) ФЖТ, создаваемая «ТрансТелеКом» на базе новейших телекоммуникационных технологий, включает в себя мощную разветвленную транспортную сеть SDH (уровни от STM-1 до STM-16), сеть спутниковой связи, а также вторичную сеть АТМ. Универсальная структура МЦСС обеспечивает интегрированную транспортировку различных видов трафика (данных, голоса, видео), предоставление каналов с гарантированными временем передачи информации и качеством услуг (на местном, международном и междугороднем уровнях). Сеть позволяет оперативно наращивать производительность и канальную емкость коммутационных узлов при увеличении числа пользователей и нагрузки. К настоящему времени уже введены в действие магистральные ВОЛС на участках Москва — Новороссийск — Адлер, Сызрань — Самара — Волгоград — Астрахань, Москва — Смоленск, Красное, Москва — Нижний Новгород, Большое Московское окружное кольцо, Омск — Новосибирск — Барнаул.
Г-н Смирнов подчеркнул, что в соответствии с установленными Министерством связи и информатизации правилами «ТрансТелеКом» может предоставлять услуги местной, междугородной и внутризоновой связи только абонентам собственных АТС. Однако такое решение неправомочно, поскольку Единая цифровая сеть связи МПС России, которую создает «Транстелеком», равно как и сети связи энергетиков и газовиков, которые строятся на средства этих ведомств, являются дополнением сетей связи общего пользования и общенациональным достоянием.
По мнению г-на Смирнова, назрела необходимость в том, чтобы нарушить монополию ОАО «Ростелеком» на предоставление услуг междугородней и международной связи в сети общего пользования, и следует срочно внести изменения в федеральный закон «О связи». Его предложения ( они цитируются по распространенному на совещании тексту выступления) состоят в следующем:
- «всем операторам независимо от их ведомственной принадлежности предоставить равные права по оказанию услуг абонентам любых сетей при условии получения ими лицензии;
- услуги и расходы, связанные с обеспечением национальных интересов России, должны нести все компании — операторы междугородней и международной связи;
- лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг междугородней и международной связи сети общего пользования должны выдаваться операторам связи с учетом требований равенства и не приводить операторов в зависимость друг от друга;
- действующие и создаваемые узлы автоматической коммутации сети связи общего пользования должны быть равнодоступными для сетей связи операторов, имеющих статус междугороднего и международного оператора (сейчас ими распоряжается «Ростелеком»)».
Осваивая Internet
Роль информационных технологий в осуществлении экономических реформ стала предметом доклада представителя Санкт-Петербургского государственного технического университета г-на Ступака. Он отметил, что анализ процессов подготовки и реализации экономических реформ показывает, насколько существенную роль играет «информационно-технологическая» составляющая. Действительно, эти процессы базируются на трех основных элементах любой информационной технологии — сборе, передаче и обработке данных. Г-н Ступак особо подчеркнул, что ни одна серьезная реформа XXI века не приведет к желаемому результату без использования таких технологий, причем главное внимание должно быть уделено развитию Internet в России как наиболее доступной и полной информационной базы.
* * *
Итак, основные задачи и пути их воплощения намечены, теперь дело «за малым» — их практической реализацией. Жизнь покажет, какие из проектов и решений Форума так и останутся «бумажными».
ОБ АВТОРАХ
Александр Матвеев (AlexanderM@bsh.ru) — исполнительный директор НАСС, Виктор Михеев (vmiheev@mail.ru) — корреспондент журнала «Сети» в Санкт-Петербурге.