Рынок индивидуальных пользователей сотовой связи небесконечен. Углубляя проникновение в этот сегмент, операторы неизбежно изменяют качественный состав своей абонентской базы в сторону малобюджетных, низкодоходных клиентов. Однако в идеале они хотят достичь одновременно положительной динамики роста численности абонентов и повышения доходности бизнеса.

Столь противоречивые на первый взгляд задачи решаемы, если принять в расчет наличие огромного сектора корпоративных заказчиков, для которых сотовая связь за последнее время стала неотъемлемой составляющей бизнес-ландшафта. Некоторые люди, привыкнув к своему мобильному телефону, продолжают пользоваться им даже в офисе. Но, к сожалению, стоимость разговоров остается достаточно высокой, что сдерживает проникновение услуг сотовой связи в корпоративный сектор.

Долгое время. Операторы предлагали специальные тарифные планы для высокобюджетных абонентов, пользующихся несколькими телефонными аппаратами. При этом количественный ценз для перехода клиента в привилегированную группу корпоративных пользователей устанавливался каждым оператором индивидуально.

Технические возможности сотовых операторов при работе с корпоративными клиентами определялись в основном характеристиками биллинговой системы. Если последняя позволяла настраивать тарифные планы не только в зависимости от общей суммы оплаты, но и по принципу избирательности вызываемых абонентов, операторы могли организовывать услуги типа "Friends&Family" или "закрытая сотовая группа". Суть этих предложений сводилась к одному: уменьшалась стоимость звонка между абонентами в пределах группы (до 70%) и тем самым стимулировалось использование сотовой связи вообще.

Настоящая подборка материалов посвящена технологической концепции, которую можно обобщенно назвать "корпоративная сотовая связь". Эта концепция нацелена на создание качественно иного подхода к обслуживанию корпоративных заказчиков, предусматривающего предоставление мобильным абонентам расширенного спектра услуг связи. В результате ее реализации операторы получат новую и очень перспективную область деятельности, а бизнес-заказчики получат серьезную дополнительную мотивацию для развития корпоративных мобильных коммуникаций.


Ericsson объединяет GSM и IP

Решение GSM on the Net, разработанное компанией Ericsson, представляет собой офисное приложение, предназначенное для корпоративных заказчиков. В нем реализована передовая концепция интеграции сетей GSM и LAN. Точнее сказать, протоколы GSM наложены на транспортную среду Internet. GSM on the Net, использующее в качестве транспортной среды инфраструктуру LAN, обеспечивает передачу любого вида трафика, то есть является мультисервисным решением.

Концепция интеграции сотовой связи и Internet предусматривает, что доступ к корпоративной системе может быть осуществлен несколькими путями: с помощью GSM-телефона, IP-телефона или же персонального компьютера (ПК) — в зависимости от того, какой вид терминального оборудования предпочтителен для пользователя. Решение от Ericsson основывается на принципах «мобильность пользователя» и «терминальная мобильность». «Мобильность пользователя» означает, что абонент системы может быть доступен по одному и тому же телефонному номеру - без привязки к типу используемого им в данный момент оконечного устройства (конвергенция фиксированной и мобильной связи — FMC). «Терминальная мобильность» подразумевает, что абонент способен применять один и тот же GSM-телефон для связи как внутри офиса, так и за его пределами (принцип «один абонент — один телефон — один телефонный номер»).

Архитектура системы

Ericsson предлагает GSM on the Net как новое офисное решение, способное заменить любую существующую ныне коммуникационную сеть предприятия. Система базируется на рекомендации Международного Союза Электросвязи Н.323, специально разработанной для реализации мультимедийных соединений с использованием сетей пакетной коммутации.

В системе можно выделить несколько ключевых элементов (см. рис. 1).

Ключевые элементы системы GSM on the Net

Шлюз играет роль посредника между GSM on the Net и сетью сотовой связи общего пользования, ТфОП, а также УАТС. GSM on the Net может выполнять функции любого существующего офисного приложения. Поскольку разработчики решения предполагают осуществлять на его основе поэтапную замену прежней коммуникационной системы, интерфейс к УАТС оказывается полезным лишь на этапе развертывания. Основная задача шлюза - реализовать взаимодействие традиционных систем коммутации каналов с мультимедийной средой на базе Н.323. На сегодняшний день поддерживаются следующие интерфейсы и типы сигнализации: PRA/PRI, BRA/BRI, ISUP, SS7, MAP. В состав шлюза включены также эхо-подавители, голосовые и видеокодеры.

Сервисный узел является «сердцем» системы, он участвует в процедуре установления и завершения звонка и контролирует все активизированные соединения. Сервисный узел реализует необходимую трансляцию адресов, например, между номерами ТфОП и внутренними адресами системы. С его помощью осуществляется администрирование пользователей и обеспечивается безопасность. Сервисный узел ответственен за маршрутизацию звонков по наиболее целесообразному пути (Least Cost Routing). Кроме того, он обладает полной функциональностью УАТС и реализует ряд дополнительных услуг, например организации виртуальных частных сетей.

Сервер беспроводного доступа отвечает за подсистему мобильной связи внутри офиса, что достигается за счет поддержки функциональности центра мобильной коммутации (MSC, Mobile Switching Center), контроллера базовых станций (BSC, Base Station Controller) и реестра гостевых абонентов (VLR, Visitor Location Register). Сервер доступа состоит из двух частей: контроллера доступа и системы управления радиосетью.

К основным функциям контроллера доступа к сети относятся управление мобильностью, контроль за беспроводными соединениями, служба коротких сообщений и регистрация абонентов в VLR. Все абоненты системы должны быть прописаны во внешней сети GSM.

Сервер радиосети контролирует радиоресурсы системы и управляет входящими в нее базовыми станциями. Его основные задачи - управление мощностью передатчиков и используемыми радиоканалами и выдача рекомендаций на хендовер.

Сервер приложений представляет собой наиболее открытый элемент системы GSM on the Net. Компания Ericsson предусмотрела возможность расширения функциональности системы за счет применения открытого интерфейса программирования приложений (API, Application Programming Interface). Благодаря этому корпоративные заказчики способны самостоятельно модифицировать систему так, чтобы она наилучшим образом отвечала их требованиям.

Наличие открытого API делает развертывание новых услуг простым и быстрым. Примерами популярных сегодня приложений являются инициализация вызова по имени абонента, универсальный почтовый ящик (Unified Messaging, UM) для всех типов входящей и исходящей корреспонденции, интерактивный голосовой автоответчик (IVR, Interactive Voice Response) и разнообразные системы, нацеленные на поддержку клиентов. Внедрение подобных услуг позволит адаптировать систему под конкретные бизнес-требования корпоративных заказчиков и, как следствие, повысить производительность труда.

В системе GSM on the Net используется подсистема базовых станций RBS 2401, специально разработанная Ericsson для внутриофисного применения. Станция обеспечивает эффективное покрытие в местах большой концентрации абонентов. Она оснащена двумя приемопередатчиками, компактна (может монтироваться на стену) и имеет малый вес. Оборудование БС подготовлено для работы с полускоростным (Half Rate) и улучшенным полноскоростным кодированием речи (Enhanced Full Rate). Наряду с этим существует аппаратная поддержка высокоскоростной передачи данных по пакетным сетям и коммутируемым каналам (GPRS и HSCSD соответственно). Базовые станции напрямую подключаются к LAN, поскольку служебные сигналы GSM MAP передаются поверх стека протоколов IP. Базовые станции RBS 2401 работают в диапазоне 900 и 1800 МГц, и каждая из них способна обслуживать не менее 50 абонентов при штатной нагрузке 150 мЭрл на одного абонента и вероятности отказа в обслуживании не более 1%.

Оконечное терминальное оборудование может быть представлено телефоном стандарта GSM, мультимедийным ПК и стационарными устройствами, в частности IP-телефонами. При этом мобильный телефон должен удовлетворять требованиям GSM фазы 2+, то есть иметь функциональность SoLSA (Support of Localized Service Area); требование к IP-телефонам и терминальным программам — H.323-совместимость.

В качестве инфраструктуры локальной сети необходимо использовать стандартную сеть на базе Ethernet со скоростью пропускания шины не менее 10 Мбит/с.

Сценарий развертывания системы

Логически система GSM on the Net может быть разбита на две основные подсистемы (см. рис. 2). Все ключевые элементы располагаются на стороне GSM-оператора, а на стороне корпоративного клиента устанавливается подсистема базовых станций и оконечное терминальное оборудование. Возможен вариант, когда шлюз устанавливается также и на стороне корпоративного заказчика, но в этом случае через него идет только входящий трафик. Офисы корпоративных заказчиков подключаются посредством опорной IP-сети или выделенных каналов связи. Сервисный узел, установленный на стороне GSM-оператора, управляет системой в целом.

В каждой системе GSM on the Net оператор может подключать несколько территориально удаленных офисов, предлагая каждому заказчику собственный корпоративный план нумерации (Private Number Planing, PNP) и индивидуальный набор услуг. Благодаря использованию опорной IP-сети телефонный трафик проходит между офисами, минуя ТфОП, что делает систему GSM on the Net еще более привлекательной (за счет снижения операционных расходов на связь).

Преимущества для оператора и пользователей

Решение GSM on the Net имеет ряд достоинств как для конечных пользователей, так и для GSM-оператора. Для пользователей применение такого решения означает, что им будет достаточно иметь один мобильный телефон стандарта GSM для обеспечения глобальной мобильности — в международной и местной сети подвижной связи, а также внутри офиса. Независимо от типа оконечного устройства абонент всегда доступен по одному и тому же номеру телефона.

Благодаря использованию единой инфраструктуры IP для всех типов связи решение GSM on the Net позволяет предложить абонентам новый набор услуг интегрированной компьютерной телефонии дополнительно к стандартному набору услуг учрежденческой АТС.

Данное решение дает возможность руководству фирмы контролировать расходы на связь и управлять предоставляемыми услугами в единой операционной среде. Кроме того, наличие одной инфраструктуры вместо трех влечет за собой сокращение производственных расходов.

Территориально-распределенным компаниям применение виртуальных частных сетей позволяет сократить свои расходы за счет передачи голосового трафика через более дешевые IP-сети, без использования ресурсов ТфОП.

Операторы, предлагающие корпоративным клиентам решение GSM on the Net, способны полностью удовлетворить потребности заказчиков во всех видах сетевых услуг, в том числе — в телефонной связи и передаче данных.

Вырабатывающаяся у абонента привычка постоянно задействовать мобильный телефон GSM в зоне GSM on the Net будет стимулировать более активное использование того же телефона в зоне покрытия сети GSM общего пользования, что станет способствовать росту доходов оператора от основной деятельности. Наконец, внедрение последних технических достижений обеспечит поднятие имиджа GSM-оператора как передовой инновационной компании.


Siemens: трудный выбор

Позиция корпорации Siemens может во многом предопределить результаты намечающегося противостояния DECT и GSM. Следует отметить, что по итогам 2000 года немецкий концерн стал первым среди мировых производителей DECT-систем. Вместе с тем Siemens активно набирает баллы в конкурентной борьбе за сотовый рынок. Ситуация для компании деликатная, что заставляет корпорацию проводить осторожную конструктивную политику.

В российском офисе ее департамента ICN (Information and Communication Networks) заявляют, что хотя Siemens и разрабатывает продукты для корпоративной мобильной связи GSM, эта деятельность пока не имеет отношения к российскому рынку. Дескать, заявки на создание такого рода проектов можно сосчитать по пальцам, и завозить дорогостоящее оборудование для их реализации попросту нецелесообразно. В ближайшее время, считают в корпорации, оптимальным решением для нашей страны останется DECT. Кроме того, обеспечение интеллектуальных услуг FMC (например, вызов абонента по единому персональному номеру) у нас затруднено из-за недостаточности современных цифровых линий связи. Старыми АТС не поддерживаются многие базовые протоколы интеллектуальной маршрутизации, а следовательно, для начала операторам и корпоративным заказчикам нужно провести замену коммутационного оборудования.

Однако выяснилось, что Siemens собирается презентовать новые телекоммуникационные решения, предназначенные для поддержки корпоративной мобильной связи на предстоящей выставке CeBIT, но раньше времени не хочет широко их обсуждать. Правда, первые официальные заявления на этот счет уже прозвучали в Севилье на февральском форуме «Мобильный бизнес».

Наброски конвергентного будущего

В Севилье корпорация анонсировала новые продукты, с которыми она собирается выступить на крупнейшей европейской выставке ИТ. Среди них — коммуникационная платформа HiPath Corporate GSM, объединяющая сеть GSM с корпоративной телефонной системой и конвергированной IP-сетью внутри офиса. Это решение соответствует основной концепции FMC «один человек — один телефон — один телефонный номер» и позволяет осуществлять «гладкий» роуминг между корпоративной и глобальной сетями GSM.

Другим продуктом того же класса стал HiPath Teleworking, обеспечивающий предоставление мобильным абонентам расширенных функциональных возможностей. Эта платформа призвана объединить в себе стандартные функции УПАТС (перенаправление вызовов, организация корпоративного плана нумерации, доступа к универсальному почтовому ящику и др.) и поддержку активного внедрения приложений на базе IP.

Словом, в европейском и мировом масштабах интерес к новой области приложений сотовой связи у Siemens есть. При этом корпорация поддерживает определенную преемственность на пути развития телекоммуникационных технологий. Продвигая инновационные и ориентированные на рынок решения FMC, Siemens во многом опирается на платформу INXpress, которая реализует функциональность интеллектуальной сети (IN) на базе конвергентной среды передачи данных.

В сфере FMC компания намерена предлагать всевозможные технические решения, обеспечивающие организацию популярных сегодня сервисов, таких как поддержка единого персонального номера, закрытых групп пользователей, услуг семейства Friends&Family. Каждый из этих сервисов расширяется и модифицируется в соответствии с потребностями заказчика. Клиент способен также использовать стандартные пакеты интеллектуальных сервисов, настроив их в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Основное достоинство такого решения состоит в том, что заказчик получает различные интеллектуальные сервисы с помощью обеих систем, фиксированной и мобильной.

Корпорация видит дальнейшее развитие стратегии FMC в русле конвергенции мира мобильной связи и IP. Принадлежащие к этому семейству решения от Siemens в целом исповедуют озвученную Ericsson идеологию агрегирования универсальной мобильности и доступности GSM с низкой затратностью, оперативностью и инновационностью сервисов на базе IP. Бизнес-пользователи корпоративного GSM будут получать одинаковый полнофункциональный набор сервисов вне зависимости от их местонахождения — внутри или вне офиса.

На трех китах

В солнечном штате Колорадо недавно был заключен новый союз между компанией Opuswave Networks и подразделением Siemens ICN в целях стратегического инвестирования совместного проекта. Миссия партнерского проекта заключается примерно в следующем: сделать для корпоративных пользователей легким и приятным доступ к людям и информации, в любое время и в любом месте. Первой вехой на пути к этой цели является корпоративный GSM, который позволяет интегрировать системы передачи голоса и данных, имеющиеся на предприятии, с глобальными сетями GSM для организации единого коммуникационного пространства.

Аккумулируя собственный опыт создания беспроводных приложений и передовые технологии GSM от Siemens, компания Opuswave получила в свое распоряжение уникальные ресурсы для разработки решений корпоративного GSM. Со своей стороны Siemens, как поставщик готовых мобильных систем GSM, отвечает за поддержку всех инфраструктурных компонентов сети, начиная от коммутационных платформ и заканчивая абонентскими устройствами и программным обеспечением управления операторской сетью.

Корпоративный GSM в представлении Siemens и Opuswave — это сплав основных свойств трех телекоммуникационных технологий, которые ныне способны удовлетворить все корпоративные запросы в области связи. К ним относятся доступность и глобальность GSM, широкая функциональность и надежность УПАТС, открытость и экономичность локальных сетей. Для бизнес-пользователей мобильных телефонов растет актуальность доступа к информационным ресурсам компаний, поэтому системы корпоративного GSM должны быть готовы к развертыванию сервисов GPRS, EDGE и пакетной передачи данных в сетях третьего поколения (3G).

Другой задачей разработчики считают поддержку непрерывности предоставления корпоративных услуг, то есть сервисный роуминг при перемещении мобильного абонента из офисной системы в сотовую сеть общего пользования и наоборот. Разумеется, главным из этих сервисов является телефонный вызов абонента по единому персональному номеру.

Внедрение платформ корпоративного GSM, которые предлагает альянс Siemens и Opuswave, дает преимущества, мало чем отличающиеся от уже перечисленных для решения от Ericsson. Есть терминологические особенности, что характерно для неустоявшихся технологий: вместо внутриофисной говорят о «внутрикампусной» мобильности, подразумевающей в том числе уличное применение базовых станций. Однако это отличие малосущественно, так как передатчики базовых станций рассчитаны на пониженную мощность и ограниченный радиус действия.

В отличие от Ericsson альянс Siemens и Opuswave призывает не упразднять УПАТС, а сохранить для нее место в новой телекоммуникационной архитектуре предприятия. Таким образом уже осуществленные инвестиции в телефонную и IP-сети будут защищены. При внедрении корпоративного GSM к существующей телефонной и IP-сети предприятия добавятся четыре компонента: подсистема базовых станций, межсетевой шлюз GSM-IP, программная платформа управления услугами беспроводного доступа для абонентов и интерфейс между УПАТС и сетью сотовой связи общего пользования.

В остальном подход Siemens к архитектуре и функциональности этого решения очень схож с теми, которые декларируются конкурентами корпорации: поддержка VoIP по протоколу H.323, использование открытых индустриальных стандартов, масштабируемость систем в соответствии с нуждами разных категорий пользователей.

Siemens избрала более последовательную и консервативную политику перехода к корпоративному GSM, нежели Ericsson. В общем, это логично, поскольку немецкая компания больше тяготеет к традиционной телефонии, чем шведская. Кроме того, у Siemens хорошие позиции в российском государственном и крупном корпоративном секторах, а именно к ним относится целевая аудитория корпоративного GSM. Так или иначе о намерениях Siemens, связанных с российским рынком, мы, вероятно, узнаем лишь после CeBIT.


Avaya предлагает мобильность DECT

После отделения от Lucent Technologies компания Avaya стала заниматься обеспечением телекоммуникационными технологиями корпоративного сектора рынка. Поэтому закономерно, что соответствующие решения для поддержки корпоративной мобильной связи следовало искать среди разработок Avaya. Столь же логично, что Lucent должна была внести свою лепту в общее дело в виде предоставления платформ беспроводного доступа и оборудования радиоподсистемы.

Однако на европейском, ближневосточном и африканском рынках (по регламенту радиочастотного планирования МСЭ эти территории относятся к Району 1) ни Avaya, ни Lucent пока не проявили сколько-нибудь заметной заинтересованности в проектировании систем корпоративной сотовой связи. Оказалось, что лишь единственный представитель семейства беспроводных решений Definity Wireless Business System, базирующихся на широко известной УАТС Definity, создан в расчете на Европу. Этот продукт называется Definity Wireless DECT System и поддерживает мобильность корпоративных пользователей только посредством технологии DECT.

Для США и Канады Avaya также разработала беспроводную платформу Definity Wireless Business System-PWT, использующую нелицензируемый диапазон 1,9 ГГц (в полосе частот Personal Communication System — PCS). При этом утверждается, что решения на базе DECT и PCS предназначены для сегмента средних и крупных предприятий, то есть как раз для той сферы телекоммуникационного рынка, который европейские производители оборудования связи намереваются осваивать с помощью технологии корпоративного GSM.

Сегодня Definity считается мировым лидером в сегменте корпоративной телефонной связи. Функциональные возможности этой платформы, вне сомнения, велики, а ее бизнес-приложения по-прежнему стремительно развиваются. Однако, американские производители, видимо, не учли весьма серьезного обстоятельства: на европейском континенте (в том числе и кое-где в России), где существуют глобальные мобильные сети, весьма насущна проблема снижения стоимости связи между мобильными и корпоративными абонентами. А глобальную мобильность в данном регионе обеспечивает не DECT, а GSM.

Точности ради необходимо отметить, что для корпоративного рынка Avaya и Lucent все же разработали решение, поддерживающее не только корпоративный GSM, но и корпоративные TDMA и CDMA. Система Avaya EC500, в которой реализованы данные технологии, также рассчитана на крупные предприятия, но расположенные исключительно на территории США и Канады.

Принципиальных архитектурных отличий EC 500 от систем европейского происхождения не наблюдается — пожалуй, кроме того, что межсетевые шлюзы поддерживают взаимодействие по IP протоколов TDMA и CDMA, а также того, что Avaya предусмотрела для удаленных офисов использование выносного коммутатора. Вдобавок приходится констатировать: американские и европейские представления о «крупных» корпоративных заказчиках существенно разнятся. Если решение Alcatel WOC поддерживает до 1200 мобильных абонентов, то EC500 на базе Definity G3R позволяет обслуживать не более 300 абонентов.


Alcatel смотрит на российский рынок

Alcatel стал первым мировым производителем, который начал продвижение концепции корпоративного GSM на российский рынок. По крайней мере, так утверждают представители российского офиса компании. На сайте www.alcatel.ru открылся раздел, посвященный решению Alcatel на базе корпоративного GSM.

Примечательно, что эта компания (как и Siemens) является одним из мировых лидеров в производстве офисных систем, поддерживающих стандарт DECT. По сообщениям французского производителя телекоммуникационного оборудования, около 0,5 млн корпоративных пользователей в мире пользуются беспроводными системами DECT, основанными на PBX OmniPCX 4400.

DECT — проверенная временем технология, поддерживающая расширенную функциональность, однако в течение прошлого года компания разработала и выпустила семейство корпоративных беспроводных решений Wirefree Office Cellular (WOC) стандарта GSM. Эти системы способны удовлетворить потребности крупных корпоративных пользователей, чьи офисы или производственные территории располагаются на площадях, сопоставимых по размерам с зоной действия микросота GSM (радиус — до 400 м). Подобных предприятий в России немало, особенно в промышленных регионах Урала и Сибири, где сотовая связь общего пользования распространена лишь фрагментарно. Тем не менее представители Alcatel надеются находить заказчиков в первую очередь в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

Технические особенности

Суть решения Alcatel WOC достаточно стандартна для систем подобного класса и заключается в покрытии офисного помещения и прилегающей территории ячейками корпоративной сети GSM. Архитектура WOC состоит из двух основных конструкционных блоков, распределенной корпоративной подсистемы базовых станций (BSS) и корпоративного мобильного сервера (CMS), (рис. 1). Подсистема базовых станций, призванная обеспечивать высокое качество речи даже внутри больших зданий, соединяется с сотовой сетью общего пользования посредством стандартного A-интерфейса. С точки зрения оператора корпоративная подсистема базовых станций GSM является частью его собственной радиосети.

Для выпуска на рынок решения WOC Alcatel создала стратегический альянс с компанией InterWAVE Communications, поставщиком компактных беспроводных систем для GSM-сегмента сотового рынка. Решение WOC на базе продуктовой линейки радиоподсистемы InterWAVE гарантирует полную совместимость со всеми текущими версиями GSM-стандарта.

Ядром корпоративного мобильного сервера является PBX Alcatel OmniPCX 4400 (та же самая платформа, которая применяется для развертывания приложений DECT). Данная PBX оснащена специальными коммутационными CMP-платами (до четырех штук на одном шасси) и выполняет задачи коммутации вызовов абонентов в пределах зоны обслуживания корпоративного GSM. Благодаря наличию локального коммутатора CMS осуществляет маршрутизацию локальных вызовов корпоративных абонентов самостоятельно, не к обращаясь в MSC оператора внешней сети.

В платформе Omni PCX 4400 реализована фирменная концепция неблокируемой коммутационной матрицы, известная под названием Alcatel Cristal Technology (ACT). Она состоит в том, что все интерфейсные платы соединяются друг с другом по принципу «каждая с каждой». Любая CMP-плата поддерживает интерфейс с одной базовой станцией GSM и может одновременно обслуживать до 30 передающих каналов. Исходя из допустимой нагрузки на корпоративную сеть, равной 0,12 Эрл, можно подсчитать, что одна базовая станция способна обслуживать примерно 200 мобильных абонентов. В максимальной конфигурации в коммутатор OmniPCX 4400 устанавливается до четырех CMP-плат (поддержка четырех базовых станций), при этом количество обслуживаемых мобильных абонентов возрастает до 1200.

Обслуживание абонентов

Корпоративная сеть GSM обслуживает две категории мобильных потребителей — корпоративных, зарегистрированных на УАТС учрежденческой сети, и абонентов сети GSM общего пользования, которым доступны преимущества микросотового радиопокрытия. Однако даже в зоне обслуживания корпоративного GSM им предоставляются только сервисы публичного оператора. Корпоративные абоненты могут задействовать как телефонный номер сети GSM общего пользования, так и корпоративный план нумерации (Private Number Planing — PNP).

Все основные приложения офисной УАТС поддерживаются корпоративным мобильным коммутатором. Для этого CMS должен быть подключен к УАТС по любому из протоколов — EDSS-1, QSIG, DPNSS. Если же учрежденческая сеть построена на базе УАТС Alcatel, присоединение может осуществляться по протоколу более высокого уровня - ABC (Alcatel Business Communication). Корпоративный мобильный коммутатор способен транслировать мобильным абонентам ряд базовых функций интеллектуальной обработки вызовов: автодозвон, вызов по номеру или имени абонента, автоматическая переадресация и запрещение вызова, голосовая почта, конференц-связь, «секретарь/директор».

Два способа маршрутизации вызова абонента корпоративного GSM в ТфОП

1. Вызов направляется через УАТС посредством набора кода доступа в сеть общего пользования и телефонного номера вызываемого абонента ТфОП

2. Вызов направляется через коммутатор сети GSM общего пользования непосредственным набором телефонного номера вызываемого абонента ТфОП

Для корпоративного заказчика дополнительные полезные свойства мобильного коммутатора на базе PBX Omni 4400PCX — функции маршрутизации вызовов по пути наименьшей стоимости (Least Cost Routing) и централизованное управление предоставлением услуг посредством управляющего сервера. С помощью этих инструментов возможен контроль за использованием сотрудниками услуг сотовой связи в соответствии с утвержденным корпоративным регламентом (рис. 2). Интеграция фиксированной и мобильной телефонии на базе решения WOC позволяет применять функцию Hunting group (группа серийного искания), которая призвана осуществлять маршрутизацию вызова абонента в соответствии с заданными правилами (рис. 3).

Следующим эволюционным шагом развития корпоративного GSM от Alcatel станет переход на технологию пакетной коммутации на базе протокола IP.

Маршрутизация вызова абонента учрежденческой телефонной сети с использованием PNP и функции группового искания: 1. Вызываемый абонент отвечает с помощью фиксированного телефонного аппарата УАТС; 2. Вызываемый абонент отвечает с помощью мобильного телефона, находясь в зоне обслуживания корпоративного GSM; 3. Вызываемый абонент отвечает с помощью мобильного телефона, находясь в зоне обслуживания сети GSM публичного оператора

Методика продаж

Коль скоро Alcatel рассчитывает найти заказчиков корпоративного GSM в России, фирме придется столкнуться с рядом проблем, характерных для отечественных телекоммуникаций. В частности, это сертификация оборудования и разработка приемлемой методики продаж с учетом необходимости лицензирования любой деятельности, связанной с использованием радиочастот. Поэтому главной опорой Alcatel в реализации намеченных планов будут действующие сотовые операторы GSM.

Как уже говорилось, в условиях острой рыночной конкуренции они крайне заинтересованы в привлечении крупных бизнес-пользователей. Кроме того, их наличие на территории, на которой располагается такой заказчик, необходимо, чтобы реализовать все преимущества концепции корпоративного GSM. При подобном сценарии «снимается» самая проблемная часть развертывания проекта, связанная с частотным согласованием. Большие надежды на успех своего начинания Alcatel связывает с предстоящей в Москве Международной выставкой «Связь-Экспокомм — 2001».