Апрель оказался весьма насыщен событиями в телекоммуникационной отрасли, поэтому в силу ограниченности объема нашего издания мы не смогли подробно рассказать даже о наиболее интересных из них. Сегодня мы возвращаемся в тому дню, когда российская компания «Пентаком», учрежденная голландской фирмой RBC, удивила московский рынок фантастически смелыми планами создания широкополосной коаксиально-оптической сети (HFC-сети) в Подмосковье, рассчитанной на 1 млн абонентов.
Кен Роджерс: «?Пентаком? является первым в Московской области провайдером широкополосного доступа, и в этом наше главное рыночное преимущество» |
Если учесть, что сейчас столичные операторы расценивают как успех подключение 500 или 1 тыс. пользователей, эти планы можно назвать чрезвычайно оптимистичными. Правда, «Пентаком» практически первым среди коммерческих операторов взял на вооружение принципиально иную стратегию развития проекта: он отказался от привычного движения «сверху вниз», то есть от изначальной ориентации на самые обеспеченные слои населения, и делает ставку на основную массу потребителей.
Впечатляет и общая стоимость развертывания сети, обнародованная на пресс-конференции по случаю запуска проекта в городе Мытищи, — 250 млн долл. Интересно, на чем зиждется решимость инвестора обеспечить передовыми услугами связи жителей подмосковных городов и весей. Представители традиционных телефонных компаний утверждают, что сроки окупаемости вложений в связную инфраструктуру по-прежнему весьма длительны — от пяти лет в крупных городах до 30—50 лет в сельских районах. Следовательно, либо одна из сторон неверно оценивает текущую ситуацию на российском телекоммуникационном рынке, либо другая сторона попросту не умеет управлять масштабными проектами, требующими привлечения крупных заемных средств. Поэтому первый вопрос, адресованный ответственным редактором «Сетей» Игорем Елисеевым президенту и исполнительному директору компании «Пентаком» Кену Роджерсу, касался сферы управления инвестиционными рисками.
По российским меркам бюджет вашего проекта, составляющий 250 млн долл., просто огромен. И, хотя инвестиции будут растянуты во времени, наверняка существует большой коммерческий риск. Как вы собираетесь минимизировать влияние негативных внутренних и внешних факторов на судьбу своего проекта? Иными словами, какова ваша политика управления рисками?
Этот вопрос для нас действительно очень актуален. Я разделил бы плоскость рисков на две области. Внутреннюю, теоретически подконтрольную для инвестора, и внешнюю, которая зависит не от нашей политики, а от макроэкономических факторов. Я хорошо знаком с новейшей историей России и прекрасно понимаю, что доля неподконтрольных бизнес-менеджменту рисков велика. Разумеется, в относительном выражении, если сравнивать, например, Россию с развитыми странами Запада. Однако рассмотрим ситуацию с другой стороны.
Инвестор всегда может выбрать, куда вкладывать деньги. Один из них, скажем, обратит внимание на Нью-Йорк и скажет: «Политическая ситуация здесь стабильная, экономическое положение — хорошее». Но вместе с тем на этом рынке огромен коммерческий риск, ибо при отсутствии эксклюзивного предложения для потребителей у нового проекта окажется слишком много конкурентов. Чтобы выстоять в таком случае, нужно либо вывести на рынок некую эксклюзивную услугу (что сделать опять-таки непросто), либо откровенно демпинговать. Последний вариант тоже сомнителен: во-первых, в цивилизованном обществе он сразу же привлечет внимание антимонопольных органов, а во-вторых, коммерческой окупаемости вложений тогда достигнуть не удастся.
Другой инвестор приедет в Россию. Он знает, что здесь ситуация нестабильная, но рынок услуг находится в зачаточном состоянии. Таким образом, выбирая большой «макроэкономический» риск, он снижает вероятность коммерческого провала проекта. Мы пошли именно этим путем и являемся первым в Московской области провайдером высококачественного широкополосного доступа, в чем и состоит наше главное рыночное преимущество.
Относительно политики управления коммерческими рисками могу с уверенностью сказать: мы создали такую организационную структуру предприятия, которая позволяет свести к минимуму возможные негативные факторы. Весь уставной капитал «Пентакома» принадлежит голландской фирме RBC. Деньги, привлеченные материнской компанией под строительство широкополосной сети в России, хранятся за рубежом в долларах или евро, финансирование проекта осуществляется помесячно. Все это призвано компенсировать риск обесценивания внутренней валюты в результате курсового обмена (в долгосрочной и среднесрочной перспективе).
Другой составляющей нашей бизнес-политики является жесткий контроль за расходами. Мы ежедневно следим, чтобы затраты на строительство сети соответствовали бюджетному плану. Информация о строительстве сети поступает в оперативный центр каждый день. Малейшие отклонения от заданного сценария анализируются руководством компании, а затем принимаются адекватные управленческие меры. Так что в области внутренних рисков мы чувствуем себя спокойно, а в остальном держим руку на пульсе событий.
В любом случае началу реализации вашего проекта должны были предшествовать исследования рынка. В соответствии с вашими оценками, насколько будут востребованы населением Подмосковья предлагаемые «Пентакомом» услуги?
Могу привести конкретный пример: перед началом строительства первой очереди широкополосной сети в Мытищах было опрошено не менее 5% населения этого города. В итоге наши маркетологи смогли составить профиль аудитории потенциальных потребителей телефонных услуг, доступа в Internet и кабельного телевидения и разработать тарифную модель, соответствующую реальному платежному спросу. Благо конкурентов в этой сфере услуг у нас нет, и «Пентаком» позволил себе выбрать именно такую объективную модель ценообразования. Всего же детальное исследование потребительского рынка проведено в 27 городах Московской области. Поэтому развертывание сети в данных населенных пунктах не должно быть сопряжено для нас с какими-либо сюрпризами.
Я не возьму на себя смелость предсказать, каким окажется телекоммуникационный рынок Подмосковья через три—пять лет, однако отнесу данный инвестиционный проект к неудачным, если мы не окупим свои вложения десятикратно.
Речь идет о 2,5 млрд долл. дохода?
Нет, 250 млн долл. — оценка стоимости строительства всей широкополосной сети емкостью 1 млн абонентов. Реальные инвестиции, которые необходимы для успешной реализации проекта, составляют порядка 50 млн долл. Это, так сказать, стартовый капитал проекта, а остальная сумма будет поступать уже за счет поэтапного ввода системы в коммерческую эксплуатацию и продажи услуг абонентам. Следовательно, мы подразумеваем, что спустя пять лет суммарный доход от продажи услуг населению достигнет 500 млн долл.
Как, по вашим прогнозам, распределятся абоненты «Пентакома» по критерию подписки на ту или иную услугу?
В Московской области, безусловно, самой востребованной станет обычная телефонная связь. На сегодня это важнейший элемент жизненно необходимых благ, и при существующем в регионе дефиците наше предложение установить телефон с прямым московским номером за 750 долл., я думаю, большинство очередников воспримет с энтузиазмом. Кабельное телевещание по своему «порогу ценового вхождения» будет гораздо более массовой и доступной услугой. За инсталляцию декодера и подключение 30 каналов кабельного телевещания «Пентаком» взимает с абонента 500 руб. В целом же, когда транспортная сеть и инфраструктура «последней мили» будут развернуты, доходы от услуг телефонии и КТВ должны быть примерно одинаковыми.
По нашим расчетам, из 1 млн абонентов 40% подпишутся на услуги КТВ, 30% — на интегрированный пакет услуг КТB и телефонии и только 10% пользователей потребуется высокоскоростной доступ в Internet.
А каковы будут ежемесячные платежи абонентов за пользование перечисленными услугами и насколько они коррелируются с платежеспособным спросом?
Как мы выяснили в ходе маркетинговых исследований рынка, у населения ближнего Подмосковья уровень заработной платы мало чем отличается от столичного. Как правило, проживающие там люди работают на московских предприятиях, но ежемесячно тратят на повседневные нужды несколько меньше, чем жители столицы. Несмотря на это, проблема корректного определения порога массового спроса на предлагаемые услуги остается деликатной.
«Пентаком» выбрал следующую модель: пакет из 30 телевизионных каналов будет стоить 200 руб./мес.; если же абоненту не требуется кабельное телевидение и его интересует только телефония или Internet, то минимальный пакет из семи телеканалов он получит бесплатно. Сюда входят программы вещания всех общенациональных телекомпаний (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6 и «Культура»), а также официальный телеканал правительства Московской области и местный, муниципальный телеканал. Наши специалисты, разумеется, будут оказывать техническую и творческую помощь владельцам этих телевизионных ресурсов в формировании сетки вещания. По сути, наш проект имеет еще и социальную значимость для региона. От последствий пожара на Останкинской башне больше всего пострадали жители Москвы и Подмосковья — остальное население страны получает телевизионные программы главным образом через спутник. В ряде городов области до сих пор не налажена передача качественного телевизионного сигнала. Реализация нашего проекта позволяет не только решить текущую задачу, но и устранить возможность возникновения подобных проблем.
Что же касается суммы ежемесячного платежа (200 руб.), ее можно сравнить с 20 долл. абонентской платы пользователей «Космос ТВ». Последним предоставляется 23 телеканала, из которых около половины ретранслируются на иностранных языках. Другой пример — 18,95 долл. за стандартный пакет «НТВ+». Думаю, что такое сравнение будет явно в нашу пользу.
А какие тарифы вы предлагаете пользователям Internet?
Существует два варианта подключения. Это безлимитный доступ в Internet с помощью специальной приставки-декодера Set-Top-Box, обеспечивающий пропускную способность 1 Мбит/c и доступ в Сеть с помощью кабельного модема на скорости 10 Мбит/c по стандарту Euro DOCSYS — также без ограничений по трафику. В первом случае абоненты будут платить 20 долл./мес., во втором — 50 долл. Статистика, собранная действующими в Москве Internet-провайдерами, показывает, что примерно таков же (порядка 20 долл.) уровень затрат абонентов dial-up. При этом качество услуг доступа и скорости соединения по телефонной линии и посредством коаксиально-оптической технологии даже невозможно сравнивать.
Не слишком ли высокой окажется для населения Подмосковья установленная «Пентакомом» стоимость подключения к телефонной сети?
Почему мы установили расценки на уровне 750 долл.? Конечно же, специалисты «Пентакома» проанализировали предложения местных телефонных операторов. Их средняя цена составляет чуть более 1 тыс. долл. за местный телефонный номер, и тем не менее имеется огромная очередь желающих установить дома телефон. Предлагая свои услуги, мы хорошо осознаем, что 750 долл. — это дешевле, чем у конкурентов, но все равно достаточно дорого. Поэтому к моменту завершения основного этапа развертывания сети в Московской области мы намерены довести стоимость подключения до 450 долл..
Какими вы видите перспективы развития вашего инвестиционного проекта? Что последует после завершения строительства сети в Подмосковье?
Весь инвестиционный проект мы условно разбили на три этапа. Первый предусматривает развертывание сети в городе Мытищи, второй — дублирование этого опыта во всей Московской области, а третий — выход на рынок других российских регионов, имеющих схожую конкурентную среду и социально-экономическую ситуацию. «Пентаком» уже получил лицензию на местную телефонную связь и телематические услуги, включая доступ в Сеть, Internet-телефонию и передачу данных в пределах всей России. Следующим регионом, где наша компания планирует построить широкополосную сеть на базе гибридной технологии, будет, наверное, Санкт-Петербург.
Почему вы игнорируете Москву?
Существует три главные причины того, почему мы не рассматриваем Москву, — высокие затраты на строительство, неблагоприятная конкурентная среда и особенности политической ситуации. Возможности быстрого создания сетевой инфраструктуры в области гораздо более реальны, а во многом именно от этого зависит коммерческий успех проекта. Кроме того, мы достигли взаимопонимания с правительством Московской области, и оно оказывает нашей инициативе посильную поддержку.
В Москве же в каждом районе присутствует три-четыре телефонных оператора и два-три оператора кабельного телевидения. Парадокс в том, что при таком обилии игроков на рынке нет явного лидера. Каждый пытается создать собственную транспортную сеть и предоставить клиенту один и тот же набор услуг. Каждый выбирает одну и ту же модель развития — вначале охватить наиболее обеспеченные слои населения, а затем постепенно «спуститься в массы». В результате капитальные затраты на строительство сетей становятся огромными, а темпы развития проектов стремятся к нулю. Непонятно, почему такое положение вещей пока всех устраивает. Мы же четко намерены стать лидером на своем рынке и охватить до 80% населения тех городов, которые войдут в сферу интересов «Пентакома». Иными словами, изначальная наша цель — массовый потребитель.
Сможет ли кто-либо из московских операторов составить вам конкуренцию на подмосковном рынке?
В сегменте интегрированных услуг телефонии, кабельного телевидения и высокоскоростного доступа к Internet работают несколько московских провайдеров. Среди них можно выделить компанию «Комкор-ТВ», у которой имеется весомый проект, обладающий хорошей поддержкой со стороны местных структур власти. Потенциально «Комкор-ТВ» может создать нам конкуренцию, но пока ее деятельность не выходит за рамки столичной зоны. Преимущество этого оператора состоит в том, что он, как и «Пентаком», использует коаксиально-оптическую технологию, зарекомендовавшую себя во всем мире как лидер в нише широкополосных домашних сетей.
Другой оператор, «МТУ-Информ», насколько известно, пытается применить в Подмосковье технологию эфирно-кабельного вещания, такую как MMDS или LMDS. Проблематичность этого подхода, кажется, заключается в необходимости использования радиоресурса, который в условиях России весьма «труднодоступен».
Работая в компании Motorola, я сам много лет занимался технологиями MMDS/LMDS и прекрасно знаю, где скрываются подводные камни. MMDS работает в одном из самых «недоступных» для российских коммерческих операторов диапазонов радиоспектра (2,3—2,5 ГГц). Кроме того, этот стандарт обеспечивает реализацию только видеосервисов, хотя и на относительно большой территории (в радиусе до 100 км).
Технология LMDS, напротив, поддерживает все те сервисы, которые мы предлагаем по кабельной сети, но обеспечивает очень небольшое покрытие. Одна базовая станция обслуживает территорию радиусом до 3-5 км, поэтому для устойчивого приема сигнала в каждом населенном пункте потребуется установить несколько вышек и антенн. Плюс ко всему — проблемы частотного планирования. Абонентский комплект LMDS должен обеспечивать обработку радиосигнала, идущего в обе стороны (для телефонии и телематики), и стоимость таких устройств составляет сегодня около 2 тыс. долл. Мало того, как свидетельствует практика, в городах с плотной застройкой лишь 40% жителей получают хороший радиосигнал, а остальным нужно выносить антенны или покупать усилители. В общем, LMDS — дорогая технология, и во всем мире найдется считанное количество примеров ее успешного применения.
А что вы можете сказать о «второй жизни» медной пары? Ведь во всем мире технология ADSL завоевывает все большую популярность, а в столице есть оператор, который реализует ее в коммерческом проекте.
Медь действительно переживает новый пик популярности, но каналы ADSL не являются подходящей основой для телевизионного вещания. Дело даже не столько в пропускной способности меди, сколько в том, что асимметричная цифровая линия имеет существенные ограничения на расстояние. Модемы будут подстраиваться на меньшую пропускную способность канала, что критично для передачи видеотрафика. Специалисты утверждают, что на сегодняшний день VDSL является единственной «медной» технологией, способной устойчиво работать с интегрированным аудио- и видеотрафиком. Однако стоимость соответствующих модемов, выпускаемых, к примеру, компанией Next Level Company, еще не опустилась ниже 500 долл.
Гибридная HFC-технология предоставляет нам в несколько раз больший запас доступного диапазона частот (1ГГц), чем все известные на сегодня разновидности xDSL, а значит, в ней изначально заложена значительная пропускная способность. Мы подсчитали, что по себестоимости прокладки волоконно-коаксиальный кабель обойдется примерно на 10% дороже, чем медный, но при этом оператор получит существенные возможности в плане предоставления услуг.
Какова же тогда стоимость абонентских комплектов для технологии HFC?
Как я уже говорил, основным способом доступа абонентов к Internet будет подключение посредством устройства Set-Top-Box. По сути, это телевизионная приставка, снабженная клавиатурой и инфракрасным портом. «Пентаком» сделал крупный заказ на производство такого оборудования у британской компании Technetix. Объем данного заказа позволяет нам минимизировать себестоимость производства, поэтому для нашего абонента цена одного декодера составит 75 долл. (вместе с подключением к Internet).
Обычные кабельные модемы, гарантирующие скорость 10 Мбит/c, будут продаваться по цене 250 долл., но еще раз хочу подчеркнуть, что это оборудование не предназначено для массового домашнего пользователя, а скорее для малого бизнеса. Безусловно, мы не ограничиваем себя каким-либо отдельным сегментом пользователей и готовы обслуживать всех заинтересованных в качественных услугах клиентов.