Компания «Сонера Рус», которая прежде была известна под именем «Финтелеком», представляет собой довольно уникальное явление на российском телекоммуникационном рынке. Это предприятие со стопроцентным участием финской корпорации Sonera уже более шести лет строит на территории нашей страны магистральные линии связи, иначе говоря — занимается реальными инвестициями в опорную инфраструктуру телекоммуникаций.
ЮРИЙ ЖУКОВСКИЙ: «Весь цивилизованный мир перешел на идеологию Value Added Services, и Россия на будет исключением» |
Раньше название Sonera ассоциировалось у нас с первичными услугами транспортного уровня, но весной нынешнего года ее руководство решило изменить приоритеты и взять курс на развитие сервисной «надстройки» бизнеса. Данный факт заслуживает особого внимания, ведь, казалось бы, владельцу гигабитных волоконно-оптических магистралей и сложившейся клиентской базы можно было бы спокойно пожинать плоды проделанной работы. Чтобы выяснить причины такого поворота событий, ответственный редактор «Сетей» Игорь Елисеев встретился с коммерческим директором компании «Сонера Рус» Юрием Жуковским.
Насколько мне известно, магистральными линиями связи в международном масштабе ведает специальное подразделение корпорации Sonera Carrier Networks, однако в России этим бизнесом занимается российская компания со стопроцентным зарубежным уставным капиталом. С чем связана такая особенность организации бизнеса?
Sonera Carrier Networks, так же как и «Сонера Рус», является дочерним предприятием финского национального оператора Sonera, который ведет свою деятельность во многих странах мира. Надо сказать, что наша материнская компания строит магистральные сети не только в Финляндии и России, но и в США, Германии, Великобритании, государствах Центральной и Восточной Европы. По сути, Sonera превратилась в транснациональную компанию, и ее зарубежным бизнесом как раз и управляет подразделение Sonera Carrier Networks. Но в России сложилась в некотором смысле эксклюзивная ситуация, так как здесь требуется образование юридического лица, обладающего лицензией на ведение бизнеса. И здесь было создано отдельное дочернее предприятие, в совет директоров которого входят представители разных подразделений Sonera, в том числе Sonera Carrier Networks, с которым мы осуществляем постоянное оперативное взаимодействие.
Ваша деятельность в России опирается на использование собственной сетевой инфраструктуры. Каковы ее нынешнее состояние и темпы роста?
На сегодня мы располагаем примерно 1 тыс. км оптоволоконных линий, а общая пропускная способность международных каналов превышает 7,5 Гбит/c. Причем хотелось бы подчеркнуть, что все магистрали у нас строятся с большим запасом емкости. Следующим этапом развития инфраструктуры станет внедрение технологии на DWDM, и это произойдет уже в текущем году. В результате емкость сети увеличится в несколько раз. Кстати, Sonera Carrier Networks уже эксплуатирует DWDM-канал на участке от Хельсинки до Гамбурга — таким образом, наши магистральные линии станут логическим продолжением единой международной сети.
Как распределяются доходы «Сонера Рус» от предоставления различных услуг?
На сегодня главной услугой остается Sonera Ivan (предоставление в аренду выделенных каналов из России в США и Европу. — Прим. ред.). Она приносит нам свыше 50% всех доходов от деятельности и по этому показателю опережает остальные услуги (Global IP, Fast-Net и Data-Net), вместе взятые. Однако мы понимаем, что постепенно «голые» услуги станут менее привлекательными для заказчиков. Весь цивилизованный мир перешел на идеологию Value Added Services (сервисов с добавленной стоимостью), и Россия не будет исключением. Образно говоря, мы уже построили ствол, на котором должны вырасти «золотые яблоки».
Fast-Net и Data-Net, в сущности, тоже можно считать услугами с добавленной стоимостью, однако почему-то их доля в вашем бизнесе невелика...
Опять же объяснением тому служат общемировые тенденции. Fast-Net и Data-Net разработаны уже давно и предлагаются корпоративным заказчикам. При их организации для интеграции голоса и данных в одном магистральном канале используются протоколы frame relay. Если же рассмотреть последние аналитические отчеты мировых агентств, можно увидеть, что с каждым годом растет доля бизнеса, основанного на IP-технологиях. Это касается и телекоммуникационных операторов, и производителей сетевого оборудования. Именно поэтому особые надежды возлагаются на продажу услуги Sonera Global IP.
А какой она имеет спрос в России, и что вы собираетесь предпринять для его повышения?
Sonera Global IP — это продукт, который появился как коммерческое предложение совсем недавно. Разрешение Главгоссвязьнадзора на эксплуатацию Internet-узлов в Москве и Санкт-Петербурге, обеспечивающих выход в глобальные сети Европы и США, получено нами только минувшей весной. Первоначально под IP-приложения был выделен канал емкостью 155 Мбит/с, но он уже близок к своему исчерпанию, поэтому в самое ближайшее время «Сонера Рус» расширит его до 622 Мбит/с. Сейчас услуга Global IP состоит лишь в организации доступа в глобальный Internet. Следовательно, мы предоставляем клиентам некую базовую возможность маршрутизации IP-трафика, с помощью которой будут создаваться приложения высокого уровня. Сюда относятся и корпоративный Internet (intranet, VPN), и все прочие аналоги услуг Fast Net и Data Net, реализованные на протоколе IP, и Internet-телефония. Последняя услуга для нас очень перспективна, так как Sonera располагает мощной сетевой инфраструктурой по всему миру. Вопрос заключается в выборе надежных и перспективных партнеров.
Правильно ли я понимаю, что выпуск абонентских телефонных карт с эмблемой «Сонера Рус» не предполагается?
Абсолютно верно. Частные пользователи — не наш сегмент, тем более что сейчас в Москве и других городах России достаточно провайдеров, предлагающих услуги IP-телефонии по предоплаченным картам. Мы же должны продавать свои ресурсы оптом и сосредоточиться на качественном техническом обслуживании операторов и корпоративных клиентов. Все необходимые средства для этого у компании есть, а вопрос переполнения сети в обозримом будущем нам не грозит, особенно если учитывать предстоящую замену SDH- на DWDM-оборудование.
Давайте немного порассуждаем на тему бизнеса операторов транспортных сетей. В последнее время наблюдается повышенный интерес к данному сектору рынка со стороны различных российских ведомств. Значит, этот бизнес еще рано списывать со счетов?
Как говорил известный классик, если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно. Но чем больше ведомственных сетей будет строиться с целью извлечения коммерческой выгоды, тем большим станет срок их окупаемости. Ведь появление на рынке каждого нового игрока обуславливает изменение уровня цен, поскольку для спроса на первичные услуги решающее значение имеет стоимостный фактор. Уже сейчас сроки окупаемости транспортных сетей увеличились по сравнению с тем, что было несколько лет назад. С точки зрения успешности бизнеса новым участникам рынка стоит задуматься над тем, продолжать ли прокладывать лишние тысячи километров оптического кабеля на Запад или же искать пути партнерства с владельцами существующих магистральных сетей. Не сразу и не вдруг возникла потребность в координации усилий операторов в областях как строительства новых сетей, так и оптимизации уже действующих. Одной из наиболее жизнеспособных моделей может оказаться совместное использование сетевых транспортных ресурсов, при котором на готовой технической базе одного из партнеров формируются привлекательные для той или иной категории пользователей сервисы. В настоящее время мы становимся свидетелями того, как данная схема начинает действовать за рубежом в сфере сотовой связи. Например, в Германии традиционные конкуренты — компании Deutche Telekom и British Telecom пытаются объединить свои усилия для создания сети третьего поколения (3G).
Другая актуальная на сегодня тема — бизнес по принципу Application Service Provider (ASP). В применении к операторам магистральных сетей это может означать предоставление и текущую сервисную поддержку транспортных услуг, в том числе и на локальном уровне.
Разумеется, не могу не спросить, каковы планы компании «Сонера Рус» по расширению лицензионной зоны на территории России.
В любом начинании должен быть какой-то смысл и своя бизнес-логика. Конечно, мы изучаем и другие рынки российских регионов (помимо Москвы и Северо-Запада), но пока полученные данные не вдохновляют нас на крупные инвестиции в строительство опорных сетей. Если срок окупаемости транспортных магистралей растет в принципе, то в направлениях, отличных от того, на котором мы сейчас работаем, он стал уже слишком большим. Рано или поздно региональные телекоммуникационные рынки сократят разрыв, существующий между ними и Москвой, но даже в перспективе эта разница останется весьма значительной. В общем, пока компания «Сонера Рус» не готова рассматривать возможность расширения бизнеса на другие российские территории, но, вместе с тем, не исключен вариант взаимодействия с национальными, региональными и ведомственными операторами транспортных сетей.
Многие аналитики советуют корпоративным заказчикам заключать с операторами договоры, гарантирующие определенный уровень обслуживания (Service Level Agreement, SLA). Как ваша компания собирается реализовать услуги, базирующиеся на понятиях QoS и SLA?
Собственно говоря, корпоративный Internet или организацию VPN-сетей уже можно считать разновидностями услуг, для которых использование QoS или SLA является обязательным. Естественно, это направление будет развиваться и дальше. Как я уже сказал, Sonera Global IP представляет собой базовую услугу маршрутизации IP-трафика, над которой будут надстраиваться всевозможные приложения. В любом случае качество обслуживания клиентов является для нас приоритетной задачей, и даже на начальном этапе мы включаем в договоры с клиентами пункт о финансовой ответственности «Сонера Рус» за качество предоставляемых IP-услуг.
Мы пойдем одним путем
Для отечественной отрасли телекоммуникаций северо-западное направление является не иначе как «окном в Европу». Месяц назад компания «Раском» (оператор выделенных междугородных и международных каналов связи, входящий в группу «МирТелеком») завершила строительство первой в России линии передачи цифровой синхронной иерархии уровня STM-64 на основе волоконно-оптического линейного тракта DWDM. Оконечные станции этой транспортной магистрали находятся в Санкт-Петербурге и Москве, и в ее состав входят один регенерационный и шесть усилительных пунктов. Общая протяженность линии составляет 690 км, длина усилительного участка достигает 96 км, а регенерационного участка — 345 км.
Новая ВОЛС создана на основе существующих кабельных магистралей, а также оборудования TN-64X и OPTera-LH производства Nortel Networks. Система передачи TN-64X позволяет организовать до 124 992 стандартных дуплексных телефонных каналов и является наиболее мощной в семействе оборудования SDH, выпускаемого компанией Nortel Networks. В настоящее время ЦНИИС МС РФ проводит полевые сертификационные испытания новой линии связи.
Мультиплексоры и регенераторы TN-64X могут комплектоваться передатчиками с «окрашенным» оптическим интерфейсом, использующим одну из 32 световых волн в диапазоне от 1528 до 1560 нм, оптическими усилителями, мультиплексорами, компенсаторами хроматической дисперсии и другими компонентами, что позволяет создавать на их основе высокопроизводительные системы передачи информационных потоков. Однако в случае «апгрейда» магистральной сети «Раском», в которой доминирует транзитный трафик между Москвой, Санкт-Петербургом и Финляндией, вариант создания оптического линейного тракта DWDM только на основе сетевых узлов TN-64X оказался экономически неэффективным. Более перспективным было признано внедрение специализированного оборудования DWDM, в частности, блоков оптических линейных усилителей OAS OPTera-LH.
Основой OAS OPTera-LH являются многоволновые оптические усилители, с помощью которых возможна организация дуплексной передачи нескольких оптических сигналов по одному волокну во встречных направлениях. Всего в системах TN-64X, оснащенных блоками OPTera-LH, для формирования потоков SDH доступны 16 парных световых волн различной длины, что позволяет в тракте DWDM достичь суммарной скорости передачи по одному волокну 160 Гбит/с (в дуплексном режиме). Это эквивалентно емкости 1 999 872 дуплексных телефонных каналов.
Судя по всему, семилетний опыт сотрудничества компании «Раском» с операторами связи также показал необходимость развития услуг сетевого уровня. Во всяком случае, следующей вехой в ее деятельности — после перевода транспортного уровня сети на иерархию STM-64 и внедрения технологии DWDM — стало создание собственной наложенной IP-магистрали, проведенной в уже «изведанном» северо-западном направлении.
Архитектурная особенность будущей IP-сети — наличие значительного резерва емкости на участке между Санкт-Петербургом и Москвой. Узловые точки сети соединят между собой два канала STM-4 (622 Мбит/с), и, таким образом, суммарная полоса пропускания сети составит более 1 Гбит/с. В качестве IP-узлов задействуются мощные маршрутизаторы Cisco GSR12000, устанавливаемые на московской и питерской площадках оператора. Каждый из них обеспечивает пропуск пакетов данных на скорости до 40 Гбит/с и поддерживает такие современные технологии оптимизации трафика, как MPLS, VLAN и PoS. Компания «Раском» намерена гарантировать своим клиентам качество обслуживания (QoS) для различных типов трафика.
Однако «Раском» (в отличие в «Сонеры Рус», опирающейся на глобальный бизнес материнской компании) вынужден решать проблему выхода в зарубежные сети путем заключения партнерских соглашений с другими операторами. Как сообщают официальные источники «Раскома», для этих целей планируется установить соединения с американским и европейским сегментами глобальной сети посредством каналов 45 и 155 Мбит/с соответственно. По обнародованному графику строительство IP-магистрали должно завершиться уже к июлю, когда начнутся первые тестовые включения Internet-провайдеров.